Интегрированный урок литературного чтения и основ православной культуры по теме «Житие Сергия Радонежского»

0
0
Материал опубликован 27 January 2022

Интегрированный урок литературного чтения и основ православной культуры


Тема: Жития. «Житие Сергия Радонежского»

Цель урока: выяснить, почему Сергия Радонеж­ского причислили к лику святых. 


Задачи урока: 

Предметные: - знакомство с новым литературным жанром «житие»; 

- расширение словарного запаса; 

- развитие навыков анализа чтения; 

- приобщение к духовно - нравственным ценностям сво­его народа;

 - формирование потребности в нравственном совершен­ствовании.

- познакомить детей с православными молитвами, с молитвой «Отче наш».

 Личностные:

- развитие чувства преданности и любви к истории и культуре Родины;

 - осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, честность, бескорыстие, трудолюбие и милосердие.


 Метапредметные: 

- воспитание любви к родной истории, литературе и куль­туре;

- принимать и сохранять учебную цель и задачи;

 - умение анализировать литературные источники


 Оборудование: презентация, карточки с незна­комыми словами, большая энциклопедия, учебники «Литературное чтение»» авт. Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой, толковый словарь Ожегова С.И., учебник ОРКСЭ, Основы православной культуры Кураев А.В..



Ход урока

Добрый день – я вам сказала,

Добрый день – сказали вы.

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты.



1. Мотивация.

Введение в тему. (Слайд 1)

В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом,
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

2. Словарная работа.

Сегодня мы перенесёмся с вами в далёкое  прошлое нашей родины. Вы уже знакомы с некоторыми жанрами древнерусской литературы. Давайте их вспомним. (Слайд 2)

- Летопись – это погодная запись исторических событий; письменные сведения о важных событиях в жизни народа.

- Былина – это русская народная эпическая песня – сказание о богатырях; один из видов устного народного творчества.

Предание — жанр фольклора; устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. 

На уроке мы познакомимся ещё с одним жанром, название которого вы узнаете, восстановив в нужном порядке рассыпавшиеся буквы.

Т И Е И Ж

Одним из жанров древнерусской литературы являются жития.

Житие – повествование о чьей-нибудь жизни (устар.). Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь». Житиями древнерусские книжники называли произведения, рассказывающие о жизни святых. .(Слайд 3)

Жития имеют, прежде всего, религиозно-поучительный смысл. В древнерусских житиях видно светлое начало, умиление красотой мира Божьего. В житиях показаны мягкость святых, их душевная любовь к ближним, радостное исполнение земных трудов, духовная причастность к Христу.


3. Введение в тему

- Дома вы познакомились с отрывком из «Жития Сергия Радонежского».

- Кто является автором жития преподобного Сергия Радонежского? (Епифаний Премудрый).

- Почему Премудрый?

В том далёком прошлом писать и читать могли немногие. Таких людей уважали и называли мудрецами. Написано данное произведение было в 1418 году. Какой это век? Благодаря Епифанию Премудрому , русскому монаху,который был учеником самого Сергия и были написаны в житиях.(Слайд 4,5)

Чтобы узнать, почему люди помнят столько веков и почитают этого святого, давайте перенесёмся на 700 лет назад.

Раньше на Руси не было ни фотоаппаратов, ни фотографий. На Руси была традиция вышивать портреты на ткани. (Слайд 6)

- Посмотрите, перед нами портрет человека, который жил в том далёком прошлом. Похож ли он на нас, на тех людей, которые живут в наше время?

- Что вы видите необычного?

Одежда, которую сейчас уже не носят. Одевали её монахи – это люди, которые посвящали всю свою жизнь служению богу.

Над головой полукруг – это нимб. Его можно было увидеть не у каждого человека, а только у того, кого особенно почитали и уважали. Таких людей называли святыми. 

- И так, ребята, перед нами Святой Сергий Радонежский  

На Руси писали иконы, на которых изображали святых людей. С тех далёких времён, сохранились иконы с изображением  пр. Сергия Радонежского. (Слайд 7)


4. Работа с учебником литературного чтения (стр. 22-28)

- О жизни Сергия Радонежского мы знаем из древней книги. Название её так и звучит «Житие Преподобного Сергия Радонежского».

- Дома вы познакомились со страницами жития и узнали, как жил этот святой человек. Учитель: Назовите слова, которые вы выделили при чтении.

Благоверный, отрок, чадо, псалтирь, угодник, благочестивый, литургия, черноризец, иерей, инок, преподобный, просфора, псалом, мошна, обет.

-Для определения значения каждого слова обратимся к Толковым словарям Ожегова С.И.

5.Работа в группах. Словарная работа.

(Каждая группа получает свой набор слов и работает по определению их значений. Затем спикер каждой группы представляет результаты общей работы).

I группа

II группа

III группа


Благоверный

Благочестивый

Преподобный


отрок

литургия

просфора


чадо

черноризец

псалом


псалтирь

иерей

мошна


угодник

инок

обет




Благоверный



муж, супруг

отрок

мальчик-подросток

чадо

дитя, ребенок

псалом

религиозное песнопение, входящее в псалтырь

угодник

человек, угодивший богу

преподобный

определение, прибавляемое к именам монахов почитающихся святыми

благочестивый

соблюдающий предписания религии, прихожанин

литургия

утреннее или дневное христианское богослужение, включающее в себя молитвы, песнопения, чтение священных книг, проповеди и другие обрядовые действия

черноризец

монах, носящий черную одежду, не имеющий священнического сана.

иерей

священник

инок

Православный монах

просфора

то же, что просвира, маленький круглый белый пресный хлебец

псалтирь

хвала, хвалебная песнь, одна из книг Ветхого Завета, причисляемая к разряду учительных. Называется так, потому что большая часть содержащихся в ней псалмов, содержит в себе хваление, благодарение Богу


мошна

мешочек для хранения денег

обет

торжественное обещание, обязательство.



6. Работа над вопросами по тексту.

- Как звали Сергия Радонежского в детстве?

 - Что вы узнали о детстве Варфоломея?

 - Что необычного в том, как Варфоломей овладел грамотой? Как ты думаешь, почему это произошло именно с ним?

 - О чём просили родители Варфоломея? Исполнил ли он их волю? О каких чертах характера говорит его поступок?

 - Какой прекрасный и поучительный пример родительского послушания и благочестия показал нам юноша Варфоломей.

7. Работа по картине М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

-Встречу мальчика и черноризца отразил в своей картине Михаил Нестеров. Картина называется «Видение отроку Варфоломею». Художник Михаил Васильевич Нестеров всегда относился с особенной любовью к святому Сергию Радонежскому. Послушайте, как о своём произведении говорил сам автор: «Эта кар­тина моя самая любимая. Когда я смотрю на нее, у меня возникает такое теплое чувство, будто нужно прямо сейчас, в этот же момент, сделать какое-то хорошее, бескорыстное дело. Чувствуешь и пони­маешь, что с Божьей помощью ты сможешь сделать все хорошее, на что ты только способен.»

Глядя на эту картину, мы решили её «оживить». Называется «Звучащие картины». Это театрализация отрывка «Жития», который запечатлён на этом полотне. Предлагаю вам посмотреть.

8.Презентация проекта «Звучащие картины».

Звучит музыка. Ученицы в русских сарафанах исполняют танец «Со вьюном я хожу», затем садятся и разыгрывают сценку:

-«Смотрите, вон Варфоломеюшка идет!

А «веди» то он не ведает, «глаголы» то он не глаголет!

Иди, иди, ищи своих жеребятушек!

Теряха-растеряха, теряха-растеряха!» (Смех,убегают).



Выходит Варфоломей:

«Уходит день, прозрачный, как хрусталь,

Листы осин без ветра шелестят.

Смеркается, чуть розовеет даль…

Долина прячет пропавших жеребят…».



(На сцену выходит ученик в образе Монаха):

«Скажи мне, отрок, чем ты опечален?

Веселием не светится твой взгляд!

Ты в чистом поле ищешь жеребят?

О них не беспокойся, их найдешь

И в стойло жеребяток приведешь!».

Варфоломей:

«Грущу я оттого, монах святой,

Что не дается мне совсем ученье.

Отцу и матери приходит огорченье,

Что не умею бегло я читать.

Вот Петр, мой брат, хотя еще и мал,

Из букв слова умеет составлять.

Я от него в учении отстал».

Монах:

«Я низко перед Господом склонюсь,

И за тебя с надеждой помолюсь,

Кусочек дам святой просфоры,

И грамоту ты разумеешь скоро»!

Уходят.

Первый ученик-рассказчик:

А дальше произошло настоящее чудо. Когда они прибыли в боярский дом, где их встретили благочестивые родители Варфоломея Кирилл и Мария, то прежде чем сесть за стол, они прошли в моленный покой и старец-инок повелел отроку Варфоломею взять Псалтирь и читать.

Второй ученик-рассказчик:

Варфоломей моляще смотрел на инока, как бы взглядом прося отпустить его. Но инок ласково и строго сказал: «Читай». И произошло чудо Божие. Как будто тёмная завеса спала с глаз Варфоломея, и он без запинки, бегло стал читать Псалтирь.

Третий ученик-рассказчик:

Тишина царила в молельне, а он всё читал псалом чисто, красиво. Голос его звучал, как родник. Закончен псалом. Стало совсем тихо в молельне. Это было чудо. Ликовало от радости сердце Варфоломея.

Учитель: Я предлагаю, вам, ребята, подняться и поблагодарить наших артистов.

-Ребята! Как вы считаете, что помогло Варфоломею овладеть грамотой?

1.Варфоломею помогла молитва.

2.Варфоломей был добрым, чутким, трудолюбивым мальчиком. И грамоту он одолел благодаря своему старанию и прилежанию.

О жизни Преподобного Сергия существуют легенды: «Легенда о медведе» и «Легенда о Богородских игрушках» (Слайды 9, 10, 11,12,13).

9. Знакомство с молитвами.

- Волшебники существуют только в сказках. Но верующие люди убеждены в том, что все наши желания, все наши просьбы слышит Бог. Обращение к богу называется молитва. 

- Кто из вас слышал, знает православные молитвы? Какие? Как вы думаете, о чем люди просят бога, за что благодарят?

- Кто знает молитву «Отче наш»? Как вы понимаете слово «Отче».

Рассказ о молитве и ее видах 

У православных людей есть три вида молитвы.

Самая распространенная молитва – это молитва –просьба :«Подай, Господи». 

Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха. Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности... Это просьба о защите.

Есть и просьба о духовных дарах: верующий просит у Бога прибавления ума и любви. А еще - о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость

Более редкая молитва – благодарение. Редкая потому, что люди чаще просят, чем благодарят. Получив желаемое, мы часто забываем поблагодарить. Так и в отношениях людей между собой, и людей в отношениях с Богом. 

Самая высокая молитва - славословие

В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: «Аллилуйя!» («Слава Богу»).

Православный человек может молиться в одиночестве и вместе с другими людьми. Он может молиться про себя и вслух, в чтении и в пении. Он может молиться на любом языке. Он может молиться в любом месте и в разных обстоятельствах: как в радости, так и в беде.

Если человек молился искренне и правильно – он, как говорит опыт православной культуры, прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется. Действие Бога, меняющее человека, называется благодать («благой, добрый дар»).

10. Молитвы, значение слов в них.

- Самая краткая молитва: Господи, помилуй!

«Помилуй» - это слово, однокоренное со словами «милость», «миловать», «милостыня». 

Милость - это не заработанная плата и не заслуженная награда. О помиловании просит тот, кто знает свою вину, знает, что, если бы его действия оценивала бездушная машина, то он был бы осужден..

Но он просит личность (Бога) поступить с ним по любви.

Люди, которые под действием благодати изменились так, что из их сердец и поступков струятся вера, надежда, любовь, называются святыми. (Слайд 14)

Святой – человек, обладающий божественной благодатью. Человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом христианской жизни и носителем чудодейственной силы.

11. Закрепление изученного

- А теперь давайте вспомним, с чего же начиналось наше путешествие?

- Что такое житие?

- Подумайте, как в житие объясняется смысл пословиц (Работа в парах).

1. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Преподобный Сергий почитал своих родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители попросили его остаться и позаботиться о них, и Преподобный Сергий их послушался.

2. Жить – Богу служить.

Преподобный Сергий всю свою жизнь посвятил Богу. Он жил по Божиим заповедям, любил Бога. С детства он любил молиться, читать божественные книги; в юности он ушел в лес, чтобы никто не мешал ему молиться.

3. Послушание паче поста и молитвы.

Отрок Варфоломей послушался старца, когда тот велел ему читать книгу. Варфоломею было стыдно, ведь он не умел читать, но он послушался старца и легко прочитал. Потом он послушался своих родителей, когда они попросили его не становиться монахом до их смерти.

4. Умный смиряется, глупый надувается.

Преподобный Сергий жил очень скромно. Однажды к нему пришел крестьянин, а в это время святой работал на огороде. Когда крестьянину на него указали, то он не поверил монахам и огорчился, что не увидел Преподобного Сергия. Но тут в монастырь приехал князь, и крестьянин увидел, что князь берет благословение у того старца, которого он назвал нищим. Крестьянин раскаялся в своем поступке, и Преподобный его утешил. (Слайд15 )

5. С молитвою в устах, с работою в руках.

Так жил Преподобный Сергий с детства. Много молился, но и работы не избегал, хотя был боярский сын.

- Сергий Радонежский стал основателем Троице-Сергиева монастыря .

- В Сергиевом посаде ему воздвигнут памятник - Часто люди в молитвах просят Сергия Радонежского о помощи в учении, при сдаче экзаменов. (Слайд 16,17 )

-Попытайтесь определить духовно-нравственные качества личности человека, которые помогают в жизни достичь определённой цели. Постройте пирамиду духовно – нравственных ценностей.

12. Рефлексия

- Если в каждом сердце будет жить любовь, то в мире будет царить доброта, любовь, спокойствие, радость, счастье. А как здорово жить с такими чувствами!

-Каждый из вас, готовясь к этому уроку, приготовил сердечко. И я, думаю, вложил в него всё своё тепло. Если вы хотите поделиться своей радостью, можете подарить его своему другу.

V. Подведение итогов урока.

Я благодарна, вам, за ваше активное участие на уроке, за умение грамотно выражать свои мысли, говорить добрые слова друг другу и уважать мнение своих товарищей. Будьте добрее, внимательнее к свои ближним, говорите друг другу хорошие слова, живите в радости, как это делал маленький Варфушка, а затем и Преподобный Сергий Радонежский.

13. Домашнее задание:

Найти в библиотеке дополнительные сведения о Сергии Радонежском.















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации