Урок «Милосердие и сострадание» по модулю «Основы православной культуры» (4 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №1 города Советска Кировской области
Конспект урока модуля « Основы православной культуры»
по теме « Милосердие и сострадание» ( урок 12)
Ванчугова Светлана Михайловна ,
Учитель начальных классов
Высшей квалификационной категории
Стаж работы 28 лет
Советск- 2016
Цель: создать условия для ознакомления с понятиями «милосердие», «сострадание»; для осмысления этих понятий и выяснить, какими же качествами должен обладать милосердный и сострадательный человек.
Тип урока: комбинированный.
Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний».
Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам
Воспитывающая: усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.
Планируемые результаты (УУД).
Предметные: формировать представления учащихся о милосердии и сострадании, формировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основы человеческих отношений. Показать истинное значение и суть милосердия и сострадания.
Метапредметные: формировать умение ставить цель, планировать свою деятельность, оценивать свою деятельность.
Формирование УУД:
личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;
познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели); постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);
коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.
Основные понятия: ближний, милосердие, сострадание, любовь к врагам, милостыня, ответственность, добрый самарянин.
Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.
Оборудование:
А.В. Кураев Основы православной культуры/учебник для общеобразовательных учреждений/ . Москва, Просвещение 2012;
презентация
презентация песни «Так дано много» Ю. Славянская;
аудиозапись « Притча о милосердном самарянине»
аудиозапись песни- притчи Светланы Копыловой « На мосту»
раздаточный материал для работы в группах
раздаточный материал « Расшифруй фразу»
Толковые словари русского языка С.И.Ожегова, В.И.Даля
Видеоклип « Спаси меня»
Подготовка к уроку родителей и детей:
-
Сбор вещей для малообеспеченных семей и передача их Центру социальной защиты населения.
Сбор книг для библиотеки школы
Участие в акции « Собака-копилка»- перечисление средств для создания памятника и на нужды приюта для бездомных животных
Акция « Подари улыбку другу»
Ход урока
1.Организационный момент. Эмоциональное введение в урок.
Учитель: Послушайте сказку М.Андрианова « Два облачка» , попробуйте дать оценку поступка героев. ( приложение)
Учитель: Каким было первое облачко? Второе?
Что их объединяло?
Одно облачко проявило сострадание, а второе милосердие.
Одинаковые ли эти понятия?
2. Актуализация знаний учащихся. Целеполагание и мотивация.
Учитель: Попробуйте объяснить понятия « милосердие», « сострадание»
( заслушиваются ответы детей).
2.1 Учитель: найдите в словарях точное определение понятий
Работа со словарями ( в парах)
Милосердие- это
Сострадание- это
2.2. Учитель: Считаете ли вы себя милосердным? Сострадающим? Докажите. Приведите примеры.
Учитель: Как вы думаете, можно ли с рождения обладать качествами « милосердие» и « сострадание» ?
3. Работа над новым материалом.
3.1 Знакомство с притчей о добром самарянине.( прослушивание аудиозаписи).
3.2 Словесное рисование.
Какие картины представили , слушая притчу?
3.3. Расшифруйте заповедь Христа ( работа с зашифрованной фразой)
3.4 Учитель: Как вы понимаете понятие « ближний»?
-Кто для вас является ближним?
-Как в притче Христа даётся понятие « ближний»?
( Тот, кто нуждается в твоей помощи. Тот, кто не оставит тебя в беде.)
4. Осмысление новых знаний
4. 1.Работа с иллюстрациями учебника «Сестра милосердия», «В Доме милосердия», « Великая княгиня Елизавета Фёдоровна ухаживает за ранеными солдатами»
Учащийся делает сообщение.
В России орден сестер милосердия основала Елизавета Федоровна Романова, родная сестра русской императрицы Александры Федоровны. Она была очень красивая, образованная и добрая женщина – посмотрите на ее удивительный портрет. Елизавета Федоровна после смерти мужа возглавила Марфо-Мариинскую обитель милосердия, всю свою жизнь посвятив делам милосердия. Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна вместе с сестрами помогала фронту, русским воинам. Трудилась день и ночь до полного изнеможения: создавала детские приюты, больницы, сидела с умирающими и молилась. И в последние минуты смерти она не переставала заботиться о других, хотя сама была с многочисленными и сильнейшими ушибами и переломами. Рядом с ней в 15-метровой шахте, куда она была сброшена, нашли человека с перевязанными ранами.
Учитель: Что объединяет все эти рисунки? Являются ли все те, кому оказывают помощь родственниками им?
4.2 Работа с раздаточным материалом
Проблемный вопрос: Какая связь между сёстрами милосердия и врачами «Скорой помощи»? А в чём отличие?
Выберите слова, характеризующие понятие «милосердие».
«Клятва» Гиппократа.
1) обязательства перед учителями, коллегами и учениками;
2) принцип не причинения вреда;
3) обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);
4) принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;
5) обязательство личного совершенствования;6) врачебная тайна (принцип конфиденциальности).
( затем зачитываются выбранные слова).
Учащиеся устно делают вывод: Ближними для нас являются те, кто нуждается в нашей помощи.
4.3 Работа с учебником
Проблемный вопрос : Как вы думаете нужно ли проявлять милосердие к своим врагам, недругам?
Чтение текста в учебнике с.43.
Учитель: Какой вывод сделаете по прочитанному?
Вывод: милосердие нужно проявлять и к недругам своим. Призыв Иисуса Христа: « Любите врагов наших».
4.4. Работа с дополнительной информацией. Прослушивание аудиозаписи песни- притчи С. Копыловой « На мосту» .
Учитель: Что помогло юноше не совершить самоубийство? ( сострадание прохожего.
4.5. Учитель: Понятие « милосердие» тесно связано с понятием « милостыня».
Кто может объяснить смысл этого понятия?
Чтение и анализ статьи учебника с. 44-45.
Учитель : Что такое милостыня?
(Милостыня – это благотворение нуждающимся)
- Что говорил Иисус Христос о милостыне?
(«Всякому просящему у тебя – дай»)
-Кто больше пользы имеет – просящий милостыню или дающий ее?
- «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается».
4.6. Самостоятельное чтение статьи об Ульяне Муромской
Составление синквейна о святой Ульяне Муромской
Ульяна
Добрая, святая
Шила, кормила, помогала
Ульяна- милосердная
Святая
Учитель: Дорога милостыня в скудости. Как вы понимаете эту пословицу?
- Как вы думаете, зачем Бог дает одним людям богатство, а других оставляет в нищете?
( Чтобы люди учились делиться друг с другом. Бог желает, чтобы один человек терпел нужду, а другой помогал ему в сей нужде, чтобы нужду терпел убогий, а помогал ему – богатый. Для чего так? Для пользы того и другого. Чтобы убогий получил венец за терпение, а богатый – за милосердие)
5. Закрепление новых знаний
5.1 Просмотр видеоклипа « Спаси меня» и обсуждение
Проблемный вопрос : Можно ли научиться милосердию и состраданию?
Кто больше всего нуждается в нашем милосердии и сострадании?
Что вы испытывали, посмотрев видеоклип? ( сострадание)
А в чём проявляется ваше милосердие?
( дети перечисляют дела, которые они совершили, проявив милосердие ).
5.2. Работа в группах
1 группа Составление памятки « Что нужно сделать, чтобы стать милосердным?»
2 группа « Памятка жизненных правил»
3 группа « Собери пословицы»
4 группа « Проанализировать отрывки из стихотворений, высказать
коллективное мнение по их содержанию
5.3 Выступление групп
6. Итог урока.
Продолжите предложение:
В сострадании и милосердии нуждаются..
Близкими нам являются…
Каждый человек должен быть милосердным, потому что…
7. Домашнее задание ( по выбору)
1) Расспросить родителей, как они сами понимают милосердие и сострадание, совершают ли сами поступки милосердия и сострадания, и как наша семья это может воплотить в жизни.
2) Составить письменный с иллюстрациями (или устный) рассказ « Каждому человеку необходимо быть милосердным и сострадательным».
3) Составить презентацию «Кто наш ближний и нуждается в милосердии» или «Милосердие в истории человечества».
4.) Раскройте письменно, как вы понимаете народную мудрость: «Мораль начинается там, где один человек позаботился о другом человеке».
Приложение
М. Андрианов « Два облачка»
Летели по небу два облачка, белое и серое. Увидели они между большими камнями маленькое сохнущее деревце и, подлетев к нему, стали его жалеть.
– Ах, какое оно бедненькое, наверное, из-за этих камней ему не хватает воды, – сказало белое облачко, – а эти большие тучи летают так высоко, что ничего не видят и никогда не знают, где их дождь нужен.
– Мне его тоже жаль, – сказало серое облачко и тут же предложило белому: – А давай с тобой вместе соединимся и превратимся в маленькую тучку. Тогда у нас вдвоем как раз воды хватит на то, чтобы деревце напоить. Мы с тобой будем лить аккуратно, чтобы вода не на камни, а прямо на деревце попадала.
– Вот еще, – недовольно ответило белое облачко. – Я полетать хочу, а ты мне, белому и чистому, предлагаешь в темную тучку превратиться и дождем в грязную землю вылиться.
– Но ведь тебе же жаль деревце, вот и давай с тобой поможем ему.
– Нет, жалеть деревце и сочувствовать его несчастью и беде я могу, а вот помогает пусть кто-нибудь другой. А я лучше дальше полечу, – сказало белое облачко и улетело.
Оставшись одно, серое облачко решило поскорее найти где-нибудь воду. Нужно было поскорее собрать в себя воду, вырасти и, превратившись в тучку, полить деревце. Но кругом воды нигде не было, много дней стояла жаркая погода и все лужи давно пересохли. Долго летало серое облачко и лишь случайно нашло одну большую лужу. Совсем не побоялось оно испачкаться и, впитав из лужи воды, стало темною тучкою. Вернулась тучка к деревцу и напоила его. Скоро деревце выросло, раздвинуло в стороны камни и стало угощать прохожих людей спелыми грушами. Едят люди груши и не догадываются, что сладкую и сочную еду они получили благодаря милосердному поступку серого облачка.
Елена Вениаминовна Чурина