Урок «Милосердие и сострадание» по модулю «Основы православной культуры» (4 класс)

8
1
Материал опубликован 27 March 2017 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №1 города Советска Кировской области

 

 

Конспект урока модуля « Основы православной культуры»

по теме « Милосердие и сострадание» ( урок 12)

Ванчугова Светлана Михайловна ,

Учитель начальных классов

Высшей квалификационной категории

Стаж работы 28 лет

Советск- 2016

Цель: создать условия для ознакомления с понятиями «милосердие», «сострадание»; для осмысления этих понятий и выяснить, какими же качествами должен обладать милосердный и сострадательный человек.

Тип урока: комбинированный.

Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний».

Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам

Воспитывающая: усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

Планируемые результаты (УУД).

Предметные: формировать представления учащихся о милосердии и сострадании, формировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основы человеческих отношений. Показать истинное значение и суть милосердия и сострадания.

Метапредметные: формировать умение ставить цель, планировать свою деятельность, оценивать свою деятельность.

Формирование УУД:

личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;

познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели); постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);

коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.

Основные понятия: ближний, милосердие, сострадание, любовь к врагам, милостыня, ответственность, добрый самарянин.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.

Оборудование:

А.В. Кураев Основы православной культуры/учебник для общеобразовательных учреждений/ . Москва, Просвещение 2012;

презентация

презентация песни «Так дано много» Ю. Славянская;

аудиозапись « Притча о милосердном самарянине»

аудиозапись песни- притчи Светланы Копыловой « На мосту»

раздаточный материал для работы в группах

раздаточный материал « Расшифруй фразу»

Толковые словари русского языка С.И.Ожегова, В.И.Даля

Видеоклип « Спаси меня»

Подготовка к уроку родителей и детей:

  • Сбор вещей для малообеспеченных семей и передача их Центру социальной защиты населения.

    Сбор книг для библиотеки школы

    Участие в акции « Собака-копилка»- перечисление средств для создания памятника и на нужды приюта для бездомных животных

    Акция « Подари улыбку другу»


 


 

Ход урока

1.Организационный момент. Эмоциональное введение в урок.

Учитель: Послушайте сказку М.Андрианова « Два облачка» , попробуйте дать оценку поступка героев. ( приложение)

Учитель: Каким было первое облачко? Второе?

Что их объединяло?

Одно облачко проявило сострадание, а второе милосердие.

Одинаковые ли эти понятия?

2. Актуализация знаний учащихся. Целеполагание и мотивация.

Учитель: Попробуйте объяснить понятия « милосердие», « сострадание»

( заслушиваются ответы детей).

2.1 Учитель: найдите в словарях точное определение понятий

Работа со словарями ( в парах)

Милосердие- это

Сострадание- это

2.2. Учитель: Считаете ли вы себя милосердным? Сострадающим? Докажите. Приведите примеры.

Учитель: Как вы думаете, можно ли с рождения обладать качествами « милосердие» и « сострадание» ?

3. Работа над новым материалом.

3.1 Знакомство с притчей о добром самарянине.( прослушивание аудиозаписи).

3.2 Словесное рисование.

Какие картины представили , слушая притчу?

3.3. Расшифруйте заповедь Христа ( работа с зашифрованной фразой) 

3.4 Учитель: Как вы понимаете понятие « ближний»?

-Кто для вас является ближним?

-Как в притче Христа даётся понятие « ближний»?

( Тот, кто нуждается в твоей помощи. Тот, кто не оставит тебя в беде.)

4. Осмысление новых знаний

4. 1.Работа с иллюстрациями учебника «Сестра милосердия», «В Доме милосердия», « Великая княгиня Елизавета Фёдоровна ухаживает за ранеными солдатами»

Учащийся делает сообщение.

В России орден сестер милосердия основала Елизавета Федоровна Романова, родная сестра русской императрицы Александры Федоровны. Она была очень красивая, образованная и добрая женщина – посмотрите на ее удивительный портрет. Елизавета Федоровна после смерти мужа возглавила Марфо-Мариинскую обитель милосердия, всю свою жизнь посвятив делам милосердия. Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна вместе с сестрами помогала фронту, русским воинам. Трудилась день и ночь до полного изнеможения: создавала детские приюты, больницы, сидела с умирающими и молилась. И в последние минуты смерти она не переставала заботиться о других, хотя сама была с многочисленными и сильнейшими ушибами и переломами. Рядом с ней в 15-метровой шахте, куда она была сброшена, нашли человека с перевязанными ранами.

Учитель: Что объединяет все эти рисунки? Являются ли все те, кому оказывают помощь родственниками им?

4.2 Работа с раздаточным материалом

Проблемный вопрос: Какая связь между сёстрами милосердия и врачами «Скорой помощи»? А в чём отличие?

Выберите слова, характеризующие понятие «милосердие».

«Клятва» Гиппократа. 

1) обязательства перед учителями, коллегами и учениками;

2) принцип не причинения вреда;

3) обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);

4) принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;

5) обязательство личного совершенствования;

6) врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

( затем зачитываются выбранные слова).

Учащиеся устно делают вывод: Ближними для нас являются те, кто нуждается в нашей помощи.

4.3 Работа с учебником

Проблемный вопрос : Как вы думаете нужно ли проявлять милосердие к своим врагам, недругам?

Чтение текста в учебнике с.43.

Учитель: Какой вывод сделаете по прочитанному?

Вывод: милосердие нужно проявлять и к недругам своим. Призыв Иисуса Христа: « Любите врагов наших».

4.4. Работа с дополнительной информацией. Прослушивание аудиозаписи песни- притчи С. Копыловой « На мосту» .

Учитель: Что помогло юноше не совершить самоубийство? ( сострадание прохожего.

4.5. Учитель: Понятие « милосердие» тесно связано с понятием « милостыня».

Кто может объяснить смысл этого понятия?

Чтение и анализ статьи учебника с. 44-45.

Учитель : Что такое милостыня?

(Милостыня – это благотворение нуждающимся)

- Что говорил Иисус Христос о милостыне?

(«Всякому просящему у тебя – дай»)

-Кто больше пользы имеет – просящий милостыню или дающий ее?

- «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается».

4.6. Самостоятельное чтение статьи об Ульяне Муромской

Составление синквейна о святой Ульяне Муромской

Ульяна

Добрая, святая

Шила, кормила, помогала

Ульяна- милосердная

Святая

Учитель: Дорога милостыня в скудости. Как вы понимаете эту пословицу?

- Как вы думаете, зачем Бог дает одним людям богатство, а других оставляет в нищете?

( Чтобы люди учились делиться друг с другом. Бог желает, чтобы один человек терпел нужду, а другой помогал ему в сей нужде, чтобы нужду терпел убогий, а помогал ему – богатый. Для чего так? Для пользы того и другого. Чтобы убогий получил венец за терпение, а богатый – за милосердие)

5. Закрепление новых знаний

5.1 Просмотр видеоклипа « Спаси меня» и обсуждение

Проблемный вопрос : Можно ли научиться милосердию и состраданию?

Кто больше всего нуждается в нашем милосердии и сострадании?

Что вы испытывали, посмотрев видеоклип? ( сострадание)

А в чём проявляется ваше милосердие?

( дети перечисляют дела, которые они совершили, проявив милосердие ).

5.2. Работа в группах

1 группа Составление памятки « Что нужно сделать, чтобы стать милосердным?»

2 группа « Памятка жизненных правил»

3 группа « Собери пословицы»

4 группа « Проанализировать отрывки из стихотворений, высказать

коллективное мнение по их содержанию

5.3 Выступление групп

6. Итог урока.

Продолжите предложение:

В сострадании и милосердии нуждаются..

Близкими нам являются…

Каждый человек должен быть милосердным, потому что…

7. Домашнее задание ( по выбору)

1) Расспросить родителей, как они сами понимают милосердие и сострадание, совершают ли сами поступки милосердия и сострадания, и как наша семья это может воплотить в жизни.

2) Составить письменный с иллюстрациями (или устный) рассказ « Каждому человеку необходимо быть милосердным и сострадательным».

3) Составить презентацию «Кто наш ближний и нуждается в милосердии» или «Милосердие в истории человечества».

4.) Раскройте письменно, как вы понимаете народную мудрость: «Мораль начинается там, где один человек позаботился о другом человеке».

 

 

Приложение 

М. Андрианов « Два облачка»


Летели по небу два облачка, белое и серое. Увидели они между большими камнями маленькое сохнущее деревце и, подлетев к нему, стали его жалеть.
– Ах, какое оно бедненькое, наверное, из-за этих камней ему не хватает воды, – сказало белое облачко, – а эти большие тучи летают так высоко, что ничего не видят и никогда не знают, где их дождь нужен.
– Мне его тоже жаль, – сказало серое облачко и тут же предложило белому: – А давай с тобой вместе соединимся и превратимся в маленькую тучку. Тогда у нас вдвоем как раз воды хватит на то, чтобы деревце напоить. Мы с тобой будем лить аккуратно, чтобы вода не на камни, а прямо на деревце попадала.
– Вот еще, – недовольно ответило белое облачко. – Я полетать хочу, а ты мне, белому и чистому, предлагаешь в темную тучку превратиться и дождем в грязную землю вылиться.
– Но ведь тебе же жаль деревце, вот и давай с тобой поможем ему.
– Нет, жалеть деревце и сочувствовать его несчастью и беде я могу, а вот помогает пусть кто-нибудь другой. А я лучше дальше полечу, – сказало белое облачко и улетело.
Оставшись одно, серое облачко решило поскорее найти где-нибудь воду. Нужно было поскорее собрать в себя воду, вырасти и, превратившись в тучку, полить деревце. Но кругом воды нигде не было, много дней стояла жаркая погода и все лужи давно пересохли. Долго летало серое облачко и лишь случайно нашло одну большую лужу. Совсем не побоялось оно испачкаться и, впитав из лужи воды, стало темною тучкою. Вернулась тучка к деревцу и напоила его. Скоро деревце выросло, раздвинуло в стороны камни и стало угощать прохожих людей спелыми грушами. Едят люди груши и не догадываются, что сладкую и сочную еду они получили благодаря милосердному поступку серого облачка.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень продуманный и насыщенный урок!

16 December 2018