12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Домнина Валентина Владимировна1284
учитель начальных классов МКОУ "Павлохуторская СШ№12" ,образование средне-специальное,1 категория
Россия, Тульская обл., Ефремовский район,с.Павло-Хутор

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Павлохуторская СОШ 12» Ефремовского района Тульской области

Конспект урока по ОРКСЭ

Модуль « Основы православной культуры»

4 класс

Тема:

Учитель начальных классов

Домнина Валентина Владимировна

План - конспект урока по ОРКСЭ

Тема: «Заповеди»

Цель: Дать представление детям о понятии заповеди, о том, какие заповеди были даны людям, чему они учат; обсудить с учащимися с такие нормы христианской этики, как милосердие и сострадание.

Задачи:

1. Объяснить каким образом заповеди попали к людям, каково их назначение, в чем их смысл.

2.Способствовать  развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений; 
содействовать  развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.

3. Сформировать у учащихся представления о законах и ценностях христианской морали; .

УУД, формируемые на уроке:

Личностные:

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- Коммуникативные:

-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

-планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи;

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

Познавательные:

-выполнять универсальные логические действия:

(анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, выстраивать логическую цепь рассуждений);

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

-учиться выполнять действия по заданному алгоритму; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Тип урока:  Урок открытия новых знаний.

Оборудование:

ноутбук, мультимедийная установка, презентация к уроку

текст «Сказки ангела»

(Десять заповедей для детей)

Автор Ирина Глазунова

текст с десятью заповедями, данными Богом Моисею;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

I.Организация деятельности учащихся.
 

Включение в деловой ритм.

-Прозвенел звонок, начинается урок. Эпиграф урока:

Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой”.

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

-Что  помогает людям  дружно жить в коллективе, в
обществе - назовите общим словом?)
 

Опережающий вопрос:

- Есть ли связь между словами «Заповедь», «Заповедник», «Заповедный»? Слова заповедник и заповеди похожи между собой? Их можно назвать однокоренными словами?

 

Сделайте вывод. слайд№1

-Тема нашего урока «Заповеди». Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога.

- Как вы понимаете смысл слова «заповедь»?

Слайд 2. Определение слова «заповедь».

Попробуем сформулировать задачи, которые мы поставим перед собой на уроке.

Итак , задачи нашего урока:

- познакомиться с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди;

-выяснить значение заповедей;

-подумать: легко ли соблюдать заповеди?

-подумать : нужны ли заповеди нам? Зачем? Не устарели ли они?

Участвуют в диалоге.

(правила, законы и традиции)

Формулируют ответы.

Варианты ответов детей: «Заповедник – это место, где находятся животные, их запрещено этих животных охраняют люди, так как этих животных осталось очень мало»

Да эти слова похожи по звучанию. У слов заповедник и заповеди – 1 корень – заповед

Формулируют тему урока.

Находят информацию в толковом словаре С.И. Ожегова.

Выясняют значение слова.

В толковом словаре С. И. Ожегова мы прочитаем:

«1. Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого- нибудь, чего- нибудь.

2. Изречение, содержащее религиозно- нравственное предписание».

Формулируют задачи урока.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение диалогической и монологической речью.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков

Регулятивные: планирование; прогнозирование.

Познавательные: поиск и выделение информации; выделение познавательной цели, выдвижение гипотез, создание способов решения проблем.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение выражать свои мысли.

3. Открытие новых знаний. Работа над темой урока.

4.Работа над смысловым значением Заповедей.

5.Физминутка

-А кто из вас знает, как люди получили от Бога заповеди?

История возникновения Заповедей.

1 История Моисея из Библии:
Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и
его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не было
обычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтоб там встретить Бога и получить от Него заповеди. 40 дней Моисей провел  на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был знаком присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на двух каменных плитах (скрижалях). Скрижали были положены  в ящик, обитый  золотом, который  назывался Ковчегом. Моисей поставил  ковчег  в особой палатке (скиния), где для него было отведено  специальное место, которое называлось Святое Святых. Моисей  вынес  скрижали из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что  вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя  сам он этой перемены в себе не замечал.

Бог дал Моисею 10 заповедей.


 

Давайте подумаем : должны ли мы знать заповеди. И зачем нам они?слайд 6

Посмотрите у вас на партах лежат листочки с этими заповедями. Прочитайте  все заповеди.

-Какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея?

Давайте рассмотрим каждую из них.

Слайды 7-16

Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом.

Остальные касаются отношений людей между собой

Вот об этих пяти заповедях мы и поговорим с вами подробней.слайды 11-16

Формулируют ответы.

Формулируют ответы.

(как мы должны относиться к другим людям)

Читают заповеди.

Осмысливают прочитанное.

На столах перед учащимися – тексты десяти заповедей

Участвуют в диалоге. Дают ответы на вопросы.

 

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование, постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели; формулирование проблемы

Познавательные: выдвижение гипотез, доказательство, смысловое чтение.

Коммуникативные: умение понимать других, инициативное сотрудничество.

Регулятивные: планирование

6.Первичное закрепление.

1.Работа со статьёй учебника.

2.Работа в группах.

:

3..Работа с иллюстрацией.

7.Закрепление

8.Рефлексия.слайд 20

9.Домашнее задание.слайд 21

Самооценка обучающихся

Итог урока

Устанавливает осознанность восприятия.

Даёт опережающее задание.

-Что нового вы узнаете из текста?

Отмечайте новую информацию.

Даёт задания, направленные на выяснение смысла слов, словосочетаний, выражений.

Сейчас каждая группа прочитает одну из заповедей и ответит на следующие вопросы

1. Чему учит нас конкретная заповедь?

2. Как вы поняли,

что означает почитание родителей?слайд 11

3. Как вы понимаете выражение, что убить можно и словом?слайд 12

4. Как вы поняли новое выражение «не прелюбодействуй»?слайд 13

5. Как вы считает, воровство – страшный грех? Чему вас всегда учат бабушки, дедушки, родители, учителя? слайд 14

6. Как понять смысл пословицы

«Сколько верёвочке не виться, а кончик всегда найдется», «На лжи далеко не уедешь»?

(а поможет вам в этом детская сказка про мальчика, который всегда обманывал).

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Не лги.)слайд 15

7. Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Почему желания старухи не имели границ, чем, в конце концов, закончилась эта сказка? Чему она нас учит? (слайд 16)

Зависть – это плохое качество человека? Можно преодолеть в себе зависть

Ребята, давайте рассмотрим иллюстрацию на странице 41

Г. Доре «Моисей с заповедями на горе Синай». Кого мы видим на данной иллюстрации? Каким изобразил художник Моисея, как он изобразил людей?

.Ставит проблемный вопросы:

-для чего же служат заповеди людям? Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди?

На слайде №17 предложены ответы на выбор учащихся:

-Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным; сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы им не нужны.

Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.

Да, потому что соблюдение заповедей даёт тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше.

В Библии рассказывается, что Бог дал людям заповеди, чтобы оградить их от зла. Заповеди Моисея показывают людям, что есть ценности, через которые нельзя переступать

Какая заповедь изображена на картинах?(слайд 18 )

Соотнеси пословицу и заповедь.(приложение 2)

(Слайд 19)

- Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям?

- В чём смысл соблюдения заповедей?

- Как соблюдать заповеди, находясь в центре современной жизни?

- Какие заповеди вам были известны?

- О каких заповедях вы узнали на этом уроке?

- Какие заповеди заставили вас задуматься? Над чем?

- Что на уроке было самым интересным?

- Вы хотели ли бы, чтобы вокруг вас было больше людей, живущих по Заповедям?

с. 40-41, учебника прочитать, ответить на вопросы

- рассказать родителям о том, что запомнили на уроке,

- чтение отрывков из «Сказок Ангела»(приложение 1) (чтение и разбор).

-Я хорошо выполнил свою работу на уроке;

-Я мог выполнить работу значительно лучше;

-Я плохо работал на уроке.

Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга!». Я желаю, чтобы вы были счастливы, чтобы смеялись, святились и радовались каждому мгновению своей жизни, и чтобы другие, глядя на вас становились тоже счастливы.

Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.(слайд22)

Читают «Вы узнаете».с.40

Читают текст с.40-41

Осмысливают прочитанные задания.

Делятся на группы.

Осуществляют работу в группах.

Самостоятельная исследовательская работа с текстом.

Опережающее задание:  учащиеся работают  с текстом учебника, отслеживают новую информацию. Составляют в тетрадях план, выписывают слова и понятия, которые неизвестны. Находят информацию в тексте.

Выясняют значение фраз, выражений и объясняют их.

Формулируют ответы.

Формулируют выводы.

Почитать – значит уважать. Так мы должны относиться к своим родителям.

Эта заповедь говорит не только о бандитах. Христос сказал, что убийцей становится даже тот, кто смотрит на другого человека с ненавистью. Ведь если ты ненавидишь другого человека, то тебе уже хочется, чтобы его не стало. Эта заповедь повелевает жить со всеми в мире и согласии, потому что и словом можно убить человека.

Жизнь есть величайший дар Божий,

поэтому никто не имеет права этот дар отнимать.

То есть не переступай через любовь. Не предавай. Это заповедь о верности тому, кто любит тебя и любим тобою. Верность этой заповеди – залог сохранения семьи и дружбы.

Тот, кто крадет – готов причинить страдания другому человеку. И о его переживаниях и трудностях он не думает. Значит, он считает себя достойнее, лучше его. И убийца и вор расценивают другого человека как помеху. Разница лишь в том, что вор решает обойти эту помеху, чтобы добраться до вожделенной вещи. Убийца же просто сметает эту помеху. Но и убийца, и вор бесчеловечны. Воровство, как и убийство, страшный грех. Нас всегда учат тому, что воровать нельзя, это позор, это очень плохой поступок, и он всегда наказывается

Этой заповедью Бог нас учит честно трудиться, быть доволь­ными тем,

что у нас есть, и не стремиться к большому богатству.

Кажется, что ложь может помочь преодолеть отдельные неприятности, избежать наказания. Но это иллюзия. Рано или поздно обман раскроется, и его последствия будут гораздо хуже, чем те, страх перед которыми подтолкнул тебя ко лжи. Одно ложь порождает другую, и со временем лжец сам становится заложником своего обмана. Девятая заповедь нас учит обуздывать свой язык, следить за тем, что мы говорим.

Вспоминают притчу Л.Н.Толстого «Лгун»

Старуха в сказке всегда завидовала и хотела большего, все время требовала этого от Золотой рыбки, в конце концов, она все потеряла.

Иногда люди очень многого хотят, но во всем нужно иметь меру.

Зависть мешает радости.Тебе подарили какую- то игрушку. Ты радуешься ей. И вдруг оказывается, что у твоего друга тоже новая игрушка - но дороже и моднее. Если ты разрешишь себе зависть – в ее черных лучах сразу поблекнет та радость, которая у тебя уже была. Нельзя никогда никому завидовать, лучше самому всего добиваться. Всегда найдется кто-то, кто, как кажется, живет лучше тебя.

Учащиеся в школе не должны завидовать другим ученикам, когда другие очень хорошо учатся и делают успехи. Каждый должен стараться учиться как можно лучше и свой успех приписывать не себе только, а Господу, давшему нам разум, возможность учиться и все необходимое для развития способностей.

Рассматривают картину.

Формулируют ответы.

Делают выводы.

Формулируют вывод.

( они предостерегают, советуют как поступать ).

Делают выводы.

Формулируют ответы.

Формулируют ответы.

Делают выводы.

Формулируют ответы.

 

Познавательные: смысловое чтение, поиск информации.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск информации; анализ, синтез. Построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли,.

Познавательные: поиск и выделение информации, умение структурировать знания,выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение договариваться, умение работать в группе.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: смыслообразование.

Познавательные: рефлексия.

Ресурсы:
1.    Учебник по курсу «Основы православной культуры» (4-5 класс). М.: Просвещение, 2010. – 95 с.А.В. Кураев
2 Толковый  словарь С.И. Ожегова.
3.    Толстой Л.Н. «Лгун», притча.». Православный молитвослов(с пояснениями)

4.Сказки ангела(Десять заповедей для детей)Автор Ирина Глазунова
5. Слайдовая авторская презентация.
6. Интернет-ресурсы:



http://rudocs.exdat.com/docs/index-288533.html ?page=5   -Заповеди gimnazy16.ru/ORKSE/Yrok_pravoslavie.doc урок abanruo.ucoz.ru/ims/ORKCE/Zapovedi.doc -урок http://www.abc-people.com/shop/moses_prophet.htm фото Моисей,гора Синай-

Сайт http://www.proshkolu.ru /

http://prezentacii.com/uploads/ppt/04-13/Zapovedi-Moiseja.rar

Приложение 1

Сказки ангела

(Десять заповедей для детей)

Автор Ирина Глазунова

(в сокращении)

V. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.

 

Юноша был молод и горяч, и потому-то как раз, что был молод, считал себя уж очень умным, опытным, все в жизни понимающим. Раздражали его советы необразованных стариков и родительские наставления. «Ничего они в жизни не понимают!», - думал юноша и все делал по-своему. Не знал он еще, что любовь родительская много больше любого знания.

Вот и ушел юноша из дома, захотелось ему пожить без советов и наставлений. Бродил по странам разным, работал, воевал, суета кружила, манила, заставляла все забывать, и ни разу не вспомнил о родителях своих.

И вот однажды ранили юношу враги, сильно ранили, много крови потерял молодой человек. Лежит он под деревом бредит, больно ему и тягостно. И зовет в бреду своем горячечном: «Мама! Мама-а-а!». Потому, как человек в горести и беде, даже, просто оступившись на улице, мать сразу вспоминает. А материнское сердце издали беду с чадом своим чувствует. Послала мать отца к сыну, вздрогнуло ее сердечко от беды сыновьей.

Нашел отец юношу под деревом, да хоть и стар был уже, потащил домой. Тяжело старику пришлось, но знал он, что сам по дороге умрет, но сына не бросит.

Выходили родители сына. А тут новая беда – оклеветали юношу, мол, бросил он своих товарищей на поле брани, сбежал в трусости. Ведут юношу под конвоем солдаты сердитые, злые, вся деревня на молодого человека пальцем показывает, плюют в него, камни бросают. Вдруг васильки луговые к ногам его упали, синие-синие, как небо, на грязной и пыльной дороге этой лежали они струей пролитого солнца, пятном ярким, надежду дающим. Это мать его, веря и не веря клевете, знала, что любит его и любить будет всегда, каким бы не был ее сын, вот и бросила цветы ему под ноги, чтобы знал это юноша и помнил про любовь материнскую. Нет нежнее и непреходящей любви родительской, данной Господом Богом всем детям своим. Любовь эта всегда рядом, как твоя пустая ладонь, как уставший дневной свет, как ликующее сегодня близкой весной солнце, как ночь, пронзенная стрелой тоски забытых родителей.

- А что такое нежность? – спросил мальчуган.

- О-о-о! Это – любовь до седьмого неба, если по-детски. – отвечал Ангел, - это любовь со слезами счастья и умиления, любовь, которую дарит нам сам Господь.

- А бывает любви больше или меньше? Меня часто спрашивают, кого больше я люблю маму или папу?

- Нет в любви количества. Либо есть любовь, либо нет, – строго сказал Ангел.

VI

Не убий.

 

Девушка влюбилась в первый раз. В первый раз ей хотелось все время петь, рассматривать облака, поглаживать белого ленивого кота, глубоко вдыхать осенний воздух, слушать нескончаемый шепот падающей листвы и радоваться, радоваться, радоваться. Она так любила этот мир! Ей нравился даже непогода. Она была счастлива.

Но, к сожалению, наша любовь не всегда ответна. Бывает так, что кто-то любит, а его вовсе и нет. Так и случилось с девушкой. Не любил ее избранник и сказал ей об этом. Плохо так сказал, грубо, резко.

Обрушилась, камнем полетела душа девичья после слов таких. Мир переменился, совсем другим стал – чужим, холодным, не нужным. Она внезапно одна, поселилась в зимней ночи, отдавшись ее черноте, и сама стала такой же, страдая громче сердца своего. Пробираясь со снегом в эту ночь, замерзала девушка, и становилось ей невыносимо грустно.

Одела девушка самое любимое свое платье цвета спелой пшеницы и пошла к реке, решив, что жить ей теперь незачем, пусть река примет ее в свои воды холодные. Пришла красавица на берег, глянула вокруг: река шумная, темная, дна не видать, голова от взгляда на нее кружится. Лишь небу ведомы пределы наших сил.

Смотрит девушка на реку, и вдруг, страшно ей стало, поняла она, что жизни хотела себя лишить,драгоценного достояния Бога. Жизни, которую дал ей Бог, как огромный дар, и которой не вправе она вот так распоряжаться. Помолилась девушка Богу, что вразумил ее Господь, и мир снова стал для нее прекрасен, потому что окрасила его любовь к Богу, непреходящая, вечная, красивая. Растаяло сердце угрюмое девушки от любви этой.

- Но ведь не только себя нельзя убивать, других же тоже?! – мальчик вопросительно посмотрел на Ангела.

- Без сомнения, милый, жизнь каждого из нас – достояние Божие. Только хочу тебя предупредить, что убийства ведь не только явными бывают. – Ангел взял руку мальчика в свою ладонь. – Любой, кто ненавидит человека, смерти ему желает – человекоубийцей называется. Любой, через которого соблазн приходит – тоже человекоубийца. Но ты, солнышко, таким точно не будешь, душа у тебя чистая, умеющая любить.

 

VII

Не прелюбодействуй.

(не предавай любовь)

 

Однажды двое людей посмотрели в глаза друг другу, и мир для них стал другим.

Солнце светило только для них двоих, деревья шумели от радости вмести с ними и кланялись только им двоим, трава шептала их имена и стелилась шелковым ковром только им под ноги, птицы играли с ними в прятки и, невидимые для глаза, заливались трелями только для них двоих. Радость и счастье подхватили их на руки и качали, как младенцев.

Двое людей полюбили друг друга. Полюбили так, что решили никогда больше не расставаться и стать мужем и женой перед Богом и людьми, дали обещание жить вместе всю жизнь и делить вместе как радости, так и горести.

Жена вела домашнее хозяйство, муж делал все, чтобы это хозяйство не знало забот и проблем. У них родились дети. Дети любили своих родителей, родители детей и друг друга.

Все всегда бывает «однажды». И вот однажды муж отлучился из дома в соседний город, по делам, видимо, на базар. Шел по городу, оглядывался по сторонам, рассматривал новые места, и вдруг, увидел он красавицу женщину, такую красивую, что дух у него захватило. Забыл муж про жену свою любимую, про то как, единственной и нареченной ее называл, и пошел, не оглядываясь, за красавицей.

Так и стал муж наведоваться в этот город, чтобы с красавицей повстречаться. Но злые языки недобрых людей всегда найдутся. Рассказали они жене его, что есть другая женщина, и что ходит к ней муж.

Солнце померкло для жены, деревья застыли, листочком не шелохнут, трава холодной росой, как слезой, покрылась, воронье закаркало. А сердце бедной любящей женщины не выдержало и остановилось.

Такова цена предательства семьи, освященной и благословленной Господом Богом.

 

- Я никогда не предам свою семью, своих маму и папу, - сказал ребенок.

- Конечно, - согласился Ангел, - но когда-нибудь у тебя будет своя семья, любимая женщина, твоя жена. Запомни сейчас: жена - одна на всю жизнь. Люби ее и будь ей верен.

- Вырасту, обязательно!!

 

VIII

Не укради.

 

Бродяга сидел под старым мостом и умирал от голода. Он попил холодной речной воды, завернулся в старую рогожку и начал думать про свою недолгую жизнь. У него были родители, отец-сапожник и мать-ткачиха, были братья и сестры, была жена и дети. Где теперь все это? Почему он сидит в одиночестве под старым мостом?

Когда он был мальчиком, первый раз он украл яблоки в соседском саду. Яблоки были незрелые, кислые и пахли прелой листвой, но ему казались вкусными потому, что были чужими. На следующий день у него заболела мать. Он очень хотел помочь матери, поэтому и украл на рынке кошелек, желая порадовать мать пряниками. Но на следующий день мать умерла.

Так продолжалось всю жизнь. Человек что-то воровал, и тут же у него из жизни уходило что-то очень важное и дорогое. Так он потерял семью и оказался в этой сырой дыре, в холоде и голоде.

Мимо прошла старуха и протянула бродяге кусок хлеба. Он схватил хлеб, и, вдруг подумав, отломил половину и отдал эту половину птицам. Человек так сделал в первый раз в жизни. Первый раз жизни он поделился своим с кем-то другим. Птицы радостно зачирикали и кинулись на хлебные крошки.

И тут случилось странное и хорошее событие. Шедший мимо капитан корабля позвал бродягу матросом на свой корабль.

Бродяга был рад до неба, его только что спасли от смерти. Он начал молиться и благодарить Бога за свою удачу. И вот во время молитвы понял человек, что каждая сворованная вещь, каждое даже самое мелкое воровство отнимает взамен у нас что-то важное и дорогое. А каждая вещь, отданная другому из милосердия, прибавляет что-то хорошее в нашей жизни.

 

- Брать чужое плохо, я знаю это с детского сада. А если никто не узнает, что это взял я? - спросил Мальчик.

- Из людей может никто и не узнает, но Бог видит все, от него ничего нельзя скрыть, поэтому воровать бесполезно. Тайного для Бога не существует.

- Значит, еще и надо делиться с другими? Мама всегда говорила мне, что нельзя быть жадиной.

- Умница! – Ангел погладил мальчика по голове.

IX

Не лжесвидетельствуй.

 

Девчонка все время хвасталась и привирала. Ей самой хотелось быть такой, какой она была в своих рассказах: красивой, смелой, веселой. Сначала она знала, что врет, а со временем сама начала верить в то, что насочиняла.

А однажды в класс, где училась девчонка, пришла новенькая. Новенькая была скромна, послушна и необычайно красива. Ученики сразу полюбили новенькую, приглашали ее играть, мальчишки защищали от чужих, девчонки носили ей яркие ленты, а учителя хвалили, когда она отвечала у доски.

Разозлилась девчонка, она столько сил потратила, чтобы быть самой-самой в классе, а тут эта новенькая вдруг, вот так просто завоевала любовь одноклассников. И решила девчонка снова пойти вопреки истине. Наговорила она про новенькую всяких гадостей, чтобы разлюбили ее ребята.

Но не вышло ничего у лживой девчонки. К новенькой грязные слова никак прилипать не хотели, все любили ее по-прежнему, а вот с девчонкой дружить вовсе перестали, не нравятся никому злые люди.

 

- Никогда не греши на истину, сынок, - сказал Ангел. – Не лги ни себе, ни другим. Все одно правда наружу выйдет. Бог ее откроет.

- Честное слово, не буду, - пообещал мальчик.

- Человек будет должен дать ответ Богу за каждое слово, которое он скажет. А за «честное» слово вдвойне, - ответил Ангел

Х

Не пожелай ничего чужого.

Мне нужно бы рассказать тебе еще одну сказку, - Ангел задумчиво склонил голову, - но совсем не знаю, какой она будет.

 

Если помнить эту сказку, тогда легче будет понять все остальные и легче исполнять все остальные заповеди. Потому что наше желание – корень и начало поступка, исток наших плохих деяний.

 

Жил-был Художник. Разноцветными своими красками он рисовал прекрасные картины, на которых было все, что видел Художник, как он чувствовал. Мир на картинах художника был прекрасен. Солнце светило так, что люди, глядя на картину, начинали улыбаться, радуясь солнечному дню. Море казалось живым, многие прислушивались, стараясь услышать плеск его волн. Люди на картинах были такими добрыми, что казалась вот-вот они протянут руку и скажут «Ты – мой самый лучший друг!».

Художник ходил по белому свету и раздаривал свои картины, неся людям радость и любовь. Он знал, что нет на свете художника, лучше, чем он.

Однажды пришел Художник в далекий город, где еще ни разу не был. Бродил он по незнакомым улицам, смотрел по сторонам и, вдруг, увидел Мастера, который также, как и он, стоял на улице с мольбертом и рисовал картину.

Подошел Художник к Мастеру, посмотрел на его работу. Увидел Художник, что работа Мастера, лучше, чем у него. Картина Мастера была прекрасна. Вроде все в ней было, как у самого Художника, но небо было глубже, солнце живее, люди счастливее, а саму картину хотелось взять в руки, долго-долго на нее смотреть, а потом никогда и никому не отдавать. Понял Художник, что не самый он лучший на свете, что Мастер талантливее его.

Черная зависть поселилась в душе у Художника, захотел он, чтобы Мастер исчез с лица земли, чтобы Мастер ослеп и никогда больше не смог рисовать, чтобы случилось так, что Художник был опять на свете единственным, только его картины были бы нужны людям. И вот в этот момент, когда Художник пожелал в душе Мастеру всяческих несчастий, душа его стала другой, изменилась его душа. Вместо прозрачного свежего источника добра и любви превратилась его душа в черный сгусток ненависти и злобы.

Так с этого дня перестал Художник перестал быть художником, потому, что больше не мог, рисовать свои прекрасные картины, творить своей кистью лучистой диковинные миражи, которые раньше отражали его светлые глаза Чтобы не нарисовал Художник, все получалось некрасивым, отвратительным, таким, что никто не хотел даже взглянуть на картину второй раз. Была на картинах снежная стальная пустота, и только пропахший ветер то ли шепнет, то ли погладит, напомнит о пропавшем таланте.

Забрал Бог у него дар рисования. Талант дается только счастливым людям. А счастливые люди не могут быть злыми, жадными, завистливыми. Они счастливы своей любовью к миру, Богу, сердце их открыто для всех, милосердно и огромно.

 

- Бог лишил Художника таланта только за его желание плохого другому человеку? – спросил Мальчик.

- Понимаешь, ребенок, когда желаешь ближнему своему, а в этом мире мы все – ближние, плохого, в сердце твоем падает семечко зла и начинает расти, заполоняя собой все хорошее, что было в твоей душе. Как сорняк губит прекрасные цветы, так и зло в твоей душе губит любовь, которая дана тебе Богом. И тогда твои руки и ноги, твое тело, слушая приказы выросшего зла, начинают делать отвратительные вещи.

- Мы должны быть довольны тем, что нам дал Бог и не желать чужого?

- Умница, малыш! И еще благодарить Бога за то, что он нам дал.

 

Ангел обнял мальчика:

- Долгой была наша беседа, надеюсь, что не зря мы с тобой просидели в этом парке, проболтали, проговорили. Запомни, малыш, эти простые истины, которые так трудно соблюдать, если нет в твоей душе Бога, и, которые так просто выполнить, если в душе твоей Бог, а значит, Любовь.

Мы больше не увидимся с тобой, Ты вырастешь, а я могу разговаривать, только с детьми. Но ты знай, где бы ты ни был, что бы не делал, я всегда с тобой. Буду хранить тебя от зла человеческого, от случайностей нелепых, от тебя самого, глупого. Но и сам ты береги себя и душу свою божественную единственную такую на свете.

 

Ангел поцеловал Мальчика и исчез. А в ту же минуту Мальчик увидел маму, которая бежала к нему и счастливо улыбалась.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2   
                         ЗАДАНИЕ: «Соотнеси  заповедь и пословицу
Железо ржа съедает, а завист-
   ливый от зависти погибает 
                                                               Почитай отца твоего 
                                                                   и матерь твою.
Не ищи правды в других,              
    коли её в тебе нет.
                                                                       Не лги

Вору потакать – что 
   самому воровать.
                                                                             Не убивай
На свете всё найдёшь, 
   кроме отца и матери.
                                                                              Не укради
Насилие -  яд для души.                                           Не завидуй


Приложение 3

Десять заповедей

1. Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой — день покоя — да будет посвящен Господу Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

6. Не убей.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не пожелай жену ближнего твоего и не пожелай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его… ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

Первая заповедь Ветхого Завета

Я — Господь Бог твой, пусть не будет у тебя других Богов, кроме Ме­ня.

Первой запове­дью Господь Бог ука­зывает человеку на Самого Себя и вну­ша­ет нам почитать Его единого истин­но­го Бога, и, кроме Не­го, никому мы не дол­жны воздавать Бо­­­же­­ского почита­ния. Первой запо­ведью Бог нас учит правильному Богопо­знанию и правильно­му Богопочитанию.

Богопознание — значит правильно знать Бога. Богопознание есть важнейшее из всех знаний. Оно составляет первую и важнейшею нашу обязанность.

Для приобретения Богопознания мы должны: 1. Читать и изучать Священное Писание (а дети: книгу Закона Божия). 2. Регулярно посещать Божий храм, вникать в содержание церковных служб и слушать проповедь священника. 3. Думать о Боге и о цели нашей земной жизни.

Богопочитание означает, что мы должны всеми своими поступками выражать свою веру в Бога, надежду на Его помощь и любовь к Нему как к нашему Создателю и Спасителю.

Когда мы ходим в храм, молимся дома, соблюдаем посты и почитаем церковные праздники, оказываем послушание своим родителям, помогаем им чем можем, усердно учимся и исполняем домаш­ние задания, когда мы ведем себя тихо, не ссоримся, когда помогаем ближним, когда мы постоянно думаем о Боге и сознаём Его присутствие с нами, — тогда мы истинно почитаем Бога,то есть выражаем свое Богопочитание.

Таким образом, первая заповедь в известной мере содержит в себе остальные заповеди. Или остальные заповеди объясняют, как исполнять первую заповедь.

Грехами против первой заповеди являются:

Безбожие (атеизм) — когда человек отрицает существование Бога (например: коммунисты).

Многобожие: почитание многих богов или идолов (дикие племена Африки, Южной Америки и др.).

Неверие: сомнение в Божественной помощи.

Ересь: искажение той веры, которую нам дал Бог. В мире существует множество сект, учение которых придумано людьми.

Богоотступничество: отречение от веры в Бога или от христианства из-за страха или расчетов получить награду.

Отчаяние — когда люди, забывая, что Бог устраивает всё к лучшему, начинают недовольно роптать или даже покушаются закон­чить свою жизнь самоубийством.

Суеверие: вера в разные приметы, звезды, гадания.

  Вторая заповедь Ветхого Завета

Не делай себе идола и никакого подобия того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в водах под землею. Не кланяйся и не служи им.

Евреи почитают золотого тельца, которого сами сделали.

Эта заповедь была написана тогда, когда люди были очень склонны почитать разных идолов и обоготворяли силы природы: солнце, звёзды, огонь и т.д. Идолопоклонники сооружали себе идолов, изображающих их ложных богов, и поклонялись этим идолам.

В наши дни такое грубое идолопоклонство почти не существует в развитых странах.

Однако, если люди всё своё время и силы, все свои заботы отдают чему-то земному, забывая семью и даже Бога, такое поведение тоже является своего рода идолопоклонством, что запрещается этой заповедью.

Идолопоклонством является чрезмерная привязанность к день­гам и богатству. Идолопоклонством является постоянное чревоугодие, т.е. когда человек только о том и думает, только тем и занимается, чтобы много и вкусно поесть. Наркомания и пьянство тоже относятся к этому греху идолопоклонства. Нарушают также вто­рую заповедь гордые люди, которые хотят всегда быть центром вни­мания, хотят, чтобы все их почитали и беспрекословно слушали­сь.

В то же время вторая заповедь не запрещает правильно почитать святой Крест и святые иконы. Не запрещает потому, что, почитая крест или икону, где изображен истинный Бог, человек воздает честь не дереву или краске, из которых эти предметы сделаны, а Иисусу Христу или святым, которые на них изображены.

Иконы напоминают нам о Боге, иконы помогают нам молиться, потому что душа наша так устроена, что на что мы смотрим, о том и думаем.

Почитая святых, изображенных на иконах, мы не воздаем им одинакового почитания как равным Богу, а молимся им как нашим покровителям и молитвенникам перед Богом. Святые — это наши старшие братья. Они видят наши трудности, видят нашу слабость и неопытность и помогают нам.

Сам Бог показывает нам, что Он не запрещает правильное почитание святых икон, напротив — Бог являет через святые иконы по­мощь людям. Существует множество чудотворных икон, например: Курской Божией Матери, плачущие иконы в разных частях света, множество обновившихся икон в России, Китае и других странах.

В Ветхом Завете Сам Бог повелел Моисею сделать золотые изображения херувимов (Ангелов) и поместить эти изображения на крышке Ковчега, где хранились скрижали с написанными на них заповедями.

Изображения Спасителя с древнейших времен почитаются в христианской Церкви. Одно из таких изображений — образ Спа­сителя, называемый “Неруко­твор­ный.” Иисус Христос приложил к своему лицу полотенце, и изобра­жение лица Спасителя чуде­сным обра­зом осталось на этом поло­тенце. Больной царь Авгарь, как толь­ко прикоснулся к этому полотенцу, исцелился от проказы.

  Третья заповедь Ветхого Завета

Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

Третьей заповедью запрещается произносить имя Божие напрасно, без должного благоговения. Имя Божие произносится напрасно, когда употребляется в пустых разговорах, шутках, играх.

Этой заповедью запрещается вообще легкомысленное и неблагоговейное отношение к имени Божию.

Грехами против этой заповеди являются:

Божба: легкомысленное употребление клятвы с упоминанием имени Божиего в обыкновенных разговорах.

Богохульство: дерзкие слова против Бога.

Кощунство: неблагоговейное обращение со священными пред­метами.

Запрещается здесь также нарушение обетов — обещаний, дан­ных Богу.

Имя Божие должно произноситься со страхом и благоговением только в молитве или при изучении Священного Писания.

Надо всячески избегать рассеянности в молитве. Для этого необходимо понимать смысл молитв, которые мы произносим дома или в храме. Надо перед тем, как говорить молитву, даже немного успокоиться, подумать, что мы собираемся беседовать с вечным и всемогущим Господом Богом, перед Которым даже ангелы предстоят с трепетом; и, наконец, произносить молитвы не спеша, стараясь, чтобы наша молитва была искренней — исходила прямо из нашего ума и сердца. Такая благоговейная молитва угодна Богу, и Господь по вере нашей даст нам те блага, которые мы просим.

  Четвертая заповедь Ветхого Завета

Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все твои дела, а день седьмой — день покоя — да будет посвящен Господу Богу твоему.

Слово “суббота” по-еврейски значит покой. Так этот день недели назывался, потому что в этот день запрещалось работать или заниматься житейскими делами.

Четвертой заповедью Господь Бог повелевает шесть дней рабо­тать и заниматься своими обязанностями, а седьмой день посвящать Богу, т.е. в седьмой день совершать святые и угодные Ему дела.

Святыми и угодными Богу делами являются: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Священного Писания и Закона Божия, размышления о Боге и о цели своей жизни, благочестивые разговоры о предметах христианской веры, помощь бедным, посещение больных и другие добрые дела.

В Ветхом Завете праздновалась суббота в воспоминание окон­чания сотворения Богом мира. В Новом Завете со времени св. апо­столов стал праздноваться первый день после субботы, воскресенье — в воспоминание Воскресения Христова.

В воскресный день христиане собирались на молитву. Читали Священное Писание, пели псалмы и причащались на литургии. К сожалению, теперь многие христиане не такие усердные, как в первые века христианства, и многие стали реже причащаться. Тем не менее никогда нельзя забывать, что воскресный день должен принадлежать Богу.

Нарушают четвертую заповедь те, кто ленится и в будние дни не работает или не исполняет своих обязанностей. Нарушают эту заповедь те, кто по воскресеньям продолжает работать и не идет в церковь. Нарушают эту заповедь и те, что хотя и не работает, но проводит воскресенье в одних забавах и играх, не думая о Боге, о добрых делах и о спасении своей души.

Кроме воскресений христиане посвящают Богу и некоторые другие дни года, в которые Церковь отмечает великие события. Это так называемые церковные праздники.

Самым великим нашим праздником является Пасха — день Воскресения Христова. Это “праздников праздник и торжество из торжеств.”

Есть 12 великих праздников, именуемых двунадесятыми. Не­ко­торые из них посвящены Богу и называются Господскими праздниками, другие из них посвящены Божией Матери и называются Богородичными праздниками.

Господские праздники: (1) Рождество Христово, (2) Крещение Господне, (3) Сретение Господне, (4) Вход Господень во Иерусалим, (5) Воскресение Христово, (6) Сошествие Святого Духа на апостолов (Троица), (7) Преображение Господне и (8) Воздвижение Креста Господня. Богородичные праздники: (1) Рождество Божией Матери, (2) Введение во храм Пресвятой Богородицы, (3) Благовещение и (4) Успение Божией Матери.

  Пятая заповедь Ветхого Завета

Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

Пятой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и дол­гую жизнь.

Почитать родителей значит: любить их, быть почтительными к ним, ни оскорблять их ни словами, ни поступками, повиноваться им, помогать им в повсе­дневных трудах, забо­тить­ся о них, когда они находятся в нужде, а осо­­бенно во время их бо­­­лезни и старости, также молиться за них Богу как при их жизни, так и после смерти.

Грех непочитания к родителям есть великий грех. В Ветхом Завете кто говорил плохие слова на отца или мать, тот наказывался смертью.

Наряду с родителями мы должны почитать и тех, кто в каком-либо отноше­нии заменяет нам родителей. К таким лицам принадлежат: епископы и священ­ники, заботящиеся о нашем спасении; гра­ж­данские власти: президент страны, губернатор штата, полицейские и все вообще из тех, на ком лежит обязан­ность под­держивать порядок и нормаль­ную жизнь в стране. Также надо поэтому почитать учителей и всех людей старше нас возрастом, которые имеют опыт в жизни и могут нам дать добрый совет.

Грешат против этой заповеди те, кто не уважает старших, в особенности стариков, кто с недоверием относится к их замечаниям и наставлениям, считая их людьми “отсталыми,” а их понятия “от­жившими.” Бог сказал: “Перед лицем седого вставай и почитай лицо старца” (Лев. 19:32).

Когда младший встречается со старшим, младший должен первый поздороваться. При входе учительницы в класс ученики должны встать. Если в автобус или поезд войдет престарелый человек или женщина с ребенком, то молодой человек должен встать и уступить своё место. Когда слепой человек хочет перейти улицу, надо ему помочь.

Только в том случае, когда старшие или начальники требуют от нас исполнить что-либо против нашей веры и закона, мы не должны им повиноваться. Закон Божий и послушание Богу явля­ются высшим зако­ном для всех людей.

В тоталитарных странах начальники иногда издают законы и дают распоряжения, противоречащие Закону Божию. Иногда они требуют от христианина, чтобы он отрёкся от своей ве­ры или делал что-то против своей веры. Христианин в таком случае должен быть готов постра­дать за свою веру и за имя Христово. Бог обещает в награду за эти страдания вечное блаженство в Царстве Небесном. “Претерпевший до конца, спасется… Кто отдаст жизнь свою ради Меня и Евангелия, тот снова приобретет ее” (Матф. 10-ая глава).

  Шестая заповедь Ветхого Завета

Не убей.

Шестой заповедью Господь Бог запрещает убийство, т.е. отнятие жизни у других людей, а также и у самого себя (самоубийство) каким бы то ни было образом.

Жизнь есть величайший дар Божий, поэтому никто не имеет права этот дар отнимать.

Самоубийство есть самый страшный грех потому, что в этом грехе заключается отчаяние и ропот на Бога. А кроме того, после смерти нет возможности покаяться и загладить свой грех. Самоубийца обрекает свою душу на вечное мучение в аду. Чтобы не отчаиваться, надо всегда помнить, что Бог нас любит. Он наш Отец, Он видит наши трудности и имеет достаточно сил, чтобы нам помочь даже в самой трудной ситуации. Бог по Своим премудрым планам попускает нам иногда пострадать от болезни или какой-нибудь неприятности. Но надо твердо знать, что Бог всё устраивает к лучшему, и постигшие нас скорби Он обращает к нашей пользе и спасению.

Нарушают шестую заповедь несправедливые судьи, если осуждают подсудимого, невинность которого им известна. Всякий, кто помогает другим совершать убийство или помогает убийце скрыться от наказания, также нарушает эту заповедь. Нарушает эту заповедь и тот, кто ничего не сделал, чтобы избавить ближнего от смерти, когда вполне мог бы это сделать. Также тот, кто тяжёлым трудом и жестокими наказаниями изнуряет своих работников и тем ускоряет их смерть.

Грешит против шестой заповеди и тот, кто желает смерти другому человеку, ненавидит ближних и причиняет им скорбь своею злобой и словами.

Кроме телесного убийства, есть и еще другое страшное убийст­во: это духовное убийство. Когда человек соблазняет другого на грех, этим он духовно убивает своего ближнего, потому что грех есть смерть для вечной души. Поэтому нарушают шестую заповедь все те, кто распространяет наркотики, соблазнительные журналы и фильмы, кто учит других, как делать зло или подает плохой пример. Нарушают это заповедь и те, которые распространяют безбожие, неверие, колдовство и суеверия среди людей; грешат те, которые проповедуют разные экзотические верования, противоречащие христианскому вероучению.

К сожалению, приходится в некоторых исключительных случаях допускать убийство для прекращения неизбежного зла. Например, если неприятель напал на мирную страну, воины должны защищать свою родину и свои семьи. В таком случае воин не только убивает по необходимости, чтобы спасти своих близких, но и сам ставит свою жизнь в опасность и жертвует собой ради спасения своих ближних.

Также судьям приходится иногда осуждать на смерть неисправимых преступников, чтобы спасти общество от их дальнейших преступлений против людей.

  Седьмая заповедь Ветхого Завета

Не прелюбодействуй.

Седьмой заповедью Господь Бог запрещает нарушение супружеской верности и всякую незаконную и нечистую связь.

Вступившие в брак муж и жена дали обещание жить вместе всю жизнь и делить вместе как радости, так и горести. Поэтому этой заповедью Бог запрещает разводиться. Если у мужа и жены разные характеры и вкусы, они должны прилагать все усилия, чтобы сглаживать то, что у них разное, а единство семьи ставить выше личных выгод. Развод есть не только нарушение седьмой заповеди, но и преступление против детей, которые остаются без семьи и после раз­вода часто вынуждены бывают жить в чуждых для них условиях.

Неженатым Бог повелевает соблюдать чистоту мыслей и же­ланий. Надо избегать всего, что может возбудить в сердце нечистые чувства: плохие слова, нескромные шутки, бесстыдные анекдоты и песни, буйную и возбуждающую музыку и танцы. Надо избегать соблазнительных журналов и фильмов, а также чтения безнрав­ствен­ных книг.

Слово Божие повелевает нам хранить наши тела в чистоте, потому что тела наши “суть члены Христовы и храмы Духа Святого.”

Самым страшным грехом против этой заповеди является противо­естественная связь к лицам одинакового пола. В наши дни да­же регистрируют своего рода “семьи” между мужчинами или между жен­щинами. Такие люди часто гибнут от неизлечимых и страшных бо­лезней. За этот страшный грех Бог полностью уничтожил древние горо­да Содом и Гоморру, о чем рассказывает нам Библия (гл. 19).

  Восьмая заповедь Ветхого Завета

Не кради.

Восьмой заповедью Бог запрещает кражу, то есть присвоение каким бы то ни было образом того, что принадлежит другим.

Грехами против этой заповеди могут быть:

Обман (т.е. присвоение чужой вещи хитростью), например: когда уклоняются от платежа долга, утаивают найденное, не разыскивая хозяина найденной вещи; когда обвешивают при продаже или дают неправильную сдачу; когда не дают положенную плату рабочему.

Воровство — похищение чужой вещи.

Грабительство — отнятие чужой вещи насилием или при помощи оружия.

Нарушают эту заповедь также те, кто берет взятки, то есть берет деньги за то, что должен был бы сделать по обязанности своей службы. Нарушают эту заповедь те, кто притворяется больным, чтобы, не работая, получать деньги. Также те, кто нечестно работает, делает кое-что напоказ при начальстве, а когда его нет, бездельничает.

Этой заповедью Бог нас учит честно трудиться, быть доволь­ными тем, что у нас есть, и не стремиться к большому богатству.

Христианин должен быть милосердным: часть своих денег жертвовать церкви и бедным людям. Все, что человек имеет в этой жизни, не принадлежит ему навеки, а дается человеку Богом для временного пользования. Поэтому надо делиться с другими тем, что у нас есть.

  Девятая заповедь Ветхого Завета

Не произноси на другого ложного свидетельства.

Девятой заповедью Господь Бог запрещает говорить ложь о другом человеке и запрещает вообще всякую ложь.

Девятую заповедь нарушают те, кто:

Сплетничает — пересказывает другим недостатки своих зна­комых.

Клевещет — сознательно говорит о других людях ложь с целью им повредить.

Осуждает — производит строгую оценку человека, причисляя его к плохим людям. Евангелие не запрещает нам оценивать сами поступки с точки зрения того, насколько они хороши или плохи. Мы должны отличать зло от добра, мы должны удаляться от всякого греха и несправедливости. Но не следует на себя брать роль судьи и говорить, что такой-то наш знакомый пьяница, или вор, или распутный человек и так далее. Этим мы осуждаем не столько зло, сколько самого человека. Такое право осуждать принадлежит только Богу. Очень часто мы видим только внешние поступки, но не знаем о настроении человека. Нередко грешники потом сами тяготятся своими недостатками, просят у Бога прощения грехов и с помощью Божией побеждают свои недостатки.

Девятая заповедь нас учит обуздывать свой язык, следить за тем, что мы говорим. Большинство наших грехов происходит от ненужных слов, от пустословия. Спаситель сказал, что человек должен будет дать ответ Богу за каждое слово, которое он скажет.

  Десятая заповедь Ветхого Завета

Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его… ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

Десятой заповедью Господь Бог запрещает не только делать что-либо плохое другим, окружающим нас ближним, но запрещает пло­хие желания и даже плохие мысли по отношению к ним.

Грех против этой заповеди называется зависть.

Тот, кто завидует, кто в мыслях желает чужого, тот от худых мыслей и желаний легко может дойти и до плохих дел.

Но и сама по себе зависть оскверняет душу, делая ее нечистой перед Богом. Священное Писание говорит: “Мерзость перед Богом злые мысли” (Притч. 15:26).

Одной из главных задач истинного христианина является очищать свою душу от всякой внутренней нечистоты.

Чтобы избежать греха против десятой заповеди, необходимо хранить чистоту сердца от всякой чрезмерной привязанности к земным предметам. Надо быть довольным тем, что имеем и благодарить Бога.

Учащиеся в школе не должны завидовать другим ученикам, когда другие очень хорошо учатся и делают успехи. Каждый должен стараться учиться как можно лучше и свой успех приписывать не себе только, а Господу, давшему нам разум, возможность учиться и все необходимое для развития способностей. Истинный христианин радуется, когда видит у других успех.

Если будем искренне просить Бога, Он нам поможет стать истинными христианами.

Опубликовано


Комментарии (7)

сменить сортировку
Домнина Валентина Владимировна, 19.11.16 в 09:55 0Ответить Пожаловаться
спасибо за внимание к моей разработке! Буду рада ,если она Вам пригодится!
Хлустикова Елена Дмитриевна, 20.11.16 в 15:13 1Ответить Пожаловаться
Замечательный материал! Спасибо за интересную грамотную работу!
Домнина Валентина Владимировна, 21.11.16 в 15:26 0Ответить Пожаловаться
Спасибо,Елена Дмитриевна!
Черепкова Александра Михайловна, 02.12.16 в 10:13 -1Ответить Пожаловаться
Отличная разработка! Спасибо за урок.
Домнина Валентина Владимировна, 02.12.16 в 10:53 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Александра Михайловна!!!
Пермякова Ольга Анатольевна, 20.12.22 в 21:03 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за прекрасный урок!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.