Интегрированный урок музыки-литературы «Музыка — главный герой басни И.А. Крылова "Квартет"» (5 класс)
Интегрированный урок музыки-литературы в 5А классе
Тема: Музыка – главный герой басни И.А. Крылова «Квартет»
Цели:
Показать, как два самостоятельных искусства – литература и музыка – дополняют друг друга, делая произведения более выразительными, красочными, интересными;
Познакомить обучающихся с басней И.А. Крылова «Квартет»;
Воспитать интерес к классической музыке, литературе и родной речи.
Ход урока:
М - учитель музыки
Л - учитель литературы
М: Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок – урок музыки и литературы одновременно. Посмотрите на доску и прочтите эпиграф к нашему уроку.
«Музыка и литература не иллюстрируют одна другую, они дополняют, обогащают, усиливают наши переживания»
Как вы понимаете это высказывание?
Л: Да, действительно, музыка и литература очень связаны друг с другом. Вот, например, угадайте произведение по строчке из него:
«Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…»
(Поэма «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина, отрывок «У Лукоморья…»)
Да, это отрывок из поэмы, а теперь вы распоётесь с помощью именно этого произведения.
М: *Проводит «распевку»*
Как в этой «распевке» сочетаются музыка и литература?
Л: Перейдём ближе к теме нашего урока. Посмотрите на экран, на нём изображена иллюстрация к одному литературному произведению. Угадайте его название и автора («Квартет» И.А. Крылова)
Ребята, исходя из начала урока и данной иллюстрации, догадайтесь, какова же наша тема? (Музыка – главный герой басни И.А. Крылова «Квартет»). Запишите, пожалуйста, тему в свои индивидуальные листы. Какие у нас с вами будут задачи?
Вспомним с вами, что же такое басня. Кононов Егор нам это напомнит.
Сообщение ученика:
Басня – это один из наиболее древних литературных жанров. Это рассказ, чаще всего стихотворный, нравоучительного характера. Героями басни могут быть животные, растения, неодушевленные предметы, люди. Иван Андреевич Крылов – известный русский баснописец. Его произведения, по мнению Николая Васильевича Гоголя, «подлинная книга народной мудрости».
Основные литературные приёмы, которые используются в баснях, это олицетворение и аллегория. Прочитайте в своих индивидуальных листах, что это такое?
Олицетворение — прием, когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.
Аллегория – в переводе с греческого «иносказание», художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога. Например, в басне И.А. Крылова «Ворона и лисица», ворона – аллегория человека, поддающегося на льстивые слова.
В своих баснях И.А. Крылов высмеивал человеческие пороки и недостатки, используя данные литературные приёмы. Поговорим подробнее о басне «Квартет». Прочитает выразительно эту басню наизусть Жукова Светлана.
Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, —
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет! —
Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь нам как сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, —
Им отвечает Соловей, —
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
Какое впечатление на вас произвела басня?
Что такое квартет? Прочитайте на своих индивидуальных листах.
Квартет – это музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют 4 музыканта.
Посмотрите на иллюстрацию к басне «Квартет». На каких инструментах играют звери? (2 скрипки, альт и виолончель)
Как вы думаете, герои басни могли стать музыкантами? Почему?
А вот сам И.А. Крылов, кстати, был прекрасным музыкантом, и больше всего он любил играть именно в квартете. Его современники вспоминают, что, чаще всего, он брал на себя партию альта
М: Таким же замечательным музыкантом был А.П. Бородин. Он был не только талантлив в музыке, но еще и был ученым-химиком. Он на столько любил музыку, что даже на его лекциях она звучала всегда. Очень часто можно было застать его, напевавшего новую мелодию, которую он сам и придумал. Давайте же послушаем пример музыки, которую написал такой талантливый человек. Обратите внимание на количество играющих музыкантов.
Звучит «А. Бородин. Квартет №2 ре мажор. Часть I. Квартет имени Бородина»
Ребята, что мы сейчас с вами увидели? (Квартет) Почему?
Л: Мы послушали замечательную музыку. А почему у героев нашей басни не получилось сыграть такую же?
А теперь поработаем с вашими индивидуальными листами. Выполним задание, которое прописано у вас на листе.
1 ряд – Ответьте письменно на вопросы:
А могли ли на месте этих животных оказаться люди?
Что высмеивает Крылов? Назовите литературный приём, который используется в этой басне.
Какова мораль этой сказки? Как вы её понимаете?
2 ряд – Ответьте письменно на вопросы:
Как сочетается музыка и литература в басне И.А. Крылова «Квартет»?
Какие ещё вы можете привести примеры произведений, в которых сочетаются эти два искусства?
3 ряд – Напишите синквейн для сегодняшнего урока:
Ключевое слово
Прилагательное Прилагательное
Глагол Глагол Глагол
Предложение
Синоним ключевого слова
Слушаем ответы детей (кроме 3 ряда)
А сейчас мы с вами посмотрим театральную постановку по басне И.А. Крылова «Квартет», чтобы визуализировать её.
М: Подведём итог нашему уроку. Вначале урока мы поставили перед собой цели. Первую мы выполнили, подведём итог второй. Как же связаны музыка и литература между собой? Послушаем ваш синквейн.