Интегрированный урок окружающего мира в 1 классе по теме «Россия- Родина моя» (УМК «Начальная школа ХХI века»)

5
2
Материал опубликован 24 June 2020

Методическая записка

Вид деятельности

урок

Тип урока

урок изучения нового материала

Форма проведения урока

интегрированный урок

Интегрируемые предметы

окружающий мир, литературное чтение

Темы интегрируемых предметов

Окружающий мир:

«Наша страна – Россия»

Литературное чтение:

«Развитие восприятия художественного произведения. Е. Серова «Мой дом».

Общее количество часов

1 час

Содержание и компоненты интеграции:

- внутрипредметная;

- межпредметная

межпредметная

Целеполагание – образовательный результат:

Постановка целей урока/занятия:

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с символами Российского государства: флагом, гербом, гимном.

Задачи, направленные на формирование личностных результатов:

формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

формирование сознания своей этнической и национальной принадлежности;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Задачи, направленные на формированиеметапредметных результатов:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

активное использование речевых средств и средств для решения познавательных задач;

Задачи, направленные на формирование предметных результатов:

понимание особой роли России в мировой истории;

формирование уважительного отношения к России, родному краю, истории, природе нашей страны, ее современной жизни;

освоение правил нравственного поведения.

Проектирование образовательных результатов

Образовательные результаты:

Предметные: Знание названия своей страны, ее государственной символики. Употребление терминов и понятий по теме.

Метапредметные:

Познавательные: поиск необходимой информации в знаково-символических средствах; выявление известного и неизвестного при решении учебной задачи.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, выполнение задания в соответствии с поставленной целью; осуществлять действия самоконтроля.

Коммуникативные: умение работать в парах, в группе, учитывая позицию собеседника; сотрудничество с учителем и одноклассниками на протяжении всего урока.

личностные осознание принадлежности себя к своей стране, к своему народу.

Информационно-образовательная среда урока/занятия

Информационные технологии:

Технология деятельностного метода, информационно-коммуникационная технология.

Средства обучения: учебник окружающего мира (Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир: 1 класс»); учебная хрестоматия для учащихся 1 класса «Уроки слушания» (Л.А.Ефросинкина «Литературное чтение: уроки слушания в 1 классе»);

Электронные средства обучения: персональный компьютер, мультимедийная доска, планшет

Целесообразность использования ИКТ на конкретном этапе урока (внеклассном мероприятии)

Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Применение ИКТ на уроке усиливает положительную мотивацию обучения,  активизирует  познавательную деятельность учащихся; повышается  объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация); расширяется возможность самостоятельной деятельности; обеспечивается  доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

Методические приемы

Метод проектов; практическая работа; репродуктивные методы обучения.







Технологическая карта интегрированного урока окружающего мира в 1 классе по теме «Россия- Родина моя» (УМК «Начальная школа ХХI века»).

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Введение в тему урока. Мотивация.

- Ребята, прочитайте стихотворение Е.Серовой «Мой дом» и определите, о каком доме говорится в стихотворении? (тетрадь «Литературное слушание», с. 3).


У меня есть родной Только много дорог —

Удивительный дом: Знай шагай по любой!

Нет стены ни одной Очень дом мой огромен —

В этом доме моём. От песков и до льдин!

Только есть потолок — Хорошо, что я в доме

Голубой-голубой, Живу не один…

-О каком же доме говорится в стихотворении? Каким словом мы назовем этот дом?

-Определите тему нашего урока.

-Тема урока «Россия-Родина моя».

В качестве эпиграф к нашему уроку окружающего мира я взяла слова Михаила Пришвина: «Мы – хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна – Родина».

Чтение стихотворения Е.Серовой «Мой дом»









Определение темы урока


Изучение новой темы.




-А что такое Родина? Попробуйте дать определение этого слова.


- Прочитайте отрывок из рассказа К.Д. Ушинского «Наше Отечество» и попробуйте на основе его сформулировать определение понятия Родина.

(Отрывок взят из «Книги для классного чтения» Баранова Алексея Григорьевича.Оригинал книги, или первоисточник книги, взят в электронном книгохранилище Президентской библиотеки имени Бориса Ельцина).

(С.92).

(На партах лежит распечатанная страница книги с выделенным абзацем в варианте первоисточника и современной версии.

«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина».)


t1592983743aa.png


-Что же по словам Константина Дмитриевича Ушинского является родиной?

- Давайте сравним определения слова родина в различных словарях:

Ожегов: родина, -ы, ж. 1. отечество, родная страна, любовь к родине. Защита родины. 2. место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н: Москва - его р.Индия - р. шахмат. * вторая родина- место, давшее кому-н. приют, ставшее родным.

Ушаков: родина, родины, ж. 1. отечество; страна, в к-рой человек родился и гражданином к-рой он состоит.мы любим свой язык и свою родину...

Ефремова: ж. страна, в которой кто-либо родился и гражданином которой является.

http://efremova-online.ru/slovar-efremovoy/rodina/94769/

-Чем похожи все определения?

-Родина - это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьям. Где человек учится, трудится, создаёт семью, воспитывает детей, своим трудом делает нашу Родину богаче и краше.

- Как называется наша страна?

-Наша страна называется Россия, Российская Федерация. А люди, живущие в нашей стране – россияне.

-Посмотрите на карту Российской Федерации. На ней граница нашей Родины показана красным цветом. Россия – самая большая страна в мире. Россия- бескрайняя страна (на доске размещается слово- бескрайняя).

-Как называется главный город любой страны? Столица России?

-Россию населяют люди разных национальностей: русские, мордва, чуваши, белорусы, украинцы, казахи, татары, армяне, башкиры, чеченцы, карелы, коми, удмурты, марийцы всех и не перечислить. И все они живут дружно, проявляя уважение друг к другу. Россия –многонациональная страна (слово размещается на доске)

Много испытаний выпало на нашу землю, но наш народ сумел одержать победу во многих войнах, защитить свою Родину. Россия- могучая, непобедимая страна (на доске размещается слово –могучая, непобедимая )

- Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы.

-Что является государственными символами России?Чтобы узнать названия данных символов, вам надо, работая в группах, составить из букв слова.

- Вы правильно справились с заданием. В нашей стране символами являются Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн. Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией.

-Давайте познакомимся с данными символами подробнее. А поможет нас в этом сайт «Президент России гражданам школьного возраста).

http://www.uznai-prezidenta.ru/index.php?p=6-5&v=fi02

t1592983743ab.png

t1592983743ac.png

t1592983743ad.png

t1592983743ae.png

t1592983743af.png

t1592983743ag.png

t1592983743ah.png

t1592983743ai.png

t1592983743aj.png

t1592983743ak.png

-Проверим, насколько хорошо вы запомнили государственные символы нашей Родины- России. Для проверки знаний используем образовательный портал «Учи.ру» (индивидуальная работа).

t1592983743al.png

t1592983743am.png

t1592983743an.png

-Одним из символов любого государства и любого города является герб.

-Кто изображен на гербе России?

-Что вы знаете о Георгии Победоносце?

-Обратимся к ресурсам Интернета.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B9_%D0%9F%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%86

В энциклопедии Википедия размещена следующая информация:

Гео́ргийПобедоно́сец (Свято́йГео́ргий, Гео́ргийКаппадоки́йский, Гео́ргийЛи́ддский; греч. ΆγιοςΓεώργιος) — христианскийсвятой, великомученик, наиболее почитаемый святой с таким именем и один из наиболее известных святых в христианском мире.

Георгий Победоносец почитался на Руси как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.

-Предлагаю посмотреть одну из серий прекрасного мультипликационного сериала отечественного производства «Гора Самоцветов». Мультсериал включает в себя сказки самых разнообразных народов и национальностей, они буквально собраны со всего света, поэтому перед началом каждой серии зритель имеет возможность ознакомиться с регионом, откуда пришла сказка, с его значимостью и историей, и только потом смотреть сам мультфильм (Серия 51).


http://iceage-mult.ru/284-2005-gora-samocvetov.html

-Что вы узнали из мультфильма о Георгии Победоносце? Почему на гербе Георгий изображен со змеем?

-Познакомиться с гербами разных городов многонациональной России, узнать традиции народов, географическое положение городов, послушать сказки разных народов России вы сможете посмотрев другие серии мультсериала «Гора Самоцветов».

-Ребята, предварительно все вы были разделены на 4 группы и каждая группа в течение двух недель готовили небольшие проекты на тему «Россия-Родина моя».

-Представьте нам свои проекты.

1 группа: народы России

2 группа: национальные костюмы народов России

3 группа: праздники и религии народов России

4 группа: поэты о России, Родине (чтение наизусть стихотворений о Родине, России).

Формулируют определение слова «Родина»

Чтение отрывка из рассказа К.Д.Ушинского «Наше Отечество»






























Называют ключевые слова


Сравнивают определения слова «Родина» в различных словарях













Отвечают на вопросы, слушаю педагога, рассматривают карту















Работают в группах: составляют из букв слова- герб, гимн, флаг





Изучение информации о государственных символах РФ












































































































Выполнение заданий на платформе Учи.ру в разделе «Наша Родина Россия» (Найди Россию, символы России, Герб России)






























Отвечают на вопросы, опираясь на свой опыт, знания.




Слушают педагога









Смотрят мультфильм и отвечают на вопросы







Отвечают на вопросы






Представляют результаты проведенной работы


Слушают одноклассников, рассматривают иллюстрации в учебнике окружающего мира, прослушивают стихи




Контроль и коррекция.

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Посмотрим, как вы усвоили материал урока.

-Для проверки знаний по теме «Россия-Родина моя» вновь обратимся к платформе «Учи.ру» (индивидуальное выполнение теста с использованием планшета).

t1592983743ao.png

Выполнение заданий на платформе Учи.ру в разделе «Народы России» (Народы России, костюмы народов России, праздники и религии народов России)


Итог урока. Рефлексия.

Закончите предложения:

Для меня Родина-это…

Я хочу пожелать ей…

Когда я вырасту, хочу…

Я не хочу, чтобы моя Родина…

Рефлексия

Негласный символ России - это белая береза. Родина, подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев.

У вас на партах лежат листики настроения. Если у вас отличное, хорошее настроение, у вас все получилось - возьмите зеленый листочек. Если у вас не очень хорошее настроение - возьмите желтый листок. Посмотрите на них внимательно, выберите листочек, который соответствует вашему настроению, и украсьте нашу березку. Какая красота! Я думаю что, у всех хорошее, отличное настроение, потому, что мы все любим свою Родину.

Вот так, плечом к плечу, как на дереве листик к листику, мы будем творить историю нашей страны, нашей Родины! Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющие богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной. Вы -россияне. Вы - дети России, вы- надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!

Исполнение песни «Моя Россия»

https://rutube.ru/video/cfce6b2e20d6becc0bd4f5246e39ee84/


Продолжают предложения






Проводят рефлексию учебной деятельности












Исполняют песню, смотрят видеоролик




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Большое спасибо за подробный урок, Светлана Валерьевна! Урок интересный! На уроке используются материалы платформы Учи.Ру, проводится большая работа со словарем. Уверена, что урок получился интересным, продуктивным.

25 June 2020

Спасибо большое, Лилия Вильевна!

25 June 2020