Урок-исследование по физике в 7 классе «Сила трения»

5
1
Материал опубликован 1 November 2016

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Урок – исследование

«Сила трения»

Выполнила:

Поляница Лариса Юрьевна

учитель физики

МБОУ «СОШ №10», ул. Мира 3а

 

2015 год

Цели урока:

Создать условия для осмысления понятия «сила трения», закрепления знаний о силе тяжести, весе, силе упругости;

Создать условия для развития исследовательских умений: наблюдать, анализировать, выделять признаки изучаемого явления в процессе проведения лабораторного эксперимента, выражать собственную мысль в логической форме;

Прививать навык работы с лабораторным оборудованием;

Формировать умение рационально использовать время при проведении эксперимента.

Оборудование: динамометры, бруски, грузы, клеёнка, карандаши или груз цилиндрической формы.

Дидактический материал: карточки инструкций, дневник исследований, тесты.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Эпиграф: «Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта»

Имануил Кант

1724-1804

ХОД УРОКА

Структура деятельности

Действия учителя

Действия учащихся

1.Организационный момент

Психологический настрой учащихся.

- Уважаемые коллеги! Нет, нет я не оговорилась, сегодня вы ученики 7 класса мои коллеги- физики- экспериментаторы, исследователи нового вида силы. Именно этой проблеме посвящена наша научная работа.

Готовятся к восприятию урока

2. Проверка домашнего задания

1. Фронтальная беседа:

Среди прочих наук, мы сегодня говорим о физике:

- Что такое физика?

- Что изучает физика?

- Как получают знания по физике?

Да, процесс исследования состоит из следующих звеньев: НАБЛЮДЕНИЕ—ГИПОТЕЗА—ЭКСПЕРИМЕНТ—ВЫВОДЫ

Прислушаемся к мудрости учёных: Аристотель советовал «Сперва собирать факты и только после этого связывать их с мыслью».

2.Тестовая проверка д/з

- прежде чем приступить к исследовательской работе надо получить допуск (проверить свои знания о физической величине сила) На работу 3 минуты.

1. Отвечают на вопросы

-Ф. наука о природе.

- Ф. изучает различные физические явления.

- Основные методы получения знаний: наблюдения и опыт.

2. Работа с тестами

3. Мотивационно-целевой компонент

1. Зачитывает фрагмент из книги Я.И. Перельмана «занимательная физика» книга № 2, стр 39

- Что за важная сила исчезает в гололедицу? Без этой силы мы беспомощны и рискуем упасть.

2.Записывает тему урока

1. Знакомятся с темой урока.

Сила трения.

2. Получают дневники исследований. Записывают тему урока.

4. Планирование.

Фронтальная беседа:

- Давайте подумаем, что мы можем узнать о силе трения?

- Как будем узнавать?

(Наблюдение - Гипотеза – Эксперимент – Выводы – Контроль- Оценивание)

Планируют свою работу:

1.Что такое сила трения (определение)?

2.Как обозначают?

3.Когда возникает?

4.Почему возникает?

5.Куда направлена?

6.К какому телу приложена?

7.От чего зависит?

8.Как измерить?

5.Реализация плана

1. Фронтальная беседа:

- За силой трения мы наблюдали в жизни, ею мы пользуемся, может быть лишь не задумывались об этом, и не знали что она так называется.

- На какой вопрос можем сразу ответить? Когда?

- Необходимо научиться измерять силу трения. Каким прибором необходимо воспользоваться?

1.Анализируют свой жизненный опыт.

Учатся грамотно выражать свою мысль используя терминологию физики.

- При движении одного тела по поверхности другого. Фиксируют в дневниках исследования.

Динамометр.

 

2 Обучает правилам работы с динамометром, способам измерения силы трения.

3. Акцентирует внимание, что динамометр показывает силу тяги руки

-Куда направлена сита трения?

4. Учит выдвигать гипотезы

(используя жизненный опыт)

- От чего зависит сила трения?

5. Лабораторная работа

(дозированный по времени эксперимент с пошаговым контролем на доске).

Опыт № 1 Зависимость силы трения от прижимающей силы.

Опыт №2. Зависимость от качества поверхности.

Опыт №3. Сравнения силы трения скольжения и трения качения.

Пример использования силы трения качения при реконструкции города Москвы, часть домов на улице Горького была передвинута именно так.

- На какие вопросы ещё мы можем ответить?

- Дайте определение силе трения.

6.Рисует изображение силы трения на доске.

7. Знакомит с видами сил трения в ходе заполения таблицы.

8. Фронтальный опыт.Трение покоя.

Подняв край доски брусок остаётся в покое. – Какая сила его удерживает на наклонной плоскости? Сила трения покоя позволяет удерживать в руках предметы, не рассыпается горка песка, удерживается вбитый гвоздь в стене, работают шкивы (демонстрирует ременную передачу)

2. Читают карточку инструкцию по работе с динамометром.

3-4. Учатся анализировать и делать выводы.

- В сторону противоположную движению (фиксируют).

5. Учатся проводить эксперимент делать выводы.

(работа в парах)

Учатся соотностить свои действия с планом.

Дают своё определение сравнивают с определением в учебнике.

6.Учатся правилам оформления сил.

7. Самостоятельно заполняют таблицу.

8.Знакомятся сновым видом силы – трение покоя

6.Рефлексия

1. Учит делать выводы.

- Подведём итоги запишем выводы.

- Что узнали на уроке?

- Чему учились?

1. Учатся делать выводы: письменно, самостоятельно в дневниках исследования

7. Домашнее задание

1.Инструктирует в выполнении домашнего задания.

П.30-32, стр.164, № 39-42 любые две.

2. Мотивирует на творческое задание написать сказку «Если бы исчезло трение».

1. Записываю д/з.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ДИНАМОМЕТРОМ

К деревянному бруску присоединить динамометр.

Держать динамометр горизонтально.

Двигать равномерно.

Динамометр показывает силу тяги равную силе трения. Эти величины равны по модулю и противоположны по направлению.

КАРТОЧКИ ИНСТРУКЦИИ

ОПЫТ №1

Измерить силу трения бруска без груза.

Измерить силу трения бруска с грузом.

Записать полученные величины.

Сделать вывод.

ОПЫТ №2

1.Измерить силу трения бруска по гладкой поверхности.

2.Измерить силу трения бруска по шероховатой поверхности.

3.Записать полученные величины.

Сделать вывод.

ОПЫТ №3

Измерить силу трения бруска имеющего форму цилиндра.

Записать полученные величины.

сделать вывод.

ДНЕВНИК ИССЛЕДОВАНИЯ

__________________________________________________

(Ф.И.)

Тема____________________________________________________________

Когда возникает___________________________________________________

Куда направлена __________________________________________________

Как обозначается___________________________________________________

Где точка приложения (покажи на чертеже)

От чего зависит_____________________________________________________

опыта

Величины

Значение

Вывод

1

     

2

     

3

     

Почему возникает___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Сила трения – это сила, возникающая__________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Направленная______________________________________________________

Виды сил трения

     

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комментарии

Очень интересная работа! Спасибо.

13 December 2016