Пояснительная записка к презентации
Чернова Людмила Ивановна
МБОУ «СШ№15» г. Майкоп
Физика+литература, история, биология
Тема: Сила трения (7 класс)
Цели урока: сформировать понятие силы трения, раскрыть ее природу, познакомить школьников с особенностями действия силы трения.
Задачи:
Образовательные: изучить явление трения (его причины, закономерности); формировать практические навыки;
Развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать предлагаемую информацию, давать полный развернутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов).
Воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; формировать умения работать в группах.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Планируемые результаты обучения:
Метапредметные: научиться воспринимать, перерабатывать информацию, анализировать и выделять основное в прочитанном тексте, находить в нем ответы на постановленные вопросы и излагать их, самостоятельно находить, анализировать, отбирать информацию, использовать для этого Интернет.
Личностные: сформировать познавательный интерес к видам трения в природе; развивать творческие способности, практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о силе трения и видах трения, ценностное отношение друг к другу, экспериментальный метод исследования при изучении силы трения, самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать инициативу.
Общие предметные: пользоваться методами научного познания при исследовании силы трения, проводить наблюдения, обнаруживать зависимость силы трения от шероховатости поверхности, силы нормального давления, анализировать и делать выводы; применять знания о силе трения для решения практических задач в повседневной жизни, при обеспечении безопасности жизни; овладеть коммуникативными универсальными учебными действиями при ответах на вопросы по закреплению материала.
Частные предметные: объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения, использовать полученные знания о силе трения и видах трения в повседневной жизни, измерять силу трения скольжения, приводить примеры практического применения силы трения покоя.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран; приборы для демонстрации опытов. Сила трения
PPTX / 12.66 Мб
Ход урока:
Организационная часть.
Учитель:
Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? Всё готово?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело! (Слайд №2)
Учащиеся прослушивают аудиофрагмент из песни «Всем на свете нужен дом»:
"Всем на свете нужен дом"
MP3 / 2.6 Мб
Ни кола и ни двора,
Ну и что ж такого
Аб дуба даба даба даба да-а-ай
Раз два три и все дела,
Раз два три и все дела,
И жилье готово...
Всем на свете нужен дом
Людям и зверятам
Всем на свете нужен дом. (Слайд №3)
Учитель: О чем говорится в этой песне? Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему. Это своего рода строительство дома знаний.
Актуализация знаний.
Учитель: Как вы думаете, что самое ценное на земле? Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный ученый Аль-Бируни: «Знание — самое первосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит". Пусть эти слова станут девизом нашего урока. (Слайд №4)
Учитель: Подготовим инструмент для строительства, для этого послушаем загадку.
Против лома нет приёма,
Если только другой лом.
Мерой действия приёма
Мы её всегда зовём.
В ньютонах выражается,
А как же называется? (Слайд №5)
Что же такое сила?
Что такое взаимодействие?
От чего зависит результат действия силы на тело?
Как изображают силу на чертеже?
Единицы измерения силы в системе СИ.
А какие есть приборы, чтобы силу измерять?
Как определить цену деления динамометра? (Слайд №6)
Сила – наш уютный дом,
в котором жили и живём.
Запомните о том, друзья:
без силы нам прожить нельзя.
Всё, окружающее нас,
берёт от силы про запас. (Слайд №7)
Учитель: Инструмент для строительства дома готов. Теперь мы готовы к строительству. Нужен фундамент для нашего «дома». Фундаментом является тема, которую мы изучаем недавно. Какие виды сил Вы знаете?
Какие виды сил Вы знаете?
Что такое всемирное тяготение?
Какой ученый первым доказал и установил закон всемирного тяготения? (Слайд №8)
Закон всемирного тяготения
нас окружает, без сомнения.
Всё тянется вокруг друг к другу,
и в этом есть его заслуга:
Луна к Земле, Земля к Луне,
и мы, конечно же, к Земле.
Вокруг Солнца кружится Земля,
а нам без солнышка нельзя.
Планеты, звёзды – мир чудес,
и, значит, наша сила есть. (Слайд №9)
Что такое сила тяжести?
Как обозначают силу тяжести?
Как направлена сила тяжести? (Слайд №10)
Про силу тяжести забыли,
а ведь она, конечно, в силе.
Лишь нужно место указать,
где будем мы ёе считать. (Слайд №11)
Fтяж. = mg
Что такое деформация?
Когда возникает сила упругости?
Как формулируется закон Гука?
Как записывается закон Гука? (Слайд №12)
Упругость нам важна во всём,
а силу просто мы зовём: сила упругости.
В пружине, в теле и в подвесе
она реакция с прогрессом.
Себя по-разному представит
и уважать себя заставит. (Слайд №13)
Что называют весом тела?
Чем отличается вес тела от силы тяжести? (Слайд №14)
В физике много разной премудрости,
вес – проявление силы упругости,
действует он на подвес и опору,
и вызывает различные споры.
P = mg(Слайд №15)
Учитель: Фундамент построен. Переходим к строительству стен.
Учитель: Возводим стены.
Как разогреть руки (ладони)?
Как бороться с вирусом гриппа? — стимулировать иммунитет? Потрем мочки ушей, в которых находятся биологически активные точки, влияющие на иммунитет. (Слайд №16)
Вывод: При соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, которое препятствует движению тела и называется трением. Силу, которая характеризует это взаимодействие, называется силой трения.
Санки с горочки скатились,
По дорожке прокатились
Бугорок преодолев,
Кочку носиком задев,
Вдруг они остановились.
И как будто не катились.
Кто же их остановил?
Кто здесь силу приложил?
Кто задержал движенье?
Всем ясно без сомнения
Это… (Сила трения). (Слайд №17)
Учитель: От чего зависит результат действия силы? На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? (Изучить силу трения). (Слайд №18)
Цель урока:
Изучение силы трения, её видов;
Экспериментально установить от чего зависит сила трения;
Рассмотреть способы увеличения и уменьшения силы трения;
Определить положительную и отрицательную роль силы трения в жизни человека. (Слайд №19)
Учитель: Санки остановились. (Слайд №20)
Учитель: Почему, что его тормозит?
Ученик: Трение. Поверхности трутся друг о друга, и тело тормозит.
Учитель: На тело действует сила трения.
Учитель: И как же она направлена?
Ученик: Против движения.
Учитель: Почему Вы так считаете?
Ученик: Если бы она была направлена в сторону движения, то скорость тела возрастала бы. А так как скорость уменьшается, значит, сила направлена против движения.
Учитель: Где находится точка приложения этой силы?
Ученик: В месте контакта двух поверхностей.
Зарисовываем в тетрадь.
Учитель: Исследовать – это значит видеть то, что видят все, и думать так, как не думает никто. (Слайд №21-22)
Определения силы трения: Силой трения называют силу, возникающую при движении тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения. (Слайд №23)
Истинное знание — знаний причин. (Слайд №24)
Опыты:
(Слайд №25)
1. Возьмем два кусочка наждачной бумаги, проведем один по другому.
2. Перевернули это кусочки обратной стороной. В каком случае Fтр больше, почему?
Рассмотрим кусочки под лупой.
Вывод: Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел.
Возьмем 2 стеклянных пластины, прижмем их друг к другу, а затем сдвиньте одну причину относительно другой.
Что вы наблюдаете?
Почему пластины трудно сдвинуть?
Капните пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторите опыт. Почему стало еще труднее сдвигать пластины?
Вывод: Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.
Причины возникновения трения:
Шероховатости поверхностей соприкасающихся тел.
Притяжение молекул взаимодействующих тел.
Причина силы трения,
Взаимозацепления
Неровностей, поверхностей
В движении разных тел
Тут бугорки, царапинки
От них ты не избавишься
Как бы ни хотел. (Слайд №26)
Когда же отшлифованы
Тела, отполированы,
То друг по другу двигаться
Казалось им легко
Увы молекулярно
Вступает притяжение
И трение в этом случае
Особо велико. (Слайд №27)
Знакомая сила трения
Достойна обсуждения.
Никак подобной силой
Нельзя пренебрегать.
Мешает также скорости
Движение сохранять.
Куда она направилась
Ты догадался правильно!
Не в сторону движения
В обратную всегда. (Слайд №28)
Учитель:
Проведем небольшой эксперимент, в результате которого выясним какие виды силы трения бывает? (Слайд №29)
Виды силы трения:
Создадим с помощью учебника наклонную плоскость (угол наклоны небольшой, тележка в покое). Сила, возникающая между покоящимися друг относительно друга телами, называется силой трения покоя.
Создадим больший угол. Тележка скользит по наклонной плоскости — сила трения скольжения.
Поставим тележку на колесики — сила трения качения. (Слайд №30)
Сравним: Fтр.кач. < Fтр.ск.
Вывод: Круглое кати! Плоское тащи!
При соприкосновении возникает трение.
Есть три вида трения:
Трение качения, трение скольжения,
И еще такое – трение покоя. (Слайд №31)
Если в стену вбиты гвозди,
Крепко держатся шнурки,
Это трение покоя,
Знают все ученики. (Слайд №32)
Но приложишь к телу силу,
Сдвинешь тело с места
И получишь трение –
Трение скольжения. (Слайд №33)
А еще есть трение –
Трение качения.
И по этой вот причине
Люди ездят на машине. (Слайд №34)
«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». М.В.Ломоносов(Слайд №35)
Работа в группах.
Учитель: Сила — это физическая величина. Что это значит? (ее можно измерить). Какой существует прибор для измерения силы трения? Прежде чем измерить силу трения, что необходимо определять?
Фронтальный опыт: деревянный брусок с нитью, динамометр.
Измерим силу трения, действующую на брусок.
Учитель объясняет классу, как измерить силу трения. На брусок в горизонтальном направлении действуют две силы. Одна сила — сила упругости пружины динамометра, направленная в сторону движения. Вторая сила — это сила трения, направленная против движения, т.к. брусок движется равномерно, то R=0. Динамометр показывает силу трения (учащиеся измеряют силу трения).
Оформление на доске.
Испытываемое тело |
Вывод |
|
Брусок с 1-м грузом |
P↑, Fтр ↓ |
P↑, то Fтр>0 |
Брусок с 2-мя грузами |
||
Дерево по наждачной бумаге |
Fтр зависит от рода трущихся поверхностей, от качества обработки |
|
Дерево по гладкой бумаге |
||
Дерево по дереву |
||
Брусок большей гранью |
S↑, Fтр= |
Fтр не зависит от площади соприкосновения тел с поверхностью |
Брусок меньшей гранью |
||
Смазка |
Fтр↓ |
Сила трения не зависит от площади трущихся поверхностей.
Сила трения зависит от веса тела, от рода трущихся поверхностей и качества их обработки.
Физминутка. (Слайд №36)
Учитель:
Все ребята дружно встали (Выпрямиться).
И на месте зашагали (Ходьба на месте).
На носочках потянулись (Руки поднять вверх).
А теперь назад прогнулись (Прогнуться назад, руки положить за голову).
Как пружинки мы присели (Присесть).
И тихонько разом сели (Выпрямиться и сесть).
Не идется – только едется,
Потому что – гололедица,
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется? (Слайд №37)
Учитель: Такой наивный детский стишок на первый взгляд – а как много содержит он, если взглянуть на него с физической точки зрения! Ведь именно в нем заключена система противоречивого отношения к пресловутой силе трения. Этот постоянный бой, где соперничают между собой два понятия — вред и польза силы трения, никогда не будет иметь победителя. Ведь то, что одному человеку удобно и выгодно, другому часто бывает совсем даже наоборот — плохо, как в этом стихотворении.
Подобные случаи мы добавляем зимой, когда мальчишки раскатывают ледяные дорожки и несется с разбегу по ним, преодолевая расстояние за считанные минуты! А следом ковыляют пожилые люди, поскальзываются на припорошенных снежком накатах и падают, ломая руки и ноги. Вот вам опять наглядные примеры, где в одном и том же случае соседствуют и вред, и польза силы трения.
Учитель: Одна из лондонских газет в начале 20 века писала: «Вследствие сильной гололедицы уличное и трамвайное движение в Лондоне заметно затруднено. Около 1400 человек поступило в больницы с переломами рук, ног…»(Слайд №38)
Учитель: А что нужно сделать, чтобы это не повторилось? Каким образом можно увеличить трение?
Видеофрагмент из мультфильма «Зима в Простоквашино».
Видеофрагмент из мультфильма «Зима в Простоквашино».
WMV / 4.56 Мб
(Слайд №39)
Способы увеличения силы трения:
Увеличить шероховатость поверхности.
Чем больше вес, тем больше сила трения. (Слайд №40)
Видеофрагмент из мульфильма «Шарик в гостях у Барбоса».
Видеофрагмент из мульфильма «Шарик в гостях у Барбоса»
WMV / 4.22 Мб
(Слайд №41)
Способы уменьшения силы трения:
Шлифование.
Смазка.
Уменьшение нагрузки.
Силу трения скольжения заменить силой трения качения. (Слайд №42)
Учитель: Повторим виды сил трения. Какие виды силы трения изображены на этом слайде? (Слайд №43)
Решение задачи.
Учитель: Строим «крышу».
Науке - лирик предназначен,
без рифмы - формулы сухи.
Душа должна быть тоже зрячей,
и ей, как свет, нужны стихи. (Слайд №44)
Учитель: Какая сила трения действует на тело?
В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.
Н.А. Некрасов(Слайд №45)
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет не слезет с облучка.
А.С. Пушкин(Слайд №46)
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку,
Тянут-потянут, вытянуть не могут. Видеофрагмент «Репка» "Репка"
MP4 / 14.27 Мб
(Слайд №47)
Учитель:
Наш ум по природе своей наделен неутомимой жаждой познавать истину. (Слайд №48)
Чтец. Посмотри, сияя в злате,
Жрец сидит в своих палатах.
Некогда ему скучать:
В двери гости уж стучат.
Плавали они в морях
На галерах-кораблях.
Жрец. Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили ? Куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?
1-й корабельщик. Мы объехали весь свет –
Средиземья лучше нет!
2-й корабельщик. За морем житье не худо;
Мы расскажем вам про чудо.
Жрец. Ну скорее расскажите
Да картинку покажите! (Слайд №49)
В городе Эфесе греки, переселенцы в Малую Азию, возвели храм, посвященный богине Артемиде. Из-за частых землетрясений, свойственных этой местности, храм построили на болотистом месте, чтобы грунт смягчал удары стихии. Фундамент возводился на древесном угле и шерсти животных. Размеры храма — 51 на 105 метров. 127 колонн высотой по 18 метров каждая окружали храм в два ряда. Убранство храма создавали всем миром: эфесцы несли свои украшения из золота на возведение храма. В храме были собраны лучшие картины и скульптуры.
Храм Артемиды в Эфесе (построен около 550 г. до н.э.) был одним из самых красивых и знаменитых творений греческой архитектуры и считался третьим чудом света. Руководители строительства Херсифрон и Метаген при воздействии храма столкнулись со сложной проблемой: как перевезти по рыхлой почве тяжелые колонны и блоки из каменоломни к месту строительства? Выход был найден: колонну особым образом прикрепляли к деревянной раме, как бы превращая в каменный каток. А перекатывать тяжести гораздо легче, чем тащить. Для прямоугольных блоков Метагеи придумал другой способ: каждый блок, как ось, вставляли в огромные деревянные колеса около 4 м в мае диаметре и катили до места строительства. (Слайд №50)
«Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории»
Васнецов В.М. (Слайд №51)
«Взятие Олегом Царьграда» (Слайды №52-53)
Олег – древнерусский князь, правил с 879 года в
Новгороде, с 882 года в Киеве;
совершил поход в Византию в 907 году
и заключил с ней договор.
… И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли со стороны поля к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов Олегу: «Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь».
Учитель: Какую хитрость использовал Олег, чтобы заключить договор с Византией?
Чтец: (Слайды №54-55)
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!
Наверное, вам не известны технические подробности создания памятника великому организатору государства Российского. Для пьедестала памятника подготовили монолитную глыбу массой 1600 тонн. И доставили ее из деревни Лахти, что на берегу финского залива в Петербург. Как же в 18 веке, не имея ни мощных тягачей, ни подъемных кранов, люди могли совершить такое чудо?
Обнаружена эта глыба была местным крестьянином Вишняковым. Глыбу назвали Гром-камень, т.к. в него однажды ударила молния, отбив большой осколок. Около 9 км пропутешествовал Гром-камень по суше, а потом по Неве. Небывалый успех русской техники того времени был отмечен особой медалью, на которой была вычеканена надпись «Дерзновению подобно, 1770 год». И действительно это был акт дерзновенный!
Вся Европа только и говорила об этой невиданной операции. Как же это было сделано?
Смелый, остроумный проект передвижения Гром-камня дал крепостной кузнец. Он предложил перекатить камень на специально отлитых бронзовых шарах, заключенных в салазки. Салазки представляли собой большие бревна с желобами, оббитыми медью. Гранитную глыбу поместили на помост из бревен, под которыми находились желобами с шарами. Согнанные из ближайших деревень крестьяне при помощи канатов двигали камень к берегу. Несколько мужиков должны были все время смазывать шары говяжьим салом. 120 дней путешествовал так по суше Гром-камень. Доставленный в Петербург он стал прекрасным пъедесталом памятнику Петру.
18 августа 1851 года император Николай I совершил первую поездку из Петербурга в Москву по новой железной дороге. Данный мост строился 8 лет, с 1843 года по 1851 год. Начальник строительства генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особенную торжественность события, первую версту (1,0668 км) железнодорожного полотна велел покрасить белой масляной краской. Это красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдет по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако Клейнмихель не учел одного обстоятельства…
Он забыл о смазочном действии масляной краски, уменьшающей трение,- паровоз буксовал. А что было дальше? Жандармы, подобрав полы шинелей, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы. Зачем? (Слайды №56-57)
“Тот, кто стремится к познанию истины, не должен избирать какую-либо одну науку, ибо все они находятся во взаимной связи и зависят одна от другой” (Рене Декарт, французский философ, математик, физик, физиолог) (Слайд №58)
Сила трения во вьющихся растениях(Слайд №59)
В жизни многих растений трение играет положительную роль. Например, лианы, хмель, горох, бобы и другие вьющиеся растения благодаря трению могут цепляться за находящиеся поблизости опоры.
Сила трения у корнеплодов
У растений, имеющих корнеплоды, такие, как морковь, свекла, брюква, сила трения о грунт способствует удержанию их в почве. С ростом корнеплода давление окружающей земли на него увеличивается, а это значит, что сила трения тоже возрастает. Поэтому так трудно вытащить из земли большую свеклу, редьку или репу.
Сила трения у репейников (Слайд №60)
Таким растениям, как репейник, трение помогает распространять семена, имеющие колючки с небольшими крючками на концах. Эти колючки зацепляются за шерсть животных и вместе с ними перемещаются. Семена же гороха, орехи благодаря своей шарообразной форме и малому трению качения перемещаются легко сами.
Трение у рыб (Слайд №61)
Организмы многих живых существ приспособились к трению, научились его уменьшать или увеличивать. Тело рыб имеет обтекаемую форму и покрыто слизью, что позволяет им развивать при плавании большую скорость.
Трение у моржей, тюленей и морских львов
Щетинистый покров моржей, тюленей, морских львов помогает им передвигаться по суше и льдинам.
Трение у дельфинов (Слайд №62)
Кожа дельфина обладает особым демпфирующим действием, позволяющим гасить турбулентность. Передняя часть тела дельфина обтекается ламинарно, а позади спинного плавника пограничный слой становится турбулентным.
Таким образом, «мягкость» или «волнистость» кожи дельфинов помогают им значительно уменьшать трение при скольжении в воде.
Трение у червяков (Слайд №63)
Щетинки, направленные назад, свободно пропускают тело червя вперед, но тормозят обратное движение. При удлинении тела головная часть продвигается вперед, а хвостовая остается на месте, при сокращении головная часть задерживается, а хвостовая подтягивается к ней.
Трение у водомерки
Водяной жук – водомерка изумительно быстро носится на поверхности воды.
Чтобы захватить их сачком, требуется большая ловкость.
Оказывается, быстроте передвижения она во многом обязана покрывающей жировой смазке, которая значительно уменьшает трение о воду.
Работа сердца (Слайд №64)
Упругость сосудов возникает благодаря особому веществу – эластану. Снижению потерь на трение способствует так же особый ламинарный режим течения крови.
Трение суставов человека
У человека образующие сустав кости не касаются друг друга; они покрыты суставным хрящом, который выполняет роль буфера между костными поверхностями.
Применение силы трения (Слайд №65)
Конечности животных похожи на рабочие инструменты, используемые человеком- лопату, грабли, вилы.
Органы хватания у животных нашли применение в таких инструментах, как щипцы, клещи, тиски
Ракетам, самолетам, автомобилям придают обтекаемую форму для уменьшения силы трения. Это мы видим у рыб. (Слайд №66)
Заключение.
Трение играет большую роль в жизни растений и животных. Без трения покоя ни животные, ни люди не могли бы передвигаться, а все предметы выскальзывали бы из рук. У многих растений и животных имеются различные органы, служащие для хватания. Человек подсмотрел эти приспособления и использует это в технических устройствах и быту. (Слайд №67)
(Слайд №68)
(Слайд №69)
Итог урока.
Таблица «Сила трения». (Слайд №70)
Что такое трение?
Трение – явление.
Враг оно нам или друг?
Это знают все вокруг:
Если б трение пропало,
Что б со всеми нами стало?
Мы ходить бы не смогли,
Оттолкнувшись от Земли.
Если б взял ты что-то вдруг,
Оно выпало б из рук.
Помогает трение
Начинать движение
Всем машинам, тракторам,
Мотоциклам, поездам. (Слайд №71)
Ну а также тормозить
И их всех остановить.
Очень нужно тренье нам
Всем растеньям и зверям!
Но притом приносит вред
И немало разных бед:
В станках, приборах трутся части –
И это главное несчастье.
Ну а все автомашины
Быстро снашивают шины!
И поэтому вопрос
Не настолько уж и прост:
Трение – друг нам или враг?
Ответ двоякий: так и так! (Слайд №72)
Построили крышу. Строительство дома знаний «Сила трения» завершено. (Слайд №73)
Что такое сила трения?
Каковы причины силы трения?
От чего зависит сила трения?
Существует на свете сила трения.
Она имеет большое значение!
Есть три вида трения: скольжения, покоя, качения.
Все по себе очень важны
И в этом мире, конечно, нужны.
Рефлексия.
Учитель: Продолжи фразу: Я узнал… Я научился... Я понял…
Да, вы не только получали новые знания, но и решали, объясняли, приводили примеры, сравнивали — другими словами — вы понимали!
Послушайте притчу:
- Шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, все они везли под горячим солнцем тележки с камнями. Он спросил у каждого: «Что ты делал целый день?»
Первый ответил с ухмылкой: «Возил проклятые камни».
Второй грустно: «Добросовестно выполнял свою работу».
Третий улыбнулся, лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
Давайте и мы оценим свою работу на уроке с поднятием руки.
Кто работал как первый человек?
Кто работал добросовестно как второй?
А кто принимал участие в строительстве дома знаний? (Слайд №74)
Молодцы! Спасибо за урок!
Домашнее задание:
§§30-32.
Объясните следующие поговорки:
1. Пошло дело как по маслу.
2. Что кругло – легко катится.
3. Угря в руках не удержишь.
4. Не подмажешь, не поедешь.
5. Колодезная веревка сруб перетирает. (Слайд №75)
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело. (Слайд №76)