12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людмила Ивановна64
Материал размещён в группе «Учителя физики»
2

Урок «Сила трения», 7 класс



Чернова Людмила Ивановна

МБОУ «СШ№15» г. Майкоп

Физика+литература, история, биология

Тема: Сила трения (7 класс)

Цели урока: сформировать понятие силы трения, раскрыть ее природу, познакомить школьников с особенностями действия силы трения.

Задачи:

Образовательные: изучить явление трения (его причины, закономерности); формировать практические навыки;

Развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать предлагаемую информацию, давать полный развернутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов).

Воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; формировать умения работать в группах.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные: научиться воспринимать, перерабатывать информацию, анализировать и выделять основное в прочитанном тексте, находить в нем ответы на постановленные вопросы и излагать их, самостоятельно находить, анализировать, отбирать информацию, использовать для этого Интернет.

Личностные: сформировать познавательный интерес к видам трения в природе; развивать творческие способности, практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о силе трения и видах трения, ценностное отношение друг к другу, экспериментальный метод исследования при изучении силы трения, самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать инициативу.

Общие предметные: пользоваться методами научного познания при исследовании силы трения, проводить наблюдения, обнаруживать зависимость силы трения от шероховатости поверхности, силы нормального давления, анализировать и делать выводы; применять знания о силе трения для решения практических задач в повседневной жизни, при обеспечении безопасности жизни; овладеть коммуникативными универсальными учебными действиями при ответах на вопросы по закреплению материала.

Частные предметные: объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения, использовать полученные знания о силе трения и видах трения в повседневной жизни, измерять силу трения скольжения, приводить примеры практического применения силы трения покоя.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран; приборы для демонстрации опытов. Сила трения
PPTX / 12.66 Мб

Ход урока:

Организационная часть.

Учитель:

Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? Всё готово?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
(Слайд №2)

Учащиеся прослушивают аудиофрагмент из песни «Всем на свете нужен дом»:
"Всем на свете нужен дом"
MP3 / 2.6 Мб

Ни кола и ни двора,

Ну и что ж такого

Аб дуба даба даба даба да-а-ай

Раз два три и все дела,

Раз два три и все дела,

И жилье готово...

Всем на свете нужен дом

Людям и зверятам

Всем на свете нужен дом. (Слайд №3)


 

Учитель: О чем говорится в этой песне? Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему. Это своего рода строительство дома знаний.

Актуализация знаний.

Учитель: Как вы думаете, что самое ценное на земле? Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный ученый Аль-Бируни: «Знание — самое первосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит". Пусть эти слова станут девизом нашего урока. (Слайд №4)

Учитель: Подготовим инструмент для строительства, для этого послушаем загадку.


 

Против лома нет приёма,
Если только другой лом.
Мерой действия приёма
Мы её всегда зовём.
В ньютонах выражается,
А как же называется?
(Слайд №5)

 

Что же такое сила?
Что такое взаимодействие?
От чего зависит результат действия силы на тело?
Как изображают силу на чертеже?
Единицы измерения силы в системе СИ.
А какие есть приборы, чтобы силу измерять?
Как определить цену деления динамометра?
(Слайд №6)

Сила – наш уютный дом,
в котором жили и живём.
Запомните о том, друзья:
без силы нам прожить нельзя.
Всё, окружающее нас,
берёт от силы про запас.
(Слайд №7)


 

Учитель: Инструмент для строительства дома готов. Теперь мы готовы к строительству. Нужен фундамент для нашего «дома». Фундаментом является тема, которую мы изучаем недавно. Какие виды сил Вы знаете?


 

Какие виды сил Вы знаете?


 

Что такое всемирное тяготение?
Какой ученый первым доказал и установил закон всемирного тяготения?
(Слайд №8)


 

Закон всемирного тяготения
нас окружает, без сомнения.
Всё тянется вокруг друг к другу,
и в этом есть его заслуга:
Луна к Земле, Земля к Луне,
и мы, конечно же, к Земле.
Вокруг Солнца кружится Земля,
а нам без солнышка нельзя.
Планеты, звёзды – мир чудес,
и, значит, наша сила есть.
(Слайд №9)


 

Что такое сила тяжести?
Как обозначают силу тяжести?
Как направлена сила тяжести?
(Слайд №10)

 

Про силу тяжести забыли,
а ведь она, конечно, в силе.
Лишь нужно место указать,
где будем мы ёе считать.
(Слайд №11)

 

Fтяж. = mg


 

Что такое деформация?
Когда возникает сила упругости?
Как формулируется закон Гука?
Как записывается закон Гука?
(Слайд №12)


 

Упругость нам важна во всём,
а силу просто мы зовём: сила упругости.
В пружине, в теле и в подвесе
она реакция с прогрессом.
Себя по-разному представит
и уважать себя заставит.
(Слайд №13)


 

Что называют весом тела?
Чем отличается вес тела от силы тяжести?
(Слайд №14)


 

В физике много разной премудрости,
вес – проявление силы упругости,
действует он на подвес и опору,
и вызывает различные споры.


 

P = mg(Слайд №15)


 

Учитель: Фундамент построен. Переходим к строительству стен.

Учитель: Возводим стены.

Как разогреть руки (ладони)?

Как бороться с вирусом гриппа? — стимулировать иммунитет? Потрем мочки ушей, в которых находятся биологически активные точки, влияющие на иммунитет. (Слайд №16)


 

Вывод: При соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, которое препятствует движению тела и называется трением. Силу, которая характеризует это взаимодействие, называется силой трения.


 

Санки с горочки скатились,

По дорожке прокатились
Бугорок преодолев,
Кочку носиком задев,
Вдруг они остановились.
И как будто не катились.

Кто же их остановил?

Кто здесь силу приложил?

Кто задержал движенье?

Всем ясно без сомнения

Это… (Сила трения). (Слайд №17)


 

Учитель: От чего зависит результат действия силы? На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? (Изучить силу трения). (Слайд №18)


 

Цель урока:

Изучение силы трения, её видов;

Экспериментально установить от чего зависит сила трения;

Рассмотреть способы увеличения и уменьшения силы трения;

Определить положительную и отрицательную роль силы трения в жизни человека. (Слайд №19)

Учитель: Санки остановились. (Слайд №20)

Учитель: Почему, что его тормозит?

Ученик: Трение. Поверхности трутся друг о друга, и тело тормозит.

Учитель: На тело действует сила трения.

Учитель: И как же она направлена?

Ученик: Против движения.

Учитель: Почему Вы так считаете?

Ученик: Если бы она была направлена в сторону движения, то скорость тела возрастала бы. А так как скорость уменьшается, значит, сила направлена против движения.

Учитель: Где находится точка приложения этой силы?

Ученик: В месте контакта двух поверхностей.

Зарисовываем в тетрадь.

Учитель: Исследовать – это значит видеть то, что видят все, и думать так, как не думает никто. (Слайд №21-22)

Определения силы трения: Силой трения называют силу, возникающую при движении тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения. (Слайд №23)

Истинное знание — знаний причин. (Слайд №24)

Опыты:

(Слайд №25)

1. Возьмем два кусочка наждачной бумаги, проведем один по другому.

2. Перевернули это кусочки обратной стороной. В каком случае Fтр больше, почему?

Рассмотрим кусочки под лупой.

Вывод: Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел.

Возьмем 2 стеклянных пластины, прижмем их друг к другу, а затем сдвиньте одну причину относительно другой.

Что вы наблюдаете?

Почему пластины трудно сдвинуть?

Капните пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторите опыт. Почему стало еще труднее сдвигать пластины?

Вывод: Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.


 

Причины возникновения трения:

Шероховатости поверхностей соприкасающихся тел.


 

Притяжение молекул взаимодействующих тел.


 

Причина силы трения,
Взаимозацепления
Неровностей, поверхностей
В движении разных тел
Тут бугорки, царапинки
От них ты не избавишься
Как бы ни хотел.
(Слайд №26)

Когда же отшлифованы
Тела, отполированы,
То друг по другу двигаться
Казалось им легко
Увы молекулярно
Вступает притяжение
И трение в этом случае
Особо велико.
(Слайд №27)

Знакомая сила трения
Достойна обсуждения.
Никак подобной силой
Нельзя пренебрегать.
Мешает также скорости
Движение сохранять.
Куда она направилась
Ты догадался правильно!
Не в сторону движения
В обратную всегда.
(Слайд №28)

Учитель:

Проведем небольшой эксперимент, в результате которого выясним какие виды силы трения бывает? (Слайд №29)

Виды силы трения:

Создадим с помощью учебника наклонную плоскость (угол наклоны небольшой, тележка в покое). Сила, возникающая между покоящимися друг относительно друга телами, называется силой трения покоя.

Создадим больший угол. Тележка скользит по наклонной плоскости — сила трения скольжения.

Поставим тележку на колесики — сила трения качения. (Слайд №30)

Сравним: Fтр.кач. < Fтр.ск.

Вывод: Круглое кати! Плоское тащи!

При соприкосновении возникает трение.
Есть три вида трения:

Трение качения, трение скольжения,
И еще такое – трение покоя.
(Слайд №31)


 

Если в стену вбиты гвозди,
Крепко держатся шнурки,
Это трение покоя,
Знают все ученики.
(Слайд №32)


 

Но приложишь к телу силу,
Сдвинешь тело с места
И получишь трение –
Трение скольжения.
(Слайд №33)


 

А еще есть трение –
Трение качения.
И по этой вот причине
Люди ездят на машине.
(Слайд №34)


 

«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». М.В.Ломоносов(Слайд №35)

Работа в группах.

Учитель: Сила — это физическая величина. Что это значит? (ее можно измерить). Какой существует прибор для измерения силы трения? Прежде чем измерить силу трения, что необходимо определять?


 

Фронтальный опыт: деревянный брусок с нитью, динамометр.

Измерим силу трения, действующую на брусок.

Учитель объясняет классу, как измерить силу трения. На брусок в горизонтальном направлении действуют две силы. Одна сила — сила упругости пружины динамометра, направленная в сторону движения. Вторая сила — это сила трения, направленная против движения, т.к. брусок движется равномерно, то R=0. Динамометр показывает силу трения (учащиеся измеряют силу трения).

Оформление на доске.

Испытываемое тело

 

Вывод

Брусок с 1-м грузом

P↑, Fтр ↓

P↑, то Fтр>0

Брусок с 2-мя грузами

Дерево по наждачной бумаге

 

Fтр зависит от рода трущихся поверхностей, от качества обработки

Дерево по гладкой бумаге

Дерево по дереву

Брусок большей гранью

S↑, Fтр=

Fтр не зависит от площади соприкосновения тел с поверхностью

Брусок меньшей гранью

Смазка

 

Fтр


 

Сила трения не зависит от площади трущихся поверхностей.


 

Сила трения зависит от веса тела, от рода трущихся поверхностей и качества их обработки.


 

Физминутка. (Слайд №36)


 

Учитель:

Все ребята дружно встали (Выпрямиться).

И на месте зашагали (Ходьба на месте).

На носочках потянулись (Руки поднять вверх).

А теперь назад прогнулись (Прогнуться назад, руки положить за голову).

Как пружинки мы присели (Присесть).

И тихонько разом сели (Выпрямиться и сесть).


 

Не идется – только едется,

Потому что – гололедица,

Но зато отлично падается!

Почему ж никто не радуется? (Слайд №37)


 

Учитель: Такой наивный детский стишок на первый взгляд – а как много содержит он, если взглянуть на него с физической точки зрения! Ведь именно в нем заключена система противоречивого отношения к пресловутой силе трения. Этот постоянный бой, где соперничают между собой два понятия — вред и польза силы трения, никогда не будет иметь победителя. Ведь то, что одному человеку удобно и выгодно, другому часто бывает совсем даже наоборот — плохо, как в этом стихотворении.

Подобные случаи мы добавляем зимой, когда мальчишки раскатывают ледяные дорожки и несется с разбегу по ним, преодолевая расстояние за считанные минуты! А следом ковыляют пожилые люди, поскальзываются на припорошенных снежком накатах и падают, ломая руки и ноги. Вот вам опять наглядные примеры, где в одном и том же случае соседствуют и вред, и польза силы трения.


 

Учитель: Одна из лондонских газет в начале 20 века писала: «Вследствие сильной гололедицы уличное и трамвайное движение в Лондоне заметно затруднено. Около 1400 человек поступило в больницы с переломами рук, ног…»(Слайд №38)


 

Учитель: А что нужно сделать, чтобы это не повторилось? Каким образом можно увеличить трение?


 

Видеофрагмент из мультфильма «Зима в Простоквашино».
Видеофрагмент из мультфильма «Зима в Простоквашино».
WMV / 4.56 Мб

(Слайд №39)


 

Способы увеличения силы трения:

Увеличить шероховатость поверхности.

Чем больше вес, тем больше сила трения. (Слайд №40)

Видеофрагмент из мульфильма «Шарик в гостях у Барбоса».
Видеофрагмент из мульфильма «Шарик в гостях у Барбоса»
WMV / 4.22 Мб

(Слайд №41)


 

Способы уменьшения силы трения:

Шлифование.

Смазка.

Уменьшение нагрузки.

Силу трения скольжения заменить силой трения качения. (Слайд №42)

Учитель: Повторим виды сил трения. Какие виды силы трения изображены на этом слайде? (Слайд №43)

Решение задачи.

Учитель: Строим «крышу».

Науке - лирик предназначен,
без рифмы - формулы сухи.
Душа должна быть тоже зрячей,
и ей, как свет, нужны стихи.
(Слайд №44)

Учитель: Какая сила трения действует на тело?

В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.

Н.А. Некрасов(Слайд №45)

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет не слезет с облучка.

А.С. Пушкин
(Слайд №46)

Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку,
Тянут-потянут, вытянуть не могут. Видеофрагмент «Репка» "Репка"
MP4 / 14.27 Мб

(Слайд №47)

Учитель:

Наш ум по природе своей наделен неутомимой жаждой познавать истину. (Слайд №48)

Чтец. Посмотри, сияя в злате,
Жрец сидит в своих палатах.
Некогда ему скучать:
В двери гости уж стучат.
Плавали они в морях
На галерах-кораблях.
Жрец. Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили ? Куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?
1-й корабельщик. Мы объехали весь свет –
Средиземья лучше нет!
2-й корабельщик. За морем житье не худо;
Мы расскажем вам про чудо.
Жрец. Ну скорее расскажите
Да картинку покажите!
(Слайд №49)

В городе Эфесе греки, переселенцы в Малую Азию, возвели храм, посвященный богине Артемиде. Из-за частых землетрясений, свойственных этой местности, храм построили на болотистом месте, чтобы грунт смягчал удары стихии. Фундамент возводился на древесном угле и шерсти животных. Размеры храма — 51 на 105 метров. 127 колонн высотой по 18 метров каждая окружали храм в два ряда. Убранство храма создавали всем миром: эфесцы несли свои украшения из золота на возведение храма. В храме были собраны лучшие картины и скульптуры.

Храм Артемиды в Эфесе (построен около 550 г. до н.э.) был одним из самых красивых и знаменитых творений греческой архитектуры и считался третьим чудом света. Руководители строительства Херсифрон и Метаген при воздействии храма столкнулись со сложной проблемой: как перевезти по рыхлой почве тяжелые колонны и блоки из каменоломни к месту строительства? Выход был найден: колонну особым образом прикрепляли к деревянной раме, как бы превращая в каменный каток. А перекатывать тяжести гораздо легче, чем тащить. Для прямоугольных блоков Метагеи придумал другой способ: каждый блок, как ось, вставляли в огромные деревянные колеса около 4 м в мае диаметре и катили до места строительства. (Слайд №50)

«Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории»
Васнецов В.М.
(Слайд №51)


 

«Взятие Олегом Царьграда» (Слайды №52-53)
Олег – древнерусский князь, правил с 879 года в
Новгороде, с 882 года в Киеве;
совершил поход в Византию в 907 году
и заключил с ней договор.

… И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли со стороны поля к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов Олегу: «Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь».


 

Учитель: Какую хитрость использовал Олег, чтобы заключить договор с Византией?


 

Чтец: (Слайды №54-55)


 

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.

Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!


 

Наверное, вам не известны технические подробности создания памятника великому организатору государства Российского. Для пьедестала памятника подготовили монолитную глыбу массой 1600 тонн. И доставили ее из деревни Лахти, что на берегу финского залива в Петербург. Как же в 18 веке, не имея ни мощных тягачей, ни подъемных кранов, люди могли совершить такое чудо?


 

Обнаружена эта глыба была местным крестьянином Вишняковым. Глыбу назвали Гром-камень, т.к. в него однажды ударила молния, отбив большой осколок. Около 9 км пропутешествовал Гром-камень по суше, а потом по Неве. Небывалый успех русской техники того времени был отмечен особой медалью, на которой была вычеканена надпись «Дерзновению подобно, 1770 год». И действительно это был акт дерзновенный!

Вся Европа только и говорила об этой невиданной операции. Как же это было сделано?

Смелый, остроумный проект передвижения Гром-камня дал крепостной кузнец. Он предложил перекатить камень на специально отлитых бронзовых шарах, заключенных в салазки. Салазки представляли собой большие бревна с желобами, оббитыми медью. Гранитную глыбу поместили на помост из бревен, под которыми находились желобами с шарами. Согнанные из ближайших деревень крестьяне при помощи канатов двигали камень к берегу. Несколько мужиков должны были все время смазывать шары говяжьим салом. 120 дней путешествовал так по суше Гром-камень. Доставленный в Петербург он стал прекрасным пъедесталом памятнику Петру.


 

18 августа 1851 года император Николай I совершил первую поездку из Петербурга в Москву по новой железной дороге. Данный мост строился 8 лет, с 1843 года по 1851 год. Начальник строительства генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особенную торжественность события, первую версту (1,0668 км) железнодорожного полотна велел покрасить белой масляной краской. Это красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдет по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако Клейнмихель не учел одного обстоятельства…
Он забыл о смазочном действии масляной краски, уменьшающей трение,- паровоз буксовал. А что было дальше? Жандармы, подобрав полы шинелей, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы. Зачем?
(Слайды №56-57)


 

 “Тот, кто стремится к познанию истины, не должен избирать какую-либо одну науку, ибо все они находятся во взаимной связи и зависят одна от другой” (Рене Декарт, французский философ, математик, физик, физиолог) (Слайд №58)


 


 

Сила трения во вьющихся растениях(Слайд №59)


 

В жизни многих растений трение играет положительную роль. Например, лианы, хмель, горох, бобы и другие вьющиеся растения благодаря трению могут цепляться за находящиеся поблизости опоры.


 

Сила трения у корнеплодов

У растений, имеющих корнеплоды, такие, как морковь, свекла, брюква, сила трения о грунт способствует удержанию их в почве. С ростом корнеплода давление окружающей земли на него увеличивается, а это значит, что сила трения тоже возрастает. Поэтому так трудно вытащить из земли большую свеклу, редьку или репу.

Сила трения у репейников (Слайд №60)

Таким растениям, как репейник, трение помогает распространять семена, имеющие колючки с небольшими крючками на концах. Эти колючки зацепляются за шерсть животных и вместе с ними перемещаются. Семена же гороха, орехи благодаря своей шарообразной форме и малому трению качения перемещаются легко сами.

Трение у рыб (Слайд №61)

Организмы многих живых существ приспособились к трению, научились его уменьшать или увеличивать. Тело рыб имеет обтекаемую форму и покрыто слизью, что позволяет им развивать при плавании большую скорость.

Трение у моржей, тюленей и морских львов

Щетинистый покров моржей, тюленей, морских львов помогает им передвигаться по суше и льдинам.

Трение у дельфинов (Слайд №62)

Кожа дельфина обладает особым демпфирующим действием, позволяющим гасить турбулентность. Передняя часть тела дельфина обтекается ламинарно, а позади спинного плавника пограничный слой становится турбулентным.

Таким образом, «мягкость» или «волнистость» кожи дельфинов помогают им значительно уменьшать трение при скольжении в воде.

Трение у червяков (Слайд №63)

Щетинки, направленные назад, свободно пропускают тело червя вперед, но тормозят обратное движение. При удлинении тела головная часть продвигается вперед, а хвостовая остается на месте, при сокращении головная часть задерживается, а хвостовая подтягивается к ней.

Трение у водомерки

Водяной жук – водомерка изумительно быстро носится на поверхности воды.

Чтобы захватить их сачком, требуется большая ловкость.

Оказывается, быстроте передвижения она во многом обязана покрывающей жировой смазке, которая значительно уменьшает трение о воду.

Работа сердца (Слайд №64)

Упругость сосудов возникает благодаря особому веществу – эластану. Снижению потерь на трение способствует так же особый ламинарный режим течения крови.

Трение суставов человека

У человека образующие сустав кости не касаются друг друга; они покрыты суставным хрящом, который выполняет роль буфера между костными поверхностями.

Применение силы трения (Слайд №65)

Конечности животных похожи на рабочие инструменты, используемые человеком- лопату, грабли, вилы.

Органы хватания у животных нашли применение в таких инструментах, как щипцы, клещи, тиски

Ракетам, самолетам, автомобилям придают обтекаемую форму для уменьшения силы трения. Это мы видим у рыб. (Слайд №66)

Заключение.

Трение играет большую роль в жизни растений и животных. Без трения покоя ни животные, ни люди не могли бы передвигаться, а все предметы выскальзывали бы из рук. У многих растений и животных имеются различные органы, служащие для хватания. Человек подсмотрел эти приспособления и использует это в технических устройствах и быту. (Слайд №67)

(Слайд №68)


 


(Слайд №69)

Итог урока.

Таблица «Сила трения». (Слайд №70)

Что такое трение?
Трение – явление.
Враг оно нам или друг?
Это знают все вокруг:
Если б трение пропало,
Что б со всеми нами стало?
Мы ходить бы не смогли,
Оттолкнувшись от Земли.
Если б взял ты что-то вдруг,
Оно выпало б из рук.
Помогает трение
Начинать движение
Всем машинам, тракторам,
Мотоциклам, поездам.
(Слайд №71)

Ну а также тормозить 
И их всех остановить.
Очень нужно тренье нам 
Всем растеньям и зверям!
Но притом приносит вред
И немало разных бед:
В станках, приборах трутся части –
И это главное несчастье.
Ну а все автомашины
Быстро снашивают шины!
И поэтому вопрос
Не настолько уж и прост:
Трение – друг нам или враг?
Ответ двоякий: так и так!
(Слайд №72)

Построили крышу. Строительство дома знаний «Сила трения» завершено. (Слайд №73)

Что такое сила трения?

Каковы причины силы трения?

От чего зависит сила трения?

Существует на свете сила трения.

Она имеет большое значение!

Есть три вида трения: скольжения, покоя, качения.

Все по себе очень важны

И в этом мире, конечно, нужны.


 

Рефлексия.

Учитель: Продолжи фразу: Я узнал… Я научился... Я понял…

Да, вы не только получали новые знания, но и решали, объясняли, приводили примеры, сравнивали — другими словами — вы понимали!

Послушайте притчу:

- Шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, все они везли под горячим солнцем тележки с камнями. Он спросил у каждого: «Что ты делал целый день?»

Первый ответил с ухмылкой: «Возил проклятые камни».

Второй грустно: «Добросовестно выполнял свою работу».

Третий улыбнулся, лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

Давайте и мы оценим свою работу на уроке с поднятием руки.

Кто работал как первый человек?

Кто работал добросовестно как второй?

А кто принимал участие в строительстве дома знаний? (Слайд №74)

Молодцы! Спасибо за урок!

Домашнее задание:
§§30-32.
Объясните следующие поговорки:
1. Пошло дело как по маслу.
2. Что кругло – легко катится.
3. Угря в руках не удержишь.
4. Не подмажешь, не поедешь.
5. Колодезная веревка сруб перетирает.
(Слайд №75)

 Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
(Слайд №76)

 

 

 

 

 

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.