Урок «Сила трения» (Физика, 7 класс)

2
0
Материал опубликован 27 January 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Чернова Людмила Ивановна

МБОУ «СШ№15» г. Майкоп

Физика+литература, история, биология

Тема: Сила трения (7 класс)

Цели урока: сформировать понятие силы трения, раскрыть ее природу, познакомить школьников с особенностями действия силы трения.

Задачи:

Образовательные: изучить явление трения (его причины, закономерности); формировать практические навыки;

Развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать предлагаемую информацию, давать полный развернутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов).

Воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; формировать умения работать в группах.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные: научиться воспринимать, перерабатывать информацию, анализировать и выделять основное в прочитанном тексте, находить в нем ответы на постановленные вопросы и излагать их, самостоятельно находить, анализировать, отбирать информацию, использовать для этого Интернет.

Личностные: сформировать познавательный интерес к видам трения в природе; развивать творческие способности, практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о силе трения и видах трения, ценностное отношение друг к другу, экспериментальный метод исследования при изучении силы трения, самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать инициативу.

Общие предметные: пользоваться методами научного познания при исследовании силы трения, проводить наблюдения, обнаруживать зависимость силы трения от шероховатости поверхности, силы нормального давления, анализировать и делать выводы; применять знания о силе трения для решения практических задач в повседневной жизни, при обеспечении безопасности жизни; овладеть коммуникативными универсальными учебными действиями при ответах на вопросы по закреплению материала.

Частные предметные: объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения, использовать полученные знания о силе трения и видах трения в повседневной жизни, измерять силу трения скольжения, приводить примеры практического применения силы трения покоя.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран; приборы для демонстрации опытов. Сила трения
PPTX / 12.66 Мб

Ход урока:

Организационная часть.

Учитель:

Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? Всё готово?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
(Слайд №2)

Учащиеся прослушивают аудиофрагмент из песни «Всем на свете нужен дом»:
"Всем на свете нужен дом"
MP3 / 2.6 Мб

Ни кола и ни двора,

Ну и что ж такого

Аб дуба даба даба даба да-а-ай

Раз два три и все дела,

Раз два три и все дела,

И жилье готово...

Всем на свете нужен дом

Людям и зверятам

Всем на свете нужен дом. (Слайд №3)


 

Учитель: О чем говорится в этой песне? Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему. Это своего рода строительство дома знаний.

Актуализация знаний.

Учитель: Как вы думаете, что самое ценное на земле? Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный ученый Аль-Бируни: «Знание — самое первосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит". Пусть эти слова станут девизом нашего урока. (Слайд №4)

Учитель: Подготовим инструмент для строительства, для этого послушаем загадку.


 

Против лома нет приёма,
Если только другой лом.
Мерой действия приёма
Мы её всегда зовём.
В ньютонах выражается,
А как же называется?
(Слайд №5)

 

Что же такое сила?
Что такое взаимодействие?
От чего зависит результат действия силы на тело?
Как изображают силу на чертеже?
Единицы измерения силы в системе СИ.
А какие есть приборы, чтобы силу измерять?
Как определить цену деления динамометра?
(Слайд №6)

Сила – наш уютный дом,
в котором жили и живём.
Запомните о том, друзья:
без силы нам прожить нельзя.
Всё, окружающее нас,
берёт от силы про запас.
(Слайд №7)


 

Учитель: Инструмент для строительства дома готов. Теперь мы готовы к строительству. Нужен фундамент для нашего «дома». Фундаментом является тема, которую мы изучаем недавно. Какие виды сил Вы знаете?


 

Какие виды сил Вы знаете?


 

Что такое всемирное тяготение?
Какой ученый первым доказал и установил закон всемирного тяготения?
(Слайд №8)


 

Закон всемирного тяготения
нас окружает, без сомнения.
Всё тянется вокруг друг к другу,
и в этом есть его заслуга:
Луна к Земле, Земля к Луне,
и мы, конечно же, к Земле.
Вокруг Солнца кружится Земля,
а нам без солнышка нельзя.
Планеты, звёзды – мир чудес,
и, значит, наша сила есть.
(Слайд №9)


 

Что такое сила тяжести?
Как обозначают силу тяжести?
Как направлена сила тяжести?
(Слайд №10)

 

Про силу тяжести забыли,
а ведь она, конечно, в силе.
Лишь нужно место указать,
где будем мы ёе считать.
(Слайд №11)

 

Fтяж. = mg


 

Что такое деформация?
Когда возникает сила упругости?
Как формулируется закон Гука?
Как записывается закон Гука?
(Слайд №12)


 

Упругость нам важна во всём,
а силу просто мы зовём: сила упругости.
В пружине, в теле и в подвесе
она реакция с прогрессом.
Себя по-разному представит
и уважать себя заставит.
(Слайд №13)


 

Что называют весом тела?
Чем отличается вес тела от силы тяжести?
(Слайд №14)


 

В физике много разной премудрости,
вес – проявление силы упругости,
действует он на подвес и опору,
и вызывает различные споры.


 

P = mg(Слайд №15)


 

Учитель: Фундамент построен. Переходим к строительству стен.

Учитель: Возводим стены.

Как разогреть руки (ладони)?

Как бороться с вирусом гриппа? — стимулировать иммунитет? Потрем мочки ушей, в которых находятся биологически активные точки, влияющие на иммунитет. (Слайд №16)


 

Вывод: При соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, которое препятствует движению тела и называется трением. Силу, которая характеризует это взаимодействие, называется силой трения.


 

Санки с горочки скатились,

По дорожке прокатились
Бугорок преодолев,
Кочку носиком задев,
Вдруг они остановились.
И как будто не катились.

Кто же их остановил?

Кто здесь силу приложил?

Кто задержал движенье?

Всем ясно без сомнения

Это… (Сила трения). (Слайд №17)


 

Учитель: От чего зависит результат действия силы? На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? (Изучить силу трения). (Слайд №18)


 

Цель урока:

Изучение силы трения, её видов;

Экспериментально установить от чего зависит сила трения;

Рассмотреть способы увеличения и уменьшения силы трения;

Определить положительную и отрицательную роль силы трения в жизни человека. (Слайд №19)

Учитель: Санки остановились. (Слайд №20)

Учитель: Почему, что его тормозит?

Ученик: Трение. Поверхности трутся друг о друга, и тело тормозит.

Учитель: На тело действует сила трения.

Учитель: И как же она направлена?

Ученик: Против движения.

Учитель: Почему Вы так считаете?

Ученик: Если бы она была направлена в сторону движения, то скорость тела возрастала бы. А так как скорость уменьшается, значит, сила направлена против движения.

Учитель: Где находится точка приложения этой силы?

Ученик: В месте контакта двух поверхностей.

Зарисовываем в тетрадь.

Учитель: Исследовать – это значит видеть то, что видят все, и думать так, как не думает никто. (Слайд №21-22)

Определения силы трения: Силой трения называют силу, возникающую при движении тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения. (Слайд №23)

Истинное знание — знаний причин. (Слайд №24)

Опыты:

(Слайд №25)

1. Возьмем два кусочка наждачной бумаги, проведем один по другому.

2. Перевернули это кусочки обратной стороной. В каком случае Fтр больше, почему?

Рассмотрим кусочки под лупой.

Вывод: Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел.

Возьмем 2 стеклянных пластины, прижмем их друг к другу, а затем сдвиньте одну причину относительно другой.

Что вы наблюдаете?

Почему пластины трудно сдвинуть?

Капните пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторите опыт. Почему стало еще труднее сдвигать пластины?

Вывод: Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.


 

Причины возникновения трения:

Шероховатости поверхностей соприкасающихся тел.


 

Притяжение молекул взаимодействующих тел.


 

Причина силы трения,
Взаимозацепления
Неровностей, поверхностей
В движении разных тел
Тут бугорки, царапинки
От них ты не избавишься
Как бы ни хотел.
(Слайд №26)

Когда же отшлифованы
Тела, отполированы,
То друг по другу двигаться
Казалось им легко
Увы молекулярно
Вступает притяжение
И трение в этом случае
Особо велико.
(Слайд №27)

Знакомая сила трения
Достойна обсуждения.
Никак подобной силой
Нельзя пренебрегать.
Мешает также скорости
Движение сохранять.
Куда она направилась
Ты догадался правильно!
Не в сторону движения
В обратную всегда.
(Слайд №28)

Учитель:

Проведем небольшой эксперимент, в результате которого выясним какие виды силы трения бывает? (Слайд №29)

Виды силы трения:

Создадим с помощью учебника наклонную плоскость (угол наклоны небольшой, тележка в покое). Сила, возникающая между покоящимися друг относительно друга телами, называется силой трения покоя.

Создадим больший угол. Тележка скользит по наклонной плоскости — сила трения скольжения.

Поставим тележку на колесики — сила трения качения. (Слайд №30)

Сравним: Fтр.кач. < Fтр.ск.

Вывод: Круглое кати! Плоское тащи!

При соприкосновении возникает трение.
Есть три вида трения:

Трение качения, трение скольжения,
И еще такое – трение покоя.
(Слайд №31)


 

Если в стену вбиты гвозди,
Крепко держатся шнурки,
Это трение покоя,
Знают все ученики.
(Слайд №32)


 

Но приложишь к телу силу,
Сдвинешь тело с места
И получишь трение –
Трение скольжения.
(Слайд №33)


 

А еще есть трение –
Трение качения.
И по этой вот причине
Люди ездят на машине.
(Слайд №34)


 

«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». М.В.Ломоносов(Слайд №35)

Работа в группах.

Учитель: Сила — это физическая величина. Что это значит? (ее можно измерить). Какой существует прибор для измерения силы трения? Прежде чем измерить силу трения, что необходимо определять?


 

Фронтальный опыт: деревянный брусок с нитью, динамометр.

Измерим силу трения, действующую на брусок.

Учитель объясняет классу, как измерить силу трения. На брусок в горизонтальном направлении действуют две силы. Одна сила — сила упругости пружины динамометра, направленная в сторону движения. Вторая сила — это сила трения, направленная против движения, т.к. брусок движется равномерно, то R=0. Динамометр показывает силу трения (учащиеся измеряют силу трения).

Оформление на доске.

Испытываемое тело

 

Вывод

Брусок с 1-м грузом

P↑, Fтр ↓

P↑, то Fтр>0

Брусок с 2-мя грузами

Дерево по наждачной бумаге

 

Fтр зависит от рода трущихся поверхностей, от качества обработки

Дерево по гладкой бумаге

Дерево по дереву

Брусок большей гранью

S↑, Fтр=

Fтр не зависит от площади соприкосновения тел с поверхностью

Брусок меньшей гранью

Смазка

 

Fтр


 

Сила трения не зависит от площади трущихся поверхностей.


 

Сила трения зависит от веса тела, от рода трущихся поверхностей и качества их обработки.


 

Физминутка. (Слайд №36)


 

Учитель:

Все ребята дружно встали (Выпрямиться).

И на месте зашагали (Ходьба на месте).

На носочках потянулись (Руки поднять вверх).

А теперь назад прогнулись (Прогнуться назад, руки положить за голову).

Как пружинки мы присели (Присесть).

И тихонько разом сели (Выпрямиться и сесть).


 

Не идется – только едется,

Потому что – гололедица,

Но зато отлично падается!

Почему ж никто не радуется? (Слайд №37)


 

Учитель: Такой наивный детский стишок на первый взгляд – а как много содержит он, если взглянуть на него с физической точки зрения! Ведь именно в нем заключена система противоречивого отношения к пресловутой силе трения. Этот постоянный бой, где соперничают между собой два понятия — вред и польза силы трения, никогда не будет иметь победителя. Ведь то, что одному человеку удобно и выгодно, другому часто бывает совсем даже наоборот — плохо, как в этом стихотворении.

Подобные случаи мы добавляем зимой, когда мальчишки раскатывают ледяные дорожки и несется с разбегу по ним, преодолевая расстояние за считанные минуты! А следом ковыляют пожилые люди, поскальзываются на припорошенных снежком накатах и падают, ломая руки и ноги. Вот вам опять наглядные примеры, где в одном и том же случае соседствуют и вред, и польза силы трения.


 

Учитель: Одна из лондонских газет в начале 20 века писала: «Вследствие сильной гололедицы уличное и трамвайное движение в Лондоне заметно затруднено. Около 1400 человек поступило в больницы с переломами рук, ног…»(Слайд №38)


 

Учитель: А что нужно сделать, чтобы это не повторилось? Каким образом можно увеличить трение?


 

Видеофрагмент из мультфильма «Зима в Простоквашино».
Видеофрагмент из мультфильма «Зима в Простоквашино».
WMV / 4.56 Мб

(Слайд №39)


 

Способы увеличения силы трения:

Увеличить шероховатость поверхности.

Чем больше вес, тем больше сила трения. (Слайд №40)

Видеофрагмент из мульфильма «Шарик в гостях у Барбоса».
Видеофрагмент из мульфильма «Шарик в гостях у Барбоса»
WMV / 4.22 Мб

(Слайд №41)


 

Способы уменьшения силы трения:

Шлифование.

Смазка.

Уменьшение нагрузки.

Силу трения скольжения заменить силой трения качения. (Слайд №42)

Учитель: Повторим виды сил трения. Какие виды силы трения изображены на этом слайде? (Слайд №43)

Решение задачи.

Учитель: Строим «крышу».

Науке - лирик предназначен,
без рифмы - формулы сухи.
Душа должна быть тоже зрячей,
и ей, как свет, нужны стихи.
(Слайд №44)

Учитель: Какая сила трения действует на тело?

В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.

Н.А. Некрасов(Слайд №45)

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет не слезет с облучка.

А.С. Пушкин
(Слайд №46)

Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку,
Тянут-потянут, вытянуть не могут. Видеофрагмент «Репка» "Репка"
MP4 / 14.27 Мб

(Слайд №47)

Учитель:

Наш ум по природе своей наделен неутомимой жаждой познавать истину. (Слайд №48)

Чтец. Посмотри, сияя в злате,
Жрец сидит в своих палатах.
Некогда ему скучать:
В двери гости уж стучат.
Плавали они в морях
На галерах-кораблях.
Жрец. Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили ? Куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?
1-й корабельщик. Мы объехали весь свет –
Средиземья лучше нет!
2-й корабельщик. За морем житье не худо;
Мы расскажем вам про чудо.
Жрец. Ну скорее расскажите
Да картинку покажите!
(Слайд №49)

В городе Эфесе греки, переселенцы в Малую Азию, возвели храм, посвященный богине Артемиде. Из-за частых землетрясений, свойственных этой местности, храм построили на болотистом месте, чтобы грунт смягчал удары стихии. Фундамент возводился на древесном угле и шерсти животных. Размеры храма — 51 на 105 метров. 127 колонн высотой по 18 метров каждая окружали храм в два ряда. Убранство храма создавали всем миром: эфесцы несли свои украшения из золота на возведение храма. В храме были собраны лучшие картины и скульптуры.

Храм Артемиды в Эфесе (построен около 550 г. до н.э.) был одним из самых красивых и знаменитых творений греческой архитектуры и считался третьим чудом света. Руководители строительства Херсифрон и Метаген при воздействии храма столкнулись со сложной проблемой: как перевезти по рыхлой почве тяжелые колонны и блоки из каменоломни к месту строительства? Выход был найден: колонну особым образом прикрепляли к деревянной раме, как бы превращая в каменный каток. А перекатывать тяжести гораздо легче, чем тащить. Для прямоугольных блоков Метагеи придумал другой способ: каждый блок, как ось, вставляли в огромные деревянные колеса около 4 м в мае диаметре и катили до места строительства. (Слайд №50)

«Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории»
Васнецов В.М.
(Слайд №51)


 

«Взятие Олегом Царьграда» (Слайды №52-53)
Олег – древнерусский князь, правил с 879 года в
Новгороде, с 882 года в Киеве;
совершил поход в Византию в 907 году
и заключил с ней договор.

… И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли со стороны поля к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов Олегу: «Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь».


 

Учитель: Какую хитрость использовал Олег, чтобы заключить договор с Византией?


 

Чтец: (Слайды №54-55)


 

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.

Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!


 

Наверное, вам не известны технические подробности создания памятника великому организатору государства Российского. Для пьедестала памятника подготовили монолитную глыбу массой 1600 тонн. И доставили ее из деревни Лахти, что на берегу финского залива в Петербург. Как же в 18 веке, не имея ни мощных тягачей, ни подъемных кранов, люди могли совершить такое чудо?


 

Обнаружена эта глыба была местным крестьянином Вишняковым. Глыбу назвали Гром-камень, т.к. в него однажды ударила молния, отбив большой осколок. Около 9 км пропутешествовал Гром-камень по суше, а потом по Неве. Небывалый успех русской техники того времени был отмечен особой медалью, на которой была вычеканена надпись «Дерзновению подобно, 1770 год». И действительно это был акт дерзновенный!

Вся Европа только и говорила об этой невиданной операции. Как же это было сделано?

Смелый, остроумный проект передвижения Гром-камня дал крепостной кузнец. Он предложил перекатить камень на специально отлитых бронзовых шарах, заключенных в салазки. Салазки представляли собой большие бревна с желобами, оббитыми медью. Гранитную глыбу поместили на помост из бревен, под которыми находились желобами с шарами. Согнанные из ближайших деревень крестьяне при помощи канатов двигали камень к берегу. Несколько мужиков должны были все время смазывать шары говяжьим салом. 120 дней путешествовал так по суше Гром-камень. Доставленный в Петербург он стал прекрасным пъедесталом памятнику Петру.


 

18 августа 1851 года император Николай I совершил первую поездку из Петербурга в Москву по новой железной дороге. Данный мост строился 8 лет, с 1843 года по 1851 год. Начальник строительства генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особенную торжественность события, первую версту (1,0668 км) железнодорожного полотна велел покрасить белой масляной краской. Это красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдет по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако Клейнмихель не учел одного обстоятельства…
Он забыл о смазочном действии масляной краски, уменьшающей трение,- паровоз буксовал. А что было дальше? Жандармы, подобрав полы шинелей, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы. Зачем?
(Слайды №56-57)


 

 “Тот, кто стремится к познанию истины, не должен избирать какую-либо одну науку, ибо все они находятся во взаимной связи и зависят одна от другой” (Рене Декарт, французский философ, математик, физик, физиолог) (Слайд №58)


 


 

Сила трения во вьющихся растениях(Слайд №59)


 

В жизни многих растений трение играет положительную роль. Например, лианы, хмель, горох, бобы и другие вьющиеся растения благодаря трению могут цепляться за находящиеся поблизости опоры.


 

Сила трения у корнеплодов

У растений, имеющих корнеплоды, такие, как морковь, свекла, брюква, сила трения о грунт способствует удержанию их в почве. С ростом корнеплода давление окружающей земли на него увеличивается, а это значит, что сила трения тоже возрастает. Поэтому так трудно вытащить из земли большую свеклу, редьку или репу.

Сила трения у репейников (Слайд №60)

Таким растениям, как репейник, трение помогает распространять семена, имеющие колючки с небольшими крючками на концах. Эти колючки зацепляются за шерсть животных и вместе с ними перемещаются. Семена же гороха, орехи благодаря своей шарообразной форме и малому трению качения перемещаются легко сами.

Трение у рыб (Слайд №61)

Организмы многих живых существ приспособились к трению, научились его уменьшать или увеличивать. Тело рыб имеет обтекаемую форму и покрыто слизью, что позволяет им развивать при плавании большую скорость.

Трение у моржей, тюленей и морских львов

Щетинистый покров моржей, тюленей, морских львов помогает им передвигаться по суше и льдинам.

Трение у дельфинов (Слайд №62)

Кожа дельфина обладает особым демпфирующим действием, позволяющим гасить турбулентность. Передняя часть тела дельфина обтекается ламинарно, а позади спинного плавника пограничный слой становится турбулентным.

Таким образом, «мягкость» или «волнистость» кожи дельфинов помогают им значительно уменьшать трение при скольжении в воде.

Трение у червяков (Слайд №63)

Щетинки, направленные назад, свободно пропускают тело червя вперед, но тормозят обратное движение. При удлинении тела головная часть продвигается вперед, а хвостовая остается на месте, при сокращении головная часть задерживается, а хвостовая подтягивается к ней.

Трение у водомерки

Водяной жук – водомерка изумительно быстро носится на поверхности воды.

Чтобы захватить их сачком, требуется большая ловкость.

Оказывается, быстроте передвижения она во многом обязана покрывающей жировой смазке, которая значительно уменьшает трение о воду.

Работа сердца (Слайд №64)

Упругость сосудов возникает благодаря особому веществу – эластану. Снижению потерь на трение способствует так же особый ламинарный режим течения крови.

Трение суставов человека

У человека образующие сустав кости не касаются друг друга; они покрыты суставным хрящом, который выполняет роль буфера между костными поверхностями.

Применение силы трения (Слайд №65)

Конечности животных похожи на рабочие инструменты, используемые человеком- лопату, грабли, вилы.

Органы хватания у животных нашли применение в таких инструментах, как щипцы, клещи, тиски

Ракетам, самолетам, автомобилям придают обтекаемую форму для уменьшения силы трения. Это мы видим у рыб. (Слайд №66)

Заключение.

Трение играет большую роль в жизни растений и животных. Без трения покоя ни животные, ни люди не могли бы передвигаться, а все предметы выскальзывали бы из рук. У многих растений и животных имеются различные органы, служащие для хватания. Человек подсмотрел эти приспособления и использует это в технических устройствах и быту. (Слайд №67)

(Слайд №68)


 


(Слайд №69)

Итог урока.

Таблица «Сила трения». (Слайд №70)

Что такое трение?
Трение – явление.
Враг оно нам или друг?
Это знают все вокруг:
Если б трение пропало,
Что б со всеми нами стало?
Мы ходить бы не смогли,
Оттолкнувшись от Земли.
Если б взял ты что-то вдруг,
Оно выпало б из рук.
Помогает трение
Начинать движение
Всем машинам, тракторам,
Мотоциклам, поездам.
(Слайд №71)

Ну а также тормозить 
И их всех остановить.
Очень нужно тренье нам 
Всем растеньям и зверям!
Но притом приносит вред
И немало разных бед:
В станках, приборах трутся части –
И это главное несчастье.
Ну а все автомашины
Быстро снашивают шины!
И поэтому вопрос
Не настолько уж и прост:
Трение – друг нам или враг?
Ответ двоякий: так и так!
(Слайд №72)

Построили крышу. Строительство дома знаний «Сила трения» завершено. (Слайд №73)

Что такое сила трения?

Каковы причины силы трения?

От чего зависит сила трения?

Существует на свете сила трения.

Она имеет большое значение!

Есть три вида трения: скольжения, покоя, качения.

Все по себе очень важны

И в этом мире, конечно, нужны.


 

Рефлексия.

Учитель: Продолжи фразу: Я узнал… Я научился... Я понял…

Да, вы не только получали новые знания, но и решали, объясняли, приводили примеры, сравнивали — другими словами — вы понимали!

Послушайте притчу:

- Шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, все они везли под горячим солнцем тележки с камнями. Он спросил у каждого: «Что ты делал целый день?»

Первый ответил с ухмылкой: «Возил проклятые камни».

Второй грустно: «Добросовестно выполнял свою работу».

Третий улыбнулся, лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

Давайте и мы оценим свою работу на уроке с поднятием руки.

Кто работал как первый человек?

Кто работал добросовестно как второй?

А кто принимал участие в строительстве дома знаний? (Слайд №74)

Молодцы! Спасибо за урок!

Домашнее задание:
§§30-32.
Объясните следующие поговорки:
1. Пошло дело как по маслу.
2. Что кругло – легко катится.
3. Угря в руках не удержишь.
4. Не подмажешь, не поедешь.
5. Колодезная веревка сруб перетирает.
(Слайд №75)

 Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
(Слайд №76)

 

 

 

 

 

Предварительный просмотр презентации

Чернова Людмила Ивановна МБОУ «СШ№15» г. Майкопа физика + литература, история, биология Строительство Дома Знаний 7 класс

Прозвенел звонок весёлый. Все готовы? Всё готово? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжки и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? Начинаем наш урок. В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело!

«Знание- самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит» Аль-Бируни

Против лома нет приёма, Если только другой лом. Мерой действия приёма Мы её всегда зовём. В ньютонах выражается, А как же называется? ?

Что же такое сила? Что такое взаимодействие? От чего зависит результат действия силы на тело? Как изображают силу на чертеже? Единицы измерения силы в системе СИ. А какие есть приборы, чтобы силу измерять? Как определить цену деления динамометра?

Сила – наш уютный дом, в котором жили и живём. Запомните о том, друзья: без силы нам прожить нельзя. Всё, окружающее нас, берёт от силы про запас.

Что такое всемирное тяготение? Какой ученый первым доказал и установил закон всемирного тяготения?

Закон всемирного тяготения нас окружает, без сомнения. Всё тянется вокруг друг к другу, и в этом есть его заслуга: Луна к Земле, Земля к Луне, и мы, конечно же, к Земле. Вокруг Солнца кружится Земля, а нам без солнышка нельзя. Планеты, звёзды – мир чудес, и, значит, наша сила есть.

Что такое сила тяжести? Как обозначают силу тяжести? Как направлена сила тяжести?

Про силу тяжести забыли, а ведь она, конечно, в силе. Лишь нужно место указать, где будем мы ёе считать. Fтяж. = mg

Что такое деформация? Когда возникает сила упругости? Как формулируется закон Гука? Как записывается закон Гука?

Упругость нам важна во всём, а силу просто мы зовём: сила упругости. В пружине, в теле и в подвесе она реакция с прогрессом. Себя по-разному представит и уважать себя заставит.

Что называют весом тела? Чем отличается вес тела от силы тяжести?

В физике много разной премудрости, вес – проявление силы упругости, действует он на подвес и опору, и вызывает различные споры. P = mg

Санки с горочки скатились, По дорожке прокатились  Бугорок преодолев,  Кочку носиком задев,  Вдруг они остановились.  И как будто не катились.   Кто же их остановил? Кто здесь силу приложил? Кто задержал движенье? Всем ясно без сомнения Это…                                        

Трение. Сила трения.

Цель урока: Изучение силы трения, её видов; Экспериментально установить от чего зависит сила трения; Рассмотреть способы увеличения и уменьшения силы трения; Определить положительную и отрицательную роль силы трения в жизни человека.

Санки с горочки скатились, По дорожке прокатились  Бугорок преодолев,  Кочку носиком задев,  Вдруг они остановились.  И как будто не катились.   Кто же их остановил? Кто здесь силу приложил? Кто задержал движенье? Всем ясно без сомнения Это…                                        

Исследовать – это значит видеть то, что видят все, и думать так, как не думает никто.

Санки с горочки скатились,                                          По дорожке прокатились                                          Бугорок преодолев,                                          Кочку носиком задев,                                          Вдруг они остановились.                                          И как будто не катились.                                         Кто же их остановил?                                         Кто здесь силу приложил?                                         Кто задержал движенье?                                         Всем ясно без сомнения                                         Это ...

Силой трения называют силу, возникающую при движении тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения Определение силы трения:

Истинное знание – знание причин.

Причины возникновения трения Шероховатости поверхностей соприкасающихся тел Притяжение молекул взаимодействующих тел

Причина силы трения, Взаимозацепления Неровностей, поверхностей В движении разных тел Тут бугорки, царапинки От них ты не избавишься Как бы ни хотел.

Когда же отшлифованы Тела, отполированы, То друг по другу двигаться Казалось им легко Увы молекулярно Вступает притяжение И трение в этом случае Особо велико.

Знакомая сила трения Достойна обсуждения. Никак подобной силой Нельзя пренебрегать. Мешает также скорости Движение сохранять. Куда она направилась Ты догадался правильно! Не в сторону движения В обратную всегда.

покоя скольжения качения Fпокоя > Fск > Fкач СИЛА ТРЕНИЯ

При соприкосновении возникает трение. Есть три вида трения: Трение качения, трение скольжения, И еще такое – трение покоя.

Если в стену вбиты гвозди, Крепко держатся шнурки, Это трение покоя, Знают все ученики.

Но приложишь к телу силу, Сдвинешь тело с места И получишь трение – Трение скольжения.

А еще есть трение – Трение качения. И по этой вот причине Люди ездят на машине

Сила трения не зависит от площади трущихся поверхностей. Сила трения зависит от веса тела, от рода трущихся поверхностей и качества их обработки. «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». М.В.Ломоносов

Физминутка

Не идется – только едется, Потому что – гололедица, Но зато отлично падается! Почему ж никто не радуется?

Одна из лондонских газет в начале 20 века писала: «Вследствие сильной гололедицы уличное и трамвайное движение в Лондоне заметно затруднено. Около 1400 человек поступило в больницы с переломами рук, ног…»

Способы увеличения силы трения: Увеличить шероховатость поверхности Чем больше вес, тем больше сила трения

Способы уменьшения силы трения: Шлифование Смазка Уменьшение нагрузки Силу трения скольжения заменить силой трения качения

Зимние забавы

Науке - лирик предназначен, без рифмы - формулы сухи. Душа должна быть тоже зрячей, и ей, как свет, нужны стихи.

В зимние сумерки нянины сказки Саша любила. Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, Полная счастья, с горы ледяной. Н.А. Некрасов

Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой, седое время, Везет не слезет с облучка. А.С. Пушкин

Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку, Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Наш ум по природе своей наделен неутомимой жаждой познавать истину.

Чтец. Посмотри, сияя в злате, Жрец сидит в своих палатах. Некогда ему скучать: В двери гости уж стучат. Плавали они в морях На галерах-кораблях. Жрец. Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили ? Куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо? 1-й корабельщик. Мы объехали весь свет – Средиземья лучше нет! 2-й корабельщик. За морем житье не худо; Мы расскажем вам про чудо. Жрец. Ну скорее расскажите Да картинку покажите!

«Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории» Васнецов В.М.

«Взятие Олегом Царьграда» Олег – древнерусский князь, правил с 879 года в Новгороде, с 882 года в Киеве; совершил поход в Византию в 907 году и заключил с ней договор. … И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли со стороны поля к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов Олегу: «Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь».

И думал он: Отсель грозить мы будем шведу. Здесь будет город заложен На зло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море.

Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо как Россия, Да умирится же с тобой И побежденная стихия; Вражду и плен старинный свой Пусть волны финские забудут И тщетной злобою не будут Тревожить вечный сон Петра!

18 августа 1851 года император Николай I совершил первую поездку из Петербурга в Москву по новой железной дороге. Данный мост строился 8 лет, с 1843 года по 1851 год. Начальник строительства генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особенную торжественность события, первую версту (1,0668 км) железнодорожного полотна велел покрасить белой масляной краской. Это красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдет по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако Клейнмихель не учел одного обстоятельства… Он забыл о смазочном действии масляной краски, уменьшающей трение,- паровоз буксовал. А что было дальше? Жандармы, подобрав полы шинелей, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы. Зачем?

 “Тот, кто стремится к познанию истины, не должен избирать какую-либо одну науку, ибо все они находятся во взаимной связи и зависят одна от другой” (Рене Декарт, французский философ, математик, физик, физиолог)

Сила трения во вьющихся растениях В жизни многих растений трение играет положительную роль. Например, лианы, хмель, горох, бобы и другие вьющиеся растения благодаря трению могут цепляться за находящиеся поблизости опоры Сила трения у корнеплодов У растений, имеющих корнеплоды, такие, как морковь, свекла, брюква, сила трения о грунт способствует удержанию их в почве. С ростом корнеплода давление окружающей земли на него увеличивается, а это значит, что сила трения тоже возрастает. Поэтому так трудно вытащить из земли большую свеклу, редьку или репу.

Сила трения у репейников Таким растениям, как репейник, трение помогает распространять семена, имеющие колючки с небольшими крючками на концах. Эти колючки зацепляются за шерсть животных и вместе с ними перемещаются. Семена же гороха, орехи благодаря своей шарообразной форме и малому трению качения перемещаются легко сами.

Трение у рыб Организмы многих живых существ приспособились к трению, научились его уменьшать или увеличивать. Тело рыб имеет обтекаемую форму и покрыто слизью, что позволяет им развивать при плавании большую скорость Щетинистый покров моржей, тюленей, морских львов помогает им передвигаться по суше и льдинам Трение у моржей, тюленей и морских львов

Трение у дельфинов Кожа дельфина обладает особым демпфирующим действием, позволяющим гасить турбулентность. Передняя часть тела дельфина обтекается ламинарно, а позади спинного плавника пограничный слой становится турбулентным. Таким образом, «мягкость» или «волнистость» кожи дельфинов помогают им значительно уменьшать трение при скольжении в воде.

Трение у червяков Трение у водомерки Щетинки, направленные назад, свободно пропускают тело червя вперед, но тормозят обратное движение. При удлинении тела головная часть продвигается вперед, а хвостовая остается на месте, при сокращении головная часть задерживается, а хвостовая подтягивается к ней. Водяной жук – водомерка изумительно быстро носится на поверхности воды. Чтобы захватить их сачком, требуется большая ловкость. Оказывается, быстроте передвижения она во многом обязана покрывающей жировой смазке, которая значительно уменьшает трение о воду.

Работа сердца Упругость сосудов возникает благодаря особому веществу – эластану. Снижению потерь на трение способствует так же особый ламинарный режим течения крови Трение суставов человека У человека образующие сустав кости не касаются друг друга; они покрыты суставным хрящом, который выполняет роль буфера между костными поверхностями.

Применение силы трения Органы хватания у животных нашли применение в таких инструментах, как щипцы, клещи, тиски Конечности животных похожи на рабочие инструменты, используемые человеком- лопату, грабли, вилы.

Ракетам, самолетам, автомобилям придают обтекаемую форму для уменьшения силы трения. Это мы видим у рыб

Трение играет большую роль в жизни растений и животных. Без трения покоя ни животные, ни люди не могли бы передвигаться, а все предметы выскальзывали бы из рук. У многих растений и животных имеются различные органы, служащие для хватания. Человек подсмотрел эти приспособления и использует это в технических устройствах и быту Трение играет большую роль в жизни растений и животных. Без трения покоя ни животные, ни люди не могли бы передвигаться, а все предметы выскальзывали бы из рук. У многих растений и животных имеются различные органы, служащие для хватания. Человек подсмотрел эти приспособления и использует это в технических устройствах и быту ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Причины возникновения силы трения Движение под действием силы трения Шероховатость поверхностей Межмолекулярное притяжение Сила трения скольжения покоя качения Способы изменения силы трения Увеличение силы трения (песок в гололедицу, напильник) Уменьшение силы трения (смазка, подшипники)

Что такое трение? Трение – явление. Враг оно нам или друг? Это знают все вокруг: Если б трение пропало, Что б со всеми нами стало? Мы ходить бы не смогли, Оттолкнувшись от Земли. Если б взял ты что-то вдруг, Оно выпало б из рук. Помогает трение Начинать движение Всем машинам, тракторам, Мотоциклам, поездам.

Ну а также тормозить  И их всех остановить. Очень нужно тренье нам  Всем растеньям и зверям! Но притом приносит вред И немало разных бед: В станках, приборах трутся части – И это главное несчастье. Ну а все автомашины Быстро снашивают шины! И поэтому вопрос Не настолько уж и прост: Трение – друг нам или враг? Ответ двоякий: так и так!

Строительство Дома Знаний

Домашнее задание: §§30-32. Объясните следующие поговорки: 1. Пошло дело как по маслу. 2. Что кругло – легко катится. 3. Угря в руках не удержишь. 4. Не подмажешь, не поедешь. 5. Колодезная веревка сруб перетирает.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.