12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Раздайбеда Сергей Михайлович1979
Заместитель директора по учебной работе. Учитель математики и информатики.
Казахстан, Павлодарская область, Щербактинский район, село Алексеевка
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Дата:

ФИО учителя:

Класс: 7

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Сила трения. Учет трения в технике.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

7.2.2.6 описывать трение при скольжении, качении, покое;

7.2.2.7 приводить примеры полезного и вредного проявления силы трения;

Цели урока

- знать, почему возникает трение;

- знать, от чего зависит сила трение;

- различать трение при скольжении, качении, покоя;

- уметь планировать простой эксперимент индивидуально и в группах;

- определять переменные и постоянные величины при проведении исследований

Критерии успеха

- знают, почему возникает трение;

-знают, от чего зависит трение;

- различают виды трения;

- умеют планировать простой эксперимент индивидуально и в группах

- определяют переменные и постоянные величины при проведении исследований

Языковые цели

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

трение, сила трения покоя, сила трения качения, трение скольжения,сила трения качения.

Полезные выражения для диалогов и письма:

Я думаю, что...

На мой взгляд (По моему мнению)...

Я знаю, что ...

Я уверен, что ...

Трение зависит от ..., но….

Привитие ценностей

(в.т.ч ключевые элементы глобального

гражданства (ГГ) )

Воспитание академической честности;

Привитие у учащихся чувства ответственности;

Знание и понимание ГГ:

Глобализация и независимость

Ценности ГГ:

-Забота об окружающей среде и стремление к устойчивому развитию

Навыки ГГ:

Уверенность в себе и навыки рефлексии

Привитие ценностей осуществляется через выполнение заданий в группах

Межпредметные связи

Химия, молекулярное взаимодействие, техника

Навыки использования ИКТ

Сбор и систематизация информации

Предварительные знания

Вес, сила тяжести.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

5 мин

Учитель приветствует учащихся.

Учитель делит учащихся на группы случайным образом с помощью карточек с картинками. Учащиеся с одинаковыми картинками объединяются в группы.

Учащимся разгадывают кроссворд в малых группах.

(G) Задание1. Разгадайте кроссворд

п

л

о

т

н

о

с

т

ь

   

н

а

п

р

а

в

л

е

н

и

е

 

и

н

е

р

ц

и

я

     
 

д

и

н

а

м

о

м

е

т

р

   

с

и

л

а

         
   

в

е

с

           

Скалярная физическая величина, определяемая как отношение массы тела к занимаемому этим телом объёму.

Одна из характеристик силы.

Явление сохранения телом скорости движения при отсутствии внешних воздействий.

Прибор, измеряющий силу.

Мера взаимодействия тел.

Сила, с которой тело действует на опору или подвес.

(W)После того, как учащиеся разгадали кроссворд – выход на тему урока. Учитель спрашивает у учащихся, какой может быть тема урока.

Постановка темы: «Сила трения. Виды трения (покоя, качения, скольжения)»

Задачи урока:

- знать, почему возникает трение;

- знать, от чего зависит сила трение;

- различать трение при скольжении, качении, покоя

Файл_«Карточки для деления на группы.docx», файл_«Кроссворд.docx»

Середина урока

4 мин

8 мин

10 мин

6 мин

5мин

(W)Учитель сначала показывает учащимся вопросы к видео перед просмотром.

Вопросы учащимся:

Как Гена «победил трение»? (смазал лыжи скользелином)

Зачем Гена подпилил подошву лыж с одной стороны? (Чтобы лыжи не катились назад.)

Учитель показывает эпизод из мультфильма «Барбоскины» в течение 2 минут https://www.youtube.com/watch?v=lZp6OSH8JIw

с 00:24 до 2:34.

(W)Учащиеся отвечают на вопросы.

Обсуждение

Работа в парах

(G)Задание 2. (10 мин) Используя учебник и текст «Сила трения», заполните таблицу:

Определение

Причины возникновения

Виды силы трения

Обозначение

Единица измерения

Направление

Расчетная формула

От каких факторов(величин зависит)

Учитель заполняет таблицу совместно с учащимися.

1.

Определение

Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого.

2.

Причины возникновения

Шероховатость поверхностей, взаимодействие между молекулами.

3.

Виды трения

Трение покоя возникает, когда к телу прикладывают силу, пытающуюся сдвинуть это тело. 

Трение скольжения возникает при скольжении одного тела по поверхности другого.

Трение качения возникает, когда одно тело катится по поверхности другого.

4.

Обозначение

Fтр 

5.

Единицы измерения

1 Н

6.

Направление

Против движения или возможного направления движения.

7.

Расчетная формула

Fтр=*N, где - коэффициент трения, N- сила нормального давления.

8.

От каких факторов (величин) зависит?

Рода соприкасающихся материалов, состояния поверхностей, веса тела.

Учитель обсуждает с учащимися результаты выпонения плана.

Учитель объявляет учащимся, что они снова будут работать в группах. Учащиеся, работая в группах, выполняют эксперименты и готовят отчет.

(G)Задание 3. (10мин). Работая в группах, докажите экспериментально поставленный для группы вопрос. Оформите отчет на предложенном бланке и подготовьте выступление по эксперименту (Какова была цель? Какой вид трения изучали? Что делали? Какие результаты получили?).

Задание группе № 1.

Как доказать, что сила трения скольжения зависит от веса тела?

Оборудование: брусок, деревянное основание, динамометр, набор грузов.

Изобразите эту зависимость графически.

Р

     

Fтр

     

Сделайте вывод

Задание группе № 2.

Как доказать, что силы трения скольжениязависит от рода соприкасающихся поверхностей?

Оборудование: брусок, деревянное и пластиковое основание, динамометр.

Изобразите эту зависимость графически.

     

Fтр

     

Сделайте вывод

Задание группе № 3.

Как доказать, что сила трения качения меньше силы трения скольжения?

Оборудование: брусок, пластиковое или деревянное основание, динамометр, тележка.

Сравните силу трения скольжения и силу трения качения при одинаковом весе груза

Р

     

Fтр. скольж

     

Fтр. качения

     

Fтр. качения Fтр. скольж

Сделайте вывод.

Подсказка: когда тело движется равномерно сила, которую показывает динамометр, равна силе трения.

Внимание: держите динамометр всегда параллельно поверхности соприкасающихся тел.

Выступления групп

(W)В конце класс вместе с учителем подводит итоги. Группы оценивают друг друга «Две звезды, одно пожелание».

Учитель предлагает по заданию первой группы построить в тетради график зависимости силы трения скольжения от веса тела.

Для сильных учащихся: Как по полученному графику определить коэффициент трения?

Учитель совместно с учащимися разбирает одну задачу.

(W)Решение задачи из учебника:

Упр16(2)

Дано:

F=Fтр

m=1т=1000кг F=mg

= 0,05 F=0,05*1000*10=500Н

F-? Ответ: 500Н

Ссылка на видео_https://www.youtube.com/watch?v=lZp6OSH8JIw

(с 00:24 до 2:34),

учебник, файл_ «Сила трения (текст).docx», файл_ «Таблицы. docx», файл_ «Трение.pptx»

Лабораторное оборудование: 3 бруска, 3 деревянных основания, пластиковое основание, 3 динамометра, набор грузов, тележка;

Файл_ «Экспериментальное задание. doc», учебники

Конец урока

2 мин

 Рефлексия 

Определите свое положение на лестнице успеха

Домашнее задание

Написать эссе на тему «Определение значения силы трения в жизни: что случилось бы, если бы сила трения исчезла?»

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Группы оценивают друг друга, устное формативное оценивание учителя учителя

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Выполнение большего числа задач в конце урока, предложенных по повышению уровня сложности.

Учащиеся будут:

Большинство учащихся будут:

Некоторые учащиеся будут:

- знать, почему возникает трение;

-различать трение при скольжении, качении, покоя

- знать, от чего зависит сила трения;

- собирать, обрабатывать и представлять данные в виде таблиц, графиков, диаграмм и презентаций т.д.

Смена видов деятельности, подбор доступного материала

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Поставленные цели обучения реалистичны, учителю удалось достичь поставленных целей. Учащиеся, демонстрировали понимание причин возникновения трения, объясняли проведенные эксперименты.

Анализ работы в группах, записей в таблице, листов работы с текстом показал, что все учащиеся понимают предметный контент, но некоторые считают, что им ещё нужно поработать над учебным материалом по данной теме. Учитель согласен с их выводами.

Во время проведения эксперимента учитель оказывал поддержку учащимся.

Дифференциация проведена правильно, каждому учащемуся был оказан индивидуальный подход. Для более сильных учащихся подобраны дополнительные задания.

Временные этапы урока выдержаны, однако урок был очень насыщен, смена деятельности учащихся, отступлений от плана урока не было. Все запланированные действия на уроке были выполнены.

Общая оценка Хорошо

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1: Начало урока, когда учащиеся разгадывали кроссворд

2: Хорошо прошла работа в группах. Учащиеся самостоятельно выполняли эксперимент. В группах все учащиеся были задействованы.

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1: Заранее сообщить учащимся, что на графике зависимости по оси абсцисс нужно подписывать независимую переменную, а на оси ординат-зависимую.

2: Распределить роли участников группы

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Учащиеся испытывают сложности при анализе графиков и распределении осей. На последующих уроках необходимо предложить упражнения по отработке данного навыка.

Некоторые учащиеся смогли самостоятельно запланировать эксперимент, а другим нужна поддержка учителя.

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.