Конспект урока физики в 7 классе «Сила трения»
Организационная информация
Тема урока: «Сила трения».
Предмет: физика
Класс: 7
Автор урока: Кирдина Наталья Сергеевна, учитель физики
Образовательное учреждение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №46» г.Набережные Челны
Методическая информация
Тип урока: изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.
Цели урока:
образовательная: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления силы трения, показать применение силы трения в повседневной жизни, закрепить полученные данные о силах в природе;
воспитательная: воспитать умение мыслить логически, анализировать;
развивающая: продолжить умение практических умений работать с физическим оборудованием.
Задачи урока:
образовательные: познакомить с видами силы трения; продемонстрировать силу трения;
развивающие: активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке; реализовать успешное овладение новым материалом, провести эксперименты, научить делать выводы; развивать речь, умение делать выводы.
воспитательные: заинтересовать и увлечь темой урока; создать личную ситуацию успеха.
Необходимое оборудование и материалы: учебник, раздаточный материал, физическое оборудование (для демонстрации физического эксперимента), компьютер, экран, проектор.
Ход урока.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Учитель: Ребята! Мы с вами каждый урок открываем для себя что-то новое, изучая науку о природе, физику. А сколько еще неопознанного вокруг. Разрешите сегодняшний урок начать словами выдающегося русского классика, поэта Ивана Алексеевича Бунина:
Слайд 1
Ты открой мне природа, объятья,
Чтоб я слился с красою твоей
В одно мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка!
2. ПРОВЕРКА РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Учитель: Нам сегодня предстоит открыть для себя еще одну тайну природы. Давайте вспомним в результате чего может изменяться скорость тела?
Ученик: В результате силы.
Учитель: Какие типы сил Вам известны?
Ученик: Сила тяжести, вес, сила упругости.
Слайд 2
Учитель: На рисунке изображены силы, действующие на доску и лежащей на ней груз. Как называется сила F1, F2, F3?
Ученик: Сила тяжести, вес, сила упругости.
Учитель: Сила тяжести? Что это за сила?
Ученик: Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. Сила тяжести всегда направлена вертикально вниз и пропорциональна массе тела.
Слайд 3
Учитель: Посмотрите на рисунок и выберите правильный ответ. В некоторый момент времени одно яблоко ещё висит на ветке, второе – свободно падает, а третье – уже лежит на Земле. Сила тяжести действует в этот момент …
А. на яблоко 1; Б. на яблоко 2; В. на яблоки 1 и 2; Г. на все три яблока.
Ученик: На все три яблока (Г).
Слайд 4
Учитель: На линейку, лежащую на двух опорах, поставили гирю. Как называется сила,
с которой гиря действует на линейку?
Ученик: Вес тела. (В).
Учитель: Чем отличается вес тела от силы тяжести и массы тела?
Ученик: Сила тяжести приложена к телу, а вес тела к опоре или подвесу.
Учитель: Расскажите, что Вы знаете о силах упругости?
Ученик: Силы упругости:
- возникают при деформации;
- одновременно у двух тел;
- перпендикулярны поверхности;
- противоположны смещению;
- при малых деформациях выполняется закон Гука F упр = к
Слайд 5
Учитель: Какое из приведенных ниже выражений используется для вычисления силы упругости? А. mg; Б. S/t; B. k; Г. .
Ученик: В
Слайд 6
Учитель: Пользуясь рисунком, определите равнодействующую сил Е1 = 3 Н и F2 = 5 Н.
А. 2 Н, в сторону силы F2.
Б. 5 Н, в сторону силы F2.
В. 8 Н, в сторону силы F1.
Г. З Н, в сторону силы F2.
Ученик: А
Учитель: Может ли равнодействующая сила, действующая на тело, быть равно нулю? Когда?
Ученик: Равнодействующая равна нулю, если тело находится в покое или движется равномерно и прямолинейно.
Слайд 7
Решите задачу. Человек спускается на парашюте равномерно. Сила тяжести парашютиста вместе с парашютом 600 Н. Чему равна сила сопротивления воздуха, действующая на парашют.
Решение: т.к. парашют движется равномерно, сила сопротивления воздуха и сила тяжести, действующие на парашютиста, уравновешивают друг друга. Направлены же они в противоположные стороны. Fсопр = Fтяж = mg, следовательно, Fсопр = 600 Н.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ:
Слайд 8
Сегодня мы познакомимся еще с одной силой – это “Сила трения”. Открываем тетради и пишем тему урока.
Чем старше становится человек, тем меньше он удивляется тому, что происходит вокруг.
- почему шелковый шнурок развязывается быстрее, чем шерстяной;
- почему бревно легче катить, чем тащить;
- почему вбитый в стену гвоздь не выскакивает.
Сегодня на уроке мы должны рассмотреть следующие вопросы:
что такое сила трения;
каковы причины возникновения трения;
способы изменения силы трения;
виды сил трения;
роль трения в природе и технике.
4. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
Слайд 9 Пример действия силы трения на автомобиль.
-Трение помогает движению или нет? (направлено противоположно движению)
-Почему возникает сила трения?
Проведите рукой по столу, что вы почувствовали? (неровности)
Слайд 10 Направление силы трения.
Сила трения направлена противоположно направлению движения, приложена в точке контакта трущихся тел.
Слайд 11 Определение силы трения.
-Какое минимальное количество тел участвуют, когда мы говорим о трении.(2 тела)
-Как эти тела должны располагаться по отношению друг к другу. (Соприкасаются)
-Какое явление происходит между телами? (движение)
Напишем определение силы трения.
Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения называется силой трения.
Слайд 12 Видеофрагмент «Причины трения»
Слайд 13 Причины трения.
1. Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел.
Возьмем 2 стекла, проведем их в соприкосновение, прижмем друг к другу? Что замечаете? Тоже трудно тянуть одно стекло по поверхности другого. Причина? Ведь поверхности ровные, гладкие.
2.Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел
Вывод: Когда прижимаем стекла друг к другу начинают проявлять себя силы взаимодействия (притяжения) между молекулами. (Межмолекулярное притяжение)
5. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ГИПОТЕЗЫ.
Слайд 14(1)
Измерим силу трения и установим от чего зависит сила трения и от чего она не зависит.
Эксперимент 1 Изучение зависимости силы трения от рода трущихся поверхностей.
Приборы и материалы: динамометр, трибометр, каретка, набор грузов, лист наждачной бумаги, резина.
Порядок выполнения работы:
Определите цену деления шкалы динамометра.
Измерьте силу трения скольжения каретки:
а) по поверхности линейки трибометра;
б) по резиновой ленте;
в) по наждачной бумаге.
Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра. Результат измерений силы трения скольжения запишите в таблицу.
Вид трущихся поверхностей |
Сила трения скольжения, Н |
пластик по дереву |
|
пластик по резиновой ленте |
|
пластик по наждачной бумаге |
- Почему получились разные значения?
ВЫВОД: сила трения скольжения зависит от рода трущихся поверхностей.
Слайд 14(2)
Эксперимент2. Изучение зависимости силы трения скольжения от давления.
Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов.
Порядок выполнения работы:
-
Определите цену деления шкалы динамометра.
Положите на линейку трибометра брусок большой гранью, а на него – груз. Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Результат измерения силы трения скольжения запишите в тетрадь.
Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные.
Положите на брусок третий груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные.
F тр. скольжения |
|
1 груз |
|
2 груза |
|
3 груза |
ВЫВОД: чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем больше сила трения скольжения.
6. АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Слайд 15 Видеофрагмент «От чего зависит и не зависит сила трения»
Слайд 16
Сила трения |
|
зависит |
не зависит |
от рода трущихся поверхностей |
от площади соприкосновения тела с поверхностью |
от силы, прижимающей тело к поверхности |
Слайд 17 Формула для определения силы трения.
Слайд 18 Виды трения.
Учитель: Какие виды трения существуют?
Посмотрите на примеры, в которых проявляется сила трения?
Что делают тела? (санки скользят, велосипед катятся, брусок лежит на месте, т. е находится в покое)
Когда тело находится в покое на наклонной плоскости, оно удерживается на ней силой трения.
Как мы назовем вид трения для каждого примера? (трение покоя, трение скольжения, трение качения). Трение покоя не дает развязаться банту на ленте, удерживает нитку, когда мы шьем, благодаря силе трения не расстегиваются пуговицы.
Слайд 19 Определения силы трения скольжения, силы трения качения, силы трения покоя.
Слайд 20
Эксперимент 3 « Сравнение сил трения скольжения, качения».
Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов, карандаши круглые – 2 шт. или легкоподвижная тележка.
Порядок выполнения работы:
Определите цену деления шкалы динамометра.
Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.
Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.
Слайд 21
В первом положении карандаш удерживается на книге и не движется (не скользит). Сила трения скольжения препятствует движению карандаша так, что движение даже не может начаться. Во втором случае карандаш естественно покатиться.
Слайд 22
Что лучше – скользить или катиться? Конечно, катиться выгоднее, чем скользить. Чтобы поддерживать качение, нужно прикладывать гораздо меньшую силу, чем для поддержания, скольжения с той же скоростью. Поэтому понятно, что летом ездят в телеге, а не на санях.
ВЫВОД: трение качения меньше силы трения скольжения.
Во многих литературных произведениях встречаются физические явления. На примерах поэтических строк попытайтесь увидеть проявление трения и назвать вид.
В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.
Н. А. Некрасов (трение скольжения)
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.
А. С. Пушкин (трение качения)
Кошка за Жучку
Жучка за внучку
Внучка за бабку
Бабка за дедку
Дедка за репку Тянут – потянут, вытянуть не могут. (Трение покоя)
Слайд 23
Учитель: Мы изучили с Вами различные виды трения. А вы, ребята, знаете приносит трение нам пользу или от него вред?
Трение помогает нам при движении и может мешать движению.
Слайд 24 Способы изменения силы трения
Как увеличить трение? Увеличить нагрузку, использовать специальные материалы.
Как уменьшить трение? Шлифование поверхностей, смазка, уменьшение нагрузки. Замена силы трения скольжения на силу трения качения.
7. ТВОРЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.
Трение в природе
Трение в жизни животных и растений
Слайд 25
Ученик:
Чтобы увеличить сцепление с грунтом, стволами деревьев, на конечностях животных имеется целый ряд различных приспособлений: когти, острые края копыт, подковные шипы, тело пресмыкающихся покрыто бугорками и чешуйками.
Слайд 26
Ученик:
В жизни многих растений трение играет положительную роль. Например, лианы, хмель, горох, бобы и другие вьющиеся растения благодаря трению могут цепляться за находящиеся поблизости опоры, удерживаются на них и тянутся к свету. Между опорой и стеблем возникают достаточно большое трение, т.к. стебли многократно обвивают опоры и очень плотно прилегают к ним.
Слайд 27
Таким растениям, как репейник, трение помогает распространять семена, имеющие колючки с небольшими крючками на концах. Эти колючки зацепляются за шерсть животных и вместе с ними перемещаются. Семена же гороха, орехи благодаря своей шарообразной форме и малому трению качения перемещаются легко сами.
Слайд 28
Ученик:
У растений, имеющих корнеплоды, такие, как морковь, свекла, брюква, сила трения о грунт способствует удержанию их в почве. С ростом корнеплода давление окружающей земли на него увеличивается, а это значит, что сила трения тоже возрастает. Поэтому так трудно вытащить из земли большую свеклу, редьку или репу.
8. ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Тестовое задание
1. Сила — причина …
A. … только изменения скорости тела.
Б. … только деформации тела.
B. … изменения скорости и деформации тела.
Г. … движения тела.
2. Силой трения называют силу …
A. с которой Земля притягивает к себе тела.
Б. действующую на тело со стороны деформированной опоры и направленную против деформирующей силы.
B. с которой тело вследствие земного притяжения действует на опору или подвес.
Г. возникающую при движении одного тела по поверхности другого и направленную в сторону, противоположную движению.
3.Точка приложения силы трения расположена …
А. в центре тела.
Б. в точке контакта двух тел.
В. в точке действия внешней силы.
Г. в любом месте тела.
4. Сила трения всегда направлена …
A. противоположно движению тела.
Б. противоположно деформирующей силе.
B. вертикально вниз.
Г. влево или вправо.
5. Сила трения зависит от …
A. нагрузки.
Б. шероховатости поверхностей.
B. вида материала контактирующих поверхностей.
Г. всех вышеперечисленных факторов.
Слайд 29-33
Каждый проверяет сам себя и оценивает свои знания по новой теме.
Слайд 34
Лестница у стены занимает положение, изображенное на рисунке. Укажите направление силы трения в местах соприкосновения лестницы со стеной и полом.
Слайд 35
В месте соприкосновения со стеной вверх. В месте соприкосновения
с полом влево.
Слайд 36
Книга прижата к вертикальной поверхности. Изобразите графически
направления силы тяжести и трения покоя, действующих на книгу.
Слайд 37
Сила тяжести направлена вертикально вниз. Сила трения — против движения — вверх.
9. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Слайд38
Народ сложил множество поговорок о трении, они приведены на слайде. Объясните их физический смысл.
10. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
Слайд39
Сегодняшний урок был посвящен трению – явлению, сопровождающему нас с детства буквально на каждом шагу, а потому ставшим таким привычным и незаметным. Шаг за шагом, человек научился успешно бороться с трением доступными и привычными способами, передаваемыми из поколения в поколение и дожившими до нашей эпохи.
11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Слайд 40
§30-32. Творческое задание «Мир без трения».