12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 


Роль воды
PPTX / 2.46 Мб



ПЛАН

открытого интегрированного урока

по информатике и биологии

«Роль воды в окружающем мире»


5 класс


Учитель информатики

Баранникова Наталья Владимировна

Учитель биологии

Алексинская Ольга Владимировна















НЧОУ гимназия «Росток»

2022

Ход урока

Роль воды в окружающем мире

(Слайд 1) Приложение 4

Учитель информатики и учитель биологии

Добрый день.

Учитель биологии

Сегодня у нас необычный урок, у нас с вами интегрированный урок биологии.

Учитель информатики и информатики .

У нас на уроке присутствуют гости: это ваши родители, завучи и учителя.

Цель: (Слайд 2)

Познакомиться со значением воды в природе.

Выяснить значение воды в органическом мире.

Задачи:

Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Обеспечить высокую творческую активность при выполнении заданий.

Учитель информатики

Сегодня мы с вами познакомимся со значением и свойством воды в окружающем мире.

Учитель биологии

Но прежде, чем мы перейдем к изучению новой темы вспомним, что мы уже знаем. Давайте ответим на вопросы. (Слайд 3)

Что такое окружающий мир?

Чем живая природа отличается от неживой?

Как питаются растения?

Что такое питание?

Учитель биологии

Сейчас откройте тетради и запишите тему. (Тема пишется учителем на доске)

Роль воды в окружающем мире.

На прошлом уроке мы выяснили, что растения могут питаться воздушным способом. Лист – это орган растения, который принимает участие в фотосинтезе, то есть в питании. Давайте ответим на вопрос: (Слайд 4) «Какой газ поглощают листья растений в процессе фотосинтеза и какой газ выделяется через устьица листьев?» (ответы учащиеся озвучивают)

Сегодня на уроке мы будем говорить о значении воды и её свойствах и узнаем, роль воды в питании растений. Сейчас все смотрим на экран.

(Ученикам представлен фильм, снятый учителем информатики. В фильме, снятом на природе, учитель биологии знакомит ребят с разными типами корневой системы и объясняет их значение в поглощении воды. https://youtu.be/mphL3gu5SBk )

Краткое содержание фильма

Оказывается, что у растений кроме воздушного питания, существует еще корневое питание. В этом питании принимают участие корни растения.

Корни удерживают растение в почве, участвуют в размножении, поглощают воду с растворенными в ней минеральными и органическими веществами. От корней вода и растворенные в ней минеральные вещества поступают в листья и там используются в образовании органических веществ. Вода – это основа жизни. Ни один живой организм не может существовать без воды.

Корни растений развиваются из зародышевых корешков. Корни бывают главные, боковые и придаточные. Все корни образуют корневые системы: стержневую и мочковатую. Если хорошо развит главный – это стержневая корневая система, если главный не развит, а развиты боковые и придаточные корни – это мочковатая корневая система.

Учитель биологии

Итак, мы с вами просмотрели фильм. Сейчас мы в тетради запишем «Корень, развивающийся из зародышевого корешка – называется главным. Корень, развивающийся на главном – называется боковым, а корень, растущий от стебля – это придаточный» (Слайд 5)

Мы с вами записали определения, а сейчас на схеме, которую вы видите на доске, подпишите, где и какая корневая системы и укажите, где главный корень, боковой и придаточный. (Слайд 5) (на интерактивной доске делаются надписи).

Учитель биологии

(Слайд 6) Наша планета Земля на 2/3 покрыта водой. Вода бывает морская, минеральная и пресная. По своему физическому состоянию вода бывает твердая, жидкая и парообразная. Вода поддерживает и сохраняет жизнь.

(Слайд 7) Вода составляет 89— 90% массы растений и 75% массы животных. В составе человеческого тела воды 65%. При утрате 6—8% влаги от массы тела человек впадает в полуобморочное состояние, при потере 12% и выше процентов влаги наступает смерть. Сколько же человеческому организму нужно воды?

(Слайд 8) Вода — хранитель и распределитель на нашей планете солнечной энергии, главный творец климата, ежедневной погоды, аккумулятор тепла и, что особенно важно, необходимейшее условие жизни на планете. Нет на Земле ничего, к чему надо было бы относиться с большим вниманием и осторожностью, чем к столь привычной для нас воде. По образному выражению академика А. Л. Карпинского, «вода — это живая кровь, которая создает жизнь там, где ее не было».

Учитель информатики

Сейчас вы тихонько встанете и пересядете за компьютеры. Ваша задача найти информацию и воде. Для этого вы должны использовать свои знания работы с компьютером. Вы будите использовать программу текстовой редактор и поисковую систему. Приложение 1 (Самое глубокое озеро. Самое соленое озеро. Самое большое по площади озеро). Работа рассчитана на 7 минут. Но сначала мы потратим 1 минуту на отдых - физическую разминку. (несколько упражнений).

А, наши гости в это время будут работать самостоятельно с предложенным материалом Приложение 2 ( кроссворд, ребус), Приложение 3 Интересные факты о воде (Можно включить фоновую музыку «Шум моря» https://www.youtube.com/watch?v=u1tfGTCT6y4 )

(Результаты работ выводятся на интерактивную доску)

Учитель информатики

Запасы пресной воды на Земле не безграничны. С каждым годом пресной воды становиться все меньше и меньше. В некоторых государствах вода привозная, например в Мексике. Вода используется в промышленности, в строительстве, в сельском хозяйстве. Вода всегда интересовала людей. Её изучали, обожествляли. Вот как древние говорили о воде. Сейчас выступят учащиеся вашего класса, они подготовили для вас презентации.

Ученик

В древние Греции жил философ Фалес из Милета.(Слайд 9)

Он причислен к семи самым выдающимся мудрецам, которые изучали природу, пытались дать объяснения различным явлениям в окружающем мире. Вода –эта величайшая стихия природы с незапамятных времен вызывала у людей благоговение. Древние считали воду, наряду с воздухом, огнем и землёй, одной из четырех стихий, из которых состоит жизнь. Фалес считал воду вечно движущимся и в то же время неизменным элементом природы, первоисточником всего сущего. Это творец жизни, в том числе и человеческой. Ведь именно из пены морской появилась прекрасная Афродита. (Слайд 10)

Древние понимали, что воды много, но много непригодной для питья. Значит если пить воду (морскую) нельзя, то для лечения ее можно успешно использовать. Древние врачи выработали медицинскую доктрину, согласно которой лечить больных следует «безболезненно и приятно» .

Магическую силу воды воспевали древние философы. По воде путешествовали, водой лечили, воду использовали для учета времени.

Ученик

Вода - бесценный дар Природы. Она не только дает жизнь всему живому, но обеспечивает развитие цивилизации.

Древние греки использовали воду, для создания первых водяных часов

(Слайд 11) Первая клепсидра представляла собой простой цилиндрический сосуд с отверстиями внизу. Но вода вытекает из сосуда не всегда одинаково быстро: сперва быстрее, потом медленнее. Чем выше уровень воды в сосуде, тем больше давление, а чем больше давление, тем и скорость воды будет больше. Выходило так, что вначале за час вытекало больше воды, чем под конец. Чтобы часы все-таки не врали, приходилось ставить черточки не на одинаковом расстоянии одну от другой, а так, чтобы верхние были реже, а нижние чаще. Изобретатели исправили этот недостаток – применили сосуд в форме конуса, основанием вверх. И стала вода выливаться равномерно. Тогда, если воронка была правильно подобрана, можно было черточки ставить на одинаковом расстоянии. А по отметкам на сосуде определяли: сколько воды вытекло, столько времени прошло.

Учитель информатики

Но не только для создания часов использовали воду.

Вода использовалась в сельском хозяйстве (Слайд 12, 13)

В кузнечном деле (Слайд 14)

В более поздние времена в транспортной промышленности(Слайд 15)

Время идет и вода используется для получения энергии (слайд 16)

Но самое удивительное то, что уже в 1936 году был создан первый водяной компьютер (Слайд 17)

Современный компьютер отличается от первого, но он тоже создан на основе воды (Слайд 18)

Учитель биологии

И так мы выяснили, что «Вода - бесценный дар природы! Вода – основа жизни. Вода – у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости у нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты – самое большое богатство на свете». (Слайд 19)

А, сейчас посмотрим видеоролик «12 интересных фактов о воде». (https://www.youtube.com/watch?v=O7XT3V-_zmQ)

Учитель информатики (Проверяет практическую работу учащихся.

Озвучивает результаты работы и выводит на экран).

Учитель биологии

Откройте дневники и запишите домашнее задание: & 20 (Слайд 20)

По биологии тоже получили оценки:_______________________________

Учитель информатики

Задание на дом - найдите, пожалуйста, в каких странах используют привозную воду.

Теперь подведем итоги. Сегодня получили оценки за практическую работу:__________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель биологии

В сказках часто упоминают о живой и мертвой воде. Мертвая может заживлять раны, а живая возвращает жизнь. Конечно, такой воды нет, но есть иная вода. Живой водой медики называют воду, которая замедляет процесс старения, активизирует обменные процесс. Живую воду можно получить в домашних условиях. Надо налить воду из-под крана в любую ёмкость и немного её отстоять, затем налить в пластиковую бутылку и поместить в морозилку. Когда вода замерзнет бутылку достать и разморозить. Талая вода и будет обладать свойствами живой воды. Если регулярно пить талую воду организм буде стареть медленнее и обменные процессы ускоряться. А если талой водой поливать растения, то они будут быстрее расти и развиваться.

Учитель информатики

И в завершение нашего урока, мы с вами создадим плакат в защиту воды. (Слайд 21)

Спасибо за урок! (Слайд22)



Список литературы

Босова Л.Л, Босова Л.Ю.Учебник информатики 5 класс БИНОМ Лаборатория знаний 2018. Москва

Брокгауза и Ефрона «Новый энциклопедический словарь» 1916.

Дерпгольц В. Ф. Вода во вселенной. - Л.: "Недра", 2000.

Круглов Д.Э.,. Аветисян А.А., Чикида Н.Н, А.И. Осипов «РОЛЬ ВОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА». ГНУ Агрофизический институт Росселъхозакадемии 2010.

Неумывакин И. П. Вода – жизнь и здоровье: мифы и реальность. Издательство: Диля. 2015.

Сухова Т.С., Страганов В.И. Учебник биологии 5 класс «Живая природа» Винтана-Граф 2018. Москва

Интернет-ресурсы

http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/

https://burgua.ru/voda---rol-vody-v-prirode-i-zhizni-cheloveka/

https://ria.ru/20100322/215773125.html

https://www.youtube.com/watch?v=O7XT3V-_zmQ

https://aqualife.ru/blog/znachenie-vodi/

https://www.youtube.com/watch?v=u1tfGTCT6y4

https://youtu.be/mphL3gu5SBk










ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Практическая работа.

Интегрированный урок по информатике и биологии

«Роль воды в окружающем мире»

Открыть текстовой редактор Word.

На листе создать рамку (меню ДизайнГраницы страницРисунок «Глобус»)

Напечатать на листе: Практическая работа (по центру)

Открыть Google

Найти ответы на вопросы:

Самое большое по площади озеро?

Самое соленое озеро?

Самое глубокое озеро?

Оформить текст:

Шрифт черного цвета.

Размер шрифта 14

Последний вопрос должен сопровождаться картинкой .

По окончанию работа должна выглядеть так:

t1641974077aa.png












t1641974077ab.gift1641974077ac.gif

ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Приложение 2

t1641974077ad.gif

1. Плавающие горы.

2. Самый большой по площади океан.

3. Скопление пресного льда на суши.

4. Или источник.

5. Воды, располагающиеся в верхней части земной коры.

6. Твёрдое состояние воды.

7. Одно из крупнейших морей планеты.

8. Самый маленький по площади океан.

9. Часть океана вдающаяся.

10. Газообразное состояние воды.

11. Водная оболочка Земли.



t1641974077ae.gift1641974077af.gif

1.Кроссворд «Вода на Земле»





t1641974077ag.gif

2. Решить ребусы:

2.1 Пять слов на «в»

2.2 Из предмета информатика











t1641974077ah.jpg

t1641974077ai.png



t1641974077aj.png









3. Отгадайте загадку.

Гость из космоса пришел, в воде приют себе нашел.


Приложение 3

Много ли мы знаем о воде?

Интересные факты для детей и взрослых


Вода — основа нашего организма и источник жизни на Земле. Из-за нее происходят войны, а ученые до сих пор исследуют свойства этой жидкости. Мы видим воду каждый день, но как много мы о ней знаем? Загадочная жидкость. Именно поэтому сегодняшняя подборка интересных фактов посвящена воде.

Факт.   Человек может прожить без воды не более 2-3 дней.

Факт.   Небольшое обезвоживание организма (около 2% веса - примерно 1,5 килограмма), приводит к неприятным симптомам: потеря сил, усталость.

Факт.   Причиной обезвоживания может быть не только физическая активность, но и переедание.

Факт.   Если организм человека потеряет более 10% воды, то это может привести к смерти.

Факт.   В среднем, по статистике, организм животных и растений содержит более 50% воды.

Факт.   Наш организм на 65-70% состоит из воды.

Факт.   Состав мантии Земли содержит в 10-12 раз больше воды, чем Мировой океан.

Факт.   Мировой океан покрывает примерно 71% поверхности планеты, при средней глубине - 4 км, и содержит 97,6% известных мировых запасов свободной воды.

Факт.   Если бы растаяли все ледники, то уровень воды на нашей планете поднялся бы на 64 м (примерно с 20-этажный дом) и, около 1/8 поверхности суши,  затопило бы водой.

Факт.   Вода - единственное в природе вещество, свободно встречающееся на Земле, плотность которого в твёрдом состоянии меньше, чем в жидком. Именно поэтому в воде не тонет лёд, а водоёмы, как правило, не промерзают до самого дна (хотя при экстремальных температурах это возможно).

Факт.   Морская вода замерзает при температуре  -1,91°C.

Факт.   Человек за один год потребляет коло 60 тонн воды только в процессе питания.

Факт.   Воды иногда  замерзает и при плюсовой температуре.

Факт.   Вода обладает наибольшей теплоемкостью в сравнении с существующими в природе жидкостями

Факт.   В природе можно выделить примерно 1330 видов воды. Их различают по происхождению (почвенная, дождевая, из свежего или долго лежащего снега и т.п.), по характеру растворенных в ней веществ и их количеству.

Факт.   Поверхностное натяжение воды из всех существующих в природе жидкостей уступает только ртути.

Факт.   Мы знаем о 3 различных состояниях воды (жидкое, газообразное и твердое). Вопреки этому мнению, ученые выделяют в жидкой форме воды 5 состояний и 14 состояний в твердом виде.

Факт.   Вода является универсальным растворителем.

Факт.   Примерно 520 тысяч кубических километров воды испаряется в течение года с поверхности Земли. Дождь и снег приносят на Землю примерно столько же воды. Если представить визуально, то получится куб со стороной около 80 километров. Если этот объём распределить равномерно по поверхности Земли, то получится слой толщиной около 1 метра.

Факт.   Горячая вода замерзает быстрее охлажденной воды.  Если взять две одинаковые ёмкости с водой, с горячей и холодной водой, и поместить их в морозильную камеру, то ёмкость с горячей водой замёрзнет быстрее холодной, хотя по логике вещей должно быть наоборот.

Факт.   Океан занимает 3/4 от всей поверхности Земли, при этом он является мощным смягчителем Земного климата, постоянно обогревая нижние атмосферные слои.

Факт.   Вода прозрачна лишь для видимых лучей и сильно поглощает инфракрасную радиацию.

Факт.   Около 80% поверхности Земли покрыто водой и всего лишь 1% этой воды подходит для питья.

Факт.   В разных частях Земли лёд имеет различную температуру. Самый холодный лёд находится в Антарктике (температура  льда -60 градусов). Температура льда в Гренландии всего – 28 градусов, а у Альпийского льда температура 0 градусов.

Факт.   Основную часть пресной воды содержат ледники.

Факт.   Вода в разных состояниях отражает свет по-своему. Например, снег отражает примерно 85% солнечных лучей, а вода только лишь 5%.

Факт.   Ткани организма человека с возрастом теряют воду. Из расчета обезжиренной массы тела. У грудных младенцев вода составляет 80.6% тела, у взрослых – 75.9%, у стариков – 65-70%.

Факт.   Синий цвет чистой океанской воды можно объяснить избирательным поглощением и рассеянием света в воде.

 Факт.   Загрязненные подземные воды очищаются в течение нескольких тысячелетий.

Факт.   Изотопных разновидностей воды известно свыше 135. Кроме "живой", "мертвой", существует "тяжелая", "скользкая", "сухая" и "резиновая" вода.

Факт.   Наука признает свыше 2000 структурированных форм воды.

Вода – это самое уникальное вещество на планете. Из нее на 75% состоит человеческий организм и на 70% - поверхность Земли. В этой статье собраны удивительные и  интересные факты о воде, о которых вы даже не слышали.

Факт. В 10 раз больше воды содержится в мантии Земли, чем на ее поверхности – в мировом океане.

Факт. Всего 3% общего количества воды на нашей планете – пресная вода. И треть ее запасов пригодна для употребления, остальная же часть находится в ледниках.

Факт. Знаете, какая площадь снежинок в одном грамме снега? 0,06 – 0,37 метра в квадрате. Факт.   Повышение употребления структурированной воды (от 65% до 85%) продлевает человеку жизнь примерно на 15-20 лет, стимулирует регенерацию тканей и всех функциональных процессов.

Факт. Средняя температура воды на поверхности мирового океана – 17.4 градусов. Кстати, в нижних слоях воздуха над ним – 14.4 градусов.

Факт. В одном кубическом сантиметре морской воды полтора грамма белка и большое количество других веществ. Поэтому, как утверждают ученые, питательность Атлантического океана равняется двадцати тысячам мировым годовым урожаям.

Необычная вода в разных частях света

1. Самая чистая вода — в Финляндии (по данным ЮНЕСКО)

2. В Азербайджане есть «горючая» вода. Она содержит много метана и загорается, и ее можно буквально поджечь спичкой.

3. В Алжире есть озеро с «чернилами» вместо воды. Водой из этого озера можно писать.

4. В Антарктиде есть озеро с соленостью в 11 раз большей, чем у морской воды. Она не замерзает даже при -50 градусах Цельсия.


Вода и человек

1. Ресурсы Мирового океана могут прокормить 290 миллиардов человек.

2. Человек только в процессе питания за год потребляет примерно 60 тонн воды.

3. Без еды человек может прожить примерно 6 недель, без воды – 5-7 суток

4. Ежедневное употребление чистой, структурированной воды продляет жизнь на 15 – 20 лет

5. 85% всех заболеваний передается с водой. Каждый год от этих болезней умирает 25 млн.человек, что примерно равно населению Канады.

6. На очищение загрязненных подземных вод у природы уходит нескольких тысячелетий.

7. Около 70% территории Земли покрыты водой, но питьевой воды — только 1%.

8. Примерно миллиард людей не имеет доступа к чистой воде.

9. За последних 50 лет в мире началась 21 война из-за доступа к воде. Всего конфликтов из-за воды было 507.

10. Среднестатистической африканской семье требуется около 23 литра воды в день, американская — около 946. В средневековье людям хватало 5 литров.

11. Вода в Найроби (столица Кении) стоит в 10 раз дороже, чем в Нью-Йорке.

12. Если в квартире течет кран, то самая узкая, даже с нитку, струйка приводит к ежедневной потере 840 литров воды.

13. Человек чувствует себя счастливее рядом с рекой, морем, озером или фонтаном. Водная среда помогает нашему мозгу восстановиться после стресса и длительных умственных нагрузок.

Удивительные свойства воды

1. Плотность воды в жидком состоянии больше, чем в твёрдом. Именно поэтому лед в воде не тонет.

2. Горячая вода замерзает в лед быстрее, чем холодная, вопреки здравой логике. Эксперимент удается не всегда, т.к. для него нужны определенные условия… Но ученые все равно не могут объяснить как так может быть.

3. У воды больше 3 агрегатных состояния. Одних состояний воды в жидком виде ученые различают 5 штук, а в твердом все 14.

4. Вода в разных состояниях по–разному отражает свет. Снег отражает 75% солнечных лучей, вода — 5%, океанический лед — всего 2%.

5. Температура льда в разных частях света отличается. Самый холодный лед в Антарктиде, его температура равна -60 градусам, а самый теплый лед находится в Альпах с температурой 0 градусов.

6. На сегодняшний день известно 135 разновидностей воды. Среди них не только сказочные живая и мертвая вода, но и скользкая, стеклянная и даже резиновая.

7. У воды самая высокая теплота испарения среди жидкостей.

8. Вода способна запоминать информацию. Иными словами, на ней можно оставить след. Например, такой след остается после разворота лодки — вода «запоминает» U-образный след и хранит его до 5 суток.

t1641974077ak.png

t1641974077al.gif

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

СЛАЙД 1

t1641974077am.png

СЛАЙД 2

t1641974077an.png

СЛАЙД 3

t1641974077ao.png

СЛАЙД 4

t1641974077ap.png

СЛАЙД 5

t1641974077aq.png

СЛАЙД 6

t1641974077ar.png

СЛАЙД 7

t1641974077as.png

СЛАЙД 8

t1641974077at.png

СЛАЙД 9

t1641974077au.png

СЛАЙД 10

t1641974077av.png

СЛАЙД 11

t1641974077aw.png

СЛАЙД 12

t1641974077ax.png

СЛАЙД 13

t1641974077ay.png

СЛАЙД 14

t1641974077az.png

СЛАЙД 15

t1641974077ba.png

СЛАЙД 16

t1641974077bb.png

СЛАЙД 17

t1641974077bc.png

СЛАЙД 18

t1641974077bd.png

СЛАЙД 19

t1641974077be.png

СЛАЙД 20

t1641974077bf.png

СЛАЙД 21

t1641974077bg.png

СЛАЙД 22


24


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.