Интегрированный урок по изобразительному искусству «Дыхание весны» (4 класс)

3
0
Материал опубликован 3 July 2017 в группе

МАОУ СОШ № 1 им Н.А. Некрасова, г. Чудово , Новгородская область.

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки

на тему «Дыхание весны» 4 класс

Составила учитель ИЗО Гузаева Н.М.

г. Чудово 2016г.

Цель: создать художественный образ весны через общее и особенное в музыке и ИЗО.

Идея: образ весны через пафосное восприятие природы.

Задачи:

- формировать единство и особенности анализа средств выражения в музыке и ИЗО при создании образа весны(регистр, форма, интонация.колорит).

-развивать чувственную и эмоциональную сферу личности ребенка через пафосное восприятие природы.

-воспитывать чуткое отношение к природы.

Материал для учителя: мультимедийный проектор, ПК, репродукции картин И.И. Левитана « Март» . « Весна-большая вода», В.К. Бялынинского – Бируля «Калужница зацвела», А.А.Мухина « Последний снег».

Музыкальные произведения: П.И. Чайковский «Подснежник». С.В. Рахманинов « Весенние воды», А. Вивальди «Весна»,Э. Григ «Весна».

Материалы для учащихся: альбомные листы, гуашь, кисти, баночки для воды, тряпочки.

Ход урока.

Нина Михайловна ( далее М.Н.): Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите,дети, сколько у нас много гостей. На уроке мы будем слушать музыку. И изображать ее художественными средствами на листах бумаги.

Ирина Борисовна (далее И.Б.): Многие композиторы, писатели и поэты посвятили свои произведения временам года. Но сегодня мы будем говорить, слушать музыку, любоваться картинами о самом прекрасном времени – весне. Ведь сейчас на дворе весна и самое время поговорить о ней. Ребята.как вы думаете.как будет нахываться тема нашего урока? Ученики формулируют тему урока, учитель оказывает помощь, если это необходимо. Тема нашего урока «Дыхание весны». Как вы знаете, и год и сутки делятся на четыре периода. Если сравнивать ,то какому периоду суток соответствует весна?

Ответы:

Стихи читает Пономарева Виолетта.

Весело аукнула из лесу весна,

Ей медведь откликнулся, проурчав со сна.

Поскакали зайки к ней,

Прилетел к ней грач;


 

Покатился ежик в след,

Как колючий мяч.

Гордо приосанился посветлевший бор.

На ветвях коричневых грянул птичий хор.(Утро).

И.Б. А сейчас мы все прослушаем музыкальное произведение и, когда вы будете его слушать, попытайтесь в своем воображении представить картину, которую композитор нам нарисовал музыкальными красками.

Звучит «Подснежник» П.И. Чайковского.

И.Б. Я специально не сказала вам название этого произведения, т. к. оно является подсказкой. Я хочу, чтобы вы сами догадались, слушая эту прекрасную музыку,какую весну изобразил композитор в этом произведении..Дробница Егор знает стихотворение «Подснежник», которое по его мнению соответствует этой музыки.

Выглянул подснежник в полутьме весной,

Маленький разведчик, посланный весной,

Пусть еще над лесом властвуют снега,

Пусть лежат под снегом сонные луга,

Пусть на спящей речке неподвижен лед,

Раз пришел разведчик и весна придет!

И.Б. Это прекрасное стихотворение, оно действительно соответствует музыке. А кто мне может сказать , сколько частей в этом произведении? Каков характер этих частей, какая здесь весна? (ответы детей).

И.Б. Да я согласна с вами. В первых и третьих частях музыка светлая и нежная, даже немного трогательная. В средней части музыка возбужденная, взволнованная. Таким построением композитор дает нам понять, что могут в жизни быть какие-то невзгоды, но они пройдут, и снова будет светло и ясно. А написал эту музыкальную пьесу, великий русский композитор П. И. Чайковский, называется она «Подснежник». Это одна из 12 пьес, которые составили цикл « Времена года».

Н.М. Ребята, посмотрите, сколько у нас картин выдающихся художников. Какая из них подходит к этому музыкальному произведению?


 


 


 

Ответы : ( рассматривают картину И.И. Левитана «Март»).

Н.М. А есть ли еще какая-нибудь картина, которая соответствует такому же настроению?

Ответы:(рассматривают картину В.К. Бялыницкого-Бируля «Калужница зацвела»).


 


 

Н.М. Молодцы ребята, у вас на столе разноцветные карточки, чтобы нарисовать такую весну, какие бы вы взяли краски? (дети показывают карточки).

И.Б. А сейчас прозвучит еще одно произведение о весне. Вслушайтесь внимательней, такое же настроение в этой музыке, как в предыдущей, или другое?

Звучит романс «Весенние воды» С.В.Рахманинова.

И.Б. Какая весна в этом произведении , какое настроение?

Ответы детей.

И.Б. Какими музыкальными средствами воспользовался композитор, чтобы придать музыки такую стремительность и бурление?

Ответы детей.

И.Б. Вы молодцы, очень хорошо все услышали. Называется это произведение «Весенние воды» С.В.Рахманинова. Именно поэтому композитор изобразил такую стремительность и бурление и звучит оно как гимн возрождающейся жизни.

Н.М. А есть ли такая весна в нашей экспозиции?

Ответы:( рассматривают картину И.И. Левитана «Весна - большая вода»).

Н.М. А еще какая картина?

Ответы:( рассматривают картину А.А.Мухина « Последний снег»).

Н.М. Молодцы ребята, а если бы вы были художниками, какие бы взяли цвета и оттенки красок, чтобы нарисовать такую быструю, неожиданную, бурлящую весну (дети показывают карточки).

И.Б. Мы с вами познакомились с произведениями, которые рисуют отдельные эпизоды весны: цветение первоцветов, бегущие ручьи, половодье. А вот произведение, которое взяло в себя всю прелесть, всю переменчивость весны, возрождение всего живого в это время года, так и называется «Весна»,написал это произведение итальянский композитор Антонио Вивальди. Вслушайтесь и, может быть, вы, услышите еще что-то, чего не было в первых двух произведениях.

Звучит А.Вивальди «Весна».

И.Б. Какую весну изобразил композитор здесь? Что можно нарисовать в своем воображении?

Ответы детей.

Звучит Э.Григ «Весна».

Н.М. Ребята, сейчас вы будете художниками. Вы прослушали музыкальные произведения великих композиторов, рассмотрели картины художников. Какая весна понравилась вам, такую вы сейчас и нарисуете. Пользуйтесь разными худ. средствами, разными цветами и оттенками. Прежде чем начать проведем Физкультминутку.

А сейчас возьмите подготовленные листочки и начинайте рисовать. Обратите внимания на технические навыки, правильность пользования кистью, расположение предметов на рисунке, ближние и дальние планы.

Самостоятельная работа учащихся. В ходе самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь детям, которые испытывают затруднения.

Итоги. Анализ: Тихая, спокойная весна; быстрая и бурлящая.Оценки. Выставка работ.

И.Б. Помогла ли вам музыка в изображении весны?

Н.М. Чему новому научились на уроке? Что получилось? Что не получилось? Почему?

(ответы детей).

Н.М. Вот и подошел к концу наш урок. Музыка создала нам настроение и всколыхнула наши чувства, помогла нам раскрыть художественный образ весны. Чтобы всегда была весна, красота, цветущие деревья, цветы, птицы, что нужно для этого делать?

(ответы детей)

Н.М. Правильно, если мы будем беречь и охранять природу. Видеть ее красоту, то в нашей душе будет цвести всегда весна и мы будем ощущать ее дыхание!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации