Интегрированный урок по литературному чтению + изобразительное искусство 3 класс УМК «Школа России»
Интегрированный урок по творчеству Некрасова 3 класс
PPTX / 10.04 Мб
/data/files/a1657275557.pptx (Интегрированный урок по творчеству Некрасова 3 класс)Интегрированный урок
по литературному чтению + изобразительное искусство
3 класс УМК «Школа России»
Слайд 1
Одно из новых направлений совершенствования обучения в начальной школе – организация и проведение интегрированных уроков.
Проведение интегрированных уроков способствует повышению роста профессионального мастерства учителя, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода к обучению.
Интегрированный урок отличается от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в нем выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах.
Цель: – познакомить учащихся с творчеством Н.А. Некрасова на примере отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» - «Мороз –воевода», обучать правильному чтению стихов используя иллюстрации нарисованные детьми на уроке ИЗО.
Задачи:
- развивать устную речь, глубокое понимание лексического значения слова, его эстетической сущности; систематизировать знания;
– формировать познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
– формировать целостность научной картины мира, рассмотрение предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
– способствовать развитию изобразительных умений и навыков; творческому подходу к выполнению учебного задания;
Оборудование: презентация к уроку; учебник «Литературное чтение»3 класс, 1 часть УМК «Школа России»; карточки для характеристики Мороза – воеводы.
Предварительная работа: на уроке изобразительного искусства ребята, предварительно разделившись на команды, самостоятельно выбрали отрывки и нарисовали иллюстрации к стихотворению Н.А. Некрасова «Мороз- воевода»»
Ход урока
1.Орг. момент. Психологическая установка на уроке.
Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
И, пожалуйста, садитесь!
Слайд 2 с рисунками детей!
Ребята, давайте вспомним чем мы занимались вчера на уроке рисования? (ответы детей). Молодцы, правильно, мы рисовали иллюстрации к стихотворению Николая Алексеевича Некрасова « Мороз – воевода».
- Вам понравилось?
- Какие эмоции вы испытывали при рисовании?
- Какие цвета вы использовали для передачи «настроения» строк стихотворения? Почему?
2. Подготовка к восприятию.
Слайд 3
– Отгадайте загадку:
Он вошёл – никто не видел, он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес.(Мороз)
– Какой бывает мороз? (Слабый, сильный, трескучий)
Слайд 4
– Зима. Снег покрыл поля, луга. О зиме говорят: снежная, суровая, холодная. Но говорят и по-другому: зимушка-зима. По календарю зима приходит в декабре, но русская зима приходит раньше и длится дольше, чем по календарю. На Руси декабрь называли «студень», так как становилось морозно, студёно.
– Вспомните, как называли зиму поэты.
2. Определение темы и целей урока.
Слайд 5
- Сегодня на уроке мы будем изучать творчество великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. Он родился 10 декабря (по старому стилю — 28 ноября) 1821 года в небольшом городке Немиров Винницкого уезда Подольской губернии.
Раннее детство Николая прошло в родовом имении отца — селе Грешнево Ярославской губернии, куда семья перебралась после отставки отца из армии. Вся семья жила в барской усадьбе, в большом и просторном доме. Недалеко стояли маленькие избы крестьян. Отец Некрасова запрещал ему бывать в этих избах: он считал, что нехорошо сыну дворянина водиться с детьми бедных. Но мальчик тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских ребят. Он вместе с ребятами ходил в лес и собирал лесную малину, чернику, грибы, купался с ребятами в речке, а когда наступала зима, уходил с друзьями на Волгу – кататься с крутых берегов на санках. Так с самого раннего детства Некрасову стала близка и мила жизнь простого народа.
Особенно близкие отношения сложились у мальчика с матерью: она была для него лучшим другом и первым учителем, привила ему любовь к русскому языку и литературному слову
Николай Алексеевич Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов, лесов, русские морозы и снега. Стихи Некрасова написаны прекрасным, певучим, богатым и в то же время очень простым языком. Он чувствовал крестьянскую речь, она звучала в его стихах так просто, естественно и так хорошо. Николай Некрасов известен современным читателям как «самый крестьянский» поэт России: именно он одним из первых исследовал духовный мир русского крестьянства жителей сёл и деревень России.
Многие поэты воспевали в своих стихах красоту природы.
Среди них был и Николай Алексеевич Некрасов .
- Про него говорили современники. «Это человек мягкий, добрый, независимый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой, не заботившийся о завтрашнем дне, когда сегодня надо помочь другому.
- Посмотрите на портрет этого человека. Что можете сказать о нём?
Слайд 6
- Сегодня мы познакомимся с одним из его произведений, вы догадались о чём пойдет речь? (ответы детей- «Мороз - воевода»)
- Скажите пожалуйста, можно ли по названию стихотворения сказать о ком пойдёт речь? (Да, речь пойдёт о морозе)
- Вспомните, какие сказки о морозе мы читали? («Два Мороза», «Морозко».)
- Каким был мороз в сказке «Морозко»? (добрый, справедливый, мог наградить или наказать)
- А по названию стихотворения Некрасова можно ли определить, каким будет Мороз? (нет)
- Хотелось ли вам узнать каким будет Мороз в этом стихотворении и удалось ли вам в рисунках правильно изобразить его характер? (да )
- Какую цель поставим для работы на уроке?
- Цели:
1) Выясним, каким изобразил Мороза в своём стихотворении Н.А. Некрасов.
2) Будем учиться читать выразительно это произведение.
Но прежде чем приступить к чтению, давайте проведем речевую разминку.
3. Речевая разминка.
Слайд 7
1) Расшифруйте анаграммы.
ЗОМОР (МОРОЗ) ВАГЬЮ (ВЬЮГА) ТЕМЕЬЛ (МЕТЕЛЬ)
Слайд 8
2) Скороговорка.
Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы.
Сад в снегу и я в снегу,
А по снегу я бегу.
- Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово чётко.
- Прочитаем шёпотом, затем громче.
- Прочитайте с вопросительной интонацией.
- Прочитайте с ускорением, затем с замедлением.
- И наконец, скороговоркой.
4. Работа по теме урока.
1) Целевая установка. Первичное восприятие.
- Прочитайте стихотворение на странице 169 учебника и соотнесите отрывки, с вашими рисунками под номерами, которые мы разместили на доске. Номера запишите на листочках.
После выполнения задания проводится проверка
Слайд 9
Мороз-воевода
…Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Слайд 10
Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Слайд 11
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
Слайд 12
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Слайд 13
Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Слайд 14
Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет:
«…Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны —
Построю дворцы изо льда.
Слайд 15
Задумаю — реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Слайд 16
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Слайд 17
Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли —
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.
Слайд 18
Богат я, казны не считаю,
А все не скудеет добро
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…»
Слайд 19
Проверь себя: Если у тебя получилось вот так:
1, 5, 3, 10, 2, 6, 4, 11, 8, 7, 9 – ты молодец!
2) Проверка восприятия.
- Понравилось стихотворение? Какое же настроение вы почувствовали?
(Бодрое,сердитое,задумчивое,весёлое,радостное,волшебное,сказочное.)
- Портрет реального героя изобразил Некрасов или сказочного? (сказочного)
- Почему вы так думаете? (Потому что, реальный человек не может шагать
по деревьям, перешагивать через реки.)
- Какие непонятные (трудные) слова встретились в тесте?
Слайд 20
3) Словарная работа.
Воевода – так называли начальника войск в давние времена на Руси.
Дозором обходит – сторожит
Казна – богатство
Косматая (борода) – растрёпанная
Не скудеет – не беднеет
Гнёт – тяжесть
Бор – сосновый лес
Палица – дубина с утолщенным концом, оружие русских богатырей.
Обозы – вереница гружёных повозок.
Алмазы, жемчуг – драгоценности белого переливающегося цвета.
Владенья – своя собственность.
Слайд 21
5. Физкультминутка.
- Мороз, вместе со своим войском прошёл через лес и очутился у нас в классе. Чтобы не замёрзнуть, проведём физкультминутку.
На дворе у нас мороз
Чтобы носик не замёрз
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать
Руки вверх, руки вниз
На носочках подтянись,
Руки ставим на бочок
На носочках
Топ, топ, топ
А затем поприседаем
Никогда не замерзаем.
- Ну вот и согрелись, садитесь.
Слайд 22
4). Выразительное чтение.
- Мы продолжаем работу с текстом произведения стр. 169.
- На какие две части можно разделить это стихотворение? (На две части.)
- Где будет заканчиваться 1-я часть, как её назовём?
1 часть – «Обход владений Морозом»
2 часть – «Песня Мороза»
- А теперь прочитаем весь отрывок выразительно, соблюдая правила
выразительного чтения.
- Каким показывает мороза в своём стихотворении Некрасов?
У вас на столах лежат карточки. Поставьте галочки рядом с подходящим на твой взгляд, для него чертами характера.
Волевой умелый
сильный хвастливый
суровый тихий
трусливый могущественный слабохарактерный заботливый.
волшебник гордый
могучий всесильный
Слайд 23
5) Составление синквейна. Работа в группах.
- У вас, наверное, уже сложился определённый образ этого героя. Напишите синквейн в группах на тему «Мороз – воевода». (проверка)
6. Итог и рефлексия учебной деятельности.
- Произведение, какого поэта мы читали на уроке?
- Только ли о морозе говориться в этом стихотворении? О чём ещё? (о природе)
- Интереснее было читать стихотворение с вашими иллюстрациями?
- Покажите ваше настроение – улыбнитесь, кому понравилось!
Я очень рада. спасибо за урок.
Слайд 24
7. Домашнее задание.
Домашнее задание можете выбрать сами по желанию.
- Выучить наизусть песню Мороза.
- Выполнить рисунок Мороза – воеводы (для тех, кто не рисовал!)
- Найти пословицы и поговорки о зиме.
Слайд 25
Спасибо за урок!
Литература.
Сухаревская Е.Ю. Интегрированное обучение в начальной школе: Ростов на /Д: Феникс 2003 г. 1 серия “Учение с увлечением;
Колягин Ю.М. Интеграция школьного обучения // Начальная школа-1990. – № 90.