Интегрированный урок по математике и информатике в 5 класе на тему «Геометрия вокруг нас»
Клюева Татьяна Геннадьевна, учитель математики
Цель урока: сформировать у учащихся начальное представление о геометрических фигурах, способах представления информации в графическом редакторе OpenOffise.org Draw.
Задачи:
обучающие: закрепление навыков и представлений о геометрических фигурах, изучение свойств геометрических фигур: пространственных и на плоскости;
развивающие: развитие познавательных интересов, самоконтроля, навыков работы на компьютере; развитие представлений о единой картине мира;
воспитательные: воспитание интереса к учебным дисциплинам математика и информатика, воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: индивидуальная работа на компьютере, фронтальная работа с электронными образовательными ресурсами, работа в тетрадях. Представление результатов творческой деятельности.
Необходимое техническое оборудование интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютеры.
Межпредметные связи: математика, информатика, русский язык, изобразительное искусство.
Ход урока
1. Организационный момент. Учитель математики.
Сегодня у нас с вами необычный урок, мы будем применять знания, которые вы получили на уроках математики и информатики. Математический язык – это не только язык чисел, букв и символов. Это еще и язык рисунков и чертежей.
2. Актуализация знаний
2.1. Филворд «Ах, эти фигуры»
На интерактивной доске найти слова, связанные с названиями знакомых фигур, вычеркнуть их (можно использовать памятку). Из выделенных букв составить слово, определяющее тему урока (Слово: геометрия).
Слово «геометрия» - греческого происхождения, и в буквальном переводе означает «измерение земли». Первые сведения о геометрических фигурах люди получили при разметке земли под участки строительство или занятие земледелием.
Существует особый математический язык – язык изображения геометрических фигур. При изображении геометрических фигур соблюдаются некоторые правила. Чтобы «читать» геометрические рисунки, надо знать эти правила. Так, чтобы знать, о какой фигуре идет речь, условились давать им «имена», буквенные обозначения.
2.2. Устная работа.
Определить, какие фигуры изображены на рисунке и назвать их элементы.
2.3. Тест.
Проверка знаний фигур и их свойств на плоскости и в пространстве.
3. Физкультминутка.
Проводится с элементами устного счета. Используются задачи устного характера на знание основных формул по математике: площади, периметра прямоугольника, квадрата.
4. Практическая работа на компьютере. Учитель информатики.
Творческое задание «Геометрическая фантазия». Придумать и нарисовать с помощью графического редактора OpenOffise.org Draw фантастический персонаж, состоящий из набора геометрических фигур, рассмотренных на уроке. Путь к программе:
Пуск – программы - OpenOffise.org - OpenOffise.org Draw
5. Математический диктант. Учитель математики.
Задания диктанта на интерактивной доске, ответы записываются в тетрадях. Проверка осуществляется путем взаимоконтроля.
Итоги диктанта согласно критериям оценок:
«5» - 16-17 правильных ответов «4» - 13-15 правильных ответов
«3» - 10-12 правильных ответов
6. Итоги урока.
Выставление оценок учащимся по информатике и математике с учетом устных ответов, тестовых заданий, практической работы на компьютере, математического диктанта.
7. Рефлексия.
Ответы на поставленные вопросы. Отношение к уроку в виде смайла настроения в тетрадях по вопросам:
-урок очень понравился, все получилось, нет вопросов;
-урок понравился, но есть некоторые непонятные места, вопросы;
-урок был не очень интересен, сложный, много вопросов;
-урок неинтересный, обычный.
8. Домашнее задание.
Практическое задание «Геометрия в быту».
Найти размеры и вычислить периметр, площадь самой большой
комнаты в квартире (доме). Сделать чертеж (рисунок) комнаты.
Лингвистическое задание «Составь слова».
Из слова «геометрия» составить как можно больше новых слов. Форма
слова: именительный падеж, единственное число.
Творческое задание «Рассказ о моем герое».
Придумать и написать рассказ о нарисованном на уроке фантастическом персонаже (герое).
Используемые ресурсы
Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/Н.Я.Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2007.
Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений/Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев. - М.: Просвещение, 2007.
2. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни/Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев. - М.: Просвещение, 2007.
Информатика и ИКТ. 5 класс. Босова Л.Л. – М.: БИНОМ, 2009.
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
http://school-collection.edu.ru/
Поисковая система Яндекс для поиска рисунков
Немчанинова Ю.П. Создание и редактирование графических элементов и блок-схем в среде OpenOffise.org
Методические комментарии
1.Целесообразность использования ПСПО при реализации данной темы урока выбрана не случайно. Она обусловлена тем, что в графическом редакторе OpenOffise.org Draw имеется необходимый набор геометрических фигур, которые удобно трансформировать и преобразовывать согласно поставленным учебным задачам урока.
2. При составлении плана-конспекта урока широко использовались межпредметные связи с дисциплинами:
русский язык (филворд, домашнее задание);
математика (тест, диктант, домашняя работа);
информатика (практическая работа);
изобразительное искусство (практическая работа, домашнее задание).
3.Возможность практического применения представленной модели урока широка: от базового уровня в 5 классе до профильного уровня, в т.ч. в начальной школе независимо от используемых учебных программ и программного обеспечения.
4.Необходимым элементом данной модели урока является сотрудничество педагогов и учащихся, их сотворчество, творческий подход в реализации урока.
5. Данная модель урока понятна, лаконична, доступна в реализации педагогам любого уровня подготовки и квалификации.
6.Дизайн работы разработан в строгой, лаконичной форме, что позволяет его трансформировать по своему усмотрению: добавлять картинки, рисунки учащихся и т.д.
7. Технические требования к реализации данной модели урока.
Компьютерный класс, интерактивная доска, наличие доступа к Интернету.
8.Соблюдение авторских прав третьих лиц отмечено в списке используемых ресурсов.