Методическая разработка урока информатики в 5 классе «Информация вокруг нас»
Методическая разработка урока информатики, 5 класса, «Древний коми охотничий календарь». Панченко Н.В.
Методическая разработка урока информатики
5 класс
«Древний коми охотничий календарь»
Автор: Панченко Надежда Викторовна, учитель информатики МОУ «Лопъювадская ООШ»
Организационная информация |
||
Разработчик-урок (занятие) |
Панченко Н.В. |
|
Предмет |
Информатика |
|
Класс, профиль класса/группа, количество человек |
5 класс, основная общеобразовательная школа |
|
Продолжительность урока (занятия) |
45 минут |
|
Методическая информация |
||
Тема урока /занятия |
Древний коми охотничий календарь |
|
Автор учебника, по которому ведётся обучение |
Л.Л.Босова |
|
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) |
9 урок в теме «Информация вокруг нас». Тип урока: урок применения знаний и умений Урок с применением АМО (активных методов обучения). На предыдущем уроке была изучена тема кодирование, декодирование и метод координат |
|
Цели урока/ занятия |
научить самостоятельно и творчески применять полученные знания, навыки и умения по теме кодирование, декодирование и метод координат; изучить Древний коми охотничий календарь. |
|
Задачи урока/занятия |
усилить связь теории с практикой; формировать у учащихся трудолюбие, самостоятельность и творческую активность в решении поставленных задач; формировать у учащихся любовь к истории родной земли; формировать УУД. |
|
Планируемые результаты |
Формирование УУД, формирование ключевых компетенций |
|
Используемые АМО (активные методы обучения) |
«Закодируй приветствие соседу», «Тема в картинках», «Тучу», «Охотничьи избушки» (Автобусные остановки), «Собери календарь», «Меткий стрелок», |
Фаза урока (занятия) |
Этап |
Цели фазы и этапа |
Время, продолжительность этапа |
Название метода |
Подробное описание АМО по установленной схеме: |
Инструкции учителя обучающимся |
Действия обучающихся |
УУД, которые формируются на уроке: |
Ключевые компетентности, которые формируются на данном этапе уроке |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» |
Приветствие |
Настрой на работу |
5 мин |
Закодируй приветствие соседу. |
Цели и задачи метода: Настрой на рабочий , позитивный лад. Повторение пройденного на предыдущем уроке. Необходимые материалы: ручка, шифр Цезаря, лист в котором будет писаться послание. Технология проведения: Учащимся предлагается закодировать одно слово пожелание соседу на предстоящий урок с помощью шифра Цезаря.(2 мин) Сконструировать из листа с закодированным посланием конверт, комок, самолетик и т. д. И послать соседу по ряду. «Получатель» в свою декодирует сообщение.(2 мин) Примечание (альтернативный вариант) : Если возникнут трудности с кодированием с помощью шифра Цезаря предложите обучающемуся более легкий вариант «Пронумерованный русский алфавит». Но при передачи сообщения в нем необходимо указать с помощью какого способа оно закодировано. |
- Приложение 1 (слайд 1) Добрый день, дорогие ребята. Я рада видеть вас на нашем очередном уроке и надеюсь на тесное и плодотворное сотрудничество. Ребята, давайте вспомним тему прошлого урока. Приложение 1 (Слайд 2) Замечательно, а теперь обратите внимание на материал, который у вас на столах. Вам необходимо закодировать пожелание соседу по ряду, одним словом, с помощью шифра Цезаря. Затем, вы красиво и оригинально сворачиваете сообщение и передаете адресату (можно подписать). В свою очередь адресат декодирует сообщение. - Ребята, кто-нибудь хочет прочесть пожелания? |
Учащиеся сообщают тему прошлого урока «В мире кодов» Выполняют задание. Желающие сообщают о своих полученных пожеланиях. |
Познавательные: Общеучебные (выбор способа решения задач, решение проблемы) логические (обобщение, опознание объектов, анализ, синтез) Действие со знаково-символными средствами Коммуникативные (взаимодействие) Личностные (нравственно-этическая ориентация) |
Коммуникативная Информационная |
Вхождение в тему урока. |
Определение темы урока. |
4 мин |
Тема в картинках. |
Цели и задачи метода: Определить тему урока . Необходимые материалы: Мультимедийная презентация (Приложение 1) Технология проведения: Перед учащимися ряд картинок. Детям необходимо догадаться о теме урока и озвучить её. Примечание : Если учащиеся не смогут сразу догадаться надо натолкнут их на правильный ход мыслей с помощью вопросов, предположений. Необходимо связать способ определение темы урока с предыдущей темой (В мире кодов) |
-А теперь посмотрите на экран. Приложение 1 (Слайд 3) Я предлагаю вам определить тему нашего урока. Ваши варианты? Древний Коми Охотничий Календарь |
- Предлагают тему урока. Древний коми охотничий календарь. |
Регулятивные (Прогнозирование, коррекция) - Познавательные общеучебные (смысловое чтение, решение проблемы, действие со знаково-символьными средствами) Логические (опознание объекта, анализ, синтез, подведение под понятие, установление анологий)
|
Информационная
Учебно-познавательная |
|
Определение ожиданий и опасений учащихся. |
Постановка цели урока. Определение опасений учащихся. |
3 мин |
Тучу (меховая сумка) |
Цели и задачи метода: Определить цели урока, выявить опасения учащихся к работе на уроке. Необходимые материалы :- - Коми сумка - Бланки Тучу (Приложение 2) - ручки синего цвета Технология проведения: Предложить учащимся записать свои цели (ожидания) от урока в столбец и свои опасения в соседний столбик Сложить бланк пополам, подписать его и поместить в сумку. Желающие могут озвучить свои записи. Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода): Если нет желающих выступить, то не надо принуждать детей. Анализ своих целей и опасений они выполнят в конце урока. |
-Скажите, пожалуйста, как называется процесс которым вы сейчас занимались? - Как вы думаете какие умения и навыки на сегодняшнем уроке нам предстоит совершенствовать? - А что бы вы хотели узнать на уроке еще? - (Слайд 8) Посмотрите, у меня есть меховая сумка северных коми-зырян. Она называется тучу. А перед вами лежат бланки на которых я вам предлагаю написать в столбике со знаком + , что вы ожидаете от урока, а в столбик со знаком ! Свои опасения. Сложите листочек и напишите на нем свое имя и положите листочек в тучу. Если есть желающие вы можете озвучить свою работу. |
- Декодирование. - Кодирование. Декодирование. Определение координат. Учащиеся высказывают свои желания. (например: Что такое древний охотничий календарь, зачем он нужен, как выглядит и т. д.) Учащиеся выполняют задание. |
Личностные (самоопределение, смыслообразование) Регулятивные (Целепологание, планирование, прогнозирование, саморегуляция) Познавательные общеучебные (выделение познавательной цели, структурирование знаний) |
Социальная |
|
Фаза 2 «Работа над темой» |
Проработка содержания темы |
Применение умений и навыков по теме кодирование, декодирование, метод координат |
13 мин |
«Охотничьи избушки» |
Цели и задачи метода: самостоятельно и творчески применять полученные знания, навыки и умения по теме кодирование, декодирование и метод координат; Необходимые материалы: - мультимедийная презентация (Приложение 1 ) - Макет древнего коми охотничьего календаря без животных (Приложение 3 формат А1) - Карточки с заданиями в форме животных с древнего коми охотничьего календаря (9 шт). С закодированным названием животного на русском и коми языках и с закодированной датой. (Приложение 4). - коми алфавит 3 шт (Приложение 5) - русский алфавит 3 шт (Приложение 6) -Таблица с цифрами и координатами 3 шт (Приложение 7) - Шифр Цезаря 3 шт (Приложение 8) -Маховая азбука 3 шт (приложение 10) -Флажковая азбука 3 шт (Приложение 11) -Азбука Морзе 3 шт (Приложение 12) -Смайликовая азбука 3 шт (Приложение 13) Азбука Брайля 3 шт (Приложение 14) - Маршрутный лист 3 шт (Приложение 9) - Листы для черновиков. -ручки . Предварительная подготовка: - Оформить 3 зоны класса в виде охотничьей избушки с названиями в которых размещены приложения 5,-14. А приложение 4 не сильно спрятаны в «избушке» по 3 шт. - Разделить класс на 3 группы Технология проведения: Каждой группе дается маршрутный лист с очередностью посещения избушек. Учащиеся попадаю в избушку ищут 1 элемент календаря и декодируют его. Забирают элемент и декодированную информацию с собой. Так каждая группа должна собрать информацию о 3 элементах календаря. Итого 9 элементов. |
- (слайд 9) Ребята, у нас на доске находиться Древний коми охотничий календарь, но он не полный. И вам предстоит его восстановить. Сейчас вы соберетесь в группы как записано на экране и отправитесь на поиски в охотничьи избушки, согласно вашим путевым листам. Каждой поход в избушку вам необходимо найти 1 элемент и декодировать всю информацию которую вы на нем обнаружите. Будьте внимательны. Забирайте артефакт с собой и всю полученную информацию о нем внесите в маршрутный лист. Время нахождения в избушке ограничено и составляет 3 минуты. |
Учащиеся выполняют задания. |
Регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, саморегуляция) Познавательные общеучебные (поиск информации, выбор способа решения задач, контроль процесса, структурирование знаний) логические сравнивание. Опознание объекта, обобщение, анализ, синтез. Вывод следствий, установление аналогий) Действия со знаково – символьными средствами. Коммуникативные (умение выражать свои мысли, управление поведением партнёра, планирование сотрудничества, разрешение конфликтов) |
Информационная Учебно-познавательная Коммуникативная |
Примечание : Варианты проведения. Может случится так, что одна группа быстрее пройдет одно из заданий и не сможет попасть в нужную избушку: В таком случае можно сделать пенек рядом с избушкой, на котором группа может продолжить работу или заранее определить время нахождения группы в каждой избушке. (это будет стимулировать детей к правильному распределению ролей в группе и правильному планированию своих действий). |
|||||||||
Проработка содержания исторической темы |
Узнать о древнем коми охотничьем календаре |
10 минут |
Собери календарь |
Цели и задачи метода: изучить Древний коми охотничий календарь Необходимые материалы: - Макет календаря ( Приложение 3) - Информационные листы с информацией о календаре (Приложение 15) - магниты Технология проведения: Учащиеся изучают полученную информацию. И крепят фигурку на макете календаря, так как они считают нужным. После чего каждая группа комментирует свои действия (называют животное на русском языке и на коми, дата начала периода и дата окончание периода) Примечание: В данной фазе происходит самопроверка решений заданий. |
- (слайд 10) Ребята, вы сейчас собрали информацию. Скажите, пожалуйста, достаточно ли этой информации вам для того, чтобы собрать календарь? Я предлагаю вам ознакомится с информацией о календаре и после ее прочтения вы закрепите фигурки там где считаете нужным, но после выполненного действия вам надо прокомментировать его. Что значит ваш артефакт? Что за дата на нем? И т.д.
|
Дети отвечают Выполняют задание |
Личностные (нравственно-этическая ориентация) Регулятивные (целепологание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция) Познавательные общеучебные (выделение познавательной цели, структурирование знаний, контроль и оценка процесса, речевое развитие, поиск информации, выбор способов решения задачи, смысловое чтение, решение проблемы) логические сравнение, классификация, опознание объекта, обобщение, анализ, синтез, доказательство, вывод следствий, установление аналогий) Действие со знаково-символьными средствами Коммуникативные (умение выражать свои мысли, управление поведением партнёра, планирование сотрудничества, разрешение конфликтов) |
Информационная Учебно-познавательная Коммуникативная |
|
Эмоциональная разрядка |
Снять эмоциональное напряжении . |
2 минуты |
Меткий стрелок |
Цели и задачи метода: Снять эмоциональное напряжение, расслабиться, получить эмоциональную зарядку (положительные эмоции) Необходимые материалы: - Искусственные снежные комки по 2 шт на каждого ученика (3 – синих, 3 – голубых, 3 белых) - Объемная мишень (коробка с круглым отверстием оформленное под дупло дерева прикрепленная к стене) Технология проведения: 3 учащиеся берут снежные комки одного цвета и по команде учителя начинают забрасывать одновременно в «дупло» . Чьих комков окажется больше в дупле, тот меткий стрелок. |
-(слайд 11) Ребята, давайте сейчас потренируемся в меткой стрельбе. На позицию выходят по 3 человека, берете комки одного цвета и по моей команде забрасываете в дупло. Чьих комков в дупле окажется больше, тот самый меткий стрелок. |
Учащиеся выполняют задание |
Коммуникативные (решение конфликтов, управление поведением партнера) |
Коммуникативная |
|
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» |
Рефлексия |
Достижение целей урока, преодоление опасений урока |
3 минут |
Тучу (меховая сумка) |
Цели и задачи метода: Определить достижение цели урока, выявить напрасны ли были опасения учащихся к работе на уроке. Необходимые материалы :- - Коми сумка - Бланки Тучу (Приложение 2) - ручки отличительного цвета (красные) Технология проведения: Из сумки дети достают свои бланки и напротив своих записей делают пометки: + цель достигнута; ++ опасение было напрасным. Я все знаю и все могу. + опасение было не напрасным, но я все понял и во всем разобрался. ! - цель не достигнута ! - опасение было не напрасным и я так ничего и не понял и ни в чем не разобрался. Учащиеся считают + и ! и делают вывод относительно урока. |
(слайд 12) Друзья, подошел к концу наш урок. Вы сегодня кодировали, декодировали, применяли метод координат. Вы открыли для себя древний коми охотничий календарь. Давайте, вернемся в начало урока. (учитель достает сумочку с бланками). Предлагаю вам найти свой бланк и сделать пометки напротив ваших записей. Критерии помещены на экран. Ребята, посчитайте количество + и количество ! Чего у вас больше? Как вы думаете мы выполнили с вами поставленные цели? Преодолели ли вы свои опасения? |
Выполняют задание Ответы детей. |
Личностные (самоопределение, смслообразование) Регулятивные (Контроль, , саморегуляция) Познавательные Общеучебные (Структурирование знаний, контроль и оценка процесса) |
Социальная |
Оценивание |
Взаимооценка |
2 мин |
-Друзья, вспомните начало нашего урока. Кому вы отправляли сообщение? Теперь подумайте и оцените работу вашего адресата. Я слушаю ваши оценки и комментарии к ней. |
Ответы учащихся. |
Регулятивные (контроль, коррекция, оценка) Коммуникативные Умение выражать свои мысли
|
Коммуникативная Социальная |
|||
Домашнее задание |
Задание на дом. |
1 мин |
- (слайд 13) Домашнее задание я предлагаю вам на выбор: 1. Закодировать название одежды коми охотника любым способом. 2. декодировать известный вам артефакт древних коми. - (Слайд 14) Спасибо за работу. |
Познавательные Общеучебные (структурирование знаний, выбор способов решения задач, смысловое чтение, решение проблемы) Логические (обобщение , вывод следствия, установка аналогий) Регулятивные Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция) Личностные (Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) |
Информационная Социальная |
2