Интегрированный урок русского языка и алгебры. Тема предмета "Русский язык": Нормы постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями. Тема предмета "Алгебра": Стандартный вид числа

15
1
Материал опубликован 31 May

Житнушкина Надежда Владимировна,

учитель математики и информатики,

Хаснутдинова Ольга Ярославовна,

учитель русского языка


План - конспект открытого интегрированного урока

«Роль запятой в нашей жизни»



Класс: 8

Предметы интеграции: алгебра и русский язык

Тема урока русского языка: Нормы постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями.

Тема урока алгебры: Стандартный вид числа.


Цель урока: решение задач интегрированного урока средствами и методами учебных предметов  "Русский язык"  и "Алгебра", рассмотрение темы урока с теоретической, практической, прикладной сторон.

Задачи урока:

- образовательная: ознакомить с правилами постановки запятых в предложениях с вводными словами, формировать умение выделять запятыми вводные слова в предложениях, ввести понятие стандартного числа в математике, формировать базовые умения использовать запись чисел в стандартном виде для выражения и сопоставления размеров объектов в окружающем мире; рассмотреть особенности употребления запятой в русском языке и в математике, её роль с точки зрения предметных позиций;

- развивающая: развивать логическое мышление, речь, орфографическую зоркость; умение анализировать, аргументировать выбор решения или действия правилом;

- воспитательная: показать важность изучаемых понятий и правил в жизненных обстоятельствах, отразить межпредметные связи, воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность исполнительской деятельности учащихся: добросовестность, ответственность, целеустремлённость.

Форма проведения: урок с активными методами и формами обучения.

Оборудование к уроку: мультимедийная доска, презентация, раздаточный материал (печатные основы с заданиями для классной работы, карточки резервных заданий), наглядный материал (таблица опорных глаголов целеполагания, таблицы-ориентиры, логотип года наставника), аудиофрагмент для релаксационной паузы, видеофрагмент.

Конспект


I. Организационный момент урока

Приветствие. Минутка психологического настроя на урок.

Учитель русского языка:

-Добрый день, ребята! Давайте проверим готовность к уроку. На партах - порядок? Учебные принадлежности в наличии?

Учитель математики:

- К уроку готовы? А настроение учебное? Будем приумножать наши знания? Можем начинать наш необычный урок.


II. Сообщение темы и целей урока. Целеполагание.

1. Мотивационный момент. (слайд 1)

Учитель русского языка:

- t1717138149aa.png Наш урок сегодня особенный тем, что два учебных предмета объединились в один урок.

- А какой именно письменный знак будет связывать урок русского языка и алгебры, узнаете, отгадав загадку: (Слайд 2)


На крохотное ушко

Похожа завитушка.

Выйдет на дорожку –

Всем подставит ножку. (запятая)



2. Целеполагание. Приёмы "Работа над понятием в теме" и "Опорные глаголы".

Учитель математики:

- Обратите внимание на тему нашего урока. (Слайд 3)

- Какие понятия в ней вы уже изучали или знакомы вам? (вводные слова)

- Какие понятия новые, незнакомые? (стандартный вид числа, постановка знаков препинания при вводных словах).


Учитель русского языка:

- Давайте сформулируем задачи нашей работы по этой теме на уроке, опираясь на слова-помощники и те понятия, которые мы выделили:

t1717138149ab.png



- Итак, мы сегодня будем работать с вводными словами как средствами выражения субъективной оценки высказывания; рассмотрим случаи постановки знаков препинания при вводных словах.


Учитель математики:

- Изучим понятие стандартного числа и правила записи чисел в стандартном виде, а так же рассмотрим особенности употребления запятой в русском языке и в математике, её роль с точки зрения речи и математики.

- Классную работу мы выполняем на печатных основах. Запишите на строчках фамилию, имя и дату.


III. Актуализация опорных знаний уч-ся

1t1717138149ac.png . Языковая разминка:

Учитель русского языка:

1) Фронтальный устный опрос:

- Для проверки вашей готовности к уроку проведём сначала языковую разминку.

- Какие конструкции называются вводными?

(сверка по слайду 4 с определением)

-t1717138149ad.jpg На какие группы делятся вводные конструкции? (сверка по слайду 5 с опорной схемой)

- Как отличить вводные слова от самостоятельных частей речи? (слайд 6 - памятка)

2) Задание на актуализацию: Подчеркните вводные слова в тексте: (выполняют самостоятельно 1 мин, проверка - по слайду 1 уч на интер. доске)

Друзья мои, читайте книги! Книги - наши учителя и помощники, советчики. Они, безусловно, играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. Во - первых, книги рассказывают о том, что человечество совершило, передумало, чего достигло в далеком прошлом; во - вторых, объясняют настоящее и, наконец, увлекают в мир будущего.


2. Математическая разминка: (на индивид. листах и на интерактивной доске)

Учитель математики:

- Проведём математическую разминку (Слайд 8 )

Задание 1 (с логической нагрузкой): опираясь на таблицу-ориентир, поставьте запятую в ответе и уберите нули, где это можно:


0 t1717138149ae.png , 5 · 100 = 0005000

5 : 1000 = 0005000

0, 005 · 1000000 = 0005000


Задание 2: опираясь на таблицу-ориентир, вычислите: (Слайд 9 )

(№ 1, 2, 3 - на интерактивной доске фронтально, № 4 (упростить выражение) - индивидуальное задание на карточке с усложнённым условием - 1 уч.)

Проверка работы с карточкой - индивидуально, остальные - фронтально с устным комментированием.

Итог этапа урока: - Молодцы! Вы готовы к продуктивной работе на уроке.


IV. Формирование новых знаний и умений.

1. Постановка проблемного вопроса: (Слайд 10)

Учитель русского языка:

- Найдите предложения, в которых есть вводные слова ,но учтите, что знаки препинания в тексте не расставлены. Назовите эти вводные слова.

аt1717138149af.jpg ) Навстречу нам шла шхуна должно быть в Тамань.
б) Что может быть более радостного чем делиться прекрасным!
в) Старуха очевидно рассказала о горящем сердце Данко.
г) Желание служить людям непременно должно быть потребностью души.

- Как их выделить на письме? (запятыми).

2. Работа с таблицей "Знаки препинания". (Слайд 11)


3. Первичное закрепление.

Задание 4. Выпишите предложения с вводными словами с постановкой запятых.

Проверка: слайд 12 (1 ученик выходит и расставляет знаки)


Навстречу нам шла шхуна, должно быть, в Тамань. Старуха, очевидно, рассказала о горящем сердце Данко.

Физминутка: под аудиосопровождение

- Упражнение на релаксацию "Художник" (Слайд 13)

Учитель математики:

- Закройте глаза. Представьте, вы - художники. Давайте нарисуем пейзаж. Это будет лето. Рисуем траву слева - направо. Трава на поляне разная: высокая, низкая, вот на щеку села мошка и вы пытаетесь её смахнуть. Теперь рисуем облака. Легкие и воздушные. Вышло солнце из-за облаков. Рисуем его яркие и длинные лучи. А теперь представили себя на этой поляне. Расправили плечи, потянулись руками к солнцу повыше и улыбнулись солнцу. Открыли глаза. Продолжаем урок.


V. Формирование новых знаний и умений

Учитель математики:

t1717138149ag.png1. Постановка проблемной задачи: (Слайд 14.)

- В науке и технике встречаются как очень большие, так и очень малые положительные числа, в записи которых используется большое количество цифр.

Например, масса Земли, объём Земли или другой планеты, диаметр молекулы, масса атома и др.

Давайте предположим, как можно укоротить запись таких чисел, чтобы математически это было равным исходному числу?


2. Ввод понятия "стандартный вид числа". (Слайд 15)

- Как вы догадались, в обычном десятичном виде большие и малые числа неудобно читать, а тем более выполнять вычислительные действия с ними без калькулятора. В этом случае очень полезным оказывается представление числа в стандартном виде. Какая же запись числа называется стандартной? Давайте рассмотрим.

t1717138149ah.png

3. Ознакомление с алгоритмом записи числа в стандартном виде. (Слайд 16)


4. Показ образца записи числа в стандартном виде на основе алгоритма пошагово.


1204000000 = 1,204 · 109


5 t1717138149ai.png . Первичное закрепление. (Слайд 17)

1) Решение задачи 1(а, б) у доски с последующим сравнением решения и рассуждений.


2) Возврат к проблемной задаче: (Слайд 18)

Задача 2. Запишите величины: массу Земли и диаметр молекулы в стандартном виде.


VI. Информационная минутка с акцентом на межпредметные связи и значимость предметных умений в жизненных обстоятельствах

Учитель русского языка:

- Посмотрите видеофрагмент мультфильма и сформулируйте ответ на вопрос:

- В чём конкретно заключалась роль запятой и какие варианты развития сюжета ожидали героя от постановки запятой?

1) Просмотр обучающимися фрагмента "В стране невыученных уроков" (Слайд 19)

Итог: ответы на вопрос к просмотру и вывод о роли запятой.


2) Литературная минутка о роли запятой в расчетах и точности.

Учитель математики:

- t1717138149aj.png А теперь послушайте стихотворение "Три десятых" (Слайд 21) и подумайте, в каких ситуациях ошибка с запятой может быть фатальной или решающей?


(Стихотворение читается по частям группой обучающихся и педагогов)


3) Итог этапа: Итоговый акцент на взаимосвязи предметов.

Учитель математики:

- Как видите, запятая играет очень важную роль не только в нашей речи, но и в математике, и в жизни в целом. Поменяй местами запятую и получим разные числа, ошибись в запятой - и неточный или неверный расчёт в некоторых ситуациях может стать разрушительным.


Учитель русского языка:

- Без запятой нам было бы трудно понять друг друга. Умение верно поставить запятую – это искусство, которому мы учимся на уроках русского языка и применяем в других предметах.


VI. Закрепление изученного материала.

1 t1717138149ak.png . Задание "Путаница" с предварительным обсуждением. (Слайд 20)

Учитель русского языка:

- Послушайте текст и скажите, что с ним не так?

- В чем причина?

- Расставьте запятые так, чтобы смысл предложений был правильным


2. Задание-провокация: "Верно-неверно?"

Учитель математики:

- Обратите внимание на запись. Согласны ли вы с записью равенства?

305,7 * 103 = 3,057 * 103

- Аргументируйте выбор ответа математическим пояснением или вычислительным действием.

- Какой вывод о роли запятой в математике можно сделать?


3) *Резерв учебного времени на уроке: Выполнение базовых заданий по аналогии (самостоятельная работа):

Учитель русского языка:

Задание: найдите вводные слова, запишите и расставьте недостающие знаки препинания и орфограммы.


1) Как выражаются м..ряки ветер кр..пчал.

2) Косуля стала щ..пать траву и видимо совсем меня (не) зам..чала.

t1717138149al.png



Учитель математики:

Задание: Решение базовой задачи по слайду-условию с последующей проверкой.


(В процессе самостоятельной работы - индивидуальные консультации и помощь.)

Vt1717138149af.jpg II. Итог урока

1. Фронтальный опрос:

Учитель русского языка:

- Удалось нам реализовать поставленные задачи?

- Как на письме выделить вводные слова?

- Какое правило постановки запятых при вводных словах? (слайд 22 - таблица)


Учитель математики:

- Какой алгоритм записи числа в стандартном виде? (слайд 23-алгоритм)

- Какой вывод о роли запятой в математике и в русском языке можно сделать?


2. Постановка дом. задания (слайд 24)

- обязательное:

Учитель русского языка: выучить правила на с. 208, 210.

Учитель математики: алгебра: выучить определение на с. 222;


Учитель русского языка:

- творческое задание: подготовить сообщение о истории запятой в русской речи или исторические факты о запятой в математике.


3. Рефлексия и самооценивание.

Приём: визуальная шкала успеха (Линейка успеха) (Слайд 25)

(Каждый ученик на шаблоне-карточке отмечает уровень своего достижения на каждом этапе урока, смотреть приложение к уроку )


Уt1717138149am.png читель математики:

- На каком этапе вам было легко? Трудно? Интересно?


Учитель русского языка:

- Отметьте на карточках по каждому этапу уровень своей работы: в чём (на каком этапе) вы были лучше? Ориентируйтесь по образцу на экране и свою самооценку.


4.Оценивание обучающихся.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Ольга Ярославовна! Хороший интегрированный урок! У ребят такие уроки надолго остаются в памяти.

3 June

Сборник методических разработок и педагогических идей