Интегрированный урок русского языка и алгебры. Тема предмета "Русский язык": Нормы постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями. Тема предмета "Алгебра": Стандартный вид числа
Житнушкина Надежда Владимировна,
учитель математики и информатики,
Хаснутдинова Ольга Ярославовна,
учитель русского языка
План - конспект открытого интегрированного урока
«Роль запятой в нашей жизни»
Класс: 8
Предметы интеграции: алгебра и русский язык
Тема урока русского языка: Нормы постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями.
Тема урока алгебры: Стандартный вид числа.
Цель урока: решение задач интегрированного урока средствами и методами учебных предметов "Русский язык" и "Алгебра", рассмотрение темы урока с теоретической, практической, прикладной сторон.
Задачи урока:
- образовательная: ознакомить с правилами постановки запятых в предложениях с вводными словами, формировать умение выделять запятыми вводные слова в предложениях, ввести понятие стандартного числа в математике, формировать базовые умения использовать запись чисел в стандартном виде для выражения и сопоставления размеров объектов в окружающем мире; рассмотреть особенности употребления запятой в русском языке и в математике, её роль с точки зрения предметных позиций;
- развивающая: развивать логическое мышление, речь, орфографическую зоркость; умение анализировать, аргументировать выбор решения или действия правилом;
- воспитательная: показать важность изучаемых понятий и правил в жизненных обстоятельствах, отразить межпредметные связи, воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность исполнительской деятельности учащихся: добросовестность, ответственность, целеустремлённость.
Форма проведения: урок с активными методами и формами обучения.
Оборудование к уроку: мультимедийная доска, презентация, раздаточный материал (печатные основы с заданиями для классной работы, карточки резервных заданий), наглядный материал (таблица опорных глаголов целеполагания, таблицы-ориентиры, логотип года наставника), аудиофрагмент для релаксационной паузы, видеофрагмент.
Конспект
I. Организационный момент урока
Приветствие. Минутка психологического настроя на урок.
Учитель русского языка:
-Добрый день, ребята! Давайте проверим готовность к уроку. На партах - порядок? Учебные принадлежности в наличии?
Учитель математики:
- К уроку готовы? А настроение учебное? Будем приумножать наши знания? Можем начинать наш необычный урок.
II. Сообщение темы и целей урока. Целеполагание.
1. Мотивационный момент. (слайд 1)
Учитель русского языка:
- Наш урок сегодня особенный тем, что два учебных предмета объединились в один урок.
- А какой именно письменный знак будет связывать урок русского языка и алгебры, узнаете, отгадав загадку: (Слайд 2)
На крохотное ушко
Похожа завитушка.
Выйдет на дорожку –
Всем подставит ножку. (запятая)
2. Целеполагание. Приёмы "Работа над понятием в теме" и "Опорные глаголы".
Учитель математики:
- Обратите внимание на тему нашего урока. (Слайд 3)
- Какие понятия в ней вы уже изучали или знакомы вам? (вводные слова)
- Какие понятия новые, незнакомые? (стандартный вид числа, постановка знаков препинания при вводных словах).
Учитель русского языка:
- Давайте сформулируем задачи нашей работы по этой теме на уроке, опираясь на слова-помощники и те понятия, которые мы выделили:
- Итак, мы сегодня будем работать с вводными словами как средствами выражения субъективной оценки высказывания; рассмотрим случаи постановки знаков препинания при вводных словах.
Учитель математики:
- Изучим понятие стандартного числа и правила записи чисел в стандартном виде, а так же рассмотрим особенности употребления запятой в русском языке и в математике, её роль с точки зрения речи и математики.
- Классную работу мы выполняем на печатных основах. Запишите на строчках фамилию, имя и дату.
III. Актуализация опорных знаний уч-ся
1 . Языковая разминка:
Учитель русского языка:
1) Фронтальный устный опрос:
- Для проверки вашей готовности к уроку проведём сначала языковую разминку.
- Какие конструкции называются вводными?
(сверка по слайду 4 с определением)
- На какие группы делятся вводные конструкции? (сверка по слайду 5 с опорной схемой)
- Как отличить вводные слова от самостоятельных частей речи? (слайд 6 - памятка)
2) Задание на актуализацию: Подчеркните вводные слова в тексте: (выполняют самостоятельно 1 мин, проверка - по слайду 1 уч на интер. доске)
Друзья мои, читайте книги! Книги - наши учителя и помощники, советчики. Они, безусловно, играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. Во - первых, книги рассказывают о том, что человечество совершило, передумало, чего достигло в далеком прошлом; во - вторых, объясняют настоящее и, наконец, увлекают в мир будущего.
2. Математическая разминка: (на индивид. листах и на интерактивной доске)
Учитель математики:
- Проведём математическую разминку (Слайд 8 )
Задание 1 (с логической нагрузкой): опираясь на таблицу-ориентир, поставьте запятую в ответе и уберите нули, где это можно:
0 , 5 · 100 = 0005000
5 : 1000 = 0005000
0, 005 · 1000000 = 0005000
Задание 2: опираясь на таблицу-ориентир, вычислите: (Слайд 9 )
(№ 1, 2, 3 - на интерактивной доске фронтально, № 4 (упростить выражение) - индивидуальное задание на карточке с усложнённым условием - 1 уч.)
Проверка работы с карточкой - индивидуально, остальные - фронтально с устным комментированием.
Итог этапа урока: - Молодцы! Вы готовы к продуктивной работе на уроке.
IV. Формирование новых знаний и умений.
1. Постановка проблемного вопроса: (Слайд 10)
Учитель русского языка:
- Найдите предложения, в которых есть вводные слова ,но учтите, что знаки препинания в тексте не расставлены. Назовите эти вводные слова.
а ) Навстречу нам шла шхуна должно быть в Тамань.
б) Что может быть более радостного чем делиться прекрасным!
в) Старуха очевидно рассказала о горящем сердце Данко.
г) Желание служить людям непременно должно быть потребностью души.
- Как их выделить на письме? (запятыми).
2. Работа с таблицей "Знаки препинания". (Слайд 11)
3. Первичное закрепление.
Задание 4. Выпишите предложения с вводными словами с постановкой запятых.
Проверка: слайд 12 (1 ученик выходит и расставляет знаки)
Навстречу нам шла шхуна, должно быть, в Тамань. Старуха, очевидно, рассказала о горящем сердце Данко.
Физминутка: под аудиосопровождение
- Упражнение на релаксацию "Художник" (Слайд 13)
Учитель математики:
- Закройте глаза. Представьте, вы - художники. Давайте нарисуем пейзаж. Это будет лето. Рисуем траву слева - направо. Трава на поляне разная: высокая, низкая, вот на щеку села мошка и вы пытаетесь её смахнуть. Теперь рисуем облака. Легкие и воздушные. Вышло солнце из-за облаков. Рисуем его яркие и длинные лучи. А теперь представили себя на этой поляне. Расправили плечи, потянулись руками к солнцу повыше и улыбнулись солнцу. Открыли глаза. Продолжаем урок.
V. Формирование новых знаний и умений
Учитель математики:
1. Постановка проблемной задачи: (Слайд 14.)
- В науке и технике встречаются как очень большие, так и очень малые положительные числа, в записи которых используется большое количество цифр.
Например, масса Земли, объём Земли или другой планеты, диаметр молекулы, масса атома и др.
Давайте предположим, как можно укоротить запись таких чисел, чтобы математически это было равным исходному числу?
2. Ввод понятия "стандартный вид числа". (Слайд 15)
- Как вы догадались, в обычном десятичном виде большие и малые числа неудобно читать, а тем более выполнять вычислительные действия с ними без калькулятора. В этом случае очень полезным оказывается представление числа в стандартном виде. Какая же запись числа называется стандартной? Давайте рассмотрим.
3. Ознакомление с алгоритмом записи числа в стандартном виде. (Слайд 16)
4. Показ образца записи числа в стандартном виде на основе алгоритма пошагово.
1204000000 = 1,204 · 109
5 . Первичное закрепление. (Слайд 17)
1) Решение задачи 1(а, б) у доски с последующим сравнением решения и рассуждений.
2) Возврат к проблемной задаче: (Слайд 18)
Задача 2. Запишите величины: массу Земли и диаметр молекулы в стандартном виде.
VI. Информационная минутка с акцентом на межпредметные связи и значимость предметных умений в жизненных обстоятельствах
Учитель русского языка:
- Посмотрите видеофрагмент мультфильма и сформулируйте ответ на вопрос:
- В чём конкретно заключалась роль запятой и какие варианты развития сюжета ожидали героя от постановки запятой?
1) Просмотр обучающимися фрагмента "В стране невыученных уроков" (Слайд 19)
Итог: ответы на вопрос к просмотру и вывод о роли запятой.
2) Литературная минутка о роли запятой в расчетах и точности.
Учитель математики:
- А теперь послушайте стихотворение "Три десятых" (Слайд 21) и подумайте, в каких ситуациях ошибка с запятой может быть фатальной или решающей?
(Стихотворение читается по частям группой обучающихся и педагогов)
3) Итог этапа: Итоговый акцент на взаимосвязи предметов.
Учитель математики:
- Как видите, запятая играет очень важную роль не только в нашей речи, но и в математике, и в жизни в целом. Поменяй местами запятую и получим разные числа, ошибись в запятой - и неточный или неверный расчёт в некоторых ситуациях может стать разрушительным.
Учитель русского языка:
- Без запятой нам было бы трудно понять друг друга. Умение верно поставить запятую – это искусство, которому мы учимся на уроках русского языка и применяем в других предметах.
VI. Закрепление изученного материала.
1 . Задание "Путаница" с предварительным обсуждением. (Слайд 20)
Учитель русского языка:
- Послушайте текст и скажите, что с ним не так?
- В чем причина?
- Расставьте запятые так, чтобы смысл предложений был правильным
2. Задание-провокация: "Верно-неверно?"
Учитель математики:
- Обратите внимание на запись. Согласны ли вы с записью равенства?
305,7 * 103 = 3,057 * 103
- Аргументируйте выбор ответа математическим пояснением или вычислительным действием.
- Какой вывод о роли запятой в математике можно сделать?
3) *Резерв учебного времени на уроке: Выполнение базовых заданий по аналогии (самостоятельная работа):
Учитель русского языка:
Задание: найдите вводные слова, запишите и расставьте недостающие знаки препинания и орфограммы.
1) Как выражаются м..ряки ветер кр..пчал.
2) Косуля стала щ..пать траву и видимо совсем меня (не) зам..чала.
Учитель математики:
Задание: Решение базовой задачи по слайду-условию с последующей проверкой.
(В процессе самостоятельной работы - индивидуальные консультации и помощь.)
V II. Итог урока
1. Фронтальный опрос:
Учитель русского языка:
- Удалось нам реализовать поставленные задачи?
- Как на письме выделить вводные слова?
- Какое правило постановки запятых при вводных словах? (слайд 22 - таблица)
Учитель математики:
- Какой алгоритм записи числа в стандартном виде? (слайд 23-алгоритм)
- Какой вывод о роли запятой в математике и в русском языке можно сделать?
2. Постановка дом. задания (слайд 24)
- обязательное:
Учитель русского языка: выучить правила на с. 208, 210.
Учитель математики: алгебра: выучить определение на с. 222;
Учитель русского языка:
- творческое задание: подготовить сообщение о истории запятой в русской речи или исторические факты о запятой в математике.
3. Рефлексия и самооценивание.
Приём: визуальная шкала успеха (Линейка успеха) (Слайд 25)
(Каждый ученик на шаблоне-карточке отмечает уровень своего достижения на каждом этапе урока, смотреть приложение к уроку )
У читель математики:
- На каком этапе вам было легко? Трудно? Интересно?
Учитель русского языка:
- Отметьте на карточках по каждому этапу уровень своей работы: в чём (на каком этапе) вы были лучше? Ориентируйтесь по образцу на экране и свою самооценку.
4.Оценивание обучающихся.
Селиванова Галина Геннадьевна