Интегрированный урок русского языка и литературы «Предложения с причастными и деепричастными оборотами» (7 класс)

14
3
Материал опубликован 1 May 2023 в группе

​​​​​​​Класс – 7.

Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний.

Интегрированный урок – русский язык +литература.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о причастных и деепричастных оборотах.

Задачи:

образовательные:

- рассказать о периоде Болдинской осени 1830 года в жизни и творчестве А.С. Пушкина;

- отработать умения применять пунктуационные правила (умение находить пунктограммы в тексте, умение различать причастные и деепричастные обороты, умение расставлять знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах);

- повторить орфограммы («Буквы И и Е в приставках ПРИ- и ПРЕ-», «Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных», «Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»);

развивающая:

- развивать память, мышление, речь, познавательную активность учащихся;

- развивать интерес творчеству А.С. Пушкина;

воспитательная:

- воспитывать уважение к труду писателя и культурному наследию страны.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Звучит «Осенняя песня» П.И. Чайковского. Учитель обращает внимание учащихся на фотовыставку «Болдинская осень».

t1682935258aa.jpg

Барский дом усадьбы «Болдино»

t1682935258ab.jpg

Мост через пруд в болдинском парке

 t1682935258ac.jpg

Памятник А.С. Пушкину.

На фоне музыки учитель читает стихотворение В. Соколова:

Сухая, звенящая осень

Касается щёк, точно жесть,

Листами, которые сносит

На травы, которым не цвесть.

Уже под ногой каменеет

Песок опустевших аллей.

Но зрелым спокойствием веет

От вечно прямых тополей.

И в рыжей вот в этой метели

Я думаю только о том,

Как в Болдине листья летели

В бессмертие - лист за листом.

Болдинская осень 1830 года – плодотворная творческая пора для Александра Сергеевича Пушкина. За три месяца, проведённые в Болдине, им было написано огромное количество произведений. Сегодня мы с вами вспомним лишь некоторые творения Пушкина, созданные им в период Болдинской осени.

2. Основная часть урока. Знакомство с периодом Болдинской осени в жизни и творчестве А.С. Пушкина.

Демонстрируются портреты А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой.

t1682935258ad.jpg

Н. Кузьмин. А.С. Пушкин в Болдине.

t1682935258ae.jpg

К. Брюллов. Портрет Н. Гончаровой.


В конце августа 1830 года, накануне свадьбы с Натальей Николаевной Гончаровой, Пушкин отправляется в Болдино, где ему предстояло вступить во владение имением, которое он получил от отца в качестве свадебного подарка. Уезжал он в настроении мрачном. Отношения с семьей Натальи Николаевны были сложными. Пушкин боялся, что их свадьба может расстроиться. Он намеревался пробыть в Болдине месяц, а застрял там на три месяца, окружённый со всех сторон эпидемией холеры и карантинами. Среди писем, написанных в Болдине, больше всего адресовано будущей жене. И в каждом письме слышится беспокойство, тоска, надежда…

Вот что пишет Пушкин Наталье Николаевне перед своим отъездом в Болдино:

«Я уезжаю в Нижний, не знаю, что меня ждет в будущем. Если ваша матушка решила расторгнуть нашу помолвку, а вы решили повиноваться ей,- я подпишусь под всеми предлогами, какие ей угодно будет выставить… Быть может, она права, а не прав был я, на мгновение, поверив, что счастье создано для меня. Во всяком случае, … что касается меня, то заверяю вас честным словом, что буду принадлежать только вам, или никогда инее женюсь».

А это уже строки из письма П.А. Вяземскому:

«Милый мой, расскажу тебе все, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска… Еду в деревню, бог весть буду ли там иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь…»

В обоих письмах звучит тревога. Может быть, из-за этой душевной смуты и неопределённости будущего 7 сентября появляется стихотворение «Бесы», такое тревожное, такое безысходное…

На доске записан отрывок из стихотворения «Бесы»:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне.

Учитель читает отрывок из стихотворения.

После чтения учитель предлагает учащимся вопросы и задания:

1. Какие слова передают ощущение тревоги и безысходности?

2. Чем осложнено последнее предложение?

3. Вспомните, что такое деепричастный оборот. Расскажите о пунктуации при деепричастном обороте.

4. Объясните постановку запятой в последнем предложении. Составьте его схему.

М. И. Цветаева так написала об этом стихотворении: «Самое любимое из страшных… Все страшно – с самого начала: луны не видно, а она есть, луна-невидимка, луна в шапке-невидимке, чтобы все видеть и чтобы ее не видели. Странное стихотворение (состояние)…»

Можем представить, что чувствовал поэт, о чём он думал, когда писал это стихотворение.

Но уже на следующий день Пушкин пишет элегию «Безумных лет угасшее веселье», в которой есть строки:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть – за мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Настроение поэта меняется. Об этом свидетельствует и послание к Плетневу: «Ах, мой милый! что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается, никто не мешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов…»

И Пушкин сдержал своё обещание! Здесь, в Болдине, в полной мере проявился талант Пушкина. Давайте продолжим наше путешествие по страницам его болдинских произведений.

Звучит «Метель» Г. Свиридова. На фоне музыки учитель читает отрывок из повести А.С. Пушкина (со слов «Уже давно смеркалось» до слов «Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес»).

Из какого произведения эти строки?

Совершенно верно, это отрывок из повести «Метель», входящей в цикл «Повести Белкина».

Работа по карточке 1.

На карточке записаны предложения с причастными и деепричастными оборотами из прочитанного отрывка.

Задание:

1. Вспомните, что такое причастный оборот.

2. Распределите предложения по группам: в первый столбик запишите предложения с причастными оборотами, во второй – с деепричастными оборотами.

Учащиеся по очереди работают у доски. Попутно объясняют встретившиеся в предложениях орфограммы и пунктограммы.

Получившаяся запись на доске:

Предложения с причастными оборотами

Предложения с деепричастными оборотами

Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на занесённую снеговыми сугробами дорогу.

Приближаясь, увидел он рощу.

Владимир ехал полем, пересечённым глубокими оврагами.

Он поехал около рощи, надеясь тотчас попасть на знакомую дорогу или объехать рощу кругом.

Скоро нашел он дорогу и въехал во мрак дерев, обнажённых зимою.


Лексическая работа. Обнажённый (книжное прил.) – лишённый покрова, нагой. Найдите в записанных предложениях устаревшую форму слова (дерев – деревьев).

Работа по схемам. Составьте схемы предложений. Сделайте вывод о постановке запятых при причастных и деепричастных оборотах.

Какую роль играют причастные и деепричастные обороты в художественном тексте?

А.С. Пушкин часто использует эти синтаксические конструкции. Причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, «дорисовывает», «живописует» действие, придавая тексту особую выразительность. Деепричастия делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий, происходящих одновременно.

А сейчас мы с вами рассмотрим трудные случаи постановки запятых при деепричастных оборотах.

Учитель читает стихотворение «Прощание»:

В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с негой, робкой и унылой,

Твою любовь воспоминать.

Бегут, меняясь, наши лета,

Меняя всё, меняя нас,

Уж ты для своего поэта

Могильным сумраком одета,

И для тебя твой друг угас.

Прими же, дальняя подруга,

Прощанье сердца моего,

Как овдовевшая супруга,

Как друг, обнявший молча друга

Пред заточением его.

Это стихотворение посвящено Елизавете Ксаверьевне Воронцовой. Поэт испытывал к этой женщине глубокое чувство, которое он пронёс через долгие годы. Ей он посвятил нескольких стихотворений, около 30 её портретов оставил поэт на нолях своих рукописей.

Разбор предложений.

Бегут, меняясь, наши лета,

Меняя всё, меняя нас…

Обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием или деепричастным оборотом, обособляются на письме запятыми независимо от их местоположения. Несколько однородных обстоятельств, выраженные одиночным деепричастием или деепричастным оборотом, также всегда обособляются.

Как друг, обнявший молча друга

Пред заточением его.

Деепричастия и деепричастные обороты по значению могут сближаться с наречием или переходить в наречие. В этом случае запятая не ставится: шёл не спеша, читал лёжа, поехал скрепя сердце.

В Болдине Пушкин обращается к разным жанрам: он пишет прозаические, стихотворные и драматические произведения, критические статьи и этюды, сказки... Всем вам с детства знакомы пушкинские строки:

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.

Узнали это произведение? «Сказка о попе и о работнике его Балде» появилась 13 сентября 1830 года. А впервые она была записана Пушкиным со слов Арины Родионовны в прозе ещё в Михайловском. Давайте окунёмся в сказочный мир Пушкина и попробуем себя в роли поэта.

Задание «А как у А.С. Пушкина?»

Карточка 2. Задание: восстановить авторский текст.

Пустились бесенок и зайка:

Бесенок по берегу морскому,

А зайка в лесок до дому.

Вот, море кругом … ,

язык, мордку … ,

Прибежал бесенок … ,

Весь мокрешенек, лапкой … ,

Мысля: дело с Балдою сладит.

Глядь - а Балда братца гладит.

Слова для справок: обежавши, утираясь, задыхаясь, высунув, поднявши.

Уверена, что вы почувствовали, насколько тяжек труд писателя.

3. Заключительное слово учителя. Конечно, на одном уроке мы не сможем вспомнить все произведения А. С. Пушкина, созданные им в период Болдинской осени. Я надеюсь, что вам захотелось перечитать уже знакомые произведения и познакомиться с ещё неизвестными творениями поэта.

А закончить наш урок я хочу строчками из стихотворения Юлии Друниной.

Учитель читает отрывок из стихотворения «Есть в России святые места»:

Есть в России святые места.

Если друг тебя в горе кинет,

Если вдруг на душе пустота,

Ты пойди приложись к святыне.

Поброди вдоль тригорских прудов,

По Михайловским ласковым рощам -

Как бы ни был наш век суров,

Там все сложное станет проще.

И над Соротью голубой

Вдруг обратно помчится время.

Ты свою позабудешь боль,

Обретешь ты второе зренье...

Есть в России святые места…Михайловское, Тригорское, Болдино… Здесь жил и творил А. С. Пушкин. Эти места вдохновляли поэта.

4. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся на уроке.

Использованные источники:

Друнина Ю. Мир до невозможности запутан. Стихотворения и поэмы. – М.: Русская книга, 1997.

Пушкин А. С. Сочинения в трех томах. – М.: Художественная литература, 1986.

Смольников И. Ф. Болдинская осень. – Л.: Детская литература, 1986.

Цветаева М. И. Автобиографическая проза. – М., 1991.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень красивый урок) Спасибо, Лариса Михайловна!

30 August 2023

Спасибо за урок, Лариса Михайловна!

7 October 2023

Спасибо за отзывы, коллеги!

3 April

Похожие публикации