12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Серпинина Людмила Николаевна16
3

Интегрированный урок русского языка, литературы и истории по теме «Письмо», 5 класс

                                                                  -  1  -

       Интегрированный урок русского языка, литературы и истории . 5 класс по теме:  " Письмо».

 

                                                            Ход урока.

1.Учитель литературы. Назовите дежурные звуки.

Прочитайте загадку. Слайд №1.

Летит листок-хранитель строк,

На запад и восток,

На север и на юг.

Листок получит друг.

Ответ: Письмо.   Хранитель - тот, кто охраняет, оберегает.

Слайд №2. (Письмо.)

Учитель  истории.  -Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? У нас сегодня необычный урок, а какой прочитайте. Сайд № 3.

– Мы с вами должны:

          -совершить  экскурсию в историю возникновения письма;

          -познакомиться с видами писем;

          -познакомиться с правилами составления и оформления писем;

Учитель литературы. (За экраном.)  Откройте тетради, запишите число, тему урока.

 Словарная работа.
 Я попросила  вас обратиться  к толковому словарю, записать определение письма.

Учащиеся читают записи.

Появляется на экране.  Слайд № 4, Слайд№5.

Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь.

Учитель литературы. Ребята,  почему люди  пишут письма?  Молодцы! ( Чтобы общаться на расстоянии).

Учитель истории.  - Как вы думаете, когда возникла у людей потребность писать письма?    

( С тех пор как люди стали расселяться по земле, у них возникла необходимость общаться с теми, кто находился далеко).

- Как же могли жители одной деревни передавать сообщения жителям другой деревни?

 Сначала был придуман язык сигналов .  

Издавна колокольный звон на Руси означал: Слайд №6.

       - беда пришла,

       - горе или радость великая,

       -всем необходимо собраться для вынесения общего решения.

Учитель литературы. Канадские индейцы разводили костры- сообщали новость дымом, у них было даже понятие «читать дым». Слайд№7.

Учитель истории. В Африке новости сообщали с помощью специальных

В горах Испании новости передавали с помощью свиста. Слайд№8.

 Учитель  литературы. Языком сигналов люди пользуются до сих пор -  Слайд №9.дорожные знаки,  Слайд №9 различная символика    

( олимпийские кольца, т.п.). Но язык сигналов не мог в полной мере удовлетворять потребности людей в общении на расстоянии. Для этого надо было создать письменность.

                                                        -    2   -

Учитель истории.  Появилось рисуночное письмо (пиктография).                                                

Что такое пиктография? Слайд № 10.

 Пиктография - рисуночное письмо – вид письма, при котором предметы, события и действия изображаются с помощью условных знаков – пиктограмм

Например:

Слайд№11.   Из глины. (Читают дети).

Слайд №12. Из верёвок различной длины. 

Слайд № 13.Ребята, а потом  люди стали высекать надписи на скалах.

 Учитель литературы.  - Вспомните, ребята, ведь в мультфильме Шарик Матроскину тоже писал пиктографическое письмо на печке. 

Просмотр МУЛЬТФИЛЬМА. «Трое из Простаквашина».

Учитель истории.   На бересте. Слайд № 14.

 Учитель литературы . Слайд № 15.  Картинка книги. 

Как создавалось рисуночное письмо можно узнать, прочитав книгу Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате» в переводе Ивана Бунина.

Чтение отрывока. 

       Из мешка он вынул краски,

        Всех цветов он вынул краски

    До слов

      А волнистые полоски –

      Тучи, дождь и непогоду.

Учитель истории.  С изобретением рисуночного письма люди прошли большой путь по дороге к письменности. Но далеко не всё можно выразить с помощью рисунков.

Учитель литературы. На помощь художникам пришёл другой способ письма -   иероглифы .  Слайд №16.

Слайд № 17. Иероглифы (гр.) – священные письмена – фигурные знаки, обозначающие целые понятия и слова или отдельные слоги и звуки речи.

Учитель истории.  Славянские народы (в том числе и русский ) «научились» читать и писать благодаря двум братьям – грекам Кириллу и Мефодию.  

Слайд № 18.  Именно они во второй половине 10 века разработали азбуку и перевели на старославянский язык самые важные греческие книги. 24 мая ежегодно все славянские народы отмечают День славянской письменности.

Учитель литературы    Вот такой большой путь прошло человечество, прежде чем научилось писать. И теперь каждый грамотный человек может сам, когда только захочет, написать письмо.

Учитель истории.  Помните: письмо – фотография души.       Слайд №  19.                                                                             

Учитель литературы .   Письма бывают разные: деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету. Слайд №  20. 

 Учитель истории.  -А одинаковая ли информация будет содержаться в этих письмах?

Просмотр фрагмента мультфильма «Трое из Простоквашина».

 Учитель истории.  -Хотели бы ваши родные, друзья или  вы получить такое письмо?

                                                            - 3 -

Обучение написанию письма.
Учитель литературы .
    Ребята, письмо надо писать разборчиво, аккуратно, без ошибок.
- Обратимся к письму. Перед вами план письма
Любое письмо строится по определенной схеме:           Слайд № 21  

1. Зачин.

2. Основная часть.

3. Концовка.

Слайд   №   22      

-Зачин обычно начинается с обращения к адресату.

Учитель истории.  А кто такой адресат?

Ученик.  Тот , кто получает письма.     Слайд №  23. 

Учитель литературы.   - Вспомните, какие знаки препинания ставятся при обращениях?

-Каким словом обычно начинаем мы письма? (Здравствуйте)        Слайд № 24  

-Учтите, что в этом слове имеется непроизносимый согласный звук (в), который произносится в словах“здравие, здоровье”.

-Обращаясь к кому-либо по имени или имени и отчеству, не забывайте о том, как пишутся имена, отчества . 

(С прописной буквы).

Слайд № 25    -В основной части содержится та информация, которой вы хотите поделиться с адресатом.

Слайд № 26.     -Концовка обычно содержит формулу прощения, употребле6ния

слов “До свидания”, “о встречи”, дату написания письма и вашу подпись.
П ЕЧАТАТЬ.

Учитель  литературы.  Упражнение « Собери письмо».

У вас на столе лежит текст письма. Правильно оно написано?  

Работа с деформированным текстом.

Работа с учебником. Анализ текста.
А теперь, ребята, давайте обратимся к учебнику. Прочитаем текст письма
стр.101., упр. 222.

Слайд Портрет О. Берггольц.

Подведение итогов урока. Оценки за урок.
Учитель истории. -Ребята, чему мы сегодня научились?  (За экраном)

Слайд № 29.  Релаксация.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.