Интегрированный урок русского языка, литературы и истории по теме «Письмо» (5 класс)
- 1 - Интегрированный урок русского языка, литературы и истории . 5 класс по теме: " Письмо». |
Ход урока. 1.Учитель литературы. Назовите дежурные звуки. Прочитайте загадку. Слайд №1. Летит листок-хранитель строк, На запад и восток, На север и на юг. Листок получит друг. Ответ: Письмо. Хранитель - тот, кто охраняет, оберегает. Слайд №2. (Письмо.) Учитель истории. -Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? У нас сегодня необычный урок, а какой прочитайте. Сайд № 3. – Мы с вами должны: -совершить экскурсию в историю возникновения письма; -познакомиться с видами писем; -познакомиться с правилами составления и оформления писем; Учитель литературы. (За экраном.) Откройте тетради, запишите число, тему урока. Словарная работа. Учащиеся читают записи. Появляется на экране. Слайд № 4, Слайд№5. Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь. Учитель литературы. Ребята, почему люди пишут письма? Молодцы! ( Чтобы общаться на расстоянии). Учитель истории. - Как вы думаете, когда возникла у людей потребность писать письма? ( С тех пор как люди стали расселяться по земле, у них возникла необходимость общаться с теми, кто находился далеко). - Как же могли жители одной деревни передавать сообщения жителям другой деревни? Сначала был придуман язык сигналов . Издавна колокольный звон на Руси означал: Слайд №6. - беда пришла, - горе или радость великая, -всем необходимо собраться для вынесения общего решения. Учитель литературы. Канадские индейцы разводили костры- сообщали новость дымом, у них было даже понятие «читать дым». Слайд№7. Учитель истории. В Африке новости сообщали с помощью специальных В горах Испании новости передавали с помощью свиста. Слайд№8. Учитель литературы. Языком сигналов люди пользуются до сих пор - Слайд №9.дорожные знаки, Слайд №9 различная символика ( олимпийские кольца, т.п.). Но язык сигналов не мог в полной мере удовлетворять потребности людей в общении на расстоянии. Для этого надо было создать письменность. - 2 - Учитель истории. Появилось рисуночное письмо (пиктография). Что такое пиктография? Слайд № 10. Пиктография - рисуночное письмо – вид письма, при котором предметы, события и действия изображаются с помощью условных знаков – пиктограмм Например: Слайд№11. Из глины. (Читают дети). Слайд №12. Из верёвок различной длины. Слайд № 13.Ребята, а потом люди стали высекать надписи на скалах. Учитель литературы. - Вспомните, ребята, ведь в мультфильме Шарик Матроскину тоже писал пиктографическое письмо на печке. Просмотр МУЛЬТФИЛЬМА. «Трое из Простаквашина». Учитель истории. На бересте. Слайд № 14. Учитель литературы . Слайд № 15. Картинка книги. Как создавалось рисуночное письмо можно узнать, прочитав книгу Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате» в переводе Ивана Бунина. Чтение отрывока. Из мешка он вынул краски, Всех цветов он вынул краски До слов А волнистые полоски – Тучи, дождь и непогоду. Учитель истории. С изобретением рисуночного письма люди прошли большой путь по дороге к письменности. Но далеко не всё можно выразить с помощью рисунков. Учитель литературы. На помощь художникам пришёл другой способ письма - иероглифы . Слайд №16. Слайд № 17. Иероглифы (гр.) – священные письмена – фигурные знаки, обозначающие целые понятия и слова или отдельные слоги и звуки речи. Учитель истории. Славянские народы (в том числе и русский ) «научились» читать и писать благодаря двум братьям – грекам Кириллу и Мефодию. Слайд № 18. Именно они во второй половине 10 века разработали азбуку и перевели на старославянский язык самые важные греческие книги. 24 мая ежегодно все славянские народы отмечают День славянской письменности. Учитель литературы Вот такой большой путь прошло человечество, прежде чем научилось писать. И теперь каждый грамотный человек может сам, когда только захочет, написать письмо. Учитель истории. Помните: письмо – фотография души. Слайд № 19. Учитель литературы . Письма бывают разные: деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету. Слайд № 20. Учитель истории. -А одинаковая ли информация будет содержаться в этих письмах? Просмотр фрагмента мультфильма «Трое из Простоквашина». Учитель истории. -Хотели бы ваши родные, друзья или вы получить такое письмо? - 3 - Обучение написанию письма. 1. Зачин. 2. Основная часть. 3. Концовка. Слайд № 22 -Зачин обычно начинается с обращения к адресату. Учитель истории. А кто такой адресат? Ученик. Тот , кто получает письма. Слайд № 23. Учитель литературы. - Вспомните, какие знаки препинания ставятся при обращениях? -Каким словом обычно начинаем мы письма? (Здравствуйте) Слайд № 24 -Учтите, что в этом слове имеется непроизносимый согласный звук (в), который произносится в словах“здравие, здоровье”. -Обращаясь к кому-либо по имени или имени и отчеству, не забывайте о том, как пишутся имена, отчества . (С прописной буквы). Слайд № 25 -В основной части содержится та информация, которой вы хотите поделиться с адресатом. Слайд № 26. -Концовка обычно содержит формулу прощения, употребле6ния слов “До свидания”, “о встречи”, дату написания письма и вашу подпись. Учитель литературы. Упражнение « Собери письмо». У вас на столе лежит текст письма. Правильно оно написано? Работа с деформированным текстом. Работа с учебником. Анализ текста. Слайд Портрет О. Берггольц. Подведение итогов урока. Оценки за урок. Слайд № 29. Релаксация. |