Интегрированный урок русского языка и психологии «Подготовка к сочинению-рассуждению по материалам фильма И.Соснина "Урок экологии"»
Конспект открытого интегрированного урока
(психология + русский язык)
Авторы: Дергилёва Т.В., педагог-психолог и Хаакана Л.Д., учитель русского языка и литературы.
Класс: 10
Продолжительность: 2 урока
Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению на заданную тему по мотивам короткометражного фильма режиссёра И. Соснина «Урок экологии».
Цели:
1. Подготовка к сочинению-рассуждению на заданную тему по мотивам короткометражного фильма режиссёра И. Соснина «Урок экологии».
2. Умение формулировать главные мысли будущего сочинения.
Задачи:
Обучающие:
- формировать умение работать над сочинением по предложенному материалу;
- учить находить и формулировать проблемы, поднятие в фильме;
- продолжить работу над планом сочинения-рассуждения.
Развивающие:
- развивать умение высказывать свою позицию и находить аргументы, подтверждающие её.
Воспитательные:
- формировать экологическую грамотность обучающихся;
- формировать нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей;
- воспитывать любовь к художественному слову;
- рассмотреть психологические проблемы, которые ставит автор фильма.
Оборудование: компьютер, проектор, колонки, видеофильм режиссёра И. Соснина «Урок экологии» https://www.youtube.com/watch?v=CTWua2vsqWU ,
толковые и орфографические словари, алгоритмы написания сочинения-рассуждения, карточки с цитатами и заданиями для групп.
Ход занятия
1. Сообщение темы и цели урока. (СЛАЙД 1)
Учитель: (СЛАЙД 2)
- Сегодня я хочу начать наш урок словами поэта Н. Заболоцкого:
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на интегрированном уроке русского языка и психологии?
(Ответы обучающихся.)
- На уроке мы продолжим работу над подготовкой к сочинению-рассуждению. Тему сочинения мы определим после просмотра короткометражного фильма.
Введение в тему урока. (СЛАЙД 3)
Психолог:
- Фильм, который будет предложен вашему вниманию – это совместная работа кинокомпании Red Pepper Film и бренда «Дядя Ваня».
В 2017 году к авторам фильма обратился бренд «Дядя Ваня». Термин «брендированный контент» в то время только зарождался на российском рынке, однако компания решила рискнуть и снять не просто рекламный ролик, а полноценный короткометражный фильм, который затем стал частью стратегии продвижения новой кампании бренда «Время вернуться домой».
Так в сети появился первый совместный фильм «Гудбай, Америка».
Сотрудничество кинокомпании и бренда «Дядя Ваня» вылилось в пять короткометражных фильмов, которые позже были объединены в полнометражный киноальманах «Иваны, помнящие родство».
Заинтересованность зрителей позволила продлить съёмки на второй сезон.
Первый цикл был посвящён искренним историям обычных людей, во втором сезоне создатели киноальманаха решили выйти на поле социальных проблем, которые затрагивают наше общество.
Сегодня вашему вниманию мы предлагаем короткометражный фильм режиссёра Ивана Соснина «Урок экологии».
Саундтреком фильма стала песня группы «Кино» под названием «Закрой за мной дверь, я ухожу».
- Но прежде чем мы приступим к просмотру фильма, давайте дадим определение, что же такое экология?
(Ответы обучающихся.)
- Обратимся к Толковым словарям. (СЛАЙД 4)
Эколо́гия (рус. дореф. ойкологія) (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания.
В последние годы мы очень часто слышим слово «экология»: экология почвы, экология воды, экология воздуха... Но экология – это не только чистый воздух, чистые водоемы, чистая земля вокруг, это – чистые и уважительные отношения между людьми, это чистота внутри самого человека. Экология природы, экология культуры, экология души – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности.
Вынести определение СЛАЙД 5
- Какое определении вам кажется наиболее полным и правильным?
( Ответы детей).
Задания группам. СЛАЙД 6 + КАРТОЧКИ
Учитель:
- На уроке вы будете работать в группах. У вас на столах лежат необходимые материалы.
Каждая группа перед просмотром фильма получит задание. Ваша задача внимательно смотреть фильм и помнить о задании.
Итак,
1 группа – Обратить внимание на поведение главного героя на работе и в жизни.
Указать конкретные действия главного героя.
2 группа – Проанализировать общение героя с окружающими людьми: коллегами, учениками и другими.
Найти слова, фразы, подтверждающие ваши наблюдения.
3 группа – Коллеги … (фразы, поведение, реакция на …).
Как повлиял главный герой на своих коллег?
4 группа – Жизненные принципы главного героя.
Найти ключевые фразы, отображающие эти принципы.
5 группа – Какие проблемы, обозначенные режиссёром фильма И. Сосниным, вы увидели?
Выберите из предложенных цитат одну, которая показывает суть определённой проблемы.
- Задайте вопрос, если что-то непонятно.
Просмотр фильма. (18 минут)
Работа в группах.
- На выполнение задания - 5 минут.
( Обучающиеся фиксируют результаты в индивидуальных бланках, распределяют роли в группах (выступающие, дополняющие).
Анализ содержания фильма. Выступление представителей групп.
1 группа – Обратить внимание на поведение главного героя (на работе и в жизни). (СЛАЙД 7)
Сортирует мусор, убирает рекламный мусор из почтовых ящиков, поливает цветы, ездит на работу на велосипеде, увлечён своей работой. Противник пластиковых стаканчиков. Собственный пример. Проведение открытых уроков в парке. Требование у застройщиков показать разрешение на строительство торгового центра.
2 группа – Проанализировать общение героя с окружающими людьми: коллегами, учениками и другими. (СЛАЙД 8)
«Ждёте, когда за вас всё сделают. Подъезды вам отремонтируют. Деревья посадят. За вами приберут. Никто ничего не сделает, пока мы сами не начнём. И природу за нас никто беречь не будет».
«С себя надо начинать, коллеги!»
«Прицелься и попади куда надо».
«… выпилите на уроках труда деревянные кружки».
«У вас есть разрешение на строительство? Покажите план строительства».
«Скажите честно, а я для вас уважаемый человек? Почему моё мнение вы уважаете меньше, чем мнения других людей?»
3 группа – Коллеги … (фразы, поведение, реакция на …).
(СЛАЙД 9)
Как повлиял главный герой на своих коллег?
«Иван Борисович – катастрофа какая-то!»
«Он наше личное пространство оккупировал! Сапоги ставить негде!»
«Нас пугает ваша излишняя активность в вопросе экологии».
Родители жалуются: «Дети вместо того, чтобы уроки учить, мусор сортируют».
«Город у нас маленький, места у нас мало. Зачем нам всё это? Это пусть ТАМ занимаются!»
«Всё равно всё сгребут».
«Скорей бы Алла Павловна вернулась!»
«Строят его уважаемые люди!»
«Ставите под сомнение честь школы?»
«Давайте ещё одну уборщицу наймём».
Изменение мнения и поведения коллег в конце фильма.
4 группа – Жизненные принципы главного героя. (СЛАЙД 10)
Собственный пример. Начни с себя!
Бережное отношение к природе.
«Я хочу и детей учить и перед самим собой честным оставаться».
Психолог:
- Что значит быть честным?
Честность — это одна из основных человеческих добродетелей, моральное качество, которое отражает одно из важнейших требований нравственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется...
Уметь признавать свои ошибки, мерить поступки других той же мерой что и свои собственные.
Составление логической цепочки:
Честность – Доверие – Уважение – Дружба – Любовь
5 группа – Какие проблемы, обозначенные режиссёром фильма И. Сосниным, вы увидели? (СЛАЙД 11)
- Раздельный сбор мусора и экологичная утилизация.
- Вырубка городского парка под застройку торгового центра.
- Непринятие всего нового. Нежелание выходить из «зоны комфорта».
- Неумение/нежелание брать ответственность на себя.
- Наличие гражданской позиции. Умение отстаивать собственные убеждения.
- Недопустимое стремление улучшить жизнь за счёт кого-то.
Соотнесение цитат и проблем.
Психолог:
- Почему для продвижения новой кампании бренда авторы выбрали название «Время вернуться домой»?
(Ответы обучающихся).
- Работа над сбором материала для сочинения закончилась. В результате вы должны были заполнить бланки информацией, необходимой для сочинения-рассуждения.
Работа над сочинением-рассуждением.
Учитель: (СЛАЙД 12)
- Какой тип речи вы будете использовать при написании сочинения?
- Давайте вспомним алгоритм написания сочинения-рассуждения.
(СЛАЙД 13)
- Может ли название фильма стать темой сочинения?
- Каждой группе необходимо выбрать одну из обозначенных проблем. Прокомментировать её (является ли она актуальной, в чём её актуальность, как она касается всех нас, ваши предложения по решению этой проблемы).
- Предлагаем каждой группе коллективно поработать над сочинением тезисно на черновиках. Представить работу группы через 7- 8 минут.
Зачитать что получилось.
Подведение итога.
Учитель:
- При подготовке к уроку у меня родились такие строки:
Очистим экологию души,
И экология Земли сама воспрянет.
А равнодушие, безнравственная мысль
Последствием своим планету ранят.
Чтобы в душе настала благодать,
От каждого нужна такая малость:
Любить людей, природу охранять,
Дарить своё тепло, улыбку, радость.
Давайте будем мудрыми, друзья!
От чистых помыслов планета станет чище.
Быть равнодушным скептиком нельзя,
Бездействие рождает пепелище…
Задание на дом.
- Написать сочинение-рассуждение по выбранной проблеме.