12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
vfhbyf32

5 класс

Урок русского языка

Автор: Пономарёва Марина Геннадьевна

Тема: Из истории почтового письма

Цель: Познакомить обучающихся с историей почтового письма

Ход урока:

Актуализация знаний:

В век интернета, технологий современных

Мы по-другому стали мыслить, жить, любить,

Утратив ценностей так много неизменных –

О них и будем мы сегодня говорить.

Одна из ценностей, утраченных с годами –

Письмо. Наверно, вы удивлены?

Но мы давно не радуемся с вами

Посланиям с далёкой стороны.

Мы чаще эсэмэски посылаем,

И с электронкой мы давно уже «на ты»,

Но как при этом много мы теряем

Внимания, тепла и доброты.

А на общении не надо экономить –

Пусть стайки писем прилетают в каждый дом!

Ну, а сейчас, друзья, хочу вас познакомить,

С тем, как же время потрудилось над письмом.

Новый материал:

Письмо сначала было, в общем-то, предметным.

Могло послание такое содержать

Лягушку, птицу, мышь! Как быть с ответом?

И как же трудно это всё истолковать!

У древних инков, что в Перу когда-то жили,

Письмо, представьте, было даже узловым!

Умение узлы вязать хранили,

Его вверяли лишь преемникам своим!

Или ещё пример письма ацтеков смелых:

У них рисуночными были письмена.

Там, получив рисунок: лук и стрелы,

Не сомневались: им объявлена война!

Но годы шли, всё постепенно изменялось,

Пройдя в развитии своём нелёгкий путь,

Письмо словесным стало, и казалось:

Оно уж не изменится ничуть!

Ну а сейчас я познакомлю вас, ребята,

Как шло развитие почтового письма:

Гонцы носили письма, и когда-то

Служила им почтовая сума.

Гонцы тогда носили письма пешей почтой,

Была им плата в месяц – рубль пятьдесят.

Письмо в суме – доставить надо срочно,

И вот уж не идут они – летят!

Потом из пешей наша почта конной стала.

В ямских дворах гонцы меняли лошадей.

Проехал тридцать вёрст – долой усталость,

Сменил лошадок – и опять вперёд, скорей!

Коснулись почты и петровские реформы:

Пётр ввёл почтовые конторы на Руси,

Одел почтмейстеров он в новенькую форму,

Затем госслужащими их провозгласил.

Почтовых троек вереницы полетели,

Ямщицкой песни слышен голос удалой.

Везут послания во все Руси пределы,

И колокольчик «Дар Валдая» под дугой!

Ещё письмо – отдельный жанр литературы,

Эпистолярным он зовётся с давних пор.

Есть переписки – достояние культуры –

Людей великих в письмах разговор.

Писали письма Достоевский, Сумароков,

А Пушкин – в письмах неоконченный роман.

В тех письмах – опыт, прошлого уроки

И мудрости безбрежной океан!

Ну а сейчас вам рассказать хочу о плане,

О том, как адрес правильно писать,

Чтоб в никуда, как бедный Жуков Ваня,

Вам письма никогда не посылать.

Сначала надо обратиться к адресату

С приветствием, а после изложить

Что хочешь написать. Поставить дату

И, кстати, подписаться не забыть!

Кому письмо – напишем в правой нижней части,

А от кого – напротив, в верхнем уголке,

Шесть цифр – индекс – тоже важно, кстати!

И вот уже конверт подписанный в руке.

Есть письма личные, их пишут людям близким,

В них – наши чувства: радость, боль, любовь.

Храним годами мы такие переписки,

Бывает, даже перечитываем вновь.

Есть письма деловые, те – построже,

В них точность, убедительность нужна.

Мы в письмах деловых уже не можем

Использовать смешные имена.

Служебных писем много видов разных:

Письмо-запрос, ещё – письмо-ответ,

Письмо-напоминанье о заказе

И приглашение – на форум иль фуршет.

Ну что, ребята, подведём теперь итоги:

Письмо – одно из средств связи основных,

И видов писем в нашей жизни очень много:

Бумажных, электронных, звуковых.

Домашнее задание:

А в качестве домашнего заданья

Я вам хочу, ребята, предложить

Составить другу личное посланье

И всё, что вы узнали, не забыть!

Рефлексия:

Пишите письма, выражайте ваши чувства,

Ведь письма – это зеркало души!

Не забывайте это древнее искусство,

На эсэмэски променять их поспешив!

И может, много лет спустя, потомки,

Когда архивы наши станут разбирать,

Прочтут с душой написанные строки,

И это им поможет нас понять!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.