Интегрированный урок «Бериллий, магний и щелочноземельные металлы. Их роль в живых организмах»
Тема урока: бериллий, магний и щелочноземельные металлы. Их роль в живых организмах.
Коржова Римма Петровна
учитель химии и биологии МБОУ «Южненская СОШ», Ики-Бурульского района.
Цели:
1) Образовательная: дать общую характеристику металлов главной подгруппы II группы. Рассмотреть основные физические и химические свойства этих элементов, их роль в живых организмах. Совершенствовать умения обучающихся пользоваться Периодической системой химических элементов и электронной теорией при обосновании физических и химических свойств простых и сложных веществ.
Совершенствовать умения составления уравнений химических реакций.
2) Воспитательная: Продолжить формирование мировоззрения о химико-биологической составляющей естественно–научной картины мира на примере щелочноземельных металлов, воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества. Воспитывать позитивное отношение к учению, прививать любовь к предмету, создавать комфортные отношения между участниками.
3) Развивающая: Продолжить формирование устойчивого интереса к химической и биологической науке и практике, положительных мотивов учения, развивать логическое мышление и интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы), внимательность, самостоятельность при выполнении заданий.
Задачи:
Личностные: осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат.
Метапредметные: - регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия по ходу его реализации;
- познавательные: давать определение понятиям, осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи;
- коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве, работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.
Предметные: отрабатывать умения и навыки решения химических уравнений и задач; применять полученные знания на практике.
Оборудование и реактивы: Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. Москва – 2018, карточки с текстом, таблицы для заполнения, ПСХЭ Д. И. Менделеева, проектор, штатив с пробирками, стаканы, реактивы (вода дист., H2SO4, Ca, Mg, фенолфталеиновый).
Технологическая карта урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
1. Организационный момент. (2 — 4 мин) |
Приветствие «Хвалилка» (слайд 2), проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания обучающихся. |
Обучающиеся кладут правую руку себе на голову и произносят: «Ах, какой я молодец! Я сегодня все смогу! Если вдруг возникнет сложность, Мне мой друг всегда поможет!» Затем, кладут руку на голову соседу, гладят по голове и произносят: Ах, какой ты молодец! Ты сегодня сможешь все! Если будет тебе сложно, Помогу тебе я тоже!» Обучающиеся включаются в деловой ритм урока, настраиваются на позитивные эмоции. |
Личностные: умение осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: умение настроиться и настроить на позитивный лад, взаимопомощь и эффективное сотрудничество товарищей. |
2. Этап актуализации знаний и фиксирование затруднений в проблемном учебном действии (5 — 7 мин) |
Сегодня на нашем уроке мы познакомимся с типичными металлами – элементами главной подгруппы II группы (II А группы), их соединениями и их ролью в живых организмах.(слайд 3) - Скажите, о каких элементах пойдет речь? Перечислите их. - Что вы можете сказать об этих элементах, исходя из номера группы?
Что общего в электронном строении элементов 2А группы? А в чем разница? (слайд 4)
- Как будет изменяться радиус атомов в этой подгруппе сверху вниз?(слайд 5) - Как будут изменяться металлические, восстановительные свойства сверху вниз по этой подгруппе? - Какой из этих элементов будет обладать самыми металлическими свойствами? - Как вы думаете, чего вы еще пока не знаете об элементах 2А группы? (слайд 6) |
Отвечают на вопросы. Предположительные ответы обучающихся:
Бериллий, магний, кальций, стронций, барий, радий. Это элементы главной подгруппы II группы (II А группы), следовательно, на внешнем уровне у них по 2 электрона, которые они могут достаточно легко отдавать, проявляя при этом восстановительные свойства. Общее – в том, что у них одинаковое число электронов на внешнем ЭУ (2). А разница – в количестве энергетических уровней ( их количество увеличивается сверху вниз, с увеличением номера периода). Он будет увеличиваться, т.к. растет число энергетических уровней. Будут усиливаться, т.к. растет радиус атомов.
Радий.
Какими физическими и химическими свойствами они обладают. Какие соединения они образуют. Каково их значение в природе и живых организмах. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником (диалог). Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков. Личностные: самоопределение. |
3.Целеполагание и построение плана реализации поставленной цели (2 — 4 мин) |
- Вспомните и скажите мне, какое общее название у элементов главной подгруппы I группы? Почему они так называются? (слайд 7) - А как можно назвать элементы главной подгруппы II группы, исходя из следующей информации? (Д. И. Менделеев говорил, что «…они так названы потому, что в природе они встречаются в состоянии соединений, образующих нерастворимую массу земли, и сами, в виде оксидов имеют землистый вид…». А также они образуют щелочи, кроме бериллия и магния.(слайды 8,9) - Какова тема нашего сегодняшнего урока? (слайд 10)
- Какова будет цель нашего урока? (слайд 11)
|
Щелочные металлы.
Щелочноземельные металлы.
Бериллий, магний и щелочноземельные металлы. (записывают в тетрадь)
Формулируют цель урока: изучить физические, химические свойства бериллия, магния и щелочноземельных металлов, соединения, которые они образуют, их роль в живых организмах.
|
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование. Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Личностные: смыслообразование. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.
|
4. Этап реализации плана по достижению цели и его презентация (14 — 16 мин) |
Рассмотрим физические свойства щелочноземельных металлов. - Как вы думаете, какими физическими свойствами будут обладать щелочноземельные металлы?( слайд 12) Щелочноземельные металлы – серебристо-белые, твёрдые вещества. По сравнению со щелочными металлами обладают более высокими t°пл. и t°кип., большей твердостью. Ве – светло-серый, хрупкий, но очень твердый материал и способен оставлять царапины на стекле; твердость других элементов подгруппы уменьшается, и барий по твердости близок к свинцу. Mg – относительно мягкий, пластичный, ковкий. Ca – твердый, пластичный. Sr – ковкий. Предлагается рассмотреть выданные образцы кальция и магния.[3]
- Что обусловливает физические свойства металлов? (слайд 13)
- Что обусловливает химические свойства металлов? - Как вы думаете, с какими веществами будут реагировать щелочноземельные металлы?
- Рассмотрим химические свойства элементов главной подгруппы II группы: (слайд 14) 1. Взаимодействие с неметаллами. (Предположите, какой это будет тип реакции? Какие соединения будут образовываться?) - с кислородом (демонстрация опыта: горение магния) Запишите соответствующее уравнение реакции. Назовите продукт реакции. -c галогенами: Запишите уравнение реакции кальция с хлором. Назовите продукт реакции. -c серой: Запишите уравнение реакции кальция с серой. Назовите продукт реакции. -с азотом: Запишите уравнение реакции магния с азотом. Назовите продукт реакции. -с водородом: Запишите уравнение реакции кальция с водородом. Назовите продукт реакции. 2. Взаимодействие с водой: - бериллий с водой не взаимодействует. -кальций взаимодействует с водой. (демонстрация опыта: взаимодействие кальция с водой) Запишите уравнение реакции. -как вы думаете, магний будет взаимодействовать с водой? При каких условиях? - Будут ли элементы главной подгруппы II группы взаимодействовать с кислотами? Докажите это на примере магния. (вызывается один ученик для демонстрации реакции) (слайд 15) Запишите уравнение реакции. - Магний и кальций способны восстанавливать редкие металлы (ниобий, тантал, молибден, вольфрам, титан) из их оксидов. Такие способы получения металлов называют магниетермией и кальциетермией.[3] Запишите уравнение реакции взаимодействия магния с оксидом титана (IV) Запишите уравнение реакции кальция с оксидом ванадия (V). -Как вы думаете, где в природе можно встретить щелочноземельные металлы в чистом виде? -У вас на столах лежат листочки с текстом. Сейчас я буду показывать вам картинку, а вы, пользуясь текстом, будете рассказывать, где встречается и используется данное соединение. (слайды 16, 17) -Какие из элементов главной подгруппы II группы входят в состав клеток и тканей живых организмов? - Вспомните классификацию химических элементов по содержанию их в живых организмах.[5] (слайд 18) Давайте определим, к какой из этих групп относятся изученные сегодня элементы и какую роль играют эти элементы в живых организмах. Перед вами листочки с текстом «Элементы 2А группы в живых организмах». Используя данный текст, заполните таблицу и отчитайтесь о проделанной работе. (Текст лучше дать заранее, чтобы обучающиеся быстрее ориентировались). |
Предполагают: металлический блеск, мягкость (по аналогии с щелочными), невысокая плотность.
Физические свойства металлов обусловливает строение атома и металлической кристаллической решетки. Наличие двух электронов на внешнем ЭУ. Предполагают: с водой, кислотами, кислородом и др.
Это будут реакции соединения, будут образовываться бинарные соединения.
2Mg + O2 = 2MgO – оксид магния
Ca + Cl2 = CaCl2 – хлорид кальция
Ca + S = CaS – сульфид кальция
3Mg + N2 = Mg3N2 – нитрид магния
Ca + H2 = CaH2 – гидрид кальция
Са + 2Н2О = Са(ОН)2+Н2 Будет. С горячей водой. Mg + 2H2O = Mg(OH)2 + H2
Да, при этом металл будет вытеснять водород.
Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2
2Mg + TiO2 = 2MgO + Ti
5Ca + V2O5 = 5CaO + 2V
Нигде, ввиду своей высокой химической активности.
Предполагают: кальций, магний.
Работа в парах (каждой паре достается по 2 элемента). Работают с текстом, заполняют таблицу. Озвучивают результаты. |
Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Личностные: смыслообразование. Коммуникативные: планирование и разрешение конфликтов |
5. Этап первичного закрепления новых знаний (4 — 5 мин) |
Задание 1. Согласны ли вы что: (слайд 19) 1)Бериллий, магний и все щелочноземельные металлы при нагревании взаимодействуют с неметаллами? 2) Бериллий взаимодействует с водой только при нагревании? 3)кальций не взаимодействует с водой, этому препятствует защитная пленка на поверхности? 4) Радий относится к макроэлементам? 5)MgSO4 используется при производстве кирпича, стекла, цемента? 6)Стронций способен замещать кальций в костной ткани, что приводит к деформации суставов и задержке роста? 7) Дефицит бария вызывает тяжелые расстройства нервной системы? Задание 2. Упр. 2, стр. 106. Ответьте на вопрос :Вспомните из курса анатомии, что такое гемофилия. Почему гемофиликам вводят при кровотечениях раствор хлорида кальция? [3](слайд 20) |
Да
Нет
Нет
Нет
Да
Да
Нет
Гемофилия – это наследственное заболевание, характеризующееся несвертываемостью крови. Потому что ионы кальция участвуют в свертываемости крови. |
Познавательные: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные: Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности Личностные: смыслообразование. |
6. Этап самостоятельной работы по образцу (5 — 7 мин) |
№ 1, стр. 106. Решите задачу. Массовая доля костей человека составляет 20% от общей массы организма. На долю фосфата кальция, входящего в состав костей, приходится также 20% от массы костей. Зная свой вес, рассчитайте, сколько кг фосфата кальция содержится в вашем организме? Сколько кг кальция содержится в нем?[3]
|
Решают самостоятельно задачу. |
Регулятивные: самоконтроль, самооценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. |
7. Этап включения полученных знаний в систему уже имеющихся (3 — 5 мин) |
Что изучили сегодня на уроке?
Где мы сможем применить полученные знания?
Чью работу на уроке вы бы отметили?
Как оцените свою работу?
Оценить отдельных обучающихся.
Обобщающее слово учителя.
|
Отвечают на вопросы: Физические, химические свойства бериллия, магния и щелочноземельных металлов, соединения, которые они образуют, их роль в живых организмах.
В повседневной жизни, при выборе продуктов питания. При выборе соответствующей профессии: металлург, строитель, химик, врач и т.д. |
. Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль, самооценка, самоанализ. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: самоопределение. |
8. Этап рефлексии учебной деятельности и постановка домашнего задания (2 — 5 мин) |
Учащиеся после обсуждения всего, что происходило на уроке, выполняют рефлексивный тест, который не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят напротив него знак «+». (слайд 22) Рефлексивный тест. Я узнал(а) много нового. Мне это пригодится в жизни. На уроке было над, чем подумать. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы. На уроке я поработал(а) добросовестно. Я, прошу, чтобы подняли руки те учащиеся, кто поставил пять плюсов, затем те, у кого четыре и три плюса. Это именно те оценки, которые вы поставили мне за урок. Домашнее задание: § 15, № 3 (стр. 106), № 5 (стр. 107). (Слайд 23). Продолжить заполнение таблиц.
|
Выполняют тест, поднимают руки, улыбаются.
Записывают домашнее задание.
|
Познавательные: умение структуризировать знания, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: самоопределение
|
Приложения:
Бериллий – встречается в природе в виде минералов: берилла, хризоберилла и их разновидностей: изумруда, аквамарина, александрита – известных как драгоценные камни. Бериллий и его растворимые в воде соединения высокотоксичны (ядовиты). Даже ничтожно малая примесь его в воздухе приводит к тяжёлым заболеваниям. Он находит широкое применение в технике. Добавленный к меди он сильно повышает её твёрдость, прочность, химическую стойкость, делает похожей на сталь. Основной потребитель бериллия – атомная энергетика. Потребность в нём с каждым годом растёт.
Магний был впервые получен Деви в 1808 году из белой магнезии (магнезит MqCO3) – минерала, найденного близ греческого города Магнезия. По названию минерала и дали название простому веществу и химическому элементу. Сульфат магния (одна из распространённых солей магния) называют ещё горькой солью – она придаёт морской воде горьковатый вкус. Данная соль магния используется в качестве слабительного средства. Сплавы с магнием прочнее, твёрже, легко полируются, обрабатываются и их используют в автомобильной промышленности, авиационной, ракетной технике.
Кальций занимает пятое место по распространённости. Так же впервые получен Деви в 1808 году. Название элемента происходит от латинского слова «кальс», что значит, «известь, мягкий камень». Встречается в виде кальцита (кальцит образует залежи мела, мрамора, известняка), а также в виде минерала гипса, представляющего собой кристаллогидрат. Используется в строительстве, в медицине для наложения гипсовых повязок, для получения слепков. Также кальций содержится в костях и зубах человека.
Стронций встречается реже в виде минерала целестина, что с латинского означает «небесный» - сульфат стронция, образован розово-красными, бледно-голубыми кристаллами. Своё название он (стронций) получил от названия шотландской деревни Стронциан, близ которой в конце XVIII века найден редкий минерал стронцианит SrCO3.
|
Бериллий является весьма токсичным ультрамикроэлементом. Его выполняемая роль в организме человека изучена пока не достаточно хорошо. Однако уже известно, что он принимает участие в фосфорно-кальциевом обмене и в микродозах необходим для поддержания иммунитета организма. Потребность человеческого организма в бериллии достоверно не установлена. Достаточно много бериллия содержится в томатах и зелени. Медицинские исследования нехватки в организме бериллия не проводились, поскольку гораздо чаще медикам приходится сталкиваться с отравлением бериллием, который относится к высокоопасным веществам.
Основными возможными проявлениями избытка бериллия являются:
поражения легочной ткани (саркоидоз и фиброз);
при контактах с кожей соединений бериллия: эритема, экзема, дерматоз;
бериллиоз (бериллиевая или химическая пневмония);
литейная лихорадка (раздражение слизистых оболочек дыхательных путей и глаз);
эрозии слизистых оболочек ЖКТ;
развитие аутоиммунных процессов;
нарушений функций сердца;
нарушение функций печени;
онкологические заболевания.
Магний. Содержание магния в растениях составляет в среднем 0,07% (по массе). Он участвует в грандиозной работе – аккумуляции солнечной энергии в процессе фотосинтеза, являясь центральным атомом в молекуле хлорофилла. В организме животного содержится примерно 0,03–0,07% магния (по массе), он входит в состав костей и зубов, содержится в печени, крови, нервной ткани и мозге, участвует в белковом и углеводном обмене. При весе человека 70 кг в организме содержится 19–20 г магния. Он оказывает антисептическое и сосудорасширяющее действие, понижает артериальное давление и содержание холестерина в крови, усиливает процессы торможения в коре головного мозга, успокаивающе действует на нервную систему, играет важную роль в активизации защитных сил организма в борьбе против рака. Магний укрепляет иммунную систему, обладает антиаритмическим действием, способствует восстановлению сил после физических нагрузок. При недостатке Мg повышается предрасположенность к инфарктам. Это показали опыты венгерских ученых, проведенные в XX в. на животных. Одним собакам давали пищу, богатую солями магния, другим – бедную. К концу эксперимента те собаки, в рационе которых было мало магния, «заработали» инфаркт миокарда. Источники: продукты растительного происхождения: фрукты, орехи (миндаль, арахис, грецкий орех), овощи (помидоры, картофель, тыква, фасоль, салат-латук), мята, цикорий, оливки, петрушка, цельное зерно пшеницы, овса, гречихи; ржаной хлеб, пшено, отруби. Продукты животного происхождения: печень, яичный желток. При суточной норме 400 мг для мужчин и 300 мг для женщин избыток магния в организме за счет употребления естественных продуктов получить невозможно [1].
Кальций. Содержание кальция в растениях составляет в среднем 0,3% (по массе). Входит в состав клеточных стенок и межклеточного вещества высших и низших растений. Кальций используется как строительное вещество для срединной пластинки, а также является компонентом «внешнего скелета» водорослей; увеличивает прочность растительных тканей и способствует повышению выносливости растений. В организме животного в среднем от 1,9% до 2,5% кальция (по массе). Кальций – это материал для постройки костных скелетов. Карбонат кальция CaCO3 входит в состав кораллов, раковин моллюсков, панцирей морских ежей и скелетов микроорганизмов. В организме человека 98–99% кальция содержится в костях скелета, которые выполняют функцию «депо» кальция; ионы кальция присутствуют во всех тканях и жидкостях организма. Кальций необходим для процессов кроветворения и свертывания крови, для регуляции работы сердца, мышечного сокращения, обмена веществ, уменьшения проницаемости сосудов, для нормального роста костей (скелет, зубы). Недостаток кальция приводит к остеопорозу, нарушениям в опорно-двигательной, нервной системах, недостаточной свертываемости крови. Источники: овощи и злаки: горох, чечевица, соя, бобы, фасоль, шпинат, морковь, репа, молодые листья одуванчиков, сельдерей, спаржа, капуста, свекла, картофель, огурцы, салат, лук, зерна пшеницы, хлеб ржаной, крупа овсяная. Фрукты и ягоды: яблоки, вишня, крыжовник, земляника, абрикосы, смородина, ежевика, апельсины, ананасы, персики, виноград. Миндаль. Кисломолочные продукты: творог, сметана, кефир. При избытке кальция у человека нет аппетита, возникают аритмия, нарушение работы сердечной мышцы и почек, общая слабость, раздражительность, тошнота, нередко сопровождающаяся рвотой.
Стронций – составная часть микроорганизмов и растений. Морские водоросли содержат 26–
140 мг% стронция (в сухом веществе), наземные растения – около 2,6. В оптимальных концентрациях он играет положительную роль в обмене веществ в растениях. Вместе с бором способствует росту корня. В малых дозах повышает содержание крахмала в клубнях картофеля. Среднее содержание стронция в организме животных составляет 0,01% (по массе). Стронций накапливается в костной ткани. В организме взрослого человека массой 70 кг содержится 320 мг стронция. Основное его количество (до 99%) накапливается в костях и зубах. Много стронция также в лимфатических узлах, легких, яичниках, печени и почках. Соли и другие соединения стронция относятся к малотоксичным веществам, однако при избытке стронция поражаются костная ткань, печень и мозг. Стронций как аналог кальция активно участвует в обмене веществ и вместе с кальцием откладывается в костной ткани. При избыточном поступлении стронция возникает так называемый стронциевый рахит, или уровская болезнь. Причина заболевания – вытеснение ионов кальция ионами стронция из костной ткани, в результате чего поражаются и деформируются суставы, происходит задержка роста и другие нарушения. Источники: Воздух. Продукты растительного происхождения: гречиха, картофель. Продукты животного происхождения: морепродукты [6].
Радий чрезвычайно токсичен. В организм животных и человека поступает с пищей, в которой он постоянно присутствует (пшеница, картофель, мясо), а также с питьевой водой. Радий относится к ультрамикроэлементам. Около 80% поступившего в организм радия (он близок по химическим свойствам Ca) накапливается в костной ткани. Содержание радия в организме человека зависит от района проживания и характера питания. Большие концентрации радия в организме вредно действуют на животных и человека, вызывая болезненные изменения в виде остеопороза, самопроизвольных переломов, злокачественных опухолей. Высокое содержание радия в почве заметно угнетает рост и развитие растений [2].
Бериллий, магний в живых организмах.
|
Классификация по содержанию в живых организмах. |
Роль в растительных организмах |
Роль в организме человека и животных. |
Источники. |
Нехватка. |
Избыток. |
Be |
|
|
|
|
|
|
Mg |
|
|
|
|
|
|
Кальций, стронций в живых организмах.
|
Классификация по содержанию в живых организмах. |
Роль в растительных организмах |
Роль в организме человека и животных. |
Источники. |
Нехватка. |
Избыток. |
Са |
|
|
|
|
|
|
Sr |
|
|
|
|
|
|
Барий, радий в живых организмах.
|
Классификация по содержанию в живых организмах. |
Роль в растительных организмах |
Роль в организме человека и животных. |
Источники. |
Нехватка. |
Избыток. |
Ba |
|
|
|
|
|
|
Ra |
|
|
|
|
|
|
Рефлексивный тест.
В случае согласия с утверждением поставьте напротив него знак «+».
Я узнал(а) много нового.
Мне это пригодится в жизни.
На уроке было над, чем подумать.
На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.
На уроке я поработал(а) добросовестно.
Рефлексивный тест.
В случае согласия с утверждением поставьте напротив него знак «+».
Я узнал(а) много нового.
Мне это пригодится в жизни.
На уроке было над, чем подумать.
На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.
На уроке я поработал(а) добросовестно.
Рефлексивный тест.
В случае согласия с утверждением поставьте напротив него знак «+».
Я узнал(а) много нового.
Мне это пригодится в жизни.
На уроке было над, чем подумать.
На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.
На уроке я поработал(а) добросовестно.
Список источников:
Болгова И. В., Шапошникова И. А., Фандо Р. А. «Таблица менделеева в живых организмах». Журнал «Биология» №13/2008.
Вернадский В. И. «О концентрации радия растительными организмами». Докл. АН СССР. Сер.А, 1930, №20. Радиоэкологические исследования в природных биогеоценозах, М. 1972.
Габриелян О. С. Химия 9 класс: учебник – 6-е издание, стереотип. – М. : Дрофа, 2018.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г.. Химия 9 класс: Настольная книга учителя – 2-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2003.
Каменский А. А. , Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология. 10 – 11 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений. – 9-е издание, стереотип. М.: Дрофа, 2013.
https://vseotravleniya.ru/himicheskie/metally/magniy.html