Интегрированный урок «Бериллий, магний и щелочноземельные металлы. Их роль в живых организмах»

0
0
Материал опубликован 17 November 2019

Тема урока: бериллий, магний и щелочноземельные металлы. Их роль в живых организмах.

Коржова Римма Петровна

учитель химии и биологии МБОУ «Южненская СОШ», Ики-Бурульского района.

Цели:

1) Образовательная: дать общую характеристику металлов главной подгруппы II группы. Рассмотреть основные физические и химические свойства этих элементов, их роль в живых организмах. Совершенствовать умения обучающихся пользоваться Периодической системой химических элементов и электронной теорией при обосновании физических и химических свойств простых и сложных веществ.

Совершенствовать умения составления уравнений химических реакций.

2) Воспитательная: Продолжить формирование мировоззрения о химико-биологической составляющей естественно–научной картины мира на примере щелочноземельных металлов, воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества. Воспитывать позитивное отношение к учению, прививать любовь к предмету, создавать комфортные отношения между участниками.

3) Развивающая: Продолжить формирование устойчивого интереса к химической и биологической науке и практике, положительных мотивов учения, развивать логическое мышление и интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы), внимательность, самостоятельность при выполнении заданий.

Задачи:

Личностные: осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат.

Метапредметные: - регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия по ходу его реализации;

- познавательные: давать определение понятиям, осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи;

- коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве, работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

Предметные: отрабатывать умения и навыки решения химических уравнений и задач; применять полученные знания на практике.

Оборудование и реактивы: Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. Москва – 2018, карточки с текстом, таблицы для заполнения, ПСХЭ Д. И. Менделеева, проектор, штатив с пробирками, стаканы, реактивы (вода дист., H2SO4, Ca, Mg, фенолфталеиновый).

 

Технологическая карта урока.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный момент.

(2 — 4 мин)

Приветствие «Хвалилка» (слайд 2), проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания обучающихся.

Обучающиеся кладут правую руку себе на голову и произносят:

«Ах, какой я молодец!

Я сегодня все смогу!

Если вдруг возникнет сложность,

Мне мой друг всегда поможет!»

Затем, кладут руку на голову соседу, гладят по голове и произносят:

Ах, какой ты молодец!

Ты сегодня сможешь все!

Если будет тебе сложно,

Помогу тебе я тоже!»

Обучающиеся включаются в деловой ритм урока, настраиваются на позитивные эмоции.

Личностные: умение осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные: умение настроиться и настроить на позитивный лад, взаимопомощь и эффективное сотрудничество товарищей.

2. Этап актуализации знаний и фиксирование затруднений в проблемном учебном действии

(5 — 7 мин)

Сегодня на нашем уроке мы познакомимся с типичными металлами – элементами главной подгруппы II группы (II А группы), их соединениями и их ролью в живых организмах.(слайд 3)

- Скажите, о каких элементах пойдет речь? Перечислите их.

- Что вы можете сказать об этих элементах, исходя из номера группы?

 

 

Что общего в электронном строении элементов 2А группы? А в чем разница? (слайд 4)

 

 

 

- Как будет изменяться радиус атомов в этой подгруппе сверху вниз?(слайд 5)

- Как будут изменяться металлические, восстановительные свойства сверху вниз по этой подгруппе?

- Какой из этих элементов будет обладать самыми металлическими свойствами?

- Как вы думаете, чего вы еще пока не знаете об элементах 2А группы? (слайд 6)

Отвечают на вопросы.

Предположительные ответы обучающихся:

 

 

Бериллий, магний, кальций, стронций, барий, радий.

Это элементы главной подгруппы II группы (II А группы), следовательно, на внешнем уровне у них по 2 электрона, которые они могут достаточно легко отдавать, проявляя при этом восстановительные свойства.

Общее – в том, что у них одинаковое число электронов на внешнем ЭУ (2). А разница – в количестве энергетических уровней ( их количество увеличивается сверху вниз, с увеличением номера периода).

Он будет увеличиваться, т.к. растет число энергетических уровней.

Будут усиливаться, т.к. растет радиус атомов.

 

Радий.

 

 

Какими физическими и химическими свойствами они обладают. Какие соединения они образуют. Каково их значение в природе и живых организмах.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником (диалог).

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

Личностные: самоопределение.

3.Целеполагание и построение плана реализации поставленной цели

(2 — 4 мин)

- Вспомните и скажите мне, какое общее название у элементов главной подгруппы I группы? Почему они так называются? (слайд 7)

- А как можно назвать элементы главной подгруппы II группы, исходя из следующей информации? (Д. И. Менделеев говорил, что «…они так названы потому, что в природе они встречаются в состоянии соединений, образующих нерастворимую массу земли, и сами, в виде оксидов имеют землистый вид…». А также они образуют щелочи, кроме бериллия и магния.(слайды 8,9)

- Какова тема нашего сегодняшнего урока? (слайд 10)

 

 

- Какова будет цель нашего урока? (слайд 11)

 

 

 

 

Щелочные металлы.

 

 

 

 

Щелочноземельные металлы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бериллий, магний и щелочноземельные металлы. (записывают в тетрадь)

 

Формулируют цель урока: изучить физические, химические свойства бериллия, магния и щелочноземельных металлов, соединения, которые они образуют, их роль в живых организмах.

 

 

 

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Личностные: смыслообразование.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Этап реализации плана по достижению цели и его презентация

(14 — 16 мин)

Рассмотрим физические свойства щелочноземельных металлов.

- Как вы думаете, какими физическими свойствами будут обладать щелочноземельные металлы?( слайд 12)

Щелочноземельные металлы – серебристо-белые, твёрдые вещества. По сравнению со щелочными металлами обладают более высокими t°пл. и t°кип., большей твердостью.

Ве – светло-серый, хрупкий, но очень твердый материал и способен оставлять царапины на стекле; твердость других элементов подгруппы уменьшается, и барий по твердости близок к свинцу.

Mg – относительно мягкий, пластичный, ковкий.

Ca – твердый, пластичный.

Sr – ковкий.

Предлагается рассмотреть выданные образцы кальция и магния.[3]

 

 

 

 

- Что обусловливает физические свойства металлов? (слайд 13)

 

 

- Что обусловливает химические свойства металлов?

- Как вы думаете, с какими веществами будут реагировать щелочноземельные металлы?

 

- Рассмотрим химические свойства элементов главной подгруппы II группы: (слайд 14)

1. Взаимодействие с неметаллами. (Предположите, какой это будет тип реакции? Какие соединения будут образовываться?)

- с кислородом (демонстрация опыта: горение магния)

Запишите соответствующее уравнение реакции. Назовите продукт реакции.

-c галогенами:

Запишите уравнение реакции кальция с хлором. Назовите продукт реакции.

-c серой:

Запишите уравнение реакции кальция с серой. Назовите продукт реакции.

-с азотом:

Запишите уравнение реакции магния с азотом. Назовите продукт реакции.

-с водородом:

Запишите уравнение реакции кальция с водородом. Назовите продукт реакции.

2. Взаимодействие с водой:

- бериллий с водой не взаимодействует.

-кальций взаимодействует с водой. (демонстрация опыта: взаимодействие кальция с водой)

Запишите уравнение реакции.

-как вы думаете, магний будет взаимодействовать с водой? При каких условиях?

- Будут ли элементы главной подгруппы II группы взаимодействовать с кислотами?

Докажите это на примере магния.

(вызывается один ученик для демонстрации реакции) (слайд 15)

Запишите уравнение реакции.

- Магний и кальций способны восстанавливать редкие металлы (ниобий, тантал, молибден, вольфрам, титан) из их оксидов. Такие способы получения металлов называют магниетермией и кальциетермией.[3]

Запишите уравнение реакции взаимодействия магния с оксидом титана (IV)

Запишите уравнение реакции кальция с оксидом ванадия (V).

-Как вы думаете, где в природе можно встретить щелочноземельные металлы в чистом виде?

-У вас на столах лежат листочки с текстом. Сейчас я буду показывать вам картинку, а вы, пользуясь текстом, будете рассказывать, где встречается и используется данное соединение. (слайды 16, 17)

-Какие из элементов главной подгруппы II группы входят в состав клеток и тканей живых организмов?

- Вспомните классификацию химических элементов по содержанию их в живых организмах.[5] (слайд 18)

Давайте определим, к какой из этих групп относятся изученные сегодня элементы и какую роль играют эти элементы в живых организмах. Перед вами листочки с текстом «Элементы 2А группы в живых организмах». Используя данный текст, заполните таблицу и отчитайтесь о проделанной работе. (Текст лучше дать заранее, чтобы обучающиеся быстрее ориентировались).

Предполагают: металлический блеск, мягкость (по аналогии с щелочными), невысокая плотность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физические свойства металлов обусловливает строение атома и металлической кристаллической решетки.

Наличие двух электронов на внешнем ЭУ.

Предполагают: с водой, кислотами, кислородом и др.

 

 

 

 

 

 

Это будут реакции соединения, будут образовываться бинарные соединения.

 

2Mg + O2 = 2MgO – оксид магния

 

 

 

 

 

Ca + Cl2 = CaCl2 – хлорид кальция

 

 

 

Ca + S = CaS – сульфид кальция

 

 

 

3Mg + N2 = Mg3N2 – нитрид магния

 

 

Ca + H2 = CaH2гидрид кальция

 

 

 

 

 

 

 

 

Са + 2Н2О = Са(ОН)22

Будет. С горячей водой.

Mg + 2H2O = Mg(OH)2 + H2

 

Да, при этом металл будет вытеснять водород.

 

 

 

 

 

Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2

 

 

 

 

 

 

 

 

2Mg + TiO2 = 2MgO + Ti

 

 

5Ca + V2O5 = 5CaO + 2V

 

Нигде, ввиду своей высокой химической активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагают: кальций, магний.

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах (каждой паре достается по 2 элемента). Работают с текстом, заполняют таблицу. Озвучивают результаты.

Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Личностные: смыслообразование.

Коммуникативные: планирование и разрешение конфликтов

5. Этап первичного закрепления новых знаний

(4 — 5 мин)

Задание 1. Согласны ли вы что: (слайд 19)

1)Бериллий, магний и все щелочноземельные металлы при нагревании взаимодействуют с неметаллами?

2) Бериллий взаимодействует с водой только при нагревании?

3)кальций не взаимодействует с водой, этому препятствует защитная пленка на поверхности?

4) Радий относится к макроэлементам?

5)MgSO4 используется при производстве кирпича, стекла, цемента?

6)Стронций способен замещать кальций в костной ткани, что приводит к деформации суставов и задержке роста?

7) Дефицит бария вызывает тяжелые расстройства нервной системы?

Задание 2. Упр. 2, стр. 106. Ответьте на вопрос :Вспомните из курса анатомии, что такое гемофилия. Почему гемофиликам вводят при кровотечениях раствор хлорида кальция? [3](слайд 20)

 

 

Да

 

 

 

Нет

 

Нет

 

 

 

Нет

 

Да

 

 

Да

 

 

 

Нет

 

 

Гемофилия – это наследственное заболевание, характеризующееся несвертываемостью крови. Потому что ионы кальция участвуют в свертываемости крови.

Познавательные: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов.

Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.

Коммуникативные: Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности

Личностные: смыслообразование.

6. Этап самостоятельной работы по образцу

(5 — 7 мин)

1, стр. 106. Решите задачу.

Массовая доля костей человека составляет 20% от общей массы организма. На долю фосфата кальция, входящего в состав костей, приходится также 20% от массы костей. Зная свой вес, рассчитайте, сколько кг фосфата кальция содержится в вашем организме? Сколько кг кальция содержится в нем?[3]

 

Решают самостоятельно задачу.

Регулятивные: самоконтроль, самооценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

7. Этап включения полученных знаний в систему уже имеющихся

(3 — 5 мин)

Что изучили сегодня на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

Где мы сможем применить полученные знания?

 

 

Чью работу на уроке вы бы отметили?

 

Как оцените свою работу?

 

Оценить отдельных обучающихся.

 

Обобщающее слово учителя.

 

 

Отвечают на вопросы:

Физические, химические свойства бериллия, магния и щелочноземельных металлов, соединения, которые они образуют, их роль в живых организмах.

 

В повседневной жизни, при выборе продуктов питания. При выборе соответствующей профессии: металлург, строитель, химик, врач и т.д.

. Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль, самооценка, самоанализ.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: самоопределение.

8. Этап рефлексии учебной деятельности и постановка домашнего задания

(2 — 5 мин)

Учащиеся после обсуждения всего, что происходило на уроке, выполняют рефлексивный тест, который не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят напротив него знак «+». (слайд 22)

Рефлексивный тест.

Я узнал(а) много нового.

Мне это пригодится в жизни.

На уроке было над, чем подумать.

На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.

На уроке я поработал(а) добросовестно.

Я, прошу, чтобы подняли руки те учащиеся, кто поставил пять плюсов, затем те, у кого четыре и три плюса. Это именно те оценки,

которые вы поставили мне за урок.

Домашнее задание: § 15, № 3 (стр. 106), № 5 (стр. 107). (Слайд 23). Продолжить заполнение таблиц.

 

 

 

Выполняют тест, поднимают руки, улыбаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание.

 

Познавательные: умение структуризировать знания, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: самоопределение

 

 

 

 

Приложения:

 

Бериллий – встречается в природе в виде минералов: берилла, хризоберилла и их разновидностей: изумруда, аквамарина, александрита – известных как драгоценные камни. Бериллий и его растворимые в воде соединения высокотоксичны (ядовиты). Даже ничтожно малая примесь его в воздухе приводит к тяжёлым заболеваниям. Он находит широкое применение в технике. Добавленный к меди он сильно повышает её твёрдость, прочность, химическую стойкость, делает похожей на сталь. Основной потребитель бериллия – атомная энергетика. Потребность в нём с каждым годом растёт.

 

Магний был впервые получен Деви в 1808 году из белой магнезии (магнезит MqCO3) – минерала, найденного близ греческого города Магнезия. По названию минерала и дали название простому веществу и химическому элементу. Сульфат магния (одна из распространённых солей магния) называют ещё горькой солью – она придаёт морской воде горьковатый вкус. Данная соль магния используется в качестве слабительного средства. Сплавы с магнием прочнее, твёрже, легко полируются, обрабатываются и их используют в автомобильной промышленности, авиационной, ракетной технике.

 

Кальций занимает пятое место по распространённости. Так же впервые получен Деви в 1808 году. Название элемента происходит от латинского слова «кальс», что значит, «известь, мягкий камень». Встречается в виде кальцита (кальцит образует залежи мела, мрамора, известняка), а также в виде минерала гипса, представляющего собой кристаллогидрат. Используется в строительстве, в медицине для наложения гипсовых повязок, для получения слепков. Также кальций содержится в костях и зубах человека.

 

Стронций встречается реже в виде минерала целестина, что с латинского означает «небесный» - сульфат стронция, образован розово-красными, бледно-голубыми кристаллами. Своё название он (стронций) получил от названия шотландской деревни Стронциан, близ которой в конце XVIII века найден редкий минерал стронцианит SrCO3.


Барий встречается в виде барита BaSO4 («барис»- тяжёлый с латинского). Применяется для изготовления радиоламп, в кожевенном деле (для удаления шерсти), в сахарном производстве, для приготовления фотобумаги, выплавке специальных окон. BaSO4 благодаря нерастворимости и способности задерживать рентгеновские лучи применяется в рентгенодиагностике – баритовая каша [3,4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Бериллий является весьма токсичным ультрамикроэлементом. Его выполняемая роль в организме человека изучена пока не достаточно хорошо. Однако уже известно, что он принимает участие в фосфорно-кальциевом обмене и в микродозах необходим для поддержания иммунитета организма. Потребность человеческого организма в бериллии достоверно не установлена. Достаточно много бериллия содержится в томатах и зелени. Медицинские исследования нехватки в организме бериллия не проводились, поскольку гораздо чаще медикам приходится сталкиваться с отравлением бериллием, который относится к высокоопасным веществам.

Основными возможными проявлениями избытка бериллия являются:

поражения легочной ткани (саркоидоз и фиброз);

при контактах с кожей соединений бериллия: эритема, экзема, дерматоз;

бериллиоз (бериллиевая или химическая пневмония);

литейная лихорадка (раздражение слизистых оболочек дыхательных путей и глаз);

эрозии слизистых оболочек ЖКТ;

развитие аутоиммунных процессов;

нарушений функций сердца;

нарушение функций печени;

онкологические заболевания.

Магний. Содержание магния в растениях составляет в среднем 0,07% (по массе). Он участвует в грандиозной работе – аккумуляции солнечной энергии в процессе фотосинтеза, являясь центральным атомом в молекуле хлорофилла. В организме животного содержится примерно 0,03–0,07% магния (по массе), он входит в состав костей и зубов, содержится в печени, крови, нервной ткани и мозге, участвует в белковом и углеводном обмене. При весе человека 70 кг в организме содержится 19–20 г магния. Он оказывает антисептическое и сосудорасширяющее действие, понижает артериальное давление и содержание холестерина в крови, усиливает процессы торможения в коре головного мозга, успокаивающе действует на нервную систему, играет важную роль в активизации защитных сил организма в борьбе против рака. Магний укрепляет иммунную систему, обладает антиаритмическим действием, способствует восстановлению сил после физических нагрузок. При недостатке Мg повышается предрасположенность к инфарктам. Это показали опыты венгерских ученых, проведенные в XX в. на животных. Одним собакам давали пищу, богатую солями магния, другим – бедную. К концу эксперимента те собаки, в рационе которых было мало магния, «заработали» инфаркт миокарда. Источники: продукты растительного происхождения: фрукты, орехи (миндаль, арахис, грецкий орех), овощи (помидоры, картофель, тыква, фасоль, салат-латук), мята, цикорий, оливки, петрушка, цельное зерно пшеницы, овса, гречихи; ржаной хлеб, пшено, отруби. Продукты животного происхождения: печень, яичный желток. При суточной норме 400 мг для мужчин и 300 мг для женщин избыток магния в организме за счет употребления естественных продуктов получить невозможно [1].
Кальций. Содержание кальция в растениях составляет в среднем 0,3% (по массе). Входит в состав клеточных стенок и межклеточного вещества высших и низших растений. Кальций используется как строительное вещество для срединной пластинки, а также является компонентом «внешнего скелета» водорослей; увеличивает прочность растительных тканей и способствует повышению выносливости растений. В организме животного в среднем от 1,9% до 2,5% кальция (по массе). Кальций – это материал для постройки костных скелетов. Карбонат кальция CaCO3 входит в состав кораллов, раковин моллюсков, панцирей морских ежей и скелетов микроорганизмов. В организме человека 98–99% кальция содержится в костях скелета, которые выполняют функцию «депо» кальция; ионы кальция присутствуют во всех тканях и жидкостях организма. Кальций необходим для процессов кроветворения и свертывания крови, для регуляции работы сердца, мышечного сокращения, обмена веществ, уменьшения проницаемости сосудов, для нормального роста костей (скелет, зубы). Недостаток кальция приводит к остеопорозу, нарушениям в опорно-двигательной, нервной системах, недостаточной свертываемости крови. Источники: овощи и злаки: горох, чечевица, соя, бобы, фасоль, шпинат, морковь, репа, молодые листья одуванчиков, сельдерей, спаржа, капуста, свекла, картофель, огурцы, салат, лук, зерна пшеницы, хлеб ржаной, крупа овсяная. Фрукты и ягоды: яблоки, вишня, крыжовник, земляника, абрикосы, смородина, ежевика, апельсины, ананасы, персики, виноград. Миндаль. Кисломолочные продукты: творог, сметана, кефир. При избытке кальция у человека нет аппетита, возникают аритмия, нарушение работы сердечной мышцы и почек, общая слабость, раздражительность, тошнота, нередко сопровождающаяся рвотой.


Стронций – составная часть микроорганизмов и растений. Морские водоросли содержат 26–
140 мг% стронция (в сухом веществе), наземные растения – около 2,6. В оптимальных концентрациях он играет положительную роль в обмене веществ в растениях. Вместе с бором способствует росту корня. В малых дозах повышает содержание крахмала в клубнях картофеля. Среднее содержание стронция в организме животных составляет 0,01% (по массе). Стронций накапливается в костной ткани. В организме взрослого человека массой 70 кг содержится 320 мг стронция. Основное его количество (до 99%) накапливается в костях и зубах. Много стронция также в лимфатических узлах, легких, яичниках, печени и почках. Соли и другие соединения стронция относятся к малотоксичным веществам, однако при избытке стронция поражаются костная ткань, печень и мозг. Стронций как аналог кальция активно участвует в обмене веществ и вместе с кальцием откладывается в костной ткани. При избыточном поступлении стронция возникает так называемый стронциевый рахит, или уровская болезнь. Причина заболевания – вытеснение ионов кальция ионами стронция из костной ткани, в результате чего поражаются и деформируются суставы, происходит задержка роста и другие нарушения. Источники: Воздух. Продукты растительного происхождения: гречиха, картофель. Продукты животного происхождения: морепродукты [6].

Барий относится к токсичным микроэлементам и не входит в число эссенциальных (жизненно важных) или условно–эссенциальных микроэлементов. В организме человека оказывает выраженное влияние на гладкие мышцы: в малых концентрациях расслабляет их, в больших – вызывает сокращение. Суточная потребность организма человека в барии не установлена. Достоверные данные о клинических проявлениях, вызванных дефицитом бария, отсутствуют. Основные проявления избытка бария – мышечные спазмы, расстройства координации движений и мозговой деятельности, обильное слюноотделение, тошнота, рвота, колики, диарея, головокружение, шум в ушах, бледность кожных покровов, обильный холодный пот, слабость пульса, брадикардия, экстрасистолия. Пищевые источники бария: некоторые морские обитатели способны накапливать барий из окружающей воды. Некоторые растения (бразильский орех, соевые бобы, томаты) также способны накапливать барий из почвы [1].

 

Радий чрезвычайно токсичен. В организм животных и человека поступает с пищей, в которой он постоянно присутствует (пшеница, картофель, мясо), а также с питьевой водой. Радий относится к ультрамикроэлементам. Около 80% поступившего в организм радия (он близок по химическим свойствам Ca) накапливается в костной ткани. Содержание радия в организме человека зависит от района проживания и характера питания. Большие концентрации радия в организме вредно действуют на животных и человека, вызывая болезненные изменения в виде остеопороза, самопроизвольных переломов, злокачественных опухолей. Высокое содержание радия в почве заметно угнетает рост и развитие растений [2].

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Бериллий, магний в живых организмах.

 

Классификация по содержанию в живых организмах.

Роль в растительных организмах

Роль в организме человека и животных.

Источники.

Нехватка.

Избыток.

Be


 


 


 

 

 

 

 

 

 

Mg


 


 


 

 

 

 

 

 

 

Кальций, стронций в живых организмах.

 

Классификация по содержанию в живых организмах.

Роль в растительных организмах

Роль в организме человека и животных.

Источники.

Нехватка.

Избыток.

Са


 


 


 

 

 

 

 

 

 

Sr


 


 


 

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Барий, радий в живых организмах.

 

Классификация по содержанию в живых организмах.

Роль в растительных организмах

Роль в организме человека и животных.

Источники.

Нехватка.

Избыток.

Ba


 


 


 

 

 

 

 

 

 

Ra


 


 


 

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексивный тест.

В случае согласия с утверждением поставьте напротив него знак «+».

Я узнал(а) много нового.

Мне это пригодится в жизни.

На уроке было над, чем подумать.

На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.

На уроке я поработал(а) добросовестно.

 

 

Рефлексивный тест.

В случае согласия с утверждением поставьте напротив него знак «+».

Я узнал(а) много нового.

Мне это пригодится в жизни.

На уроке было над, чем подумать.

На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.

На уроке я поработал(а) добросовестно.

 

 

Рефлексивный тест.

В случае согласия с утверждением поставьте напротив него знак «+».

Я узнал(а) много нового.

Мне это пригодится в жизни.

На уроке было над, чем подумать.

На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.

На уроке я поработал(а) добросовестно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников:

Болгова И. В., Шапошникова И. А., Фандо Р. А. «Таблица менделеева в живых организмах». Журнал «Биология» №13/2008.

Вернадский В. И. «О концентрации радия растительными организмами». Докл. АН СССР. Сер.А, 1930, №20. Радиоэкологические исследования в природных биогеоценозах, М. 1972.

Габриелян О. С. Химия 9 класс: учебник – 6-е издание, стереотип. – М. : Дрофа, 2018.

Габриелян О. С., Остроумов И. Г.. Химия 9 класс: Настольная книга учителя – 2-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2003.

Каменский А. А. , Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология. 10 – 11 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений. – 9-е издание, стереотип. М.: Дрофа, 2013.

https://vseotravleniya.ru/himicheskie/metally/magniy.html
 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.