Урок-викторина по химии в 9 классе «Металлы и их соединения»
«Урок - викторина по теме: «Металлы и их соединения».
Эпиграф урока: “Чтобы победить - надо знать, уметь и думать”.
Цели урока:
1. В игровой форме обобщить полученные знания о металлах, их соединениях, физических и химических свойствах, способах получения.
2. Закрепить умения и навыки в составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства металлов; в решении экспериментальных и расчетных задач различного типа.
3. Привить интерес к химии.
Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Методы: урок-викторина с решением экспериментальных и расчетных задач.
I. Организационный момент.
Взаимное приветствие друг друга, проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих.
II. Вступительное слово учителя.
О чем пойдет речь сегодня на уроке?
О металлах. Сегодня у нас не просто урок, а урок-игра, в которой будут соревноваться четыре команды.
2. Деление класса на четыре команды (круги разных цветов)
3. Сообщение условий игры: команды будут соревноваться в 6 турах, право ответа есть у той команды, которая первой поднимет кружок определенного цвета, выкрики будут наказываться штрафными баллами.
cОтвет: Медь
Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока,
Бесстрашно в воздухе лечу;
Служу на кухне я без срока -
Мне все задачи по плечу.
Горжусь своим я именем:
Зовусь я ...
Ответ: Алюминий
Поташ, селитру, сильвинит,
какой металл объединит? (Калий)
Пахать и стоить, все он может, если ему уголек в том поможет.(Железо)
Металл зимой не прочен: чума здоровье точит. (Олово)
Металл красой своей пленил и первым в топку угодил. ( Медь)
Металл в солях – опора многих, а нас без них, не носят ноги. (Калий)
Ослепительным пламенем ярким,
Как звездочка, вспыхнув, горит.
Металл тот и белый, и легкий
В двенадцатой клетке стоит.
(Магний)
II. Заполни схему. Угадай элемент.(2 балла, по 0,5 за каждый) приложение 2
Эл. формула |
Ф-ла гидроксида |
Ф-ла оксида |
Название |
1.1s22s22p63s23p1 |
а. Me(OH)2 |
А.Me2O |
|
2.1s22s22p63s23p63d6 4s2 |
б MeOH- |
Б.Me2O3 |
|
3.1s22s22p63s2 |
в Me(OH)3 |
В. MeO |
|
4.1s22s22p63s1 |
III. Химические свойства металлов и их соединений(сколько правильных, столько и баллов: max- 4 балла) приложение 3
Задание для I группы: Осуществите цепочку превращений
Задание для II группы: Осуществите цепочку превращений
Задание для III группы: Осуществите цепочку превращений
Задание для IV группы: Осуществите цепочку превращений
IV. Вопросы (1 балл)
1.Как называются металлы 1 группы главной подгруппы? (щелочные).
2.Какой металл самый легкий? (литий).
3. Как называется сплав меди с оловом? (бронза).
4. Перечислите физические свойства, общие для всех металлов. (электро-, теплопроводность, металлический блеск, пластичность).
5. Как называется процесс восстановления металлов из их руды с помощью угля, угарного газа, водорода при нагревании? (пирометаллургия).
6. Назовите металлы, которые относятся к благородным металлам. (серебро, золото, платина).
7. Как называется разрушение металлов под воздействием внешней окружающей среды? (коррозия).
8. Рубины, сапфиры, корунд, глинозем – с химической точки зрения что это? (оксид алюминия).
9.Какой металл способен намагничиваться и размагничиваться? (железо).
10.Как получить гашеную известь из известняка? (известняк термически обработать, а затем добавить воды).
11.Как называется минерал, содержащий смешанный оксид железа II и III валентного. (магнезит или магнитный железняк).
12.Назовите процесс восстановления металлов из их растворов или расплавов под действием электрического тока. (электролиз).
13.Какой металл входит в состав белка гемоглобина, участвующего в переносе кислорода в организме человека? (железо).
V. Задача (3 балла) приложение 4
Задание для I группы: На гидроксид калия подействовали раствором, содержащим 31,5 г азотной кислоты. Какая масса соли образовалась?
Задание для II группы: Какую массу оксида кальция можно получить при обжиге 1 кг известняка, содержащего 8% примесей?
Задание для III группы: Для сжигания 9 г алюминия израсходовали 22 л воздуха, обогащенного кислородом. Рассчитайте объёмную долю (в %) кислорода в этом воздухе.
Задание для IV группы: Какую массу 20%-ного раствора серной кислоты необходимо взять для растворения в ней 8,4 г железа?
VI. Эксперимент. (2 балла)
Распознать предложенные вещества: гидроксид натрия, хлорид калия, хлорид бария, сульфат натрия. На время и правильность. На доске представители команд записывают соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
( №1 – хлорид бария, №2 – гидроксид натрия, в №3 – хлорид калия, №4 сульфат натрия).
Подведение итогов: подсчет баллов и выставление оценок.
Домашнее задание: Повторить главу «Металлы» к контрольной работе.
Приложение 1
Карточка группы
Ф И участника |
Загадки ( 1 балл) |
Угадай элемент (2 балла) |
Химические свойства металлов (8 баллов) |
Вопросы (1 балл) |
Задача (3 балла) |
Эксперимент (2 балла) |
итог |
Карточка группы
Ф И участника |
Загадки ( 1 балл) |
Угадай элемент (2 балла) |
Химические свойства металлов (8 баллов) |
Вопросы (1 балл) |
Задача (3 балла) |
Эксперимент (2 балла) |
итог |
Карточка группы
Ф И участника |
Загадки ( 1 балл) |
Угадай элемент (2 балла) |
Химические свойства металлов (8 баллов) |
Вопросы (1 балл) |
Задача (3 балла) |
Эксперимент (2 балла) |
итог |
Приложение 2
Эл. формула |
Ф-ла гидроксида |
Ф-ла оксида |
Название |
1.1s22s22p63s23p1 |
а. Me(OH)2 |
А.Me2O |
|
2.1s22s22p63s23p63d6 4s2 |
б MeOH- |
Б.Me2O3 |
|
3.1s22s22p63s2 |
в Me(OH)3 |
В. MeO |
|
4.1s22s22p63s1 |
Приложение 2
Эл. формула |
Ф-ла гидроксида |
Ф-ла оксида |
Название |
1.1s22s22p63s23p1 |
а. Me(OH)2 |
А.Me2O |
|
2.1s22s22p63s23p63d6 4s2 |
б MeOH- |
Б.Me2O3 |
|
3.1s22s22p63s2 |
в Me(OH)3 |
В. MeO |
|
4.1s22s22p63s1 |
Приложение 2
Эл. формула |
Ф-ла гидроксида |
Ф-ла оксида |
Название |
1.1s22s22p63s23p1 |
а. Me(OH)2 |
А.Me2O |
|
2.1s22s22p63s23p63d6 4s2 |
б MeOH- |
Б.Me2O3 |
|
3.1s22s22p63s2 |
в Me(OH)3 |
В. MeO |
|
4.1s22s22p63s1 |
Приложение 2
Эл. формула |
Ф-ла гидроксида |
Ф-ла оксида |
Название |
1.1s22s22p63s23p1 |
а. Me(OH)2 |
А.Me2O |
|
2.1s22s22p63s23p63d6 4s2 |
б MeOH- |
Б.Me2O3 |
|
3.1s22s22p63s2 |
в Me(OH)3 |
В. MeO |
|
4.1s22s22p63s1 |
Приложение 3
Химические свойства металлов и их соединений (сколько правильных, столько и баллов: max- 4 балла)
Задание для I группы: Осуществите цепочку превращений
Химические свойства металлов и их соединений (сколько правильных, столько и баллов: max- 4 балла)
Задание для II группы: Осуществите цепочку превращений
Химические свойства металлов и их соединений (сколько правильных, столько и баллов: max- 4 балла)
Задание для III группы: Осуществите цепочку превращений
Химические свойства металлов и их соединений (сколько правильных, столько и баллов: max- 4 балла)
Задание для IV группы: Осуществите цепочку превращений
Приложение 4
Задача (3 балла)
Задание для I группы: На гидроксид калия подействовали раствором, содержащим 31,5 г азотной кислоты. Какая масса соли образовалась?
Задание для II группы: Какую массу оксида кальция можно получить при обжиге 1 кг известняка, содержащего 8% примесей?
Задание для III группы: Для сжигания 9 г алюминия израсходовали 22 л воздуха, обогащенного кислородом. Рассчитайте объёмную долю (в %) кислорода в этом воздухе.
Задание для IV группы: Какую массу 20%-ного раствора серной кислоты необходимо взять для растворения в ней 8,4 г железа?