12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гамалицкая Елена596
Учитель химии, биологии. Высшая К/К. Стаж работы-20 лет.Участник и победитель муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов.
Россия, Ростовская обл., ст. Тацинская
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»

«Урок - викторина по теме: «Металлы и их соединения».

Эпиграф урока: “Чтобы победить - надо знать, уметь и думать”.

Цели урока:

1. В игровой форме обобщить полученные знания о металлах, их соединениях, физических и химических свойствах, способах получения.

2. Закрепить умения и навыки в составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства металлов; в решении экспериментальных и расчетных задач различного типа.

3. Привить интерес к химии.

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Методы: урок-викторина с решением экспериментальных и расчетных задач.

I. Организационный момент.

Взаимное приветствие друг друга, проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих.

II. Вступительное слово учителя.

О чем пойдет речь сегодня на уроке?

О металлах. Сегодня у нас не просто урок, а урок-игра, в которой будут соревноваться четыре команды.

2. Деление класса на четыре команды (круги разных цветов)

3. Сообщение условий игры: команды будут соревноваться в 6 турах, право ответа есть у той команды, которая первой поднимет кружок определенного цвета, выкрики будут наказываться штрафными баллами.

c

Ответ: Медь

Из глины я обыкновенной, 

Но я на редкость современный. 

Я не боюсь электротока, 

Бесстрашно в воздухе лечу; 

Служу на кухне я без срока - 

Мне все задачи по плечу. 

Горжусь своим я именем: 

Зовусь я ...

Ответ: Алюминий

Поташ, селитру, сильвинит,

какой металл объединит? (Калий)

Пахать и стоить, все он может, если ему уголек в том поможет.(Железо)

Металл зимой не прочен: чума здоровье точит. (Олово)

Металл красой своей пленил и первым в топку угодил. ( Медь)

Металл в солях – опора многих, а нас без них, не носят ноги. (Калий)

Ослепительным пламенем ярким,
Как звездочка, вспыхнув, горит.
Металл тот и белый, и легкий 
В двенадцатой клетке стоит.

(Магний)

II. Заполни схему. Угадай элемент.(2 балла, по 0,5 за каждый) приложение 2

Эл. формула

Ф-ла гидроксида

Ф-ла оксида

Название

1.1s22s22p63s23p1

а. Me(OH)2

А.Me2O

 

2.1s22s22p63s23p63d6 4s2

б MeOH-

Б.Me2O3

 

3.1s22s22p63s2

в Me(OH)3

В. MeO

 

4.1s22s22p63s1

     


 

III. Химические свойства металлов и их соединений(сколько правильных, столько и баллов: max- 4 балла) приложение 3

Задание для I группы: Осуществите цепочку превращений

Задание для II группы: Осуществите цепочку превращений

Задание для III группы: Осуществите цепочку превращений

Задание для IV группы: Осуществите цепочку превращений

IV. Вопросы (1 балл)

1.Как называются металлы 1 группы главной подгруппы? (щелочные).

2.Какой металл самый легкий? (литий).

3. Как называется сплав меди с оловом? (бронза).

4. Перечислите физические свойства, общие для всех металлов. (электро-, теплопроводность, металлический блеск, пластичность).

5. Как называется процесс восстановления металлов из их руды с помощью угля, угарного газа, водорода при нагревании? (пирометаллургия).

6. Назовите металлы, которые относятся к благородным металлам. (серебро, золото, платина).

7. Как называется разрушение металлов под воздействием внешней окружающей среды? (коррозия).

8. Рубины, сапфиры, корунд, глинозем – с химической точки зрения что это? (оксид алюминия).

9.Какой металл способен намагничиваться и размагничиваться? (железо).

10.Как получить гашеную известь из известняка? (известняк термически обработать, а затем добавить воды).

11.Как называется минерал, содержащий смешанный оксид железа II и III валентного. (магнезит или магнитный железняк).

12.Назовите процесс восстановления металлов из их растворов или расплавов под действием электрического тока. (электролиз).

13.Какой металл входит в состав белка гемоглобина, участвующего в переносе кислорода в организме человека? (железо).

V. Задача (3 балла) приложение 4

Задание для I группы: На гидроксид калия подействовали раствором, содержащим 31,5 г азотной кислоты. Какая масса соли образовалась?

Задание для II группы: Какую массу оксида кальция можно получить при обжиге 1 кг известняка, содержащего 8% примесей?

Задание для III группы: Для сжигания 9 г алюминия израсходовали 22 л воздуха, обогащенного кислородом. Рассчитайте объёмную долю (в %) кислорода в этом воздухе.

Задание для IV группы: Какую массу 20%-ного раствора серной кислоты необходимо взять для растворения в ней 8,4 г железа?

VI. Эксперимент. (2 балла)

Распознать предложенные вещества: гидроксид натрия, хлорид калия, хлорид бария, сульфат натрия. На время и правильность. На доске представители команд записывают соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

( №1 – хлорид бария, №2 – гидроксид натрия, в №3 – хлорид калия, №4 сульфат натрия).

Подведение итогов: подсчет баллов и выставление оценок.

Домашнее задание: Повторить главу «Металлы» к контрольной работе.

Приложение 1

Карточка группы

Ф И участника

Загадки

( 1 балл)

Угадай элемент

(2 балла)

Химические свойства металлов

(8 баллов)

Вопросы (1 балл)

Задача

(3 балла)

Эксперимент (2 балла)

             
             
             
             
             
             

итог

           

Карточка группы

Ф И участника

Загадки

( 1 балл)

Угадай элемент

(2 балла)

Химические свойства металлов

(8 баллов)

Вопросы (1 балл)

Задача

(3 балла)

Эксперимент (2 балла)

             
             
             
             
             
             

итог

           

Карточка группы

Ф И участника

Загадки

( 1 балл)

Угадай элемент

(2 балла)

Химические свойства металлов

(8 баллов)

Вопросы (1 балл)

Задача

(3 балла)

Эксперимент (2 балла)

             
             
             
             
             
             

итог

           

Приложение 2

Эл. формула

Ф-ла гидроксида

Ф-ла оксида

Название

1.1s22s22p63s23p1

а. Me(OH)2

А.Me2O

 

2.1s22s22p63s23p63d6 4s2

б MeOH-

Б.Me2O3

 

3.1s22s22p63s2

в Me(OH)3

В. MeO

 

4.1s22s22p63s1

     

Приложение 2

Эл. формула

Ф-ла гидроксида

Ф-ла оксида

Название

1.1s22s22p63s23p1

а. Me(OH)2

А.Me2O

 

2.1s22s22p63s23p63d6 4s2

б MeOH-

Б.Me2O3

 

3.1s22s22p63s2

в Me(OH)3

В. MeO

 

4.1s22s22p63s1

     

Приложение 2

Эл. формула

Ф-ла гидроксида

Ф-ла оксида

Название

1.1s22s22p63s23p1

а. Me(OH)2

А.Me2O

 

2.1s22s22p63s23p63d6 4s2

б MeOH-

Б.Me2O3

 

3.1s22s22p63s2

в Me(OH)3

В. MeO

 

4.1s22s22p63s1

     

Приложение 2

Эл. формула

Ф-ла гидроксида

Ф-ла оксида

Название

1.1s22s22p63s23p1

а. Me(OH)2

А.Me2O

 

2.1s22s22p63s23p63d6 4s2

б MeOH-

Б.Me2O3

 

3.1s22s22p63s2

в Me(OH)3

В. MeO

 

4.1s22s22p63s1

     

Приложение 3

Химические свойства металлов и их соединений (сколько правильных, столько и баллов: max- 4 балла)

Задание для I группы: Осуществите цепочку превращений


 

Химические свойства металлов и их соединений (сколько правильных, столько и баллов: max- 4 балла)
 

Задание для II группы: Осуществите цепочку превращений


 

Химические свойства металлов и их соединений (сколько правильных, столько и баллов: max- 4 балла)
 

Задание для III группы: Осуществите цепочку превращений

 

Химические свойства металлов и их соединений (сколько правильных, столько и баллов: max- 4 балла)

Задание для IV группы: Осуществите цепочку превращений

 

Приложение 4

Задача (3 балла)

Задание для I группы: На гидроксид калия подействовали раствором, содержащим 31,5 г азотной кислоты. Какая масса соли образовалась?

Задание для II группы: Какую массу оксида кальция можно получить при обжиге 1 кг известняка, содержащего 8% примесей?

Задание для III группы: Для сжигания 9 г алюминия израсходовали 22 л воздуха, обогащенного кислородом. Рассчитайте объёмную долю (в %) кислорода в этом воздухе.

Задание для IV группы: Какую массу 20%-ного раствора серной кислоты необходимо взять для растворения в ней 8,4 г железа?

Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.