12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Сергеевна245
С 2007 года года работаю в ГБОУ СО "Екатеринбургская школа-интернат "Эверест", где обучаются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Призёр областного конкурса "Образование без границ", 2019 год
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

 

презентация "Ярмарка сказочных задач"
PPT / 4.87 Мб

краткая запись к задаче о Красной Шапочке
DOCX / 131.03 Кб

Интегрированный урок

«Ярмарка сказочных задач»
 

Математика: "Задача, виды и типы задач";

Литературное чтение: УНТ, сказка, виды сказок.

Класс: 6 и 8

Учитель: Кочева Елена Владимировна, учитель математики;

Бачурина Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы.

 

Цель проекта:

показать взаимосвязь математики с другими науками, вовлекая обучающихся в междисциплинарное исследование, основанное на составлении задач со сказочным сюжетом.

Задачи урока:

обобщить и систематизировать математические знания о типах и видах задач, знания и умения по русскому языку и литературному чтению;

развить внимание к эстетическим ценностям, изучаемым в математике и литературе;

расширить математический и читательский кругозор учащихся;

воспитывать любознательность, чувство национальной гордости, патриотизм, любовь к художественному слову;

развить творческие способности обучающихся, путем вовлечения их в междисциплинарное исследование;

развивать умение аргументировать, доказывать, логически излагать свои мысли;

развивать познавательную активность и самостоятельность;

 

Тип урока: урок «открытия» нового.

Методы: слово учителя, беседа, выполнение упражнений.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Методическое обоснование: слово учителя, беседа, карточки с видами сказочных задач, творческая мастерская.

 

Структура урока.

Организационный момент.

Приветствие, создание мотивационного поля.

Целеполагание.

Актуализация знаний.

Формирование умений и навыков.

Физминутка.

Этап закрепления знаний и умений.

Домашнее задание.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Ход урока.

Организационный момент.

Приветствие, создание мотивационного поля.

- Здравствуйте! Мы снова собрались с Еленой Владимировной, чтобы вновь провести совместный урок.

- Только на этот раз математики и чтения!

- Мы очень рады видеть вас сегодня здесь! Давайте определим, с каким настроением вы пришли на урок! (дети показывают смайлики, которые лежат на партах).

- Как вы думаете, почему мы снова проводим совместный урок? (варианты учащихся).

III. Целеполагание.

- Эпиграфом к уроку мы взяли загадку:

Каждый любит с малых лет

Фантастический сюжет:

Принц-царевич всех спасает,

В небе самолет летает,

Смерть кощеева в яйце,

Кот болтает на крыльце,

Белка песенки поет,

Ступа бабушку везет.
Ну, нужна еще подсказка?

Догадались, это….(сказка)

- Вы любите сказки?

- А математику?

- А задачи? Давайте попробуем соединить сказку с математической задачей?

Математика и сказка…

Ну и чудеса!

Только вы не удивляйтесь,

Она везде нужна:

Ведь сказочным героям

Приходиться считать,

Приумножать богатства,

Кого-то разорять…

Сегодня с вами будем

Задачи составлять,

Лишь знания добудем

Как сказку претворять.

- Вы, наверное, уже догадались, что речь сегодня на уроке пойдет о задачах, но не совсем обычных, а о СКАЗОЧНЫХ задачах.

- Откройте тетради, запишите дату, классная работа и сформулируйте тему урока, запишите.

IV. Актуализация знаний.

- Сегодня мы подробно поговорим о математических задачах и их видах.

- И, несомненно, о сказках, их видах и типах. Для начала я вам предлагаю провести работу в команде.

- Дополните определение (на доске) сказка- это…

Сказка - это фольклорное эпическое произведение, созданное фантазией народа. 

- Какие типы сказок бывают?

Сказки еще делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уст в уста из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен. Рассмотрим каждый из типов отдельно.

- Какие основные виды сказок вы помните?

Каждый из нас согласится с тем, что в отдельный вид стоит выделить сказки о животных. Второй вид – волшебные сказки. И, наконец, существуют так называемые бытовые сказки. Все виды имеют свои особенности, которые становятся понятными путем сравнительного их анализа. Попробуем разобраться более подробно в каждом из них.

1. Сказки о животных также можно разделить на сказки с участием диких или домашних животных, предметов или объектов неживой природы.

2. Волшебные сказки. Основная характерная черта этого вида – волшебный, фантастический мир, в котором живут и действуют главные герои.

3. Бытовые сказки. Такие истории повествуют о событиях обычной жизни, освещая различные социальные проблемы и человеческие характеры. В них автор высмеивает негативные человеческие качества.

- А теперь давайте вспомним, что такое задача…

Текстовая задача – описание некоторой ситуации на естественном языке, с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами и определить вид этого отношения.
Любая текстовая задача состоит из двух частей – условия и требования (вопроса). В условии соблюдаются сведения об объектах и некоторые числовые данные объекта, об известных и неизвестных значениях между ними. Требования задачи – это указание того, что нужно найти. Оно выражено предложением в повелительной или вопросительной форме.

Классификация задач: 1) простая; 2) составная.

Части любой задачи: условие – вопрос – решение – ответ.

Формы записи содержания задачи:

1) краткая словесная запись условия; 2) чертёж; 3) схема; 4) рисунок; 5) таблица.

Опорные слова и арифметические действия при решении задач:

на… больше (+), на … меньше (-), всего (+), остаток (-) и т.д.

V. Формирование умений и навыков.

- Теперь вы вспомнили, что такое задача и что такое сказка.

- Попробуем соединить эти два совершенно разных понятия.

- А теперь, посмотрим фрагмент мультфильма

-Кто героиня мультика? Из какой сказки? А кто автор сказки? Охарактеризуйте сказку.

t1570289739aa.jpg

 

Просмотр отрывка из мультфильма «Красная Шапочка»

Задача про Красную шапочку.

 

t1570289739ab.png

Красная Шапочка несла любимой бабушке пирожки с капустой, яблоками и мясом. Больше всего было пирожков с капустой, а с мясом меньше, чем с яблоками. Сколько всего пирожков несла Красная Шапочка бабушке, если с капустой было 3 пирожка?

- А сейчас, пользуясь планом составления сказочных задач, докажем, что данная задача составлена верно. (фронтальная работа, работа с памяткой)

- Задача ли это?

- Сказочный ли сюжет?

- Связан ли сюжет задачи со сказочной жизнью выбранного героя?

- Соответствует ли содержание сказки смыслу математических действий задачи?

- На сколько правдоподобны числовые данные выбранной сказке?

Краткая запись к задаче о Красной Шапочке

    см. Приложение

Решение задачи:

По условию задачи пирожков с капустой было больше. Значит пирожков с яблоками, с мясом было меньше 3 штук: 2 пирожка и 1 пирожок. Пирожков с мясом было меньше, чем пирожков с яблоками. Значит, с мясом 1 пирожок, а с яблоками 2 пирожка. Требуется найти сколько было всего пирожков. Необходимо выполнить сложение.

3 шт. + 2 шт. + 1 шт. = 6 шт.

Ответ: всего Красная Шапочка несла бабушке 6 пирожков.

 

VI. Физминутка.

Сто грибов в лесу найдем (шаг на месте,

Обойдем полянку (поворот 360,

В кузовок мы не возьмем (выбрасываем из кузовка)

Бледную поганку.

Ели и осинки (раздвигаем ветки)

Всюду здесь стоят.

Соберем в корзинки (кладем в корзинки)

Много мы опят (хлопки).

 

VII. Этап закрепления знаний и умений.

(примеры задачи со сказочным сюжетом (ребята зачитывают уже составленные сказки).

Домашнее задание.

Опираясь на план, составить свою сказочную задачу.

Рефлексия.

- Поднимите смайлики настроения в конце урока, все ли вам было понятно.

Подведение итогов урока.

- Посмотрите в свои тетради, вспомните, о чес мы сегодня говорили?

- Чем отличается математическая задача от задачи со сказочным сюжетом?

- Чему вы научились?

- А для чего урок математики проводится совместно с уроком чтения?

- Захотелось ли вам побывать на похожих совместных уроках?

-Удачи в составлении своих сказочных задач!

Приложение 1.


Алгоритм составления сказочных задач.
DOCX / 30.39 Кб

«Ярмарка сказочных задач». Составьте сказочную задачу.

t1570289739ai.jpg

Выделите главных героев из сказки.

Определите их характерные признаки и действия.

Например, сказка «Колобок». Герои: бабушка, дедушка, Колобок, лиса, … Признаки: румяный, круглый, веселый и т.д. Действия: убежал, пел песни, встречал зверей и т.д.

Составьте сюжет задачи с выбранными героями, опираясь на вид задачи, опорные слова и придумайте вопрос, который можно начать со слов: «Сколько…», «Найти…», «На сколько…», «Во сколько…» и т.д.

Например, задача на нахождение суммы. «Добрый доктор Айболит дал бегемотам 8 шоколадок, а верблюжатам 5 шоколадок. Сколько всего шоколадок получили больные звери?»

Проверьте, связан ли ваш сюжет задачи со сказочной жизнью выбранного героя? Правдив ли он?

Например, скорость хромой Серой Шейки не может быть больше скорости зайца или доктор Айболит не измерял стороны прямоугольника, а лечил зверей.

Запишите свою сказочную задачу.

Нарисуйте или найдите картинку к задаче и оформите свою работу на отдельном белом листе. Можно воспользоваться помощью взрослых.

Предоставьте свою работу на выставку.

Сказочный сюжет в виде условия задачи определенного вида

(на примере сказки «Доктор Айболит»)

 

Виды задач

Арифметическое

действие

Образец задачи

1.

Задача на нахождение суммы

+

Айболит дал бегемотикам 46 шоколадок, а верблюжатам 32 шоколадки. Сколько всего шоколадок получили больные?

2.

Задача на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц

+/-

Айболит летел на орле 12 минут, а плыл на ките 7 минут больше (меньше). Сколько времени он плыл?

3.

Задача на нахождение неизвестного слагаемого

-

За день Айболит вылечил 25 зверят, из них 14 до обеда. Сколько зверят он вылечил после обеда?

4.

Задача на нахождение остатка

-

У Айболита было 9 литров гоголя-моголя, тигрята выпили 5 литров. Сколько литров гоголя-моголя осталось?

5.

Задача на нахождение уменьшаемого

+

Когда Айболит пробежал по лесу 4 км, ему осталось преодолеть еще 2 км. Чему равен весь путь?

6.

Задача на разностное (кратное) сравнение

- / :

В лесу под деревом Айболит вылечил 3 животных, а в Африке – 76 животных. На сколько больше животных (во сколько раз больше) он вылечил в Африке?

7.

Простая задача на умножение

 

*

Из-за 6 ёлок выбежало по 2 волка. Сколько всего волков выбежали на помощь Айболиту?

8.

Задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз

* / :

Зайка поблагодарил Айболита 5 раз, а зайчиха в 2 раза больше (меньше). Сколько раз поблагодарила зайчиха?

9.

Задача на деление по содержанию и на равные части

:

В телеграмме от Гиппоптама было 12 слов, на каждой строчке по 3 слова. Сколько строчек в телеграмме?

В телеграмме от гиппопотама было 12 слов, которые были написаны на 4 строчках. Сколько слов было в каждой строчке?

 

t1570289739aj.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.