Интегрированный урок по алгебре для 8 класса «Решение задач с физическим содержанием»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО АЛГЕБРЕ НА ТЕМУ:
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ФИЗИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ»
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА
В 8 КЛАССЕ НОСИНСКОГО
ФИЛИАЛА МБОУ АЛГАСОВСКОЙ
СОШ МОРШАНСКОГО РАЙОНА
УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ и ФИЗИКИ
САВИЩЕВА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА
НОСИНЫ – 2016
ЦЕЛИ УРОКА:
Формирование умения строить математическую модель некоторой физической ситуации;
Расширение круга задач, решаемых с помощью дробно-рациональных уравнений;
Развитие познавательного интереса обучающихся, умения работать с дополнительной литературой;
Воспитание самостоятельности и ответственности при подготовке к занятиям
ОБОРУДОВАНИЕ:
КОМПЬЮТЕР
Карточки с заданиями;
Таблицы с формулами;
Выставка книг.
ХОД УРОКА
Орг. Момент
Решение задач с помощью уравнений занимает большое место в математике. В 5 -6 классах вы познакомились с задачами, решение которых сводилось к линейным уравнениям, в 7 классе – к системам линейных уравнений. В 8 классе к квадратным уравнениям и дробно-рациональным уравнениям. Это более сложные задачи. Мы решали задачи, содержание которых отличается от обычных. Сегодня на уроке мы должны понять, что алгебраический метод решения задач универсален, с его помощью можно решать множество прикладных задач. Сравним 2 способа – алгебраический и с помощью физических формул.
Решение задач
Вам были даны задачи, которые надо решить 2 способами.
Задача 1.
Имеются 2 слитка из разных сплавов, каждый массой 720 г. Плотность 1 сплава на 1г/см3 меньше плотности 2 сплава. Найдите объем каждого слитка, если объем одного из них на 10 см3 больше объема другого.
РЕШЕНИЕ. 1 способ (алгебраический).
Пусть x см3 объем 2слитка, тогда (х + 10) см3 объем 1 слитка. 720/х г/см3 – плотность 2 слитка, 720/ (х + 10) г/см3 – плотность 1 слитка.
720/х – 720/(х + 10) =1 (решаем)
X1 = - 90 ( не удовлетворяет условию)
X2 = 80 (cм3) – объем 2 слитка,
80 + 10 = 90(см3) – объем 1 слитка.
Ответ: 80 см3, 90 см3.
2 способ ( с помощью физических формул).
ДАНО:
m1 = m2 = 720 г
p =1г/м3
V=-10с
V1-?,
V2-?
Решение:
V=v2-v1, p=p2-p1,
P1=m1/v1, p2=m2/v2,
V1= v2 +10
720/v1 – 720/(v2+10)=1 (получили уравнение, аналогичное решенному)
V2=80cм3, v1=90см3
Дополнительные вопросы
Почему p>0, v<0?
Найдите плотность каждого сплава, проверьте равенство p=1г/см3.
Какой способ решения вы бы предпочли? Почему?
Задача2.
К выпрямителю напряжением 22 В подключен реостат. Когда напряжение возросло на 10%, а сопротивление уменьшилось на 9 Ом, сила тока в цепи увеличилась на 1,1А. Найдите первоначальное сопротивление реостата.
Решение.
Способ 1. (алгебраический)
Пусть x Ом – первоначальное сопротивление, тогда (х – 9) Ом – сопротивление после возрастания напряжения, 22/х А – первоначальная ила тока, 24,2/(х-9) А – увеличенная сила тока при напряжении 22+0,1*22=24,2 В
По условию задачи сказано, что сила тока увеличилась на 1,1 А.
Составим уравнение:
24,2/(х-9) – 22/х=1,1
После преобразований получаем квадратное уравнение
Х2 -11х-180=0
Х1=-9 (не удовлетворяет условию задачи),
Х2=20 Ом.
Ответ: первоначальное сопротивление 20 Ом.
Способ 2. (физический)
Дано:
U1=22 B,
U=10% B,
R=-9Oм,
I=1,1A.
R1-?
Решение
R=R2-R1,
I=I2-I1 ,
U=U2-U1,
I1=U1/R1,
I2=U2/R2,
U2/R2 – U1/R1 =I,
U2=U+U1,
R2=R+R1,
(U+U1)/(R+R1) – U1/R1 = 1,1
Подставляем значения и получаем аналогичное уравнение, где R1 это х.
(22+2,2)/(R1-9) – 2,2/R1=1,1
Дополнительные вопросы
Найдите первоначальную силу тока и увеличенную. Проверьте равенство I = 1,1 А.
Почему при уменьшении сопротивления увеличилась сила тока?
Какой способ вы бы предпочли? (Ответы были однозначны: на алгебре – алгебраическим, на физике – физическим.)
Обобщение способов решения задач.
Итак, все-таки как важно уметь решать задачи, а также разобраться в условии пусть даже самой нестандартной задачи, с непривычным содержанием. При решении таких задач надо лишь перевести задачу с родного языка на язык алгебраический, ТО ЕСТЬ ПОСТРОИТЬ МАТЕМАТИЧЕСКУЮ МОДЕЛЬ.
Рассмотрим типичную задачу на движение.
Задача из учебника Ю. Н. Макарычева № 610. Задача похожа на эти задачи, но их физическое содержание богаче и разнообразнее.
Решите ее самостоятельно.
Вопрос . Что заметили? Ответ. Получились одинаковые уравнения.
Обсуждение задач, подобранных самостоятельно с решениями (на дискетах).
Итоги урока
В чем заключается универсальность алгебраического метода решения задач?
Круг задач, решаемых этим методом, очень широк, учебник не может показать всё разнообразие задач.
Познакомьтесь с предоставленной вам здесь литературой.