Урок русского языка с элементами исследования «Необычная буква» (3 класс)

6
1
Материал опубликован 4 August 2019

Автор: Кунаковская Ирина Дмитриевна

Должность: учитель начальных классов

Образовательное учреждение: 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

Кавказский район

Кропоткин

Класс: 3

УМК: Школа России

Учебная тема: «Словообразование»

Продолжительность урока – 40 минут

Тип урока – урок с элементами исследования

Тема урока: «Необычная буква»

 

Цель урока: научиться правильно писать слова с твердым знаком (ъ)

 

Задачи урока: 

 Формирование и развитие творческих способностей, развитие умения ставить проблемы и самостоятельно их решать, создание мотивов к обучению и самообразованию, формирование чувства индивидуальной ответственности за принятое решение, развитие коммуникативных умений и навыков, развитие методологических умений и навыков.

 

Образовательные:  создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой орфограммой; отработать навык правописания слов с разделительным ъ знаком коллективное создание алгоритма о правописании разделительного твердого знака; сформулировать правило по написанию разделительного твердого знака

Развивающие: • создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы; способствовать развитию орфографической зоркости; развивать умение работать в паре; развивать умение, память

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям

Целевое назначение урока: первичное усвоение новых знаний и способов учебных действий.

 Методы проведения урока: исследовательская деятельность учащихся, постановка проблемных вопросов, беседа с закреплением материала в ходе урока, самостоятельная работа учащихся под контролем учителя, подготовка к проектной деятельности.

 Планируемый результат: воспроизведение своими словами правила, составление алгоритма; выполнение действий по алгоритму.

 Представление о планируемых результатах:

 Личностные результаты учащихся: осознавать смысл изучения правописания разделительного твердого знака и успешного использования его в словах; понимать значимость правильного написания твердого знака; развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке

 

Метапредметные результаты:

 оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания; самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании твердого знака; уметь формулировать правило по написанию твердого знака

Предметные результаты: уметь правильно писать слова с разделительным твердым знаком

Оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация, учебник, электронное пособие «Игры и задачи», 1-4 классы,  задания и игры для начальной школы, предназначенные для электронной поддержки основных тем в начальной школе  Разработчик: Лутцева Е.А .,Рубин А.Г.

Презентация выполнена  с использованием  программы MimioStudio Блокнот, для создания  быстрого опроса использована программа MimioVote, результаты проведённого опроса сохранены  с помощью программы MimioStudio Журнал успеваемости.

Список использованной литературы:

1.       И.В.Клюхина. Сценарий занятий по изучению слов с непроверяемым написанием: 2-4 классы.-М.:ВАКО,2009

2.      Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М.Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001

3.      Лушина Е.А. Уроки – исследования// Начальная школа. 2001.№8. Безрукова В.С. все о современном уроке: проблемы и решения. - М.: «Сентябрь», 2004.

4.      Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в со временной школе. Воспитание: от формирования к развитию. - М.  - Ростов н/Д, 2000.

5.      Кульневич СВ., Лакоценина Т.П.  Совсем необычный урок: Прак тич. пособие. - Ростов н/Д: "Учитель", 2001.

 

Структура урока-исследования  включает несколько этапов:

- актуализация знаний;

- мотивация;

- создание проблемной ситуации;

- определение темы исследования;

- формулирование цели исследования;

- выдвижение гипотезы;

- проверка гипотезы;

- интерпретация полученных данных;

- вывод по результатам исследовательской работы;

- применение новых знаний в учебной деятельности;

- подведение итогов урока; - домашнее задание

 

 

I.Организационный момент       

II. Актуализация знаний

Цель: мотивировать учащихся на изучение темы.

Учитель.

- На уроке мы продолжим знакомиться с тайнами правописания слов русской речи. Сегодня вам, ребята, предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие.

Постарайтесь всё понять

И всё грамотно писать.

III. Постановка учебной задачи.

1.     Определение темы исследования.

- Сегодня мы с вами будем исследователями. Тема нашего урока «Необычная буква - подсказчик». И определить, что же это за буква поможет нам грамматическая сказка.

- Угадайте, о какой букве пойдёт речь на нашем уроке.

 

Грамматическая сказка.

Разделительные Ъ и Ь

  Давным-давно жили два друга Ъ и Ь. Жили они дружно, потому, что оба должны были разделять на письме согласные буквы от гласных. Но однажды друзья поссорились. Собрался Ъ в слово, а там уже Ь. В следующий раз Ъ занял место Ь. И, разругались старые знакомцы в пух и прах. Надоело на это смотреть королеве Орфографии.

И издала мудрая правительница указ: «Отныне Ъ будет стоять только на стыке приставки и корня после согласных перед буквами  Е, Ё, Ю,Я.

А Ь пусть займёт место перед буквами  Е, Ё, Ю, Я, И   в корне и перед окончаниями слов.»

Поблагодарили Ъ и Ь умную орфографию за то, что рассудила их. И стали жить опять в мире и согласии, потому что каждый стал занимать своё место.

 

Учитель.

- О каких буквах идёт речь в сказке? (ъ и ь)

-Какую функцию выполняют эти буквы? Почему они ссорились?

-Как рассудила их королева «Орфографии»?

- Какова тема нашего исследования?

 

2. Формулирование цели исследования.

Учитель.

-Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

( Узнать какова роль твердого знака?  Когда в словах нужно писать разделительный  ъ?)

 -Между какими частями основы слова пишется  разделительный твердый знак? В какой части слова пишется разделительный ь?

 

-Молодцы, ребята, вы, верно, определили тему и цель  нашего урока. Наша задача исследовать, когда нужно писать ъ в словах.

 

2.1. Заранее подготовленные дети инсценируют стихотворение:

«Спор букв»

 

-Не чересчур ли ты добряк?-

так знаку Ь промолвил Ъ знак.

-Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

-Кто б говорил, но ты б уж промолчал!-

знак  Ь твердому на это отвечал.

-Ты тверд и груб, как суковатый дуб

Давным-давно пора как букву ЯТЬ

Тебя из азбуки изъять…

-Друзья, Ваш разговор- никчемные слова-

услышав этот спор, сказала буква А.

-Вы оба хороши, достойны чести,

Когда стоите в нужном месте

 

2.2. Сопоставление Ъ и Ь знаков

Что общего?

Какие общие действия?

 

-В каких случаях пишется разделительный Ъ и Ь знаки?

- В чём трудность выполнения задания?

 -Докажи.

 

У под...езда дома пят...,

Об...явление опят...

“Мар...и, Дар...и и Тат...яны,

Ол...ги, Соф...и и Ул...яны!

На кон...ки пора встават...,

По л...ду скол...зкому гонят...!”

 

3.     Выдвижение гипотезы.

 

Ах ты, бедный твердый знак! Не звучишь у нас никак.

Что же делать, как же быть? Надо звук тебе добыть.

Сколько мучились, старались, но, ни с чем они остались.

Не звучит наш мягкий знак, не понять его никак.

 Коль не хочешь ты звучать,- значит, будешь разделять.

Стал он разделительным - нужным и общительным.

Очень нужен твердый знак! Без него нельзя никак!

Учитель.

-Какова роль твердого знака?  (Твёрдый знак не даёт звукам сливаться)

 - Между какими частями основы слова пишется разделительный твердый знак? (Между приставкой и корнем).

- Всегда ли между приставкой и корнем пишется разделительный твёрдый знак?

 

  3.1.  Определить пути решения проблемы

Учитель.

-Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.

Путь 1: взять готовый алгоритм

Путь 2: Выработать алгоритм работы над правильным написанием слов с разделительным ъ и ь знаком.

-Каким путём мы пойдём и почему?

(Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его).

-Хорошо! Итак, мы сами вырабатываем алгоритм

4.     Локализация проблемы исследовательско-проектной деятельности:  

Учитель.

 -Спишем и разберем слова по составу. А вы будьте внимательны. При выполнении этого задания мы откроем что-то важное.

Вы…езд,     пере…езд,    про…езд.

 Об…езд,   под…езд,       в…езд.

- Объясните значение слов. К какой группе слов можем отнести слова?

 

- Обозначьте задание к выполнению.

 

 

 - Как вы думаете, какую проблему вы будете

решать в ходе исследования?

- Какую букву нужно вставить и почему?

-Везде ли есть необходимость вставить букву?

 

4.1. Проверка гипотезы

-Сравните приставки в словах первой и второй строчек.

-Между какими частями основы пропущены буквы?

 - В какой части слова пропущены буквы?

 -На какую букву оканчиваются приставки: гласную или согласную?

- С какой буквы начинается корень слова? Что мы знаем об этой букве? ( Она йотированная, особенная)

-Что подсказывает нам твердый знак?

- Сформулируем вывод.

 

 Мы узнали только то, что Ъ разделительный пишется МЕЖДУ ПРИСТАВКОЙ (заканчивающейся на согласный) и КОРНЕМ (начинающийся на "хитрый" гласный = Е)

 

Учитель.

– Правильно, ребята. Именно Ъ знак позволяет этой хитрой гласной показывать 2 звука, первый из которых [j!]=[й!].

-Какие хитрые гласные вы ещё знает? (е,ю,я)

- А как же разделительный мягкий знак?

Разделительный Ь знак пишется либо в корне, либо после корня после согласного перед "хитрой" гласной и буквой И.

 

4.2. Интерпретация полученных данных
- Сделайте вывод о том, когда в словах пишется разделительный твердый знак.

-Что подсказывает нам разделительный твёрдый знак?

 

- Как мы будем работать с данной орфограммой? (составим алгоритм работы)

- Как вы считаете, с чего начнём составлять алгоритм? (Нужен ли твёрдый знак?)

- Дальше на что мы должны смотреть?

 

Учитель. -Для того, чтобы быть более уверенным в правильной постановке знака при письме, нужно сначала устно выделить корень и приставку (если она есть), а затем включать логику и выбирать Ъ или Ь. Или вообще ничего не вставлять.

Алгоритм получается следующего вида:

Нужен ли твёрдый знак?

Приставка оканчивается на согласный?

Корень начинается с гласных е, ё, ю, я?

 

-В каких случаях пишется разделительный Ъ и Ь знаки?

После коррекции, пояснения ответов, на доске

появляются схемы

Ъ –е                    Ъ  - е

          ё                              ё

    ю  я                      и  ю  я

Фронтально проговаривают, делают вывод

 

Учитель. -ЭТО САМЫЕ ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА, позволяющие определить выбор Ъ и Ь знаков. 

 

5.Динамическая пауза (2 мин.) 

 

6. Применение новых знаний в учебной деятельности. Работа с электронным пособием.

6.1. Задание №1 из образовательного комплекса «Игры и задачи». Раздел «Русский язык. Из чего состоит слово. Части слова. Ъ или Ь?» Где нужен разделительный Ь?

 

Твёрдый знак сказал с обидою:

- Это где ж такое видано?

Мягкий знак есть в правилах,

А я сижу, грущу.

Так учить не правильно!

Я не допущу!

Сам стихи я настрочу.

Сам с собой их разучу.

Ищи меня после приставки,

Ищи после согласной.

Меня туда поставили

 

Перед особой гласной.

Особенных четыре –

        Я, Е, Ё, и Ю.

Таких нет в целом мире

Я, Е, Ё и Ю.)

- Что о себе рассказал твёрдый знак?

Учитель.

-Очень простое "НЕВОЗМОЖНО":Разделительные Ь

 и Ъ знаки НИКОГДА не будут стоять между двумя

 гласными и двумя согласными!

 

6.2. Задание №2.  Найди ошибки. Исправь.

 Перепиши правильно.

-Обозначь  задание к выполнению.

 

Волк ужасно разярён,

Сесть ежа не может он

Еж, хотя он и седобен:

Для седенья неудобен:

Сежась, выставил иголки-

Обегорил злого волка. (В. Лунин)

 

Учитель.

-Подумайте, сколько ошибок пропущено в стихотворении?

-Какая буква пропущена?

-Что показывает нам твёрдый знак?

 

6.3. Задание № 3 из образовательного комплекса «Игры и задачи». Раздел «Русский язык. Из чего состоит слово. Части слова. Ъ или Ь?» Где нужен разделительный Ь?

- Попробуйте открыть две таинственные двери и прочитать народную мудрость. Для этого подберите по три ключа к каждой двери. Слово на его брелке поможет вам найти нужный ключ.

гос.ти

с.язвить

с.есть

волч.и

бур.ян

осен.ю

с.ёмка

доч.ка

 

Есть терпенье – будет и уменье.

 - Как вы понимаете эту народную мудрость?

Комментарии

Ирина Дмитриевна, спасибо за полезный материал. Вы представили подробный конспект, на уроке используются разные формы работы, интересные задания. Для себя отметила некоторые идеи.

4 August 2019