Урок русского языка с элементами исследования «Необычная буква» (3 класс)
Автор: Кунаковская Ирина Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Образовательное учреждение:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Кавказский район
Кропоткин
Класс: 3
УМК: Школа России
Учебная тема: «Словообразование»
Продолжительность урока – 40 минут
Тип урока – урок с элементами исследования
Тема урока: «Необычная буква»
Цель урока: научиться правильно писать слова с твердым знаком (ъ)
Задачи урока:
Формирование и развитие творческих способностей, развитие умения ставить проблемы и самостоятельно их решать, создание мотивов к обучению и самообразованию, формирование чувства индивидуальной ответственности за принятое решение, развитие коммуникативных умений и навыков, развитие методологических умений и навыков.
Образовательные: создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой орфограммой; отработать навык правописания слов с разделительным ъ знаком коллективное создание алгоритма о правописании разделительного твердого знака; сформулировать правило по написанию разделительного твердого знака
Развивающие: • создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы; способствовать развитию орфографической зоркости; развивать умение работать в паре; развивать умение, память
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям
Целевое назначение урока: первичное усвоение новых знаний и способов учебных действий.
Методы проведения урока: исследовательская деятельность учащихся, постановка проблемных вопросов, беседа с закреплением материала в ходе урока, самостоятельная работа учащихся под контролем учителя, подготовка к проектной деятельности.
Планируемый результат: воспроизведение своими словами правила, составление алгоритма; выполнение действий по алгоритму.
Представление о планируемых результатах:
Личностные результаты учащихся: осознавать смысл изучения правописания разделительного твердого знака и успешного использования его в словах; понимать значимость правильного написания твердого знака; развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке
Метапредметные результаты:
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания; самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании твердого знака; уметь формулировать правило по написанию твердого знака
Предметные результаты: уметь правильно писать слова с разделительным твердым знаком
Оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация, учебник, электронное пособие «Игры и задачи», 1-4 классы, задания и игры для начальной школы, предназначенные для электронной поддержки основных тем в начальной школе Разработчик: Лутцева Е.А .,Рубин А.Г.
Презентация выполнена с использованием программы MimioStudio Блокнот, для создания быстрого опроса использована программа MimioVote, результаты проведённого опроса сохранены с помощью программы MimioStudio Журнал успеваемости.
Список использованной литературы:
1. И.В.Клюхина. Сценарий занятий по изучению слов с непроверяемым написанием: 2-4 классы.-М.:ВАКО,2009
2. Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М.Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001
3. Лушина Е.А. Уроки – исследования// Начальная школа. 2001.№8. Безрукова В.С. все о современном уроке: проблемы и решения. - М.: «Сентябрь», 2004.
4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в со временной школе. Воспитание: от формирования к развитию. - М. - Ростов н/Д, 2000.
5. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Прак тич. пособие. - Ростов н/Д: "Учитель", 2001.
Структура урока-исследования включает несколько этапов:
- актуализация знаний;
- мотивация;
- создание проблемной ситуации;
- определение темы исследования;
- формулирование цели исследования;
- выдвижение гипотезы;
- проверка гипотезы;
- интерпретация полученных данных;
- вывод по результатам исследовательской работы;
- применение новых знаний в учебной деятельности;
- подведение итогов урока; - домашнее задание
I.Организационный момент
II. Актуализация знаний
Цель: мотивировать учащихся на изучение темы.
Учитель.
- На уроке мы продолжим знакомиться с тайнами правописания слов русской речи. Сегодня вам, ребята, предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие.
Постарайтесь всё понять
И всё грамотно писать.
III. Постановка учебной задачи.
1. Определение темы исследования.
- Сегодня мы с вами будем исследователями. Тема нашего урока «Необычная буква - подсказчик». И определить, что же это за буква поможет нам грамматическая сказка.
- Угадайте, о какой букве пойдёт речь на нашем уроке.
Грамматическая сказка.
Разделительные Ъ и Ь
Давным-давно жили два друга Ъ и Ь. Жили они дружно, потому, что оба должны были разделять на письме согласные буквы от гласных. Но однажды друзья поссорились. Собрался Ъ в слово, а там уже Ь. В следующий раз Ъ занял место Ь. И, разругались старые знакомцы в пух и прах. Надоело на это смотреть королеве Орфографии.
И издала мудрая правительница указ: «Отныне Ъ будет стоять только на стыке приставки и корня после согласных перед буквами Е, Ё, Ю,Я.
А Ь пусть займёт место перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И в корне и перед окончаниями слов.»
Поблагодарили Ъ и Ь умную орфографию за то, что рассудила их. И стали жить опять в мире и согласии, потому что каждый стал занимать своё место.
Учитель.
- О каких буквах идёт речь в сказке? (ъ и ь)
-Какую функцию выполняют эти буквы? Почему они ссорились?
-Как рассудила их королева «Орфографии»?
- Какова тема нашего исследования?
2. Формулирование цели исследования.
Учитель.
-Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
( Узнать какова роль твердого знака? Когда в словах нужно писать разделительный ъ?)
-Между какими частями основы слова пишется разделительный твердый знак? В какой части слова пишется разделительный ь?
-Молодцы, ребята, вы, верно, определили тему и цель нашего урока. Наша задача исследовать, когда нужно писать ъ в словах.
2.1. Заранее подготовленные дети инсценируют стихотворение:
«Спор букв»
-Не чересчур ли ты добряк?-
так знаку Ь промолвил Ъ знак.
-Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
-Кто б говорил, но ты б уж промолчал!-
знак Ь твердому на это отвечал.
-Ты тверд и груб, как суковатый дуб
Давным-давно пора как букву ЯТЬ
Тебя из азбуки изъять…
-Друзья, Ваш разговор- никчемные слова-
услышав этот спор, сказала буква А.
-Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте
2.2. Сопоставление Ъ и Ь знаков
Что общего?
Какие общие действия?
-В каких случаях пишется разделительный Ъ и Ь знаки?
- В чём трудность выполнения задания?
-Докажи.
У под...езда дома пят...,
Об...явление опят...
“Мар...и, Дар...и и Тат...яны,
Ол...ги, Соф...и и Ул...яны!
На кон...ки пора встават...,
По л...ду скол...зкому гонят...!”
3. Выдвижение гипотезы.
Ах ты, бедный твердый знак! Не звучишь у нас никак.
Что же делать, как же быть? Надо звук тебе добыть.
Сколько мучились, старались, но, ни с чем они остались.
Не звучит наш мягкий знак, не понять его никак.
Коль не хочешь ты звучать,- значит, будешь разделять.
Стал он разделительным - нужным и общительным.
Очень нужен твердый знак! Без него нельзя никак!
Учитель.
-Какова роль твердого знака? (Твёрдый знак не даёт звукам сливаться)
- Между какими частями основы слова пишется разделительный твердый знак? (Между приставкой и корнем).
- Всегда ли между приставкой и корнем пишется разделительный твёрдый знак?
3.1. Определить пути решения проблемы
Учитель.
-Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.
Путь 1: взять готовый алгоритм
Путь 2: Выработать алгоритм работы над правильным написанием слов с разделительным ъ и ь знаком.
-Каким путём мы пойдём и почему?
(Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его).
-Хорошо! Итак, мы сами вырабатываем алгоритм
4. Локализация проблемы исследовательско-проектной деятельности:
Учитель.
-Спишем и разберем слова по составу. А вы будьте внимательны. При выполнении этого задания мы откроем что-то важное.
Вы…езд, пере…езд, про…езд.
Об…езд, под…езд, в…езд.
- Объясните значение слов. К какой группе слов можем отнести слова?
- Обозначьте задание к выполнению.
- Как вы думаете, какую проблему вы будете
решать в ходе исследования?
- Какую букву нужно вставить и почему?
-Везде ли есть необходимость вставить букву?
4.1. Проверка гипотезы
-Сравните приставки в словах первой и второй строчек.
-Между какими частями основы пропущены буквы?
- В какой части слова пропущены буквы?
-На какую букву оканчиваются приставки: гласную или согласную?
- С какой буквы начинается корень слова? Что мы знаем об этой букве? ( Она йотированная, особенная)
-Что подсказывает нам твердый знак?
- Сформулируем вывод.
Мы узнали только то, что Ъ разделительный пишется МЕЖДУ ПРИСТАВКОЙ (заканчивающейся на согласный) и КОРНЕМ (начинающийся на "хитрый" гласный = Е)
Учитель.
– Правильно, ребята. Именно Ъ знак позволяет этой хитрой гласной показывать 2 звука, первый из которых [j!]=[й!].
-Какие хитрые гласные вы ещё знает? (е,ю,я)
- А как же разделительный мягкий знак?
Разделительный Ь знак пишется либо в корне, либо после корня после согласного перед "хитрой" гласной и буквой И.
4.2. Интерпретация полученных данных
- Сделайте вывод о том, когда в словах пишется разделительный твердый знак.
-Что подсказывает нам разделительный твёрдый знак?
- Как мы будем работать с данной орфограммой? (составим алгоритм работы)
- Как вы считаете, с чего начнём составлять алгоритм? (Нужен ли твёрдый знак?)
- Дальше на что мы должны смотреть?
Учитель. -Для того, чтобы быть более уверенным в правильной постановке знака при письме, нужно сначала устно выделить корень и приставку (если она есть), а затем включать логику и выбирать Ъ или Ь. Или вообще ничего не вставлять.
Алгоритм получается следующего вида:
Нужен ли твёрдый знак?
Приставка оканчивается на согласный?
Корень начинается с гласных е, ё, ю, я?
-В каких случаях пишется разделительный Ъ и Ь знаки?
После коррекции, пояснения ответов, на доске
появляются схемы
Ъ –е Ъ - е
ё ё
ю я и ю я
Фронтально проговаривают, делают вывод
Учитель. -ЭТО САМЫЕ ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА, позволяющие определить выбор Ъ и Ь знаков.
5.Динамическая пауза (2 мин.)
6. Применение новых знаний в учебной деятельности. Работа с электронным пособием.
6.1. Задание №1 из образовательного комплекса «Игры и задачи». Раздел «Русский язык. Из чего состоит слово. Части слова. Ъ или Ь?» Где нужен разделительный Ь?
Твёрдый знак сказал с обидою:
- Это где ж такое видано?
Мягкий знак есть в правилах,
А я сижу, грущу.
Так учить не правильно!
Я не допущу!
Сам стихи я настрочу.
Сам с собой их разучу.
Ищи меня после приставки,
Ищи после согласной.
Меня туда поставили
Перед особой гласной.
Особенных четыре –
Я, Е, Ё, и Ю.
Таких нет в целом мире
Я, Е, Ё и Ю.)
- Что о себе рассказал твёрдый знак?
Учитель.
-Очень простое "НЕВОЗМОЖНО":Разделительные Ь
и Ъ знаки НИКОГДА не будут стоять между двумя
гласными и двумя согласными!
6.2. Задание №2. Найди ошибки. Исправь.
Перепиши правильно.
-Обозначь задание к выполнению.
Волк ужасно разярён,
Сесть ежа не может он
Еж, хотя он и седобен:
Для седенья неудобен:
Сежась, выставил иголки-
Обегорил злого волка. (В. Лунин)
Учитель.
-Подумайте, сколько ошибок пропущено в стихотворении?
-Какая буква пропущена?
-Что показывает нам твёрдый знак?
6.3. Задание № 3 из образовательного комплекса «Игры и задачи». Раздел «Русский язык. Из чего состоит слово. Части слова. Ъ или Ь?» Где нужен разделительный Ь?
- Попробуйте открыть две таинственные двери и прочитать народную мудрость. Для этого подберите по три ключа к каждой двери. Слово на его брелке поможет вам найти нужный ключ.
с.язвить с.есть |
волч.и бур.ян |
осен.ю с.ёмка доч.ка |
Есть терпенье – будет и уменье.
- Как вы понимаете эту народную мудрость?
Голдина Лилия Вильевна