Интегрированное внеклассное мероприятие по химии и физике «Эрудит-2018»
Интегрированное внеклассное мероприятие по химии и физике
"Эрудит-2018" (слайд 1)
Катя: Добрый день, уважаемые конкурсанты – эрудиты, гости мероприятия!
Сегодня мы проведем интегрированное внеклассное мероприятие по химии и физике «Эрудит – 2018», целью которого является формирование и развитие познавательного интереса к данным дисциплинам (слайд 2).
Ход мероприятия
Расима: наше мероприятие пройдёт по 3-м законам игродинамики (слайд 3).
1 закон: наука+юмор=соnst (постоянная величина). Чем больше науки, тем меньше юмора, и наоборот.
2 закон: в замкнутой системе зала, когда игрок тянет время, зрителей тянет к выходу.
3 закон: силы взаимодействия сражающихся команд противоположны по направлению, но не равны по величине. Равнодействующая этих сил всегда направлена в сторону побеждающей команды.
Между собой соревнуются 2 команды. Конкурсы оцениваются по бальной системе. Первой отвечает, та команда, которая быстрее всего поднимает руку. Победители награждаются грамотами.
Катя: Оценивать мероприятие будет наше многоуважаемое жюри:
Алексеева А.Н
Арнст Н.А.
Галиакберова Р.И.
Насретдинов А.К.
Шаймухаметова А.М.
Переходим к Представлению команд (слайд 4).
Участникам каждой команды необходимо выбрать капитана команды и дать название команды.
Пока команды совещаются проведём игровую паузу со зрителями (учителя). (слайд 5). Каждый правильный ответ поощряется сладким призом.
Загадки (слайд 6).
Катя: Разглядев мой спектр в оконце,
Обнаружили меня на Солнце.
Я с благородными дружу -
В их семейство я вхожу. (Гелий)
Расима: Давно известно человеку:
Она тягуча и красна,
Еще по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она. (Медь)
(слайд 7)
Катя: Если в атом он попал -
То считай почти пропал:
Он с утра и до утра
Носится вокруг ядра. (Электрон)
Расима: Это чудо - минерал
В море вице - адмирал.
Главный повар в ресторане
И палач на свежей ране. (Поваренная соль).
Катя: Участники посовещались, слово предоставляется команде №1, …№2.
Расима: итак переходим к 1-му конкурсу “Разминка. Попробуй, догони”
Каждая команда поочередно отвечает на вопросы в течение 1 минуты. За каждый правильный ответ 1 балл. (Слайд 8).
(14 вопросов поочередно по 2 вопроса, начинаю я) (слайды 9-15).
Катя: Конкурс № 2. « Вовочкины вопросы» (Слайд 16).
Каждая команда поочередно отвечает на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл.
Расима: 1. Что мешает Вовочке, бегущему сломя голову по коридору и наткнувшегося на директора школы, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?
Ответ: Взаимное притяжение между молекулами.
2. В каких учениках быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных?
Ответ: В простуженных, так как температура тела выше. (слайд 17)
3. Отец Вовочки на родительском собрании: "Ну что ж поделаешь, Вовочке в одно ухо влетело, в другое вылетело... "Учитель физики со своего места: "Ошибаетесь, звук в …. не распространяется!" Где же звук не распространяется?
Ответ: В вакууме.
4. У каждого человека, как впрочем, у любого источника питания, всегда есть свои …. Что же такое есть?
Ответ: плюсы и минусы. (слайд 18)
Катя: следующий конкурс называется “Кот в мешке” (слайд 19)
Капитаны каждой команды вытягивают карточку с вопросом из “мешка”. Команда совместно с капитаном думает над ответом. За правильный ответ команде присуждается 5 баллов.
Вопрос 1.
(Соль)
Вопрос 2.
(Вода.)
Расима: Пока команды совещаются проведём игровую паузу со зрителями (слайд 20). Каждый правильный ответ поощряется сладким призом.
(Слайды 21-27)
Расима: Какая порода собаки получится из 16 кг и хвойного дерева?(пудель)
Катя: Какой химический элемент состоит из названий двух животных?
Расима: Заменив одну букву в названии химического элемента семейства актиноидов на другую, получите название летучей мыши с большими ушами. (ушан)
Катя: Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке – её употребляют как лекарство?
Расима: Почему у человека волосы, ресницы в морозный день покрываются инеем?
Катя: Отчего даже в пасмурные, но не дождливые дни трава, скошенная на лугу, высыхает быстрее чем трава, скошенная в лесу?
Расима: Почему в сильные морозы деревья трещат?
Катя: (слайд 28). Вернёмся к конкурсу «Кот в мешке». Слово предоставляется команде №1…№2.
Расима: Конкурс № 4. “Литературный”(слайд 29).
Катя: Переведите с химического языка общепринятое выражения: (по 1 баллу)
Не всё то аурум, что блестит. (слайд 30).
Белый как карбонат кальция. (слайд 31).
Слово – Аргентум, а молчание – ауром. (слайд 32).
С тех пор много оксида водорода утекло. (слайд 33).
Расима: О каких явлениях физических или химических идёт речь в литературных произведениях:
1. «Светает. В поле тишина.
Густой туман, как пелена
С посеребрённою каймой,
Клубится над Днепром – рекой»
М.Ю. Лермонтов (Физическое – влажность) (слайд 34).
2. Мой костёр в тумане светит:
Искры гаснут на лету…
(Я.П. Полонский «Песни цыганки»). (Химическое – горение, физическое - световое) (слайд 35).
3. «Татьяна пред окном стояла,
На стёкла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О и Е»
А. С. Пушкин (Физическое – конденсация) (слайд 36).
Катя: следующий конкурс «Галерея ученых» (слайд 37).
Команды с помощью подсказок отгадывают учёных. Балл получает та команда, которая отвечает первой. За каждую подсказку даётся от 1 до 3 баллов.
(слайд 38) – Ломоносов
Расима: (слайд 39) – Ньютон
(слайд 40) – Менделеев
Расима: (слайд 41) - Ампер
Расима: следующий Конкурс под названием “Тёмная лошадка” (слайд 42).
Катя:1. Каждой команде выдаётся по две склянки с жидкостями. На склянке указаны только номера. По запаху, соблюдая технику безопасности, (По 2 балла – максимум 4 балла). (слайд 43).
Расима: пока ребята работают, а мы поиграем (слайды 44-46).
Заключительный этап игры
После подведения итогов на столе раскладывается ромашка, на лепестках которой с обратной стороны написаны пожелания учащимся.
Участники команд выбирают понравившийся лепесток, переворачивают его и читают вслух пожелание:
– Пусть сбудется твоя мечта стать великим химиком!
– Из каких бы элементов ни состояла жизнь, всегда важно уметь правильно реагировать на неё.
– Пусть в сердце будет место физике, мечты всегда влекут вперёд!
– Химия грусть мою излечит, украсит время нашей встречи
– Да я в невежестве бы прозябал, если бы не физика!
– Пусть даже ночами валентности снятся, уроки химии мне пригодятся!
– Не выпасть в осадок и не раствориться и с золотом по благородству сравниться!
– Тому, кто одолел физику, просто ничего не страшно!
– Я бы в физики пошёл, пусть меня научат!
Подводится итог, награждаются победители.
Конкурс №7. “Ты мне, я тебе”
Каждый участник по очереди говорит, какому участнику противоположной команды он задаёт вопрос. Если участник другой команды не может ответить, то отвечает тот, кто вопрос задавал и получает 1 балл. Если оба не отвечают, то балл получит та команда, чей участник ответит. И так поочерёдно.
1. Какой химический элемент назван в честь России? (рутений, 44).
2. Как снять скорлупу с яйца, не разбивая его? (поместить в уксусную или соляную кислоту).
3. Говорят, что человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Правильно ли это? (Человек вдыхает воздух, обогащенный кислородом, а выдыхает воздух, насыщенный углекислым газом).
4. Почему “царская водка” получила такое название? (она растворяет “Царей” металлов: золото, платину, серебро).
5. Какой элемент является активной частью гормонов щитовидной железы? (Йод).
6. Кислота, необходимая для пищеварения (Соляная кислота).
7. Какой металл входит в состав хлорофилла (Магний).
8. Почему срез яблока постепенно начинает желтеть? (Происходит процесс окисления содержащегося в яблоке железа).
9. Какой элемент используется при отбеливании белья? (Хлор).
10. Как называется неделимая частица? (Атом).