12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Игнатенко Анжела Викторовна34

 

Всероссийский конкурс для логопедов и дефектологов на лучший конспект коррекционно-развивающего занятия

Задачи образовательных областей.

 «ФИЗИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ »

-сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;

-выполнять движения при подвижной игре;

-сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье детей;

-развивать дыхание, артикуляцию.

 «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»:

-формировать умение проявлять терпимость и доброжелательность к одногрупникам, выслушивая их ответы;

-развивать творческие способности и способности совместной деятельности.

-совершенствовать речь, как средство общения;

-формировать умение связно, последовательно формулировать ответы на поставленные вопросы.

 «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»:

-уточнить и закрепить представление о насекомых (названия, внешние признаки, строение, польза и вред и т.д.);

-учить образовывать сложные слова, согласовывая имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

-формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму имени существительного; умение обобщать и классифицировать;

-учить четко проговаривать слова;

-развивать внимание, память;

-воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе.

 Предварительная работа:

Рассматривание с детьми иллюстраций о насекомых; чтение литературы о них; заучивание с некоторыми детьми отрывков из текста.

 Материал:

Презентация, предметные картинки, обруч для дыхательной гимнастики.

 У воспитателя в руках обруч с прикрепленными бумажными бабочками. Предлагаю детям собраться вокруг обруча и подуть на бабочек. Дети садятся на свои места.

Логопед : - Темой нашего занятия сегодня будет…                             

А вы сначала отгадайте загадки и узнаете тему нашего занятия.

Что за девчонка: в поясе тонка,                                                                     

  Огромные очи, летит –стрекочет. (стрекоза)

Домовитая хозяйка пролетает над лужком.                                                

  Похлопочет над цветком- он поделится медком. (пчела)

Не зверь, не птица носок как спица.                                                                 

  Летит, кричит, сядет- молчит. (комар)

Целый день летает ,всем надоедает                                                                 

 Ночь настанет, тогда перестанет. (муха)

Л.-Вы отгадали все загадки, и теперь догадались о ком пойдет речь на занятии? Правильно это насекомые и сегодня мы будем говорить о них.

Насекомые- это самая многочисленная группа живых существ. Зоологам известно более 1-го млн. видов насекомых, и каждый год открывают ещё тысячи новых.

Внимательно рассмотрите насекомых на экране и скажите, чем они похожи? (строение: голова, грудь, брюшко, 6лапок, глаза, усы, у многих есть жало).

А чем насекомые отличаются? (у одних есть крылья, их называют «летающие», у других крыльев нет, их называют «нелетающие»).

Обратите внимание, что у них есть насечки на брюшке, поэтому их назвали «насекомыми». А теперь сядьте поудобнее и представьте, что мы оказались на зеленой полянке луга. Кого мы здесь можем встретить? Зверей? Но звери чаще всего боятся человека, птицы тоже разлетятся, если увидят столько детей. А есть такие жители, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком, их очень много, они повсюду: на деревьях, на цветах, на земле и в воздухе. И вы конечно уже догадались, что это…кто? (насекомые)

В конце сентября обычно  исчезает большинство насекомых: одни отложили свои яички и погибли, другие забрались в какую-нибудь щелку, трещину или под кору и уснули. А появляются они снова ранней весной, и первыми из них появляются мухи, затем бабочки, божьи коровки, комары, осы, пчелы, а в лесу- муравьи.

И вот в один из погожих дней…

Муха, муха-Цокотуха, позолоченное брюхо.                                               

  Муха по полю пошла, муха денежку нашла.                                                     

Пошла муха на базар и купила самовар.                                                            

  Нынче муха-Цокотуха именинница!

(выходит муха и садится за стол) Одной из первых муха пригласила бабочку –капустницу.

БАБОЧКА:  Я- бабочка-капустница, вылетела из своего укрытия первая, следом за мной бабочка-лимонница, затем бабочка-адмирал. Мы все зимуем в укромном месте, а с первым теплом вылетаем навстречу солнцу. Я- капустница. Как вы думаете, почему меня так назвали? (ответы детей). А каких бабочек вы еще знаете? А вы знаете, как я на свет появилась? Сначала   бабочки откладывают яйца, из них появляются прожорливые гусеницы, из гусениц-куколки, а из куколок-красавицы бабочки.

Л: - спасибо тебе, бабочка, присаживайся к столу. Ребята, а кто из вас ловил бабочек? Кто их брал за крылышки? Что у вас оставалось на пальцах? (ответы детей). Крылья бабочек покрыты чешуйками, и когда вы их берете за крылышки, то чешуйки облетают, остается прозрачная основа крыла и бабочка погибает. А как вы думаете чем муха будет угощать бабочку?(нектаром цветов). А чем бабочка пьет нектар?(хоботком). Сколько ног у бабочки?(шесть).

Вот прилетела бабочка к мухе в гости, а там её уже подружка – СТРЕКОЗА ждет, она совсем не похожа на бабочку, посмотрите на экран и опишите стрекозу.(ответы детей). Глаза у стрекозы необыкновенные. Каждый глаз состоит из тысячи маленьких глазков. Оба глаза большие, выпуклые. Благодаря этому стрекоза может смотреть всеми глазами одновременно и сразу видеть, что происходит справа, слева, вверху, внизу, спереди и сзади. Как вы думаете, чем питается стрекоза? (комарами, мошками, мухами). Это очень прожорливое насекомое. За день стрекоза сьедает столько же, сколько сама весит.

Ой смотрите, кто это к мухе в гости прискакал?(КУЗНЕЧИК).

КУЗНЕЧИК: - Хорощий у тебя, муха, дом. А вот отгадайте где я люблю жить?(в траве)

-какого цвета я и почему?(зеленого, потому что трава зеленая)

-какие у меня усики? Что вы про них знаете?(усики длинные и чувствительные, они чувствуют опасность)

-а какие звуки я издаю? Где у меня уши?(стрекотание, уши на передних ногах).

Л:  ребята, а вы знаете как кузнечик стрекочет? Он трет одно крыло о другое и получается стрекотание-песня. А по его песне  можно узнать о погоде. Если    он поет поздно вечером, будет ,ясное, солнечное утро. Песней он оповещает о своем местонахождении. Как вы думаете чем будет муха угощать кузнечика?(ответы детей).

А ВОТ И БОЖЬЯ КОРОВКА: - Какого она цвета? Сколько у неё точек? Кто держал в руке божью коровку? Что оставалось на ладони? Эта желтая жидкость очень горькая на вкус, её не любят птицы. Чем же будет угощать муха божью коровку? Тлей ,она ест тлю в больших количествах и этим приносит пользу садам. Сколько крыльев у божьей коровки? Шесть крыльев. Проходи, божья коровка к самовару, присаживайся.

А вот и новый гость. Это ЖУК.

ЖУК:  Я-жук. А каких жуков вы ещё знаете? (дети называют: жук-олень, навозник, майский жук).

ВОСП. : -Летит пчела.

ПЧЕЛА: - Ох ,устала, со цветов пыльцуи сладкий нектар собирала, из нектара мед сделала и вам принесла, а пыльцой, смешанной с капелькой меда, покормлю своих детей. Видите, как я нарядилась? Опишите меня пожалуйста. Чем же мы, пчелы, полезны людям?(ответы детей)

Л. : – МУХА, кто-то к нам приближается.

МУХА. : -  Вижу, гость летит, да такой нарядный – в черно – золотых латах, у него осиная талия, а жалит-то, жалит! Догадайтесь кто это? (оса)

ОСА. :  - Да, мы, осы, далеко летаем, быстро меняем направление, когда охотимся. А кого ловим? (пауков, мух, жуков)

МУХА:  -Вот идет последний гость, узнайте кто это:

Чей домишко из иголок                                                                                          

На земле из старых ёлок?                                                                                    

Без работы-хоть убей жить не может…( муравей)

Ребята, а вы знаете, кто на свете самый сильный? Нет не слон, не бегемот. Самый  сильный на земле- муравей. Да, да, ведь он переносит тяжести в 10 раз больше его собственного веса. А ещё муравьи- великолепные строители, они строят свои муравейники, как многоэтажные дома с кладовками, спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Они содержат свои дома в идеальной чистоте и живут очень дружно. А знаете как общаются муравьи? При помощи усиков. Что же приготовила для муравья муха? (тлю, гусениц).

Л:  И вот все гости собрались, и только начали веселье, как

Вдруг какой-то старичок-паучок                                                                      

Нашу муху в уголок поволок.                                                                           

Хочет бедную убить, цокотуху погубить.                                                      

 Муха ахнула сперва:  Ах какие кружева,                                                              

А попала в кружева и пропала голова,                                                      

Бедняжка словно в тине увязла в паутине.

У паука в брюшке есть маленькие бугорки-паутинные бородавки с отверстиями, из них выделяется жидкость, застывающая в воздухе в виде паутины. Кто видел паутину? А в паутине кто-нибудь был? Зачем пауку паутина?(чтобы ловить себе добычу). А паук летает? Почему?(у него нет крыльев).

И вдруг подлетел комарик к пауку, укусил он паука и освободил МУХУ. Вы  видели муху? Кто хочет её описать?( все тело, усики и лапки мухи  покрыты вздыбленными  волосками, язычек покрыт клейкой жидкостью, поэтому она может ходить где хочет и не падает, к ней липнет вся грязь, таким образом она разносит заболевания).

 Освободил комарик муху и все гости закричали: «Слава, слава КОМАРУ – победителю». Досталось пауку от комара. А вас кусали комары? И что было с укушенным местом? А вы знаете кусаются только комарихи, а комары – никогда.

Ребята, давайте вспомним  какие бывают насекомые.(летающие и нелетающие; полезные и вредные)

А теперь расскажите какую ПОЛЬЗУ приносят насекомые.

 Они опыляют растения, пчелы собирают нектар и производят мед, муравьиная кислота используется в медицине, бабочки радуют своей красотой и являются кормом для птиц, мошки являются кормом для стрекоз.

А чем ВРЕДНЫ насекомые? Гусеницы поедают листья и растения погибают, они уничтожают плоды; саранча губит посевы; некоторые насекомые являются разносчиками болезней.

А сейчас муха приглашает всех повеселиться.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:

Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики,

Прыг-скок, прыг –скок

Сели травушку покушаем, тишину послушаем.

Тише, тише, высоко, прыгай на носках легко!

Далее логопед предлагает детям речевые игры.

1.    Дидактическая игра «Закончи предложение»

 

Пчела собирает ... (мед).

Бабочка летает над  ... (цветком).

Комар кусает ... (человека).

Муха разносит ...  (болезни).

Жук грызет ... (кору).

Божья коровка поедает ... (тлю).

 

2.Дидактическая игра «Скажи наоборот» 

(Подбор слов-антонимов.)

 

 Комар злой, а бабочка, наоборот, - добрая.

 Шмель большой, а божья коровка… маленькая.

 Пчела полезная, а муха… вредная.

 Оса живет на улице, а таракан… дома.

 Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.

 Жук жужжит, а паук… молчит.

 Стрекоза летает быстро, а комар… медленно.

 У мухи крылья короткие, у стрекозы…

 У жука усы толстые, у бабочки…

 У шмеля спина широкая, у комара…

 

3.  Дидактическая игра   «4-ый лишний» 

    Божья коровка, кузнечик, муравей, мышка. (ПОЧЕМУ)

   Ласточка, воробей, бабочка, сорока.

   Таракан, комар, ворона, жук.

   Бабочка, паук, муравей, гусеница. 

   Майский жук, шмель, самолёт, водомерка.

   Стрекоза, голубь, божья коровка , комар.  

 

4.  Дидактическая игра   «Где чуй дом?»

    Где живёт муравей ?

Где живёт пчела?

Где живёт бабочка?

Где живёт паук?

 

5. Упражнение «Скажи одним словом»

(образование сложных слов, согласование имен  прилагательных с именами существительными в роде и числе).

У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют … (пестрокрылой).

У стрекозы большие глаза, поэтому ее называют …  (большеглазой).

У жука длинные усы, поэтому его называют…   (длинноусый).

У водомерки длинные ноги, поэтому её называют… (длинноногой).

6. Упражнение «Сосчитай насекомых».                                     (Совершенствование грамматического строя речи. Согласование числительных с существительными в роде, числе.)

Наше новое  задание заключается в следующем: посчитайте насекомых и ответьте, сколько каких насекомых изображено на экране.( Ответы детей)

7. Звуко-буквенный анализ.

Ребята, а вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, кто это?

 

«Злюка»  тощая такая

Надо мной весь день летает

И ужалит ненароком,

Если я измажусь соком. ( оса)

 

Правильно, оса. А что это такое – «оса» -  слово - предложение – слог?

Сколько слогов в слове – «оса»(два)

Сколько гласных, согласных.

А сейчас назовите насекомых, которых вы видите на картинках, разделите их названия на слоги и напечатайте гласные буквы которые есть в их названия .

1-й ребенок. Ба-боч-ка. В этом слове три слога, значит три гласные буквы А,О,А.

2-й ребенок. Стре-ко-за. В этом слове тоже три слога ,значит три гласные буквы Е,О,А.

3-й ребенок. Шмель. В этом слове только один слог, значит одна гласная буква Е.

4-й ребенок. Ко-мар. В этом слове два слога, значит две гласные буквы О,А.

                                                                                                                                            8. Упражнение «Заштрихуй жука». (Развитие мелкой моторики)

Логопед: Давайте заштрихуем жука по нарисованным стрелочкам.

Дети выполняют штриховку (индивидуальная работа в тетрадях).

                                                                                                                                    

Итог занятия.

Логопед:  Молодцы! Вы прекрасно поработали, многое узнали и многому научились. А сейчас  давайте пройдём в группу, там муха приготовила для вас угощение.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.