Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему «Вулканические камни»

0
0
Материал опубликован 15 June 2019

Пояснительная записка к презентации

Конспект интегрированного занятия

на тему «Вулканические камни» в старшей группе

Программное содержание:

1. Совершенствовать умение обследовать предметы разной формы. Расширять представления о фактуре камней (гладкий, шероховатый и т. п.), о сферах человеческой деятельности (ученый, строитель), как человек в своей жизни использует камни.

2. Активизировать употребление детьми прилагательных, характеризующих свойства и происхождение предмета (гладкий, шершавый, вулканический), упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением (гладкий-шершавый).

3. Тренировать в количественном счете в пределах 10, правильно пользоваться количественными числительными, отвечать на вопрос «сколько?», закреплять цифры от 1до 9, тренировать в количественном счете на ощупь.

4. Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая к простейшим экспериментам, развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства камней (цвет, форма, прозрачность), включая органы чувств: зрение, осязание; развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.

5. Развивать свободное общение ребенка с взрослыми и детьми, развивать связную речь (монологическая речь по мнемосхеме).

6. Воспитывать у детей доброжелательное и внимательного отношения друг к другу, воспитывать умение сотрудничать с взрослыми и сверстниками.

 

Интеграция образовательных областей:

 

Речевое развитие – беседа о свойствах камней, рассказ по мнемосхеме, закрепление прилагательных «гладкий», «шершавый», «прозрачный», «непрозрачный», подвижная игра «Закрывается гора» с проговариванием звука «р»

Познание – исследование свойств камней, их применение в жизни человека, повторение цифр от 1 до 9, счет на ощупь.

Демонстрационный материал и оборудование:

Набор «Вулканические камни»

Мешочки

Камни гладкие

Карточки с изображением свойств камней

Презентация «Вулканические камни»

Предварительная работа:

Разучивание игры «Закрывается гора»,

Чтение энциклопедии о вулканах,

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Чтение сказки «Храбрый портняжка», Братья Гримм

 

Подгруппа детей- 10-12 человек

Время проведения - 25 минут

Ход занятия:

 

Сюрпризный момент

 

Воспитатель: Ребята, я вам говорила, что у меня есть знакомый ученый профессор Изумрудов, он изучает вулканы. Сегодня к нам в детский сад пришла посылка - это подарок от профессора, он собрал рядом с вулканом красивые камни, и прислал их нам по почте. Они настоящие.

Скажите, почему на коробке камни изображены на фоне красного цвета?

(ответы детей)

Правильно, потому что в вулкане очень высокая температура и потому что, когда вулкан просыпается, он выбрасывает лаву, а она очень горячая.

 

В. Давайте посчитаем, хватит ли нам камней на всех детей или нет.

 

(Дети считают камни и количество детей, сравнивают и вместе с воспитателем ищут выход из положения - как поделить камни между детьми)

 

Затем дети рассматривают камни, меняются друг с другом.

Проводится исследовательская работа по выявлению свойств камней.

Дети описывают, какие бывают камни и составляют рассказ по карточкам.

 

Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.

В. Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

 

В. Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

В: Что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети!

В. Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)

 

Дети берут стакан с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые.


 

Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах.

 

А сейчас мы поиграем, вставайте в круг.

Подвижная игра «Закрывается гора» с проговариванием стихотворения, в котором часто встречается звук «р».

 Правила игры: Все, кроме двоих, встают в хоровод. Двое образуют «гору» — один встает внутри круга, другой — напротив него снаружи от хоровода, и они берутся за руки, образуя как бы маленький хоровод из двух человек, под которым «течет» весь хоровод. Пока поют о том, что «ручьи бегут», двое водящих держат руки высоко.

После слов «закрывается гора» водящие опускают руки и ловят того, кто пробегает между ними. Пойманный присоединяется к ним, и гора таким образом становится больше. Игра продолжается, пока не останется совсем маленький ручеек.

Как из-под горы Всё бегут ручьи. 
Как из-под горы Всё бегут ручьи. 
Ручьи, вы куда? 
Ручьи, вы куда?

Закрывается гора!

Мы немного отдохнули, а теперь вас ждут интересные игры с камнями.

 

Задание 1.

Мешочки, камешки, набор цифр.

В. Я раздам каждому мешочки, в которых лежат камешки, а вы не открывая мешочки, на ощупь должны определить количество камней и положить рядом с мешочком ту цифру, которая показывает количество камней в вашем мешочке.

Дети выполняют задание, одни дети считают первыми, вторые проверяют, правильно ли были посчитаны камни. Находят цифру, изображающую количество камней.

 

Задание 2.

Воспитатель вызывает одного ребенка и просит рассказать о камнях по карточкам.

В. Дети, вы молодцы. Мы многое узнали о свойствах камней и теперь вы можете сами собирать свою маленькую коллекцию камней.

А сейчас я расскажу, как люди используют камни в своей жизни.

(Демонстрируется презентация)

ГРАНИТ

Гранита на Земле очень много. Его называют «вечным камнем», потому что он почти не разрушается.

Гранит широко используется в строительстве, а также из него делают скульптуры, памятники.

ПЕМЗА

 

Пемза- пористый камень, он образуется при застывании магмы, выброшенной при извержении вулкана.

Пемзу применяют в строительстве, а также для шлифовки дерева и металла.

АМАЗОНИТ

Посмотрите, какой красивый камень бирюзового цвета.

В наше время из него тоже делают украшения. Но если его нагреть до очень высокой температуры, он становится белым.

ОБСИДИАН

Это черный камень. Часто лава попадает в озера или океан, где лава быстро охлаждается и тогда образуется обсидиан.

В древности из этого камня делали зеркала, потому что он очень гладкий.

Из обсидиана делают украшения, а также украшают им камины, стены, полы.

В доисторические времена из него делали наконечники стрел, копий.

 

/data/files/k1560546271.pptx (Презентация "Вулканический камни")

Предварительный просмотр презентации

Вулканические камни

Гранит Существует выражение «гранит- визитная карточка Земли», потому что эта горная порода не обнаружена ни на одной другой планете. Гранита на Земле очень много. Его называют «вечным камнем», потому что он почти не разрушается. Гранит широко используется в строительстве, а также из него делают скульптуры, памятники.

Пемза Пемза - пористый камень, один из немногих камней в мире, который плавает в воде, первая зубная паста была сделана в Древнем Египте из пемзы. Пемза образуется при вспучивании и застывании магмы, выброшенной при извержении вулкана. Пемзу применяют в строительстве, а также для шлифовки дерева и металла.

Амазонит Посмотрите, какой красивый камень бирюзового цвета. Перстни и бусы из амазонита нашли в гробнице Тутанхамона. В наше время из него тоже делают украшения. Но если его нагреть его до 300 градусов, он становится белым.

Обсидиан Это черный камень. Часто лава попадает в озера или океан, где быстро охлаждается и тогда образуется обсидиан. В древности из этого камня делали зеркала, потому что он очень гладкий. Из обсидиана делают украшения, а также украшают им камины, стены, полы. В доисторические времена из него делали наконечники стрел, копий.

Исландский шпат Викинги называли называли исландский шпат «солнечным камнем», потому что через него было видно солнце в туманную погоду, - через него видно двойное изображение. Этот камень прозрачный, но бывают разного цвета- голубые, розовые, желтые. Кристаллы исландского шпата применяют в оптической промышленности для управления световыми потоками.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации