Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему «Вулканические камни»
Пояснительная записка к презентации
Конспект интегрированного занятия
на тему «Вулканические камни» в старшей группе
Программное содержание:
1. Совершенствовать умение обследовать предметы разной формы. Расширять представления о фактуре камней (гладкий, шероховатый и т. п.), о сферах человеческой деятельности (ученый, строитель), как человек в своей жизни использует камни.
2. Активизировать употребление детьми прилагательных, характеризующих свойства и происхождение предмета (гладкий, шершавый, вулканический), упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением (гладкий-шершавый).
3. Тренировать в количественном счете в пределах 10, правильно пользоваться количественными числительными, отвечать на вопрос «сколько?», закреплять цифры от 1до 9, тренировать в количественном счете на ощупь.
4. Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая к простейшим экспериментам, развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства камней (цвет, форма, прозрачность), включая органы чувств: зрение, осязание; развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.
5. Развивать свободное общение ребенка с взрослыми и детьми, развивать связную речь (монологическая речь по мнемосхеме).
6. Воспитывать у детей доброжелательное и внимательного отношения друг к другу, воспитывать умение сотрудничать с взрослыми и сверстниками.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие – беседа о свойствах камней, рассказ по мнемосхеме, закрепление прилагательных «гладкий», «шершавый», «прозрачный», «непрозрачный», подвижная игра «Закрывается гора» с проговариванием звука «р»
Познание – исследование свойств камней, их применение в жизни человека, повторение цифр от 1 до 9, счет на ощупь.
Демонстрационный материал и оборудование:
Набор «Вулканические камни»
Мешочки
Камни гладкие
Карточки с изображением свойств камней
Презентация «Вулканические камни»
Предварительная работа:
Разучивание игры «Закрывается гора»,
Чтение энциклопедии о вулканах,
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Чтение сказки «Храбрый портняжка», Братья Гримм
Подгруппа детей- 10-12 человек
Время проведения - 25 минут
Ход занятия:
Сюрпризный момент
Воспитатель: Ребята, я вам говорила, что у меня есть знакомый ученый профессор Изумрудов, он изучает вулканы. Сегодня к нам в детский сад пришла посылка - это подарок от профессора, он собрал рядом с вулканом красивые камни, и прислал их нам по почте. Они настоящие.
Скажите, почему на коробке камни изображены на фоне красного цвета?
(ответы детей)
Правильно, потому что в вулкане очень высокая температура и потому что, когда вулкан просыпается, он выбрасывает лаву, а она очень горячая.
В. Давайте посчитаем, хватит ли нам камней на всех детей или нет.
(Дети считают камни и количество детей, сравнивают и вместе с воспитателем ищут выход из положения - как поделить камни между детьми)
Затем дети рассматривают камни, меняются друг с другом.
Проводится исследовательская работа по выявлению свойств камней.
Дети описывают, какие бывают камни и составляют рассказ по карточкам.
Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.
В. Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
В. Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
(Дети рассматривают все свои камни.)
В: Что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети!
В. Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)
Дети берут стакан с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые.
Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах.
А сейчас мы поиграем, вставайте в круг.
Подвижная игра «Закрывается гора» с проговариванием стихотворения, в котором часто встречается звук «р».
Правила игры: Все, кроме двоих, встают в хоровод. Двое образуют «гору» — один встает внутри круга, другой — напротив него снаружи от хоровода, и они берутся за руки, образуя как бы маленький хоровод из двух человек, под которым «течет» весь хоровод. Пока поют о том, что «ручьи бегут», двое водящих держат руки высоко.
После слов «закрывается гора» водящие опускают руки и ловят того, кто пробегает между ними. Пойманный присоединяется к ним, и гора таким образом становится больше. Игра продолжается, пока не останется совсем маленький ручеек.
Как из-под горы Всё бегут ручьи.
Как из-под горы Всё бегут ручьи.
Ручьи, вы куда?
Ручьи, вы куда?
Закрывается гора!
Мы немного отдохнули, а теперь вас ждут интересные игры с камнями.
Задание 1.
Мешочки, камешки, набор цифр.
В. Я раздам каждому мешочки, в которых лежат камешки, а вы не открывая мешочки, на ощупь должны определить количество камней и положить рядом с мешочком ту цифру, которая показывает количество камней в вашем мешочке.
Дети выполняют задание, одни дети считают первыми, вторые проверяют, правильно ли были посчитаны камни. Находят цифру, изображающую количество камней.
Задание 2.
Воспитатель вызывает одного ребенка и просит рассказать о камнях по карточкам.
В. Дети, вы молодцы. Мы многое узнали о свойствах камней и теперь вы можете сами собирать свою маленькую коллекцию камней.
А сейчас я расскажу, как люди используют камни в своей жизни.
(Демонстрируется презентация)
ГРАНИТ
Гранита на Земле очень много. Его называют «вечным камнем», потому что он почти не разрушается.
Гранит широко используется в строительстве, а также из него делают скульптуры, памятники.
ПЕМЗА
Пемза- пористый камень, он образуется при застывании магмы, выброшенной при извержении вулкана.
Пемзу применяют в строительстве, а также для шлифовки дерева и металла.
АМАЗОНИТ
Посмотрите, какой красивый камень бирюзового цвета.
В наше время из него тоже делают украшения. Но если его нагреть до очень высокой температуры, он становится белым.
ОБСИДИАН
Это черный камень. Часто лава попадает в озера или океан, где лава быстро охлаждается и тогда образуется обсидиан.
В древности из этого камня делали зеркала, потому что он очень гладкий.
Из обсидиана делают украшения, а также украшают им камины, стены, полы.
В доисторические времена из него делали наконечники стрел, копий.
/data/files/k1560546271.pptx (Презентация "Вулканический камни")