План-конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы комбинированной направленности «Путешествие по сказкам»
с детьми старшей группы комбинированной направленности
Тема: «Путешествие по сказкам»
Возраст детей:5-6 лет
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: подвести детей к осознанному пониманию хороших и плохихпоступков, значимости добрых дел и поступков в жизни людей.
Задачи:
Развивать доброжелательное отношение к окружающим, коммуникативные навыки, групповую сплоченность.Воспитывать веру в добро, торжество над злом.(«Социально-коммуникативное развитие».)
Развивать диалогическую речь, закреплять умение детей отвечать на вопросы. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными.
(«Речевое развитие».)
Закреплять умение прорисовывать стекой (техника «граттаж»). Воспитывать аккуратность в работе, старание, эстетические чувства. Развивать воображение и творческую активность.
(«Художественно – эстетическое развитие».)
Развивать элементарные представления о величине, форме, цвете. Развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию. («Познавательное развитие».)
Методы и приемы:
- практические: игровой момент «Передвижение на ковре - самолёте», игра «Почини рубаху», игра «Мы с тобой одна семья», рисование подснежников;
- наглядные: шкатулка с письмом, пень- указатель дороги, карта-схема «предметы-задания», сундук с заданиями, дерево-яблонька, макеты: замок и колодец;
- словесные: чтение стихов, ответы на вопросы; игра «К какой сказке нарисованы эти картинки»; игра «Угадай сказку по высказыванию и героя сказки сказавшего эти слова»; «Вымани лису из избушки с помощью ласковых слов, мимики, жестов»; «Найди двух героев одной сказки».
Предварительная работа с детьми: рассказывание сказок; беседы с детьми о сказках, какими они бывают, о чём говорят и чему учат. Рисование героев сказок. Инсценирование сказок.
Материалы и оборудование:
- макеты колодца, дерева - яблони, костра, изображение замка, дом- изба, сундук, корзина, шкатулка;
- конверты с заданиями, иллюстрации к сказкам, плоскостные яблоки двух цветов;
- эмблемы «Волшебные сказки», «Сказки о животных»; два бумажных силуэта рубахи с заплатами, четыре ключа, карта, шапочка лисы;
- MP3проигрыватель, аудиозаписи «Ковер-самолёт», «В гостях у сказки», «Голос волшебницы»;
- стеки, заготовки по количеству детей, влажные салфетки, мольберт, столы, стулья.
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная |
Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, образовательная деятельность в спортзале на воздухе. |
Игровая |
Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры |
Познавательно-исследовательская |
Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, |
Коммуникативная |
Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы |
Музыкальная |
Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале |
Изобразительная |
Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) |
Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.) |
Конструирование |
Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование |
Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) - Самообслуживание |
Поручения ( индивидуальные и подгрупповые), дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия ,дежурство, задания, реализация проекта |
Логика образовательной деятельности
№ |
Деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
1. |
Воспитатель читает стихотворение: «У лукоморья дуб зелёный И днём и ночью кот учёный Налево - сказку говорит, Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит.» Воспитатель: - Как вы думаете, из какого произведения этот отрывок? - Вы любите сказки? - Почему вы их любите? - Какие бывают сказки? |
Дети заходят в зал и встают полукругом. Дети отвечают на вопросы. |
Дети позитивно настроены на предстоящую деятельность Дети знают и называют виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. |
2. |
Игровой момент Воспитатель: - Сегодня я нашла шкатулку с письмом. На конверте написано: «Для тех, кто хочет попасть в страну Сказка!» Давайте его прочитаем. «Добры молодцы и красны девицы! Злая волшебница похитила куклу Машу. Она заточила её в заколдованном замке. Помогите! Отыщите её! В помощь вам карта волшебная. Спрятана она под старым пнём». Воспитатель: - Поможем Маше? - На чём можно путешествовать по сказкам? Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие на ковре-самолёте. |
Дети стоят полукругом ислушают воспитателя. Дети отвечают на вопросы. Дети садятся на ковёр-самолёт и под музыку имитируют полёт. |
Дети знают и называют сказочные виды транспорта, верно повторяют волшебные слова и движения за воспитателем. |
3. |
Логопед обращает внимание детей на пень. Читает надпись на нем: «Налево пойдёшь – крепким сном заснёшь, направо пойдёшь – совсем пропадёшь, а прямо пойдёшь – испытание найдёшь». Логопед: - Какую же дорожку мы выберем? Какие качества надо взять с собой в дорогу? |
Дети вместе с логопедом подходят к пню и отвечают на вопросы логопеда. |
Дети выбирают дорогу, по ходу которой нужно будет выполнять разные испытания, объясняют свой выбор. Дети правильно перечисляют необходимые качества (доброта, смелость, честность,смекалка, ловкость, сила). |
4. |
Воспитатель обращает внимание детей на карту под пнем. На карте изображены волшебные предметы (сундук, яблонька, колодец, костер, замок). Передвигаться надо по стрелкам, указанным на карте от предмета к предмету, и выполнять задания. Воспитатель спрашивает детей, какой предмет первый? Откуда необходимо начать движение? |
Дети вместе с воспитателем подходят к пню и рассматривают карту. |
Дети правильно определилимаршрут движения. |
5. |
Звучит музыка, воспитатель вместе с детьми говорит волшебные слова: «1,2,3 – в сказку попади». Задания из сундука(на сундуке изображены животные – герои различных сказок). Воспитатель: - Какие сказки спрятаны в сундуке? 1) Игра «К какой сказке нарисованы эти картинки» (Воспитатель показывает детям иллюстрации к различным сказкам.) 2) Игра«Угадай сказку по высказыванию и героя сказки, сказавшего эти слова»(Проводит логопед.) «Высоко сижу, далеко гляжу». «Ловись рыбка и мала и велика» «Как выскачу, как выпрыгну». «Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы». Логопед: - Дети, какой герой встречается во всех сказках чаще всего? Какая лиса в сказках? 3) Игра «Вымани лису из избушки с помощью ласковых слов, мимики, жестов.(Проводит логопед.Предлагает детям подойти к избушке и выманить оттуда лису. В роли лисы - девочка.) После выполнения всех заданий из сундука воспитатель вручает детям первый ключ. |
Дети рассматривают иллюстрации, называют сказки. Дети внимательно слушают и выполняют задания. |
Дети правильно называют сказки по предложенным иллюстрациям, по высказываниям героев сказок. Дети правильно угадывают название сказки и героя.(Машенька из сказки «Маша и медведь», Лисичка - сестричка из сказки «Лисичка - сестричка и серый волк», Лиса из сказки «Заюш-кина избушка» , Петушок из сказки «Дрозд, петух и лиса».) Дети правильно перечисляют, какая лиса в сказках, используя имена прилагательные и существительные (хитрая, обманщица, плутовка, умная, лгунья и т.д.) |
6. |
Звучит музыка, воспитатель вместе с детьми говорит волшебные слова: «1,2,3 – в сказку попади». Смотрят на карту и идут к следующему волшебному предмету - Яблоньке. Воспитатель: - Побывали мы с вами в сказках о животных. А теперь попали в какие сказки? Давайте поздороваемся с яблонькой. Логопед: - Скажите добрые слова о яблочках, похвалите их. За добрые слова получите по яблочку. Воспитатель: - Неспроста яблонька на пути стоит. Надо и ее задание выполнить. Мы с вами разделимся на две команды с помощью яблочек, которые вы получили от яблоньки: одна команда зелёные яблочки, а другая – красные яблочки. Задание каждой команде: «Найди двух героев одной сказки»(герои сказок изображены на обратной стороне яблок). За правильно выполненное заданиевоспитатель вручает детям второй ключ. |
Дети подходят к яблоньке, рассматривают на ней яблочки, называют добрые слова. Дети делятся на две команды и выполняют задание. |
Дети правильно проговаривают слова, используя имена прилагательные(большое, круглое, сладкое, вкусное, ароматное, красное, зелёное, гладкое, маленькое, полезное, кисло-сладкое, кислое, наливное, полезное). Дети правильно определяют героев из одной сказки, называют эти сказки. |
7. |
Воспитатель опять обращает внимание детей на карту. Следующий волшебный предмет – колодец. Звучит музыка, воспитатель вместе с детьми говорит волшебные слова: «1,2,3 – в сказку попади». Беседа по сказке «Мороз Иванович» Воспитатель: - Вспомните, в какой сказке герой попадает в колодец? - Назовите героев этой сказки? - Что с героями случилось?Как помогала умелица Морозу Ивановичу? - Легко ли было девочке выполнять работу? Задание «Починит рубашку»Воспитатель предлагает командам детей помочь Умелице починить рубашки.(На двух столах лежат силуэты рубашек и заплатки различных геометрических форм.Каждой команде нужно «заштопать» рубашку, подобрав заплатки нужной формы.) За правильно выполненное заданиевоспитатель вручает детям третий ключ. |
Дети подходят к колодцу и отвечают на вопросы. Дети подходят к столам и выполняют задание. |
Дети с интересом отвечают на вопросы по сказке. У детей развивается умение сообща выполнять предложенное задание. |
8. |
Звучит музыка, логопед вместе с детьми говорит волшебные слова: «1,2,3 – в сказку попади». Подводит детей к следующему волшебному предмету – костру. Логопед: -Какая суровая зима! Хорошо, что в новой сказке мы можем погреться у костра. Игра «Мы с тобой – одна семья» Мы с тобой – одна семья: Вы, мы, ты, я. Потрогай нос соседу справа. Потрогай нос соседу слева. Мы с тобой - друзья. Мы с тобой - одна семья: Вы, мы, ты, я. Обними соседа справа. Обними соседа слева. Мы с тобой - друзья. Мы с тобой одна семья– Вы, мы, ты, я. Ущипни соседа справа. Ущипни соседа слева. Мы с тобой друзья. Мы с тобой одна семья: Вы, мы, ты, я. Поцелуй соседа слева. Поцелуй соседа справа. Мы с тобой - друзья. Мы с тобой одна семья: Вы, мы, ты, я. Беседа по сказке «Двенадцать месяцев» Логопед: - Как вы думаете, в какой сказке мы сейчас находимся? - Кто герой этой сказки? - Из-за чего девочка оказалась в лесу? - Что случится, если она не найдет подснежников? - Кто поможет девочке? Рисование подснежников (техника «граттаж»). Воспитатель: - Но братьев-месяцев нет сейчас в лесу, на их месте возле костра стоим мы. Поможем девочке и подарим ей корзину подснежников? Воспитатель предлагает детям пройти за столы, где лежат заготовки подснежников и стеки для рисования. За правильно выполненное заданиевоспитатель вручает детям четвертый ключ. |
Дети подходят к костру и встают в круг, играют.
Дети усаживаются вокруг костра и отвечают на вопросы.
Дети за столами под музыку рисуют и складывают свои рисунки в корзину.
|
Дети рационально расходуют дыхание в процессе произносимой речи в движении. Дети верно отвечают на вопросы по содержанию сказки. У детей развивается умение рисовать, используя технику «граттаж». |
9. |
Педагоги вновь обращают внимание детей на карту. Следующее направление – замок. Воспитатель:Мы справились со всеми испытаниями, получили за них 4 ключа. Но из четырех ключей нужно найти правильный ключ. Воспитатель предлагает детям подобрать нужный ключ. Звучит музыка. Раздается голос волшебницы: - Сегодня вы одолели меня! Ваша взяла. Возвращаю вам куклу Машу. Ну, ничего, в следующий раз пуще прежнего заколдую. |
Дети подходят к замку, подбирают нужный ключ, открывают замок и находят в нем куклу Машу. Дети слушают голос волшебницы. |
|
10. |
Воспитатель: - В мире много сказок, грустных и смешных, И прожить на свете нам нельзя без них. Пусть герои сказок дарят нам тепло, Пусть добро навеки побеждает зло! Нам помогла доброта и смелость. Пора возвращаться в детский сад на ковре-самолете. Звучит музыка, все произносят волшебные слова: «1,2,3 – в детский сад попади». Воспитатель: Вот мы снова в детском саду. |
Дети слушают воспитателя, под музыку садятся на ковёр-самолёт, имитируют движения. Оказываются в детском саду. |