12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич17244
Учитель биологии и географии, сейчас занимаюсь репетиторством уже с внуками своих учеников. Создал интеллектуальный клуб "Эрудит" для ветеранов. Пишу игры для клуба и провожу их. Игры можно использовать в работе со школьниками и взрослыми
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Урок биологии»

                                ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ…. ИТОГОВАЯ ИГРА


Цель деятельности учителя: систематизация, обобщение и расширение знаний по школьному курсу «Биология»

Результаты изучения темы:

1. Предметные – применяют знания о многообразии организмов для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности различных групп организмов

2. Личностные – в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

3. Метапредметные.

Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) биологических закономерностей

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) о многообразии живых организмов и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».



                                                             Ход игры.

         Ребята! Сегодня мы с вами завершаем цикл интеллектуальных игр по курсу «Общая биология». Эта игра последняя в этом году, вы уже знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.

Конкурс капитанов «Верите те ли вы, что…»

1.Водоросли – это низшие растения

2.Бактерии могут быть и автотрофными организмами

3.Запасное питательное вещество у грибов – гликоген

4.Вторичная полость появляется у круглых червей ( нет, у кольчатых)

5.Хрящевые и костные рыбы относятся к одному классу ( нет, к разным)

6.Сердце рептилий и птиц – 4-камерное ( нет, у рептилий 3- камерное)

7.Сердце образовано особым видом поперечно-полосатой мышечной ткани

8.Легкие имеют мышечную ткань, которая помогает им расширяться ( нет)

9.Полиплоидия – кратное увеличение числа хромосом

10.К гетеротрофным организмам относятся бактерии, одноклеточные водоросли и грибы ( водоросли нет)

11.Все звери имеют хорошо развитые зубы ( нет, усатые киты, муравьеды)

12.Плотную клеточную стенку из хитина имеют грибы и членистоногие.

13.При фотосинтезе АТФ расходуется и образуется

14.Хромосомную теорию создал Морган

15.При различных генотипах фенотипы могут быть одинаковыми


Конкурс «Подсказка»

1.Эти организмы когда-то относили к растениям

2.Но сейчас их выделяют в особое царство

3.Именно эта группа организмов подарили человеку антибиотики

                                                                          ( грибы)

1.Об этом растении существует интересная легенда

2.Согласно этой легенде это растение зацветает в ночь на Ивана Купала

3.Но на самом деле – это высшее споровое растение

                                                                         ( папоротник)

1.Среди них есть одноклеточные и многоклеточные

2.Несмотря на малые размеры, много сделали для выхода жизни на сушу

3.Именно от них берут свое начало псилофиты

                                                                         ( водоросли)

1.Эти растения были господствующими в мезозое

2.Это у них впервые возникли пыльцевые трубки и спермии – неподвижные половые клетки

3.В нашей стране представители этого отдела растений образуют зону тайги

                                                                         ( голосеменные)

1.Эти растения украшают Землю и наш быт

2. Украшают тем, что появляется впервые в эволюции растений

3. Кроме этого, мы используем еще одно эволюционное приобретение этих растений 

                                                                         (цветковые, или покрытосеменные)

Конкурс-кроссворд "Важная биологическая наука"


Кроссворд "Важная биологическая наука"
DOCX / 12.63 Кб

1.Представитель грызунов, про которого говорят: «Спит как сурок……….»

2.Представители кольчатых червей, друзья Дуремара ( пиявки)

3.Велики птицы, но не летают ( страусы)

4.Представитель бесхвостых амфибий, известный каждому ( тритон)

5.Простейшее – миксотроф по питанию ( эвглена)

6.Рептилии – символ медицины ( змеи)

7.Кишечнополостные с известковым скелетом ( кораллы)

8.Круглый червь, паразит человека ( аскарида)

9.«Он премудрый как ........» - говорят об этой рыбе   (пескарь)

10.Плоский червь с ресничками ( планария)

       Ответив на вопросы кроссворда, вы вспомните биологическую науку, основателем               которой считают Карла Линнея                        ( систематика)

Конкурс “Акула» по курсу « Человек и его здоровье»

Очень нравится детям конкурс «Меткий стрелок», или «Акула». Второе название прочно закрепилось за подобными заданиями. На доске решетка из 16 квадратов с цифрами от 1 до 16. Команды поочереди выбирают номер вопроса, учитель читает вопрос и команда отвечает. За правильный ответ один умник. Если ответ неправильный, на него может ответить следующая команда, а потом и еще одна, если ответы правильные не даны. В этом случае ответ дает учитель. Но за некоторыми цифрами спрятались не вопросы, а «акулы», которые съедают у команды по одному умнику

1.Рефлексы, центры которых находятся в коре больших полушарий ( условные)

2.Безъядерные клетки крови ( эритроциты)

3.Мышечная ткань, работающая по принципу «Все или ничего» (сердечная)

4.При делении ее клеток кость растет в толщину ( надкостница)

5.Самая крупная железа человека ( печень)

6.Акула

7.Акула

8.Отдел мозга, где находятся центры ориентировочных рефлексов ( средний)

9.Акула

10.Акула

11.Пространство между легочной и пристеночной плеврами ( плевральная полость)

12.Гормон, регулирующий содержание сахара в крови ( инсулин, глюкагон)

13.Железа, вырабатывающая гормон адреналин ( надпочечники)

14.Плазма крови, лишенная фибриногена ( сыворотка)

15.Способность сердца сокращаться вне организма (автоматия)

16. Акула


Конкурс «Биоаукцион по теме « Многообразие жизни»

Вопрос о том, что мал золотник, да дорог

          Эти организмы известны всем. Но мало кто знает, что они могут образовывать полезные ископаемые. При Иване III на Руси стали получать железо из так называемой болотной руды. Именно эти организмы способствуют переводу азота из свободного состояния в минеральные соли, тем самым повышая плодородие почвы. Именно они вызывают процессы гниения и минерализации. Кто же эти неутомимые труженики, поставляющие и человеку множество полезных веществ?

                                                                       ( бактерии)

Вопрос о тех, чьи полеты безаварийны

           Это животное – насекомое – известно всем. Любит жить рядом с человеком. Летом спокойна, ее интересуют только продукты. Впрочем, и осенью также. Однако считается, что к осени они становятся злыми и начинают кусать человека. Но это уже другой вид. У этого насекомого много интересного: личинки безногие и безголовые, очень крупные глаза, всего лишь два крыла. Но при этом поймать ее довольно сложно, так полет ее очень маневренный. О каком насекомом идет речь?

​​​​​​​                                                                     ( муха)

Вопрос связан с названием предмета, нужного нам при непогоде

           Этот гриб многие видели. Шляпка диаметром 10-25 см, а ножка высотой до 30 см при толщине2-3 см.Их мало кто собирает, хотя все виды их съедобны. Мякоть белая со слабым грибным запахом и ореховым вкусом. Жесткие ножки придают блюдам неповторимый аромат. Предприняты попытки выращивать их в искусственной культуре. Так как же называется этот удивительный гриб с названием предмета, который необходим нам в дождливую погоду?

                                                                    ( зонтик)

Вопрос о несуществовавшем в природе растении

             На Руси эти два растения росли на полях вместе: одно как культурное – пшеница, а другое как сорняк. Но крестьяне обратили внимание, что это растение хорошо переносит неблагоприятные условия и может расти и на неплодородных землях. Надежное по урожайности, в любой год оно дает зерно для выпечки серого хлеба. Современные селекционеры продолжили работу и получили гибриды этого растения с пшеницей. Гибрид тритикале неприхотлив, урожаен и дает зерно для белого хлеба. Так кто же второй родитель тритикале, растение из бывших сорняков?

                                                                     ( рожь)

Вопрос о животном с герба Гайаны

            На гербе этой страны собраны удивительные существа – гоацин, чьи птенцы могут падать в воду, но никогда не тонут. Там же и растение с гигантскими листьями – виктория-регия, сахарный тростник, кормилец Востока – рис. Есть еще два изображения хищника из семейства кошачьих. В отличии от остальных собратьев по семейству любит воду.Часто путешествует на предметах, плывущих по реке. Из-за жизни в тропическом лесу может страдать рахитом. Так что же это за зверь, чье имя носит и престижный автомобиль?                                                                                (ягуар)


Подведение итогов

После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.








Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (10)

сменить сортировку
Ильина Оксана Геннадьевна, 18.10.19 в 21:05 3Ответить Пожаловаться
Отличная игра! Спасибо, Евгений Алексеевич!
Евгений Алексеевич, 18.10.19 в 21:25 2Ответить Пожаловаться
Спасибо,Оксана Геннадьевна! Это последняя игра всего цикла для курса "Биология". Теперь надо только подработать и переделать игры для 5 класса. В 6 классе играть некогда, по 1 часу в неделю
Буньков Андрей Владимирович, 19.10.19 в 04:39 2Ответить Пожаловаться
а нам сейчас вообще играть некогда.
Евгений Алексеевич, 19.10.19 в 06:17 1Ответить Пожаловаться
Согласен. Но при 2 часах возможно.
Вышинская Нина Ивановна, 20.10.19 в 04:57 1Ответить Пожаловаться
Как асегда интересно, занимательно, познавательно! Спасибо, Евгений Алексеевич за разработку!
Максакова Наталья Михайловна, 31.03.20 в 13:58 0Ответить Пожаловаться
Интересная работа, спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.