Интеллектуальная игра по биологии в 10–11 классе «Генетика далёкая и близкая»

10
0
Материал опубликован 11 September 2019 в группе

ГЕНЕТИКА ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ


Цель деятельности учителя : систематизация, обобщение и расширение знаний о закономерностях наследования признаков у организмов

Результаты изучения темы:

1. Предметные – применяют знания о закономерностях наследования признаков в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности наследования признаков

2. Личностные – осознают себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение ее природы; в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

3. Метапредметные.

Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей природы.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях наследования признаков и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».

                                                             Ход игры.

         Ребята! Сегодня мы продолжаем с вами цикл интеллектуальных игр по курсу «Общая биология». Эта игра третья, поэтому вы знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.

Конкурс капитанов «Верите ли вы, что

    1.При одинаковом фенотипе генотип может быть разным

    2.У кузнечиков и некоторых клопов нет У хромосомы

    3.При скрещивании гибридов 1 поколения всегда происходит расщепление 3:1 ( нет, при промежуточном наследовании – 1:2:1)

    4.Правильней говорить не закон, а правило единообразия гибридов первого поколения

    5.По проценту кроссинговера можно составить генетические карты организмов

    6.Помимо ядерных генов есть гены, расположенные в хлоропластах и митохондриях

    7.Эпистаз бывает только доминантным( нет, и рецессивным)

    8.Законы Менделя были забыты и переоткрыты лишь в 1900 году

    9.При тригибридном скрещивании гибриды дадут 8 сортов гамет

    10.Около 95% ДНК человека не кодируют белки

    11.Группы крови человека определяются 3 аллелями одного гена

    12.Полное сцепление генов наблюдается редко

    13.Аллельные гены образуют группу сцепления ( нет, неаллельные)

    14.Число групп сцепления у гетерогаметного пола равно гаплоидному набору хромосом плюс один

    15.Число пар нуклеотидов у эукариот равно 10-9 - 10-12

    16.У большинства видов пчел и муравьев половых хромосом нет

    17.У пчел и муравьев самки диплоидны, а самцы гаплоидны

Конкурс «Подсказка»

1. Ввел термин мутации

2. Впервые измерил осмотическое давление у растений

3. Один из первооткрывателей законов Менделя

                                                       ( Гуго Де Фриз)

1.Это явление было открыто при изучение наследования окраски зерен пшеницы

2. Нильссон – Эле, шведский исследователь, выяснил, что при скрещивании пшеницы с красными и светлыми зернами их гибриды давали 5 фенотипов

3. Это явление наблюдается при вступлении в брак мулатов

                                                      (полимерия)

1.Этот отечественный биолог много сделал для развития генетики

2. Именно он создал учение о центрах происхождения культурных растений

3. Ему принадлежит закон гомологических рядов наследственной изменчивости

                                                    ( Вавилов Н.И.)

1. Этот человек сделал величайшее открытие, но оно было забыто

2. Лишь в начале 20 века оно было переоткрыто 3 учеными

3.Именно он вывел 3 закона генетики

                                                     (Г. Мендель)

1.Этот американец – еще одна яркая страница в истории генетики

2. Именно он создал теорию, имеющую важное практическое значение

3. Свои работы он проводил на плодовой мушке дрозофиле

                                                     ( Морган)






Конкурс- кроссворд « Одно из свойств гена»


Кроссворд "Пенетрантность"
DOCX / 14.21 Кб

    1.Эта группа, но не захвата, а (сцепления)

    2.Явление, определяющее цвет кожи негров ( полимерия)

    3.Поворот участка хромосомы на 180 градусов ( инверсия)

    4.Утрата участка хромосомы ( делеция)

    5.Один из источников новых комбинаций генов ( кроссинговер)

    6.Явление, при котором один неаллельный ген подавляет другой ( эпистаз)

    7.Создатель теории, важной в генетике ( Морган)

    8.Мутации, приводящие к гибели организмов ( летальные)

    9.Обмен участками негомологичных хромосом ( транслокация)

    10.Явление, при котором 2 неаллельных гена дают новый признак (комплементарность)

    11.Портрет человека с точки зрения генетики ( фенотип)

    12.Мутации, частые у растений в суровых условиях ( полиплоидия)

    13.То, что изучает генетика ( наследственность)

    14.Наследование, дающее расщепление 1:2:1 ( промежуточное)

    15.Парные гены, или ( аллельные)

                 Ключевое слово -пенетрантность - пробиваемость гена  в признак


Конкурс «Дальше, дальше, дальше…»

1 вариант

    1.Преобладающий признак ( доминантный)

    2.Изменчивость , связанная с изменением фенотипа ( фенотипическая)

    3.Способность организмов сохранять и передавать свои признаки ( наследственность)

    4.Болезнь Дауна – пример изменчивости ( геномная)

    5.Организм, образующий 2 сорта гамет ( гетерозиготный)

    6.Пределы модификационной изменчивости ( норма реакции)

    7.Изменение числа хромосом на несколько ( геномная мутация)

    8.Гаметы содержат аутосомы ( да)

    9.Поворот участка хромосомы на 180 градусов (инверсия)

    10.Хромосомы, не одинаковые у мужчин и женщин ( половые)

    11.Полное сцепление генов нарушает ( кроссинговер)

    12.Организмы с различными генотипами могут иметь один фенотип ( да)

    13.Скрещивание, при котором организмы отличаются по 2 парам признаков ( дигибридное)

    14.Пол , одинаковый по половым хромосомам ( гомогаметный)

    15.Гены , расположенные в одной хромосоме, образуют ( группу сцепления)

    16.Два сошедшихся неаллельных гена дают новый признак при (комплементарности)

    17.Характер наследования признака выявляется с помощью метода ( гибридологического)

    18.3 закон Менделя – это закон ( независимого наследования признаков)

    19.Наследование групп крови происходит по типу (кодоминирования)

    20.Подавление неаллельных генов одной пары другой ( эпистаз)

    21.Гены, расположенные в разных локусах гомологичных хромосом ( неаллельные)

    22.Единица расстояния между генами ( морганида, или сантиморган)

    23.У кузнечиков и клопов нет Y хромосомы ( да)

    24.Главный объект исследований Моргана ( дрозофила)

    25.Расщепление 1:2:1 по фенотипу происходит при ( неполном доминирование)

2 вариант

    1.Внешне исчезающий признак ( рецессивный)

    2.Бывает рецессивный эпистаз ( да)

    3.Мутации, передающиеся по наследству ( генеративные)

    4.Хромосомы, одинаковые у мужского и женского организмов (X-хромосомы)

    5.Изменчивость, меняющая генетический материал ( генотипическая)

    6.Соматические клетки содержат половые хромосомы ( да)

    7.Кратное увеличение числа хромосом ( полиплоидия)

    8.Признак, проявляющийся у гибридов 1 поколения ( доминантный)

    9.Кривая, отображающая размах и частоту встречаемости колебаний признака ( вариационная кривая)

    10.У гетерозигот доминантный признак может проявляться ярче при (сверхдоминировании)

    11.Создатель хромосомной теории ( Морган)

    12.2 закон – это закон расщепления

    13.Способность организмов приобретать новые признаки ( изменчивость)

    14.Скрещивание организмов, отличающихся по нескольким парам признаков (полигибридное)

    15.Чем больше доминантных генов, тем признак ярче выражен при (полимерии)

    16.Геномные мутации выявляются методом ( цитогенетическим)

    17.Все гены одной хромосомы образуют ( группу сцепления)

    18.Потомство организмов, отличающихся по своим признакам ( гибриды)

    19.Парные гены, или (аллельные)

    20.У бабочек гетерогаметный пол - ( женский)

    21.Подавление генов другой парой неаллельных генов ( эпистаз)

    22.Норма реакции с широким диапазоном колебаний ( широкая)

    23.Пол будущего организма у птиц зависит от ( женского организма)

    24.Трутни у пчел имеют набор хромосом ( гаплоидный)

    25.Совокупность всех генов половых клеток эукариот – ( геном)

Вариант 3

    1.Признак, проявляющийся в фенотипе только в гомозиготном состоянии (рецессивный )

    2.Признак, проявляющийся у гибридов первого поколения ( доминантный)

    3.Метод генетики, разработанный Менделем ( гибридологический)

    4.1 закон – это закон единообразия гибридов 1 поколения

    5.Изменчивость, связанная с изменением структуры хромосом ( хромосомная)

    6.Генные мутации выявляются методом ( биохимическим)

    7.Мутации , не передающиеся по наследству ( соматические)

    8.Внешний вид человека – это его ( фенотип)

    9.Число групп сцепления равно ( гаплоидному набору хромосом)

    10.У гетерозигот появляется новый признак, отличный от родителей при ( неполном доминировании)

    11.Место гена в хромосоме ( локус)

    12.1 сорт гамет дают ( гомозиготные организмы)

    13.Потеря в хромосоме ( делеция)

    14.Пол, образующий разные сорта гамет ( гетерогаметный)

    15.Скрещивание, при котором организмы отличаются по 1 паре признаков .(моногибридное)

    16.Удвоение участка хромосомы ( дупликация)

    17.Наследование групп крови идет по типу ( кодоминирования)

    18.Узкая норма реакции – когда размах колебаний ( невелик)

    19.Единица наследственной информации ( ген)

    20Степень идентичности близнецов помогает выяснить метод (дактилоскопии)

    21.У пчел матка развив из ( оплодотворенного яйца)

    22.Частота кроссинговера зависит от ( расстояния между неаллельными генами)

    23.Тип определения пола у человека ХУ ( да)

    24.Изменчивость, связанная с возникновением новых комбинаций существующих генов ( комбинативная)

    25.Для определения неизвестного генотипа используют скрещивание (анализирующее)


Конкурс «Биоаукцион»

Вопрос о том, что невозможное возможно

          Альбинизм – врожденное отсутствие пигментации кожи, волос, радужки глаз. Связан с нарушением обмена веществ, когда в организме нет фермента тирозиназы, нужной для синтеза белка меланина, от которого зависит пигментация. В семье негров рождается ребенок альбинос В чем причина?

                                     ( их две - генная мутация или рецессивный эпистаз)

Вопрос о том, что бывает у человека и котов

          Встречаются люди, имеющие седую прядь в волосах, глаза разного цвета. Такое явление описано и у котов. Обычно черепаховую окраску имеют только кошки. Но в практике селекционной работы описаны случаи появления котов с черепаховой окраской. Они могут иметь набор хромосом ХХУ, ХХХУ. При этом от некоторых котов было получено потомство Как называется это явлении?

                                                          ( мозаицизм)

Вопрос о сказочном царе, плохо знавшем генетику

            Помните в сказке : « Родила царица в ночь не то сына, не то дочь….». Между тем ученым удалось получить такой организм. Эти организмы развив из 2 генетически различных эмбрионов, слившихся в матке в одну. Эмбрионы козы и овцы соединили вместе и получ организм, похожий на овцу, но с козьими ногами . Так как же назвать то, что родилось якобы у царевны биологическим языком?

                                                         ( химера)

Вопрос о том, с помощью чего тайное становится явным

           С помощью этого метода в 1959 году впервые были диагностированы 3 наиболее часто встречающиеся аномалии развития – синдромы Дауна, Клайнфельтера и Шерешевского-Тернера. Взятые для анализа лейкоциты крови культивировали на искусственных питательных средах, где они начинали делиться .На стадии метафазы можно было изучать строение хромосом и видеть изменения. Какие изменения в хромосомах приводят к выше названным синдромам?

                                                          ( изменения числа хромосом в клетках)

Вопрос о том, что другой альтернативы быть не может

         Всем известна заслуга основателя генетики Грегора Менделя. На обычном горохе он выявил хорошо известные нам закономерности наследования признаков. Своим открытием Мендель опередил развитие науки. Для объяснения явления расщепления он предложил то, что впоследствии получило твердую цитологическую основу. Так что же гениальное создал Мендель для объяснения полученных результатов?

                                                          ( гипотеза чистоты гамет)



Подведение итогов

После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.