Интеллектуальная игра по теме «Они такие разные. Животные»
Цель деятельности учителя: организовать систематизацию, обобщение и расширение знаний по многообразию животных
Результаты изучения темы:
предметные
применяют знания о многообразии домашних и диких животных в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтеза, сравнения, сериации и классификации по заданным критериям, установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего животного мира, выделяют характерные особенности домашних и диких животных.
личностные
развивают основы гражданской идентичности личности, вырабатывают «Я-концепцию» и самооценку личности (формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самовосприятия). Формируют ценностные ориентиры и значение учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, мотивов достижения и социального признания, определяют границы собственного знания и незнания
метапредметные
Регулятивные
умеют принимать, сохранять и реализовывать учебную задачу, планировать свои действия по реализации задачи, умеют правильно оценить и скорректировать результаты
Познавательные
извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) о разнообразии и значении животных и обсуждают полученные сведения; структурируют имеющиеся знания, ориентируются на разнообразие способов решения задач.
Коммуникативные
учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».
Ход игры
Ребята! Сегодня мы начинаем с вами цикл интеллектуальных игр по курсу «Природоведение». Эта игра не первая, поэтому вы знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.
Конкурс капитанов «Верите ли вы, что…..
По внешнему виду можно узнать, где живет животное
У насекомых может быть 10 ног ( нет, только 6, 10 у раков)
Возраст рыбы можно узнать по чешуе
Перо птицы легкое, но прочное
Тигр – кошка, но любит купаться
В холодные годы без подкормки из 10 синиц выживает только одна
Журавли бывают серые, белые и даже черные
Родственники морской свинки – капибары - весят до 70 кг
У верблюдов в горбах вода ( нет, жир, который превращается в воду)
Линька бывает только у птиц ( нет, у зверей, раков, змей)
У кошек и собак вытянутая морда, чтоб чувствовать запахи ( нет, такая морда только у собак)
Несколько веков назад с пуделями охотились на водоплавающую дичь
Самки зверя утконоса откладывают яйца, из которых потом появляются детеныши
Носорог – это и зверь, и птица, и насекомое
Осы раньше человека научились получать бумагу для своих гнезд
( на последние три вопроса сначала отвечают ученики команды после обсуждения, а потом ответ свой дает капитан. 2 умника команда зарабатывает только при правильном ответе команды и капитана)
Конкурс «Подсказка» по теме «Домашние животные»
1.Есть конфеты, название которых – ее голос
2.Есть конфеты с ласковым именем этого животного
3. Это она жила у кота Матроскина из Простоквашина
( корова)
Это крупное копытное животное с хорошей памятью
Только у них есть масть (окраска) серая в яблоках
Именно она может заменить машину и трактор
(лошадь)
1.Бывают домашние и дикие, белые и серые
2.Хорошо плавают, а нырять не могут
3. Именно их перья раньше использовали для письма
( гуси)
Это их молоко ценится выше коровьего во Франции и Германии
Кроме молока могут давать пух и шерсть
В поисках корма они могут забираться на крыши домов и деревья
( козы)
1.Эти животные могут быть дикими и животными
2. Дикие живут в норах, а домашние в клетках, но и домашние могут рыть норы
3. Их близкие родственники - зайцы
( кролики)
Конкурс – кроссворд «Угадай науку»
1 |
|||||
2 |
|||||
3 |
|||||
4 |
|||||
5 |
|||||
6 |
|||||
7 |
|||||
8 |
Есть японский, беляк, русак
Ей пугают малых ребят, она рогатая
Зверь – жених Дюймовочки
Самцы с гривой, самки без нее
Могут быть одиночными и общественными насекомыми, строят бумажные гнезда
Белый ……….. – животное из Красной Книги России
Самая крупная кошка
Горный бык в юбке
Ключевое слово : ……………………………..- это наука о ……………………………
Заяц
Коза
Крот
Лев
Оса
Гусь
Тигр
Як
Ключевое слово - зоология
Конкурс «Акула» по теме: «Самое, самое, самое»
Акула
Акула
Самая маленькая птица России ( королек)
Самая большая змея ( анаконда, сетчатый питон)
Самая большая птица в мире (африканский страус )
Друг Чебурашки по имени Гена ( крокодил)
Акула
Самый большой водный зверь ( синий кит)
Самое большое сухопутное животное ( африканский слон)
Акула
Символ упрямства – домашнее животное ( осел)
Зверь с самым длинным языком ( муравьед)
Самый быстрый хищный зверь ( гепард)
Акула
Самая крупная обезьяна ( горилла)
Самый крупный олень наших лесов ( лось)
Конкурс «Биоаукцион» по теме «Животные. Из сказок и реальные, рядом живущие»
Вопрос о животном , упоминаемом в сказке и поговорке
Эта рыба – водный хамелеон. В водорослях она темно-зеленая, на песчаной отмели- золотисто-желтая, у коряги б- бурая. Это опасный хищник с пастью, утыканной острыми зубами. Именно она в сказке заставляла предметы делать то, что невозможно в реальной жизни – неподвижные предметы сами двигались. Именно этого хищника вспоминают в поговорке : « На то и ……………………..(она), чтоб карась не дремал». Так кто она, эта рыба, упоминаемая в сказке «Царевна-лягушка»?
( щука )
Вопрос об обычном животном, которому благодарные люди установили два памятника
Именно об этом животном говорят, что они гадкие, скользкие и холодные. Влажная кожа, неприятная на ощупь, им просто необходима для нормального дыхания. Именно такую кожу сжег Иван-царевич в сказке. Владелица этой кожи могла делать все и отличалась трудолюбием. Да еще и умом, за что и была заколдована. А благодарное человечество поставило 2 памятника в память о настоящих животных, которых использовали в научных исследованиях. Так какие известные вам животные помогли еще открыть и электрические явления?
( лягушки)
Вопрос о группе животных из известной сказки Пушкина
Это самая большая группа животных из ныне существующих. Науке известно около миллиона разных видов ,но ученые считают, что в природе живет еще столько же видов. У них у всех разный внешний вид. Пушкин в своей сказке написал про трех животных, которые к своей цели приплывали на корабле, а домой добирались своим ходом, работая крыльями. Самое маленькое из этих трех животных делает в секунду до 600 взмахов крыльями, поэтому его полет мы слышим. Так как же называется одним словом группа животных, которая наказывала злодеек за их нехорошие дела?
( насекомые)
Вопрос о том, кого можно погладить и против шерстки
Это животное знакомо всем, но живым его мало кто видел. Этот труженик за сутки съедает больше собственного веса и без пищи долго прожить не может. Поэтому и путешествует со скоростью 60 метров в минуту по своим тоннелям в поисках добычи. Легко движется и вперед, и назад, так как его короткая шерсть может укладываться по телу вперед и назад. Именно его шубу из темного бархата хвалила его сказочная соседка. Так что же это за животное, от которого в сказке улетела его невеста?
( крот)
Вопрос о животном, которое может обмануть
Меня это животное обмануло вот так. Я отправился в лес на фотоохоту, прихватив с собой соседскую собаку. Громким лаем пес известил меня о добыче. Чтоб она не уползла, я легонько прижал его палкой к земле и сфотографировал. На моих глазах животное умерло: раскрыло свою пасть, перевернулось брюхом вверх и затихло. Мне стало его жалко и я убрал палку. Тот час же произошло воскрешение из мертвых и исчезновение из поля зрения. Какое же животное на кадре выглядело скрученным в спираль и с желтыми пятнами на голове? ( уж)
Подведение итогов
После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.
Конкурс – кроссворд «Угадай науку»
1 |
|||||
2 |
|||||
3 |
|||||
4 |
|||||
5 |
|||||
6 |
|||||
7 |
|||||
8 |
Есть японский, беляк, русак
Ей пугают малых ребят, она рогатая
Зверь – жених Дюймовочки
Самцы с гривой, самки без нее
Могут быть одиночными и общественными насекомыми, строят бумажные гнезда
Белый ……….. – животное из Красной Книги России
Самая крупная кошка
Горный бык в юбке
Ключевое слово : ……………………………..- это наука о ……………………………