Интеллектуальная игра «Поговорим о Пушкине и лицее» (5–11 класс)
Составитель – руководитель
клуба «ЛИК» МБОУ ЭКЛ
Киселева Я.В.
Клуб интеллектуальных игр в нашем лицее работает более 15 лет . за эти годы были составлены и проведены интеллектуальные игры самой разной тематики. Были игры к разным событиям, юбилеям, памятным датам.
Вопросы всегда приготовлены с запасом, во время игры можно менять и порядок, и содержание в зависимости от подготовки команд. Много зависит от подачи информации.
Игра состоит из 4 раундов по 4 вопроса в каждом. В турнирной таблице сразу же подсчитывается рейтинг вопроса. Результаты подводятся после игры.
Познакомьтесь с подборкой вопросов для интеллектуальной игры по истории Царкосельского лицея .
Интеллектуальная игра «Поговорим о Пушкине и лицее»
- Закончите двумя словами четверостишие из стихотворения Бориса Чичибабина "Экскурсия в Лицей":
"Лишь о заре, привыкнув быть нагими,
Над угольком, чья тайна так светла,
Склонялись в ласке нежные богини
И все деревья...".
Ответ: "... Царского Села".
Комментарий: Самый знаменитый лицей был в Царском Селе.
- Пушкин писал об Александре I:
"Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж..."
А что еще он, по мнению Пушкина, сделал хорошего?
Ответ: "... он основал Лицей".
- Этих 29-х заслуженно называли надеждой нации. Действительно талантливые люди, Мясоедов и Саврасов оставили интересные рисунки, Николай Корсаков стал композитором, Бакунин — высокопоставленным служащим, а Ломоносов — дипломатом. Но в какой-то мере они и "потерянное поколение" — надежды многих из них не оправдались, а семерых не стало довольно рано, о чем поведал восьмой. В каком заведении они находились в течение шести лет?
Ответ: Царскосельский лицей.
Восьмой — это Пушкин.
- В 1811 году Александр Сергеевич, сын графа Воронцова, поступил в Царскосельский лицей. В предыдущем предложении мы пропустили название сериала о враче-акушере. Напишите это название, состоящее из одного слова.
Ответ: Крестный. Пушкин был крестным сыном графа Артемия Воронцова. Герой сериала "Крестный" во время войны помогал роженицам, став крестным для сотен детей.
- В жизни немало удивительных совпадений. Лицейский товарищ Пушкина Константин Данзас, согласившись в 1837 году стать секундантом поэта, оказал ему услугу, которая привела к тяжелейшей потере в истории российской культуры. Назовите лицейское прозвище Данзаса.
Ответ: "Медведь".
Комментарий: Такое вот совпадение: "Медведь" оказал Пушкину поистине "медвежью услугу".
- Назовите Француза, который жил между Рыжиком и Иваном Великим.
Ответ: Пушкин. Француз — это прозвище Пушкина. Его соседями по лицейским спальням были Иван Пущин (прозвище — Иван Великий) и Петр Саврасов (прозвище — Рыжик или Рыжак).
- В этом коллективе занимались науками, и был там Ломоносов.
Занимались поэзией, и был там Пушкин.
Живописью занимались меньше, но, тем не менее, был там Саврасов.
Случались проявления анархии, и был там Бакунин.
Назовите официальную дату создания этого коллектива.
Ответ: 19 октября 1811 года.
Зачёт: Год обязателен!
Комментарий: В составе 1-го (пушкинского) лицейского выпуска были ученики с указанными фамилиями.
- Во время учебы в Лицее Пушкин был заочно избран в литературное общество "Арзамас" и получил там условное имя в честь одного насекомого. Нам это насекомое известно совместно с четверкой других неразлучных усатых насекомых. Каким же условным именем называли Пушкина?
Ответ: Сверчок (песня "Четыре неразлучных таракана и сверчок").
- В начале XIX в. это было единственное учебное заведение России, в уставе которого было записано: "Телесные наказания запрещаются". Однако однажды Государь лично приказал одного из учеников высечь. И хотя директор заведения был невысокого мнения о виновном, он рискнул не выполнить императорский приказ. Назовите фамилию этого смелого директора.
Ответ: Энгельгардт.Заведение — Царскосельский лицей, виновный — Пушкин.
- Кстати, о Пушкине. Лицейского приятеля Пушкина Михаила Яковлева друзья прозвали "паяцем двухсот номеров" за его талант изображать и пародировать знаменитостей своего времени. Другой лицеист, Федор Матюшкин, даже создал целый список из 200 фамилий объектов пародий Яковлева. Однако позицию N 129 этого списка Матюшкин оставил пустой, хотя на ней должно было быть реальное лицо. Кто именно?
Ответ: АЛЕКСАНДР I.
Источник(и): Друзья Пушкина. Переписка, воспоминания, дневники: В двух томах, т.1. / Сост. В.В. Кунин. — М.: Правда, 1985. — С. 304.
- Как известно, соседом Пушкина по "нумеру" в Лицее был Иван Пущин, и от их тихих ночных разговоров через перегородку ведет начало дружба, которой они дорожили всю жизнь. Итак, с одной стороны "нумера четырнадцатого" — Пущин. С кем мог переговариваться Пушкин с другой стороны?
Ответ: Ни с кем (с другой стороны — глухая стена).
- В своем списке лицейских стихотворений Пушкин назвал это стихотворение "Оправданная лень". Однако сейчас оно известно под другим названием, очень коротким. Что же это за название?
Ответ: "Сон".
- Вопрос задает А. С. Пушкин. В 17 веке в салонах французской аристократии была очень популярна так называемая прециозная литература. Главная ее особенность заключалась в том, что эта литература изобиловала метафорами, доходившими иногда до нелепости. Так, вместо того, чтобы спросить вас, когда вы сегодня проснулись, спрашивали: "Когда вы свою постель сделали несчастной?". Вода именовалась "текущий кристалл", рука — "бадьей, с которой текущий кристалл плещется в лицо", скрипку называли "душой ног", кресло — "удобством для беседы". Что французы называли "советником грации"?
Ответ: зеркало.
- В стихах Пушкина этот цветок упоминается более 50 раз. В лицейских стихотворениях они увенчивают головы фавнов и нимф, после поездки в Крым в их листве поют соловьи, а в итоге их упоминания с нетерпением ждёт читатель... Что же это за цветок?
Ответ: Роза ("Читатель ждёт уж рифмы "розы"; На, вот возьми её скорей").
- Вместе с Пушкиным в Лицее учился Федор Федорович Матюшкин, впоследствии адмирал. За интерес ко всему морскому его лицеисты называли так же, как сейчас называют почти 13 миллионов человек. Как же?
Ответ: Голландец.
- Как ни странно, но поручик изюмского гусарского полка Николай Григорьевич Ржевский — историческое лицо. Не смотря на свою раннюю смерть, наступившую осенью 1817 года от "нервической горячки" он и по сию пору упоминается исследователями в одном ряду с именами Пущина, Кюхельбеккера, Пушкина, Корфа и Дельвига. В этом ряду он противопоставляется князю Горчакову. В чем заключается это противопоставление.
Ответ: Из первого выпуска Лицея Ржевский умер первым, а Горчаков последним.
- В Царскосельском Лицее у каждого учащегося на левой стороне шинели было нашито две цифры. У Пушкина — 14. А что эти цифры означали?
Ответ: Номер комнаты лицеиста.
- В Лицее в пушкинские времена за каждый предмет ставилась не одна отметка, а три. Какие?
Ответ: За успехи, прилежание и способности.
- Большую золотую медаль получил Владимир Вольховский, вторую золотую медаль (2-е место) — Александр Горчаков. Далее следовали серебряные медалисты, за ними — "имеющие право на серебряную медаль". А кто был в этом списке на 26-м месте, лишь четвертым с конца?
Ответ: А.С. Пушкин (1-й выпуск Царскосельского лицея).
- В начале 1836 года Вильгельм Кюхельбекер, выпущенный с каторги и оставленный на поселении в Восточной Сибири, смог отправить письмо Пушкину. В письме упоминалось в том числе и о НИХ. Один из НИХ упоминается и в произведении Пушкина, написанном через некоторое время после получения этого письма. Назовите ИХ.
Ответ: Тунгусы. Кюхельбекер рассказывал о жизни среди бурят и тунгусов. Литературоведы считают, что тунгус появился в тексте "Памятника" под влиянием этого письма.
- Требуется очень точный ответ.
В 1837 году Вильгельм Кюхельбекер в сибирской ссылке писал:
Блажен, кто пал, как юноша Ахилл,
Прекрасный, мощный, смелый, величавый,
В средине поприща побед и славы,
Исполненный несокрушимых сил!
А какая дата стоит под этим стихотворением?
Ответ: 19 октября
- Прослушайте стихотворение Вильгельма Карловича Кюхельбекера, в котором пропущено одно слово:
"Горька судьба поэтов всех времен;
Тяжеле всех судьба казнит Россию:
Для славы и <...> был рожден;
Но юноша в свободу был влюблен...
Стянула петля дерзостную выю."
Мы не спрашиваем вас, что такое "выя". Просто вставьте пропущенное слово.
Ответ: Рылеев.
- Вот вторая, третья и четвертая строчки из послания Пушкина к Кюхельбекеру:
"...
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты...".
Воспроизведите первую строку.
Ответ: Служенье муз не терпит суеты.
- А.С. Пушкин в одном из своих стихотворений просил руки этого человека, а в другом стихотворении передавал ему некое, по словам поэта, "изделье гроба", принадлежавшее рижскому прадеду этого человека. Кто этот человек?
Ответ: Дельвиг. Речь идет о стихотворениях Пушкина "Пирующие студенты" ("Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?") и "Дельвигу" ("Прими сей череп, Дельвиг: он / Принадлежит тебе по праву...", "Изделье гроба преврати / В увеселительную чашу").
- Антон Антонович Дельвиг, учась в Царскосельском лицее, был очень романтичным молодым человеком. Возможно, поэтому все девушки казались ему очень красивыми. Но стоило ему окончить лицей, как он понял, насколько глубоко ранее заблуждался. Назовите предмет, ставший главной причиной столь внезапного озарения.
Ответ: Очки.: Дельвиг был близорук, а правила лицея не позволяли его воспитанникам носить очки; выйдя из стен лицея по его окончанию, он, наконец, увидел мир в реальном свете, который при ближайшем рассмотрении его разочаровал.
- По возвращении Пушкина из михайловской ссылки письма друзей к нему были полны изъявлениями восторга. И только Дельвиг высказал опасение судьбою человека, которого внезапное возвышение поэта могло оставить в одиночестве, в печальной неизвестности и без средств к существованию. О ком 15 сентября 1826 года напомнил Пушкину добрый Дельвиг?
Ответ: О няне Арине Родионовне.
- По словам пушкиниста Янины Левкович, в кишиневско-одесский период Пушкин не использовал ИХ только в общении с родными и самыми близкими друзьями, например, Дельвигом. Начиная с Михайловского, Пушкин перестает использовать ИХ и в общении с Вяземским и Бестужевым. По мнению Левковича, это позволяет выделить момент, когда то, что раньше было для Пушкина литературным явлением, становится простым предметом быта. Назовите ИХ.
Ответ: Черновики. Пушкин даже письма писал, как правило, с черновиками, кроме писем близким людям. Левкович считает, что с Михайловского Пушкин перестает считать свои письма в первую очередь литературным явлением и рассматривает их как вещь бытовую.
- Однажды профессор Кошанский задал лицеистам написать стихи на закат солнца. Какой-то лицеист начал свое стихотворение следующим образом: "Восстал на западе блестящий сын природы...". Пушкин тотчас вскочил со своего места и закончил стих одной строкой, состоящей из дилеммы, с которой столкнулись, по мнению Пушкина, "смятенные народы". В чем заключалась дилемма?
Ответ: Спать или вставать.
- Кстати, о Пушкине. Лицейского приятеля Пушкина Михаила Яковлева друзья прозвали "паяцем двухсот номеров" за его талант изображать и пародировать знаменитостей своего времени. Другой лицеист, Федор Матюшкин, даже создал целый список из 200 фамилий объектов пародий Яковлева. Однако позицию N 129 этого списка Матюшкин оставил пустой, хотя на ней должно было быть реальное лицо. Кто именно?
Ответ: АЛЕКСАНДР I.
- Пушкин-лицеист писал: "Певцы торжественны, прозаики шутливы в порядке стали тут". О чем он так писал?
Ответ: о книжных полках (библиотеке)
- "Благие цели никогда не достигаются тайными происками". На какое предложение так ответил лучший лицеист Пушкинского выпуска А.М. Горчаков?
Ответ: вступить в Тайное общество (декабристов)
- "Красная газета" 15 октября 1927 г. писала: "Памятник Пушкину в лицейском садике в Детском Селе будет приведен к 10-летию Октября в тот вид, каким он был... " Закончите неожиданное сообщение газеты.
Ответ: "... при жизни поэта". В числе первых лицеистов был и будущий великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, учившийся здесь с 1811 по 1817 гг. В Царском Селе он создал свои первые поэтические произведения, во многом навеянные образами этих мест. В 1900 г. в Лицейском саду установлен памятник Пушкину-лицеисту работы Роберта Баха.
- Объедините одним словом гимназиста, лицеиста, семинариста, реалиста, кадета, юнкера, гардемарина, институтку, курсистку и рабфаковца?
Ответ: Учащиеся.
- В Царскосельском Лицее у каждого учащегося на левой стороне шинели было нашито две цифры. У Пушкина — 14. А что эти цифры означали?
Ответ: Номер комнаты лицеиста.
- В письме князя Алексея Горчакова, лицейского друга Пушкина, есть упоминание о развлечении лицеистов, которому они предавались, по словам Пушкина, окрылив железом ноги. А какие парные предметы нужны, чтобы так развлекаться?
Ответ: Коньки.
https://db.chgk.info/
Медведева Татьяна Петровна
Ахметшина Наталья Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Киселева Яна Валентиновна