Интеллектуальная игра по русскому языку «Шеренга» по теме «Повторим изученное и не только…» (7 класс)

10
0
Материал опубликован 30 May 2018 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

Интеллектуальная игра «Шеренга» в 7 классе

по теме «Повторим изученное и не только…»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна

Брянск-2018

Пояснительная записка

На уроках русского языка на этапе обобщения изученного по теме эффективно обращение к интеллектуальной игре «Шеренга», которая позволяет быстро проверить знания учащихся, закрепить пройденное, способствует формированию различных приемов умственных действий (анализ, синтез, классификация, сравнение).

Суть игры заключается в следующем. Выходят желающие играть учащиеся (их количество зависит от количества вопросов) и выстраиваются в шеренгу перед доской. Учитель читает вопросы, требующие короткого однозначного ответа. Начинает игру первый от учителя учащийся. Если он дает ответ на вопрос, то становится в конец шеренги, чтобы продолжить игру, когда до него дойдет очередь. Если ответа нет, то он выходит из игры, а продолжает отвечать следующий по очереди. Игра продолжается до последнего учащегося, последний, кто остался в шеренге, считается победителем.

Ответы снабжены комментариями, ведь цель игры не только в том, чтобы проверить знания учащихся, но и в том, чтобы расширить и углубить знания фразеологии.

1. Поставьте в творительный падеж числительное 587. (Ответ: пятьюстами восемьюдесятью семью)

2. Образуйте деепричастия от глаголов выслушать, слушать, выдергивать и скажите, какое из них лишнее. (Ответ: выслушав, слушая, выдергивая. Лишнее выслушав, потому что оно совершенного вида)

3. Составьте словосочетания со словами коститстый и костлявый. (Ответ: костистый парень, человек, старик. Костлявый кулак, лоб, линь, окунь)

4. Продолжите ряд фразеологизмов: вышибить мозги, мозги не варят, мозги набекрень... (Ответ: мозги не на месте, куриные мозги, шевелить мозгами, три извилины в мозгу (и все параллельные), одна извилина в мозгу и та прямая)

5. Назовите лишнее среди слов: без оглядки, без разбору, безумолчно, без устали. (Безумолчно-слитное написание)

6. Образуйте формы повелительного наклонения от глагола ездить. (Ответ: изди, ездите)

7. Какая буква последняя в предлоге вследствие? (Е)

8. Что объединяет слова интеллигенция, аллея, вилла, коллаж. (Удовоенная ЛЛ)

9. Некоторые глаголы не образуют форму первого лица единственного числа, потому что не могут относиться к говорящему лицу, например, вскипеть, закатиться. Приведите другие аналогичные примеры. (Ответ: зарябить, наступить, начаться. Образоваться, получиться, родиться, хватать, предшествовать, произойти).

10. Проспрягайте глагол глодать. (Ответ: гложУ, глОжешь, глОжет, глОжем, глОжете, глОжут).

11. Образуйте все возможные формы причастий от глагола разъединять. (Ответ: разъединяющий, разъединявший, разъединяемый).

12. Поставьте в предложный падеж числительное 364. (Ответ: трехстах шестидесяти четырех).

13. Укажите лишнее среди слов: что за, все-таки, вряд ли, еще бы. (Ответ: все-таки, эта частица пишется через дефис, все остальные-раздельно).

14. Какое слово лишнее: пресса, кроссовки, каркас, массивный. (Ответ: каркас, оно пишется с одной С в корне).

15. От некоторых глаголов не образуются или не употребляются деепричастия несовершенного вида, например, бежать, лезть, сохнуть. Приведите еще минимум два подобных примера. (Ответ: беречь, бить, весить, лизать, лить, мазать, спать, стеречь, стричь, вязать, вянуть, гаснуть, шить, чистить, чесать, слепнуть, слать, резать)

16. Назовите лишнее среди предлогов: на протяжении, по истечении, во избежание, в отношении. (Ответ: во избежание, в этом предлоге на конце Е)

17. Продолжите ряд слов: неувядаемый, неиссякаемый, непримиримый…(Ответ: неизмеримый, неискоренимый, непогрешимый, непоколебимый, непреодолимый, неукротимый, неисчерпаемый, неиссякаемый, несокрушимый и другие отглагольные прилагательные, которые без НЕ не употребляются)

18. Составьте словосочетания со словами обвиненный и обвинительный. (Ответ: обвиненный в краже, парень, солдат; обвинительный приговор, заключение).

19. Продолжите ряд: в связи с тем что..., вследствие того что.., так как…(Ответ: потому что.., оттого что.., благодаря тому что.., ввиду того что..).

20. Что объединяет глаголы сыпать, щипать, трепать? (Ответ: во всех глагольных формах прибавляется Л. Сыплю, сыплешь, сыплющий, сыпля)

21. Назовите лишнее среди слов: вничью, в обрез, вкратце, взаперти. (Ответ: в обрез -раздельное написание).

22. Составьте словосочетания со словами хвалебный, хваленый. (Ответ: хвалебная песня, рецензия, ода, частушка, статья, песня. Хваленый борщ, суп, жених, спортсмен).

23. Продолжите ряд фразеологизмов: голова еловая, ветреная голова, голова садовая. (Ответ: голова соломой набита, дубовая голова (башка), дурья голова (башка), мякинная голова, пустая голова, солома в голове, без царя в голове, баранья голова, винтика (винтиков) в голове не хватает, голова (котелок) не варит, дурить голову, с головой не дружить, голова не с того боку затесана).

24. Назовите лишнее среди слов: наугад, начеку, на совесть, насмарку. (Ответ: на совесть, раздельное написание).

25. Образуйте все возможные формы причастий от глагола принимать. (Ответ: принимающий, принимавший, принимаемый).

Использованная литература


1. Словарь синонимов. Электронный ресурс]. Режим доступа: http://synonymonline.ru/ (дата обращения 29.05.18)

2. Фразеологизмы - толкование, иллюстрации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://frazbook.ru/frazeologizmy/

(дата обращения 29.05.18)

3. Частицы в русском языке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.syl.ru/article/127328/chastitsyi-v-russkom-yazyike-klassifikatsiya-i-pravopisanie (дата обращения 30.05.18)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.