12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна45104
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
Материал размещён в группе «Игровые моменты на учебном занятии.»
8

Интеллектуальная игра «Шеренга» в 5 классе на уроке русского языка при изучении темы «Морфемика. Орфография»

Интеллектуальная игра «Шеренга» в 5 классе на уроке русского языка при изучении темы «Морфемика. Орфография»

Вера Легоцкая,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

Одной из популярнейших среди школьников формой обучения является сегодня интеллектуальная игра, которая активно используется учителями как на уроках, так и во внеучебной досуговой деятельности. Игра на уроке позволяет, с одной стороны, сплотить детей, создать условия для формирования взаимопонимания, умения работать в группе, с другой стороны, развивает и подчеркивает индивидуальность ребенка, создает ситуацию успеха для каждого, дает представление о поведении в условии соревнования.

На уроках русского языка на этапе обобщения изученного материала эффективно обращение к интеллектуальной игре «Шеренга», которая позволяет быстро проверить знания учащихся, закрепить пройденное, способствует формированию различных приемов умственных действий (анализ, синтез, классификация, сравнение).

Суть игры заключается в следующем. Выходят желающие играть учащиеся (их количество зависит от количества вопросов) и выстраиваются в шеренгу перед доской. Учитель читает вопросы, требующие короткого однозначного ответа. Начинает игру первый от учителя учащийся. Если он дает ответ на вопрос, то становится в конец шеренги, чтобы продолжить игру, когда до него дойдет очередь. Если ответа нет, то он выходит из игры, а продолжает отвечать следующий по очереди. Игра продолжается до последнего учащегося, последний, кто остался в шеренге, считается победителем.

Шеренга по теме «Морфемика. Орфография»

1. Назовите слово, в котором такая же приставка, как и в слове расходовать. (Расфасовать)

2. Являются ли однокоренными слова заяц, зайчик, зайчишко, заячий. (Да)

3. Назовите окончание в прилагательном в словосочетании на радостной встрече. (Ой)

4. Верно ли, что в слове баррикада безударную гласную можно проверить словом бар? (Нет)

5. У слов таится над нами волшебная сила. Подберите синоним к слову волшебная. (Таинственная)

6. Назовите слово, в котором такая же приставка, как и в слове сделать. (Смастерить, сводить, сдержать)

7. Подберите однокоренное существительное к слову рассуждать. (Рассуждение, суждение, судья, судейство).

8. Верно ли, что в глаголе намазать и в существительном наводнение одна и та же приставка? (Да, приставка НА)

9. В слове водопровод два корня. Назовите однокоренное прилагательное с двумя корнями. (Водопроводный)

10. Назовите однокоренное слово к глаголу черпать. (Исчерпать, вычерпать)

11. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от существительного армяне. (Армян)

12. Являются ли однокоренными слова горевать и загорелый? (Нет, это омонимичные корни)

13. Назовите окончание в форме глагола 2 лица ед. числа от глагола посеять. (Ты посеешь)

14. Верно ли, что в слове доброта и добежать одна и та же приставка?

(Нет, в слове доброта ее нет).

15. Верно ли, что слова улечу и вылечить однокоренные? (Нет, это омонимичные корни).

16. Верно ли, что при написании слова горевать нужно использовать правило о правописании безударной гласной в корне слова? (Да, проверочное слово горе)

17. Какие морфемы, кроме корня и окончания, есть в слове настольный? (Приставка, суффикс)

18. Верно ли, что слово украшать можно проверить словом прекрасный? (Да, это однокоренные слова).

19. Верно ли, что слова поиск и ищем однокоренные? (Да, это корни с чередованием)

20. Верно ли, что в слове искусный и искусственный количество букв С одинаковое? (Нет)

21. Назовите основу в слове рассказчик. (Рассказчик)

22. Приведите пример, доказывающий, что приставка ПРО- имеет значение «законченность действия». (Прозвучать, прозвенеть, произнести, проиграть)

23. Назовите слово, у которого такая же приставка, как и в слове предвидеть? (Предугадать, предчувствовать, предусмотреть, предвосхитить)

24. Укажите пятое слове в ряду: понимаешь, понимает, понимаем, понимаете…(Понимают)

25. Верно ли, что в слове терраса и профессор одинаковое количество букв С? (Нет)

26. Назовите слово, у которого такая же приставка, как и в слове причудливый. (Приблизиться, прийти, приморский, привстать)

27. Верно ли, что в слове овцебык такая же соединительная гласная, что и в слове пешеход? (Да, верно)

28. Назовите слово, у которого такой же суффикс, что и в слове ветвистый. (Мглистый, мшистый, когтистый, пушистый)

29. Верно ли, что в слове нефтепровод такая же приставка, как и в слове продумать? (Да)

30. Верно ли, что слова миролюбивый и умирать однокоренные? (Нет)

31. Образуйте сложное слово от слов трудиться и любить. (Трудолюбивый)

32. Назовите слово, у которого такой же суффикс, что и в слове дождливый. (Болтливый, сонливый, приветливый)

33. Какие морфемы, кроме корня и окончания есть в слове записка? (Основа, приставка, суффикс)

34. Обратите внимание на окончание глагола и продолжите ряд: включит, вручит, звонит, наделит…(Обострит, облегчит, наделит, одолжит, окружит, сверлит)

35. Назовите слово, у которого такая же приставка, что и в слове безветренный. (Бездушный, бездушный, беззвучный, безвкусный)

36. Подберите прилагательное к слову шампунь. (Любое в мужском роде)

37. Верно ли, что слова подобрать и отборный однокоренные? (Да, здесь корневые чередования)

38. Подберите синоним к фразеологизму «Летать в облаках». (Мечтать)

39. Являются ли однокоренным слова ложь и положить? (Нет)

40. Слово перст является устаревшим. Однако мы сейчас используем много слов, от него образованных. Назовите хотя бы одно. (Наперсток, перстень)

41. Верно ли, что в слове вскарабкаться и всерьез одна и та же приставка? (Нет)

42. Верно ли, что слова приветливый и приветливого однокоренные? (Нет, это формы слова)

43. Верно ли, что в словах носки и чулки одинаковое окончание в форме родительного падежа множественного числа? (Нет, чулок, носков)

44. Назовите слово, в котором такой же суффикс, что и в слове белизна. (Желтизна, голубизна, дешевизна)

45. Назовите сложное слово от слов карий, глаза. (Кареглазый)

 

Использованная литература

Русский язык. 5 класс. Учебник в двух частях для учащихся общеобразовательных организаций (Л.М.Рыбченкова, О.Л.Александрова и др.).-М.: «Просвещение».-2014, 127 с.

Опубликовано в группе «Игровые моменты на учебном занятии.»


Комментарии (2)

Евгений Алексеевич, 21.11.17 в 22:42 2Ответить Пожаловаться
Спасибо! Мне понравился алгоритм игры. А на сколько по времени ?
Легоцкая Вера Сергеевна, 09.03.18 в 19:41 0Ответить Пожаловаться
Евгений Алексеевич, все зависит от класса, уровня подготовки детей. Можно взять на весь урок, если каждый вопрос комментировать, можно использовать по 10 вопросов на нескольких уроках. я обычно делаю так.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.