12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44011
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
5

Интеллектуальная игра «Шеренга», (7 класс по теме «Морфология. Обобщение изученного»)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска 

Интеллектуальная игра «Шеренга»

(7 класс по теме «Морфология. Обобщение изученного»)

 

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна

 

Брянск-2018

Пояснительная записка

На уроках русского языка   на этапе обобщения изученного по теме эффективно обращение к интеллектуальной игре «Шеренга», которая позволяет быстро  проверить знания учащихся, закрепить пройденное, способствует формированию различных приемов умственных действий (анализ, синтез, классификация, сравнение).

Суть игры заключается в следующем. Выходят желающие играть учащиеся (их количество зависит от количества вопросов) и выстраиваются в шеренгу перед доской. Учитель читает вопросы, требующие короткого  однозначного ответа. Начинает игру первый от учителя учащийся. Если он дает ответ на вопрос, то становится в конец шеренги, чтобы продолжить игру, когда до него дойдет очередь. Если ответа нет, то он выходит из игры, а продолжает отвечать следующий по очереди. Игра продолжается до последнего учащегося, последний, кто остался в шеренге,  считается победителем.

 

1. Приведите примеры перехода нарицательных существи­тельных в собственные. (Имена людей: Вера, Надежда, Любовь, Роза, Лилия; клички животных: Шарик, Зорька; названия населенных пунктов: Зима, Горки; печатных изданий: «Правда», «Пионер»;   художественных  произведений:   «Хамелеон»,  «Богатыри»)Начало формы

2. Приведите примеры, в которых слово выше выступает в роли разных частей речи. (Нарисовал выше, выше дома).

3. Назовите признаки глагола в причастии горящий факел. (Настоящее время, несовершенный вид, невозвратное)

4. К отрицательным относятся частицы не, ни, далеко не, отнюдь не, вовсе не. Какие другие значения, кроме отрицательного, они могут выражать? 1)Положительное при двойном отрицании (не могу не думать, не могу не помочь); 2) усилительное {нет ни души, ни зги не видно); 3) обобщающее (что ни делаю, всё получается; чего ни беру, всё не то; куда ни пойду, везде народ).

5. Назовите лишний союз:   как ... так и, не только ... но и, однако, ли. (Союз ли подчинительный, все остальные сочинительные)

6. Утверждают, что слово точно может быть прилагательным, наречием, союзом и частицей. Приведите примеры.(Решение точно, срисовал точно, лес, точно терем расписной, она точно с ума сошла)

7. Какой частью речи является слово раз в предложении Раз я люблю тебя, то ты должен мне доверять.(Союз)

8. Приведите примеры перехода собственных  существи­тельных в нарицательные. (Ампер,  бойкот, бостон, браунинг, вольт, галифе, герц, дизель, кулон, макинтош, мартен, маузер, наган, ом, рентген).

9. Причастия настоящего времени (и действительные, и страдательные) образуются только от глаголов только этой грамматической категории. Какой? (От глаголов несовершенного вида (у глаголов совершенного вида нет причастий настоящего времени).

10. Среди словосочетаний назовите лишнее: слушал молча,  пишет сидя, читает лёжа, идет разговаривая. (Последнее -в нем зависимое слово деепричастие, в остальных случаях -наречия).

11.Назовите лишнее слово:  тогда, оттого, всегда, потому. (Всегда-наречие времени, остальные-местоименные).

12. Как пишется НЕ в предложении Он как душа неразделим и вечен. (Слитно, потому что слово без НЕ не употребляется).

13. От какого глагола образовано причастие  учитывающий? (Учитывать)

14. Назовите все наречия в предложении И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом. (Днем, ночью, кругом).

15.Составьте два словосочетания со словами летящий и летучий. (Летящий шар, летучее вещество).

16. Образуйте деепричастие от глагола загрохотать. (Загрохотав).

17. Какой частью речи выражено сказуемое в предложении Его решение обдуманно, профессионально. (Прилагательные в краткой форме).

18. Назовите  все предлоги в предложении Он по-прежнему шел впереди всех к цели. (Впереди, к)

19. Образуйте все возможные формы причастий от глагола желать. (Желать – желающий, желавший, желаемый, желанный).

20. Какое слово лишнее: вдвое, надвое, по двое, вдвоем. (По двое –раздельное написание).

21. Приведите примеры, в которых слово смелее выступает в роли разных частей речи. (Выступил смелее, Смелее других).

22. Какой частью речи является слово ограниченный в словосочетании ограниченный ум? (Прилагательное).

23. От какого глагола образовано причастие решавший? (Решать)

24. Назовите лишний союз:   как будто, между тем как, в связи с тем что, не столько..сколько. (Союз  не столько..сколько  сочинительный, все остальные подчинительные).

25. Образуйте деепричастие от глагола проповедовать. (Проповедуя)

26. Составьте два словосочетания со словами кипящий и кипучий. (Кипящая жидкость, кипучая деятельность).

27. Назовите все наречия в предложении Он всегда все говорит запутанно. (Всегда, запутанно).

28. Образуйте все возможные формы причастий от глагола победить. (Победить -победивший, побежденный).

29. Назовите признаки глагола в причастии утверждавший не раз. (Прошедшее время, несовершенный вид, невозвратное).

30. Приведите примеры, когда слово пока выступает в роли союза и наречия. (Пока мы не ответим, ничего не получится. Мы пока не готовы к этому).

 

Использованная литература

 

Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1.      [ Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын ].  -7-е изд.-М.: Просвещение, 2017.-127 с.

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.