Игра по русскому языку «Интеллектуальный треугольник» (10 класс)
Пояснительная записка к презентации
г. Севска Брянской области
Учитель русского языка и литературы Бордюгова Н.Г.
Повторительно-обобщающий урок русского языка в 10 классе в форме игры «Интеллектуальный треугольник»
Тема: Лексика. Фразеология
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об историзмах и архаизмах, иностранной лексике и фразеологизмах. Раскрыть способности уч-ся в усвоении материала. Развивать аналитическое мышление, умение работать в группе, выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов. Воспитывать интерес к русскому языку и положительное отношение к знаниям.
Форма занятия: игра «Интеллектуальный треугольник»
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, сова, конверты с вопросами, бейджики с номерами команд, фишки за досрочный ответ, на доске- таблица учёта ответов команд, песочные часы, словари Даля.
Ход урока
1.Организационный этап
2. Сообщение темы, цели и формы занятия. (Слайд 1)
3. Знакомство с правилами игры
В игре принимают участие 3 команды.( Представление капитанов)
Начинает игру команда за главным столом, символом которого является сова. Но эта команда уступит своё место другой команде, которая даст 2 верных ответа раньше 1 минуты, положенной на обсуждение. Победные очки засчитываются всем командам, давшим верные ответы. Если команда за главным столом даст неверный ответ, она уступит место той из команд, что ответит первой. В случае, если досрочных ответов не будет, «боковые» команды могут попытаться ответить без подготовки. Желаю успеха!
4. Обобщение материала в форме игры.
Первый тур
(Слайд)
Так же, как из года в год меняют леса свои листья – старые падают,- так и слова ветшают…
Гораций
Итак, вы уже догадались, что речь пойдёт об устаревших словах.
Задание 1
Маленьких детей часто просят: «Покажи, где у тебя глазки, где носик…» А вам, уважаемые команды, через 1 минуту предстоит показать, где у вас …(Слайд 3)
Ланиты – щёки
Чело – лоб
Выя - шея
Десница – правая рука
Шуйца – левая рука
Рамена –плечи
Персты -пальцы
Время пошло. (Песочные часы)
Задание 2, 3, 4 Тесты (Слайд 4)
1.Агнец –это:
а) ангел;
б) ягнёнок;
в) огонь.
2.Где вам могли встретиться буки?
а) в лесу;
б) в книге;
в) на карте.
3. Можно ли сейчас побывать в весях?
а) да;- это деревня, селение
б) нет.
Ребята, говоря о значениях устаревших слов, нельзя сегодня не вспомнить В.И.Даля, составителя «Толкового словаря живого великорусского языка» (Слайд 5)
10 ноября 2018 года исполнилось 217 лет со дня его рождения. В.Д.Берестов писал: (слайд) «Читая словарь Даля как повесть, не только слышишь ритмы, но и любуешься красками ярко, будто полярным сиянием.»
В.И.Даль был не только лингвистом. Он был морским офицером, врачом, чиновником, писателем, фольклористом, этнографом.
Задание 5
А сейчас, команды, внимание! На столе у каждой из вас конверт с 2 текстами. Капитаны, достаньте, пожалуйста, их. Послушайте задание.
а) В летописи сказано: «Святослав не хотел против вуя своего Изяслава воевать». В каком родстве состояли князья?
( Вуй- дядя по матери )
б) Прокомментируйте строку из оды М.В.Ломоносова: «Тогда великий град Петров // В едину стогну уместился». Скажите, что перед нами, историзмы или архаизмы. Обоснуйте ответ. В помощь себе возьмите словари.
(Стогна – улица, площадь)
Задание 6 (для капитанов)
Внимание на экран! (Слайд 6)
«Словарь Даля озаряет нас изобилием добрых слов, сказанных добрыми людьми в добром расположении духа. Надо бы пользоваться ими пошире и почаще учиться у них добру." В.Д.Берестов
СОВЕСТЬ- нравственное сознание, нравственное чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осужденье каждого поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла.
Уважаемые капитаны, сейчас вам предстоит отстаивать честь своей команды. Скажите, сколько значений слова честь вы знаете? Назовите пословицы с этим словом. Минута пошла!
(Честь -1) моральные качества и этические принципы личности, достойные уважения и гордости.
Береги честь смолоду (пословица).
2) Хорошая репутация, доброе имя.
Честь семьи, честь мундира, честь командира.
3) Целомудрие женщины
4) Почёт, уважение
Честь героям.
7. Реклама книги пословиц Даля
Пословица – ходячий ум народа
В.И.Даль
8.Итог 1 тура (см. таблицу на доске)
Второй тур
Все народы меняются словами и занимают их друг у друга.
В.Г.Белинский
Во 2 туре речь пойдёт о заимствованных или иностранных словах.
Культура Древней Греции оставила неизгладимый след в истории человечества. Сохранился он и в нашем языке. Многие из нас носят греческие имена.
Игра (Слайд 8) Заимствованные слова
Александр – «защитник»
Андрей – «мужественный, храбрый»
Макар – «счастье»
Елена – светлая, солнечная, факел
Часто на нашем столе бывает кушанье, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его – это значит испытать настоящее удовольствие, даже счастье.
Назовите это блюдо. (МАКАРОНЫ)
2.Игра «Справочное бюро» (Слайд)
Выберите слово, соответствующее лексическому значению.
1. Колорит, компонент, комфорт, компромисс
( «составная часть чего – либо» )
2.Констатировать,конспирировать,конкурировать,консолидировать
( «сплотить кого – либо для усиления деятельности»)
3. Коалиция, коллегия, коллектив, коллекция
( « объединение, соглашение, союз государств, партий и др. для достижения общих целей» .
3. Игра (Слайд) Заимствованные слова
1.Слово полигон по – гречески означает «многоугольник.». Как выглядит в плане здание американского Пентагона? (Пятиугольник)
2.Испания. Яркое солнце, бой быков… Как далеко это от нас! Однако, входя в свою квартиру, каждый из нас проходит через одно такое место, которое могло бы напоминать ему об Испании и её экзотических традициях.
Что это за место? (Коридор-коррида буквально бег быков)
В узбекском языке глагол куру означает «сохнуть». Какое существительное, образованное от него, заимствовано из узбекского русским языком и как приблизительно его можно перевести? (Курага-сушёные абрикосы)
9.Итог 2 тура (см. таблицу на доске)
Третий тур
…Нет слова, которое было бы так замашисто,бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Н.В.Гоголь
1. Вопрос от уч-ся 6 класса
К рисункам, которые нарисовали ученики 6 класса, нужно подобрать фразеологизмы.
Смотреть сквозь пальцы – намеренно не обращать внимания.
Море по колено – не страшно.
Ходячая энциклопедия – об умном человеке.
Хоть кол на голове теши – об упрямом человеке, который не понимает чего-либо или не желает что- то сделать.)
2. Вопрос для каждого уч-ся.
-А сейчас вопросы я буду задавать не всей команде, а каждому участнику по очереди.
( По 1 человеку в каждой команде встают по часовой стрелке, отвечают на вопрос и садятся на своё место. Фишку получает тот, кто верно ответил.)
–Итак, кто быстрее ответит, тот и получит 1 балл.
Благодаря вам, ребята, мы узнаем, что сегодня на игре делали команды.
Сегодня команды
бросали перчатку – вызывали на борьбу;
держали ухо востро – вели себя осторожно;
разрубали Гордиев узел – решали сложные проблемы;
оставались при пиковом интересе – терпели неудачу ( пика – несчастливая карта);
хватали звёзды с неба – отличались умом, дарованием;
А я, ваша учительница,
1) кусала локти – досадывала, сожалела об упущенном;
2) была на 7 небе – радовалась;
3) смотрела сквозь пальцы – намеренно не обращала внимания;
4) лезла из кожи вон – старалась;
5) обещалась угостить берёзовой кашей – выпороть.
3. Итог 3 тура ( таблица )
4. Итог игры (называю победителя)
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Что дала вам сегодняшняя игра?
( Повторили, узнали новое, игра сплотила, вызвала интерес к русскому языку)
- Подводя итог урока, хочется обратиться к словам Л.Н.Толстого:" Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти."
Дети, говорите чаще добрые слова. Не зная значения иностранного слова, не употребляйте его в своей речи, чтобы не казаться смешными.
6. Д/з. Подготовиться к тестированию по изученной теме.
Устинова Валентина Ивановна
Бордюгова Нина Григорьевна
Шамраева Ирина Владимировна
Бордюгова Нина Григорьевна
Шалагинова Ольга Владимировна
Бордюгова Нина Григорьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Бордюгова Нина Григорьевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Бордюгова Нина Григорьевна
Бойко Светлана Владимировна
Бордюгова Нина Григорьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Бордюгова Нина Григорьевна
Татьяна Кайзер
Бордюгова Нина Григорьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Бордюгова Нина Григорьевна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Бордюгова Нина Григорьевна