12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бордюгова Нина Григорьевна1597
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль
Россия, Брянская обл., г. Севск
Материал размещён в группе «Игровые моменты на учебном занятии.»
35

Игра по русскому языку «Интеллектуальный треугольник», 10 класс



МБОУ-СОШ № 1 имени Октябрьской революции

г. Севска Брянской области

Учитель русского языка и литературы Бордюгова Н.Г.


 

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 10 классе в форме игры «Интеллектуальный треугольник»

Тема: Лексика. Фразеология

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об историзмах и архаизмах, иностранной лексике и фразеологизмах. Раскрыть способности уч-ся в усвоении материала. Развивать аналитическое мышление, умение работать в группе, выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов. Воспитывать интерес к русскому языку и положительное отношение к знаниям.

Форма занятия: игра «Интеллектуальный треугольник»

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, сова, конверты с вопросами, бейджики с номерами команд, фишки за досрочный ответ, на доске- таблица учёта ответов команд, песочные часы, словари Даля.

Ход урока

1.Организационный этап

2. Сообщение темы, цели и формы занятия. (Слайд 1)

3. Знакомство с правилами игры

В игре принимают участие 3 команды.( Представление капитанов)

Начинает игру команда за главным столом, символом которого является сова. Но эта команда уступит своё место другой команде, которая даст 2 верных ответа раньше 1 минуты, положенной на обсуждение. Победные очки засчитываются всем командам, давшим верные ответы. Если команда за главным столом даст неверный ответ, она уступит место той из команд, что ответит первой. В случае, если досрочных ответов не будет, «боковые» команды могут попытаться ответить без подготовки. Желаю успеха!

4. Обобщение материала в форме игры.

Первый тур

(Слайд)

Так же, как из года в год меняют леса свои листья – старые падают,- так и слова ветшают…

Гораций

Итак, вы уже догадались, что речь пойдёт об устаревших словах.

Задание 1

Маленьких детей часто просят: «Покажи, где у тебя глазки, где носик…» А вам, уважаемые команды, через 1 минуту предстоит показать, где у вас …(Слайд 3)

Ланиты – щёки

Чело – лоб

Выя - шея

Десница – правая рука

Шуйца – левая рука

Рамена –плечи

Персты -пальцы

Время пошло. (Песочные часы)

Задание 2, 3, 4 Тесты (Слайд 4)

1.Агнец –это:

а) ангел;

б) ягнёнок;

в) огонь.

2.Где вам могли встретиться буки?

а) в лесу;

б) в книге;

в) на карте.

3. Можно ли сейчас побывать в весях?

а) да;- это деревня, селение

б) нет.

Ребята, говоря о значениях устаревших слов, нельзя сегодня не вспомнить В.И.Даля, составителя «Толкового словаря живого великорусского языка» (Слайд 5)

10 ноября 2018 года исполнилось 217 лет со дня его рождения. В.Д.Берестов писал: (слайд) «Читая словарь Даля как повесть, не только слышишь ритмы, но и любуешься красками ярко, будто полярным сиянием.»

В.И.Даль был не только лингвистом. Он был морским офицером, врачом, чиновником, писателем, фольклористом, этнографом.

Задание 5

А сейчас, команды, внимание! На столе у каждой из вас конверт с 2 текстами. Капитаны, достаньте, пожалуйста, их. Послушайте задание.

а) В летописи сказано: «Святослав не хотел против вуя своего Изяслава воевать». В каком родстве состояли князья?

( Вуй- дядя по матери )

б) Прокомментируйте строку из оды М.В.Ломоносова: «Тогда великий град Петров // В едину стогну уместился». Скажите, что перед нами, историзмы или архаизмы. Обоснуйте ответ. В помощь себе возьмите словари.

(Стогна – улица, площадь)

Задание 6 (для капитанов)

Внимание на экран! (Слайд 6)

«Словарь Даля озаряет нас изобилием добрых слов, сказанных добрыми людьми в добром расположении духа. Надо бы пользоваться ими пошире и почаще учиться у них добру." В.Д.Берестов

СОВЕСТЬ- нравственное сознание, нравственное чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осужденье каждого поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла.

Уважаемые капитаны, сейчас вам предстоит отстаивать честь своей команды. Скажите, сколько значений слова честь вы знаете? Назовите пословицы с этим словом. Минута пошла!

(Честь -1) моральные качества и этические принципы личности, достойные уважения и гордости.

Береги честь смолоду (пословица).

2) Хорошая репутация, доброе имя.

Честь семьи, честь мундира, честь командира.

3) Целомудрие женщины

4) Почёт, уважение

Честь героям.

7. Реклама книги пословиц Даля

Пословица – ходячий ум народа

В.И.Даль

8.Итог 1 тура (см. таблицу на доске)

Второй тур

Все народы меняются словами и занимают их друг у друга.

В.Г.Белинский

Во 2 туре речь пойдёт о заимствованных или иностранных словах.

Культура Древней Греции оставила неизгладимый след в истории человечества. Сохранился он и в нашем языке. Многие из нас носят греческие имена.

Игра (Слайд 8) Заимствованные слова

Александр – «защитник»

Андрей – «мужественный, храбрый»

Макар – «счастье»

Елена – светлая, солнечная, факел

Часто на нашем столе бывает кушанье, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его – это значит испытать настоящее удовольствие, даже счастье.

Назовите это блюдо. (МАКАРОНЫ)

2.Игра «Справочное бюро» (Слайд)

Выберите слово, соответствующее лексическому значению.

1. Колорит, компонент, комфорт, компромисс

( «составная часть чего – либо» )

2.Констатировать,конспирировать,конкурировать,консолидировать

( «сплотить кого – либо для усиления деятельности»)

3. Коалиция, коллегия, коллектив, коллекция

( « объединение, соглашение, союз государств, партий и др. для достижения общих целей» .

3. Игра (Слайд) Заимствованные слова

1.Слово полигон по – гречески означает «многоугольник.». Как выглядит в плане здание американского Пентагона? (Пятиугольник)

2.Испания. Яркое солнце, бой быков… Как далеко это от нас! Однако, входя в свою квартиру, каждый из нас проходит через одно такое место, которое могло бы напоминать ему об Испании и её экзотических традициях.

Что это за место? (Коридор-коррида буквально бег быков)

В узбекском языке глагол куру означает «сохнуть». Какое существительное, образованное от него, заимствовано из узбекского русским языком и как приблизительно его можно перевести? (Курага-сушёные абрикосы)

9.Итог 2 тура (см. таблицу на доске)

Третий тур

Нет слова, которое было бы так замашисто,бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Н.В.Гоголь

1. Вопрос от уч-ся 6 класса

К рисункам, которые нарисовали ученики 6 класса, нужно подобрать фразеологизмы.

Смотреть сквозь пальцы – намеренно не обращать внимания.

Море по колено – не страшно.

Ходячая энциклопедия – об умном человеке.

Хоть кол на голове теши – об упрямом человеке, который не понимает чего-либо или не желает что- то сделать.)

2. Вопрос для каждого уч-ся.

-А сейчас вопросы я буду задавать не всей команде, а каждому участнику по очереди.

( По 1 человеку в каждой команде встают по часовой стрелке, отвечают на вопрос и садятся на своё место. Фишку получает тот, кто верно ответил.)

Итак, кто быстрее ответит, тот и получит 1 балл.

Благодаря вам, ребята, мы узнаем, что сегодня на игре делали команды.

Сегодня команды

бросали перчатку – вызывали на борьбу;

держали ухо востро – вели себя осторожно;

разрубали Гордиев узел – решали сложные проблемы;

оставались при пиковом интересе – терпели неудачу ( пика – несчастливая карта);

хватали звёзды с неба – отличались умом, дарованием;


 

А я, ваша учительница,

1) кусала локти – досадывала, сожалела об упущенном;

2) была на 7 небе – радовалась;

3) смотрела сквозь пальцы – намеренно не обращала внимания;

4) лезла из кожи вон – старалась;

5) обещалась угостить берёзовой кашей – выпороть.

3. Итог 3 тура ( таблица )

4. Итог игры (называю победителя)

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что дала вам сегодняшняя игра?

( Повторили, узнали новое, игра сплотила, вызвала интерес к русскому языку)

- Подводя итог урока, хочется обратиться к словам Л.Н.Толстого:" Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти."

Дети, говорите чаще добрые слова. Не зная значения иностранного слова, не употребляйте его в своей речи, чтобы не казаться смешными.

6. Д/з. Подготовиться к тестированию по изученной теме.


"Интеллектуальный треугольник"
PPT / 18.42 Мб

Опубликовано в группе «Игровые моменты на учебном занятии.»


Комментарии (22)

сменить сортировку
Устинова Валентина Ивановна, 26.11.18 в 05:18 7Ответить Пожаловаться
Интересный урок, беру в закладки!
Шамраева Ирина Владимировна, 26.11.18 в 11:50 6Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный и содержательный урок!
Бордюгова Нина Григорьевна, 26.11.18 в 16:24 6Ответить Пожаловаться
Благодарю за поддержку.
Бордюгова Нина Григорьевна, 26.11.18 в 23:03 6Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень приятно получить "5".
Горбачёва Марина Юрьевна, 17.12.18 в 18:41 6Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой!
Бордюгова Нина Григорьевна, 17.12.18 в 21:59 6Ответить Пожаловаться
Марина Юрьевна, спасибо большое. Приятно получить поздравление от коллеги)))
Ивлиева Наталия Алексеевна, 17.12.18 в 20:41 6Ответить Пожаловаться
Нина Григорьевна, поздравляю с 1 местом по популярности уроков за ноябрь! Здорово!
Бордюгова Нина Григорьевна, 17.12.18 в 22:06 6Ответить Пожаловаться
А я благодарю Вас, Наталия Алексеевна, за моральную поддержку!

показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.