12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Бордюгова Нина Григорьевна1597 Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Блез Паскаль Россия, Брянская обл., г. Севск Материал размещён в группе «Игровые моменты на учебном занятии.» |
Игра по русскому языку «Интеллектуальный треугольник», 10 класс
г. Севска Брянской области
Учитель русского языка и литературы Бордюгова Н.Г.
Повторительно-обобщающий урок русского языка в 10 классе в форме игры «Интеллектуальный треугольник»
Тема: Лексика. Фразеология
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об историзмах и архаизмах, иностранной лексике и фразеологизмах. Раскрыть способности уч-ся в усвоении материала. Развивать аналитическое мышление, умение работать в группе, выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов. Воспитывать интерес к русскому языку и положительное отношение к знаниям.
Форма занятия: игра «Интеллектуальный треугольник»
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, сова, конверты с вопросами, бейджики с номерами команд, фишки за досрочный ответ, на доске- таблица учёта ответов команд, песочные часы, словари Даля.
Ход урока
1.Организационный этап
2. Сообщение темы, цели и формы занятия. (Слайд 1)
3. Знакомство с правилами игры
В игре принимают участие 3 команды.( Представление капитанов)
Начинает игру команда за главным столом, символом которого является сова. Но эта команда уступит своё место другой команде, которая даст 2 верных ответа раньше 1 минуты, положенной на обсуждение. Победные очки засчитываются всем командам, давшим верные ответы. Если команда за главным столом даст неверный ответ, она уступит место той из команд, что ответит первой. В случае, если досрочных ответов не будет, «боковые» команды могут попытаться ответить без подготовки. Желаю успеха!
4. Обобщение материала в форме игры.
Первый тур
(Слайд)
Так же, как из года в год меняют леса свои листья – старые падают,- так и слова ветшают…
Гораций
Итак, вы уже догадались, что речь пойдёт об устаревших словах.
Задание 1
Маленьких детей часто просят: «Покажи, где у тебя глазки, где носик…» А вам, уважаемые команды, через 1 минуту предстоит показать, где у вас …(Слайд 3)
Ланиты – щёки
Чело – лоб
Выя - шея
Десница – правая рука
Шуйца – левая рука
Рамена –плечи
Персты -пальцы
Время пошло. (Песочные часы)
Задание 2, 3, 4 Тесты (Слайд 4)
1.Агнец –это:
а) ангел;
б) ягнёнок;
в) огонь.
2.Где вам могли встретиться буки?
а) в лесу;
б) в книге;
в) на карте.
3. Можно ли сейчас побывать в весях?
а) да;- это деревня, селение
б) нет.
Ребята, говоря о значениях устаревших слов, нельзя сегодня не вспомнить В.И.Даля, составителя «Толкового словаря живого великорусского языка» (Слайд 5)
10 ноября 2018 года исполнилось 217 лет со дня его рождения. В.Д.Берестов писал: (слайд) «Читая словарь Даля как повесть, не только слышишь ритмы, но и любуешься красками ярко, будто полярным сиянием.»
В.И.Даль был не только лингвистом. Он был морским офицером, врачом, чиновником, писателем, фольклористом, этнографом.
Задание 5
А сейчас, команды, внимание! На столе у каждой из вас конверт с 2 текстами. Капитаны, достаньте, пожалуйста, их. Послушайте задание.
а) В летописи сказано: «Святослав не хотел против вуя своего Изяслава воевать». В каком родстве состояли князья?
( Вуй- дядя по матери )
б) Прокомментируйте строку из оды М.В.Ломоносова: «Тогда великий град Петров // В едину стогну уместился». Скажите, что перед нами, историзмы или архаизмы. Обоснуйте ответ. В помощь себе возьмите словари.
(Стогна – улица, площадь)
Задание 6 (для капитанов)
Внимание на экран! (Слайд 6)
«Словарь Даля озаряет нас изобилием добрых слов, сказанных добрыми людьми в добром расположении духа. Надо бы пользоваться ими пошире и почаще учиться у них добру." В.Д.Берестов
СОВЕСТЬ- нравственное сознание, нравственное чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осужденье каждого поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла.
Уважаемые капитаны, сейчас вам предстоит отстаивать честь своей команды. Скажите, сколько значений слова честь вы знаете? Назовите пословицы с этим словом. Минута пошла!
(Честь -1) моральные качества и этические принципы личности, достойные уважения и гордости.
Береги честь смолоду (пословица).
2) Хорошая репутация, доброе имя.
Честь семьи, честь мундира, честь командира.
3) Целомудрие женщины
4) Почёт, уважение
Честь героям.
7. Реклама книги пословиц Даля
Пословица – ходячий ум народа
В.И.Даль
8.Итог 1 тура (см. таблицу на доске)
Второй тур
Все народы меняются словами и занимают их друг у друга.
В.Г.Белинский
Во 2 туре речь пойдёт о заимствованных или иностранных словах.
Культура Древней Греции оставила неизгладимый след в истории человечества. Сохранился он и в нашем языке. Многие из нас носят греческие имена.
Игра (Слайд 8) Заимствованные слова
Александр – «защитник»
Андрей – «мужественный, храбрый»
Макар – «счастье»
Елена – светлая, солнечная, факел
Часто на нашем столе бывает кушанье, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его – это значит испытать настоящее удовольствие, даже счастье.
Назовите это блюдо. (МАКАРОНЫ)
2.Игра «Справочное бюро» (Слайд)
Выберите слово, соответствующее лексическому значению.
1. Колорит, компонент, комфорт, компромисс
( «составная часть чего – либо» )
2.Констатировать,конспирировать,конкурировать,консолидировать
( «сплотить кого – либо для усиления деятельности»)
3. Коалиция, коллегия, коллектив, коллекция
( « объединение, соглашение, союз государств, партий и др. для достижения общих целей» .
3. Игра (Слайд) Заимствованные слова
1.Слово полигон по – гречески означает «многоугольник.». Как выглядит в плане здание американского Пентагона? (Пятиугольник)
2.Испания. Яркое солнце, бой быков… Как далеко это от нас! Однако, входя в свою квартиру, каждый из нас проходит через одно такое место, которое могло бы напоминать ему об Испании и её экзотических традициях.
Что это за место? (Коридор-коррида буквально бег быков)
В узбекском языке глагол куру означает «сохнуть». Какое существительное, образованное от него, заимствовано из узбекского русским языком и как приблизительно его можно перевести? (Курага-сушёные абрикосы)
9.Итог 2 тура (см. таблицу на доске)
Третий тур
…Нет слова, которое было бы так замашисто,бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Н.В.Гоголь
1. Вопрос от уч-ся 6 класса
К рисункам, которые нарисовали ученики 6 класса, нужно подобрать фразеологизмы.
Смотреть сквозь пальцы – намеренно не обращать внимания.
Море по колено – не страшно.
Ходячая энциклопедия – об умном человеке.
Хоть кол на голове теши – об упрямом человеке, который не понимает чего-либо или не желает что- то сделать.)
2. Вопрос для каждого уч-ся.
-А сейчас вопросы я буду задавать не всей команде, а каждому участнику по очереди.
( По 1 человеку в каждой команде встают по часовой стрелке, отвечают на вопрос и садятся на своё место. Фишку получает тот, кто верно ответил.)
–Итак, кто быстрее ответит, тот и получит 1 балл.
Благодаря вам, ребята, мы узнаем, что сегодня на игре делали команды.
Сегодня команды
бросали перчатку – вызывали на борьбу;
держали ухо востро – вели себя осторожно;
разрубали Гордиев узел – решали сложные проблемы;
оставались при пиковом интересе – терпели неудачу ( пика – несчастливая карта);
хватали звёзды с неба – отличались умом, дарованием;
А я, ваша учительница,
1) кусала локти – досадывала, сожалела об упущенном;
2) была на 7 небе – радовалась;
3) смотрела сквозь пальцы – намеренно не обращала внимания;
4) лезла из кожи вон – старалась;
5) обещалась угостить берёзовой кашей – выпороть.
3. Итог 3 тура ( таблица )
4. Итог игры (называю победителя)
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Что дала вам сегодняшняя игра?
( Повторили, узнали новое, игра сплотила, вызвала интерес к русскому языку)
- Подводя итог урока, хочется обратиться к словам Л.Н.Толстого:" Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти."
Дети, говорите чаще добрые слова. Не зная значения иностранного слова, не употребляйте его в своей речи, чтобы не казаться смешными.
6. Д/з. Подготовиться к тестированию по изученной теме.