Интеллектуальная игра «Соседи по планете» по темам «Простейшие. Кишечнополостные. Плоские черви»
«СОСЕДИ ПО ПЛАНЕТЕ-1» ПО ТЕМАМ
« ПРОСТЕЙШИЕ, КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ, ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ»
Цель деятельности учителя : организовать систематизацию, обобщение и расширение знаний по данной теме
Результаты изучения темы:
1. Предметные – применяют знания об особенностях организации простейших, кишечнополостных и плоских червей, об их многообразии, значении в жизни человека и в природе в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтеза, сравнения, сериации и классификации по заданным критериям, установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности природных объектов.
2. Личностные – развивают основы гражданской идентичности личности, вырабатывают «Я-концепцию» и самооценку личности ( формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самовосприятия).Формируют ценностные ориентиры и значение учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, мотивов достижения и социального признания, определяют границы собственного знания и незнания
3. Метапредметные.
Регулятивные- умеют принимать ,сохранять и реализовывать учебную задачу, планировать свои действия по реализации задачи, умеют правильно оценить и скорректировать результаты
Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях простейших, кишечнополостных, плоских червей, их многообразии, значении для человека и в природе и обсуждают полученные сведения ;структурируют имеющиеся знания, ориентируются на разнообразие способов решения задач
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».
Ход игры.
Ребята! Сегодня мы начинаем с вами цикл интеллектуальных игр по курсу «Животные». Эта первая игра по многообразию животных . Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.
1. Конкурс капитанов «Верите те ли вы, что…»
1.Амеба обыкновенная имеет непостоянную форму тела
2.У инфузорий может происходить только половое размножение (нет, и бесполое)
3.Малярия, или перемежающаяся лихорадка, вызывается простейшими
4.Эвглена бывает не только зеленой, но и кровавой
5.Укус любого малярийного комара приводит к заболеванию малярией (нет, только малярийных комаров, насосавшихся крови больного малярией человека)
6.Число инфузорий за сутки может увеличиться в 2-3 раза
7.Простейшие участвуют в создании горных пород
8.Сонную болезнь вызывает муха це-це ( нет, муха является переносчиком трипаносом – возбудителей сонной болезни)
9.Общая масса инфузорий в желудке быка может достигать 3 кг
10.У эвглены и хламидомонады есть светочувствительные глазки
11.Простейшие трипаносомы в прошлом препятствовали заселению Африки
12.Раковинные корненожки живут не только в морях, но и в наших прудах
13.Примерно каждый десятый здоровый человек несет в себе дизентерийных амеб
14.Египетские пирамиды сложены из известняка, образованного из раковин нуммулитов, размером в 22 см
15.Из скелетов простейших – радиолярий образован остров Гаити
2. Конкурс «Подсказка
1.Это животное ведет мало подвижный образ жизни и имеет лучевую симметрию
2.Обладает способностью к почкованию
3.А живет в наших озерах и прудах
( гидра)
1. Эти организмы, участвующие в круговороте кальция, живут сейчас только там, где температура воды не ниже 20 градусов
2. В прошлые времена они были распространены более широко, о чем свидетельствуют их остатки в известняках
3. Участвуют в образовании рифов и островов
( кораллы)
1. Этим свойством обладают не только гидры, но и планарии
2. Этот процесс помогает особому виду размножения – фрагментации
3. Из позвоночных этот процесс происходит у тритонов и ящериц
( регенерация)
1. Из этого кишечнополостного готовят «хрустальное» мясо
2. Рот у них расположен на брюшной стороне
3. Нервная система образует по краю тела нервное кольцо
( медузы)
1. Этих кишечнополостных за их сходство с цветами называют морскими анемонами
2. Но этот «цветок» - хищник, схватывающий свою добычу щупальцами
3. Раки-отшельники используют их для защиты, сажая их на занятую своим телом раковину
( актиния)
3. Конкурс « В семье не без урода»
Эта русская пословица подтверждает явление изменчивости, по которому одни организмы отличаются от других. Иногда это отличие очень резкое. Среди ресничных червей этот организм особенный. У него нет пищеварительной системы, а пищей его снабжают живущие в нем одноклеточные водоросли. Вы узнаете его название, если ответите на мои вопросы. За каждый правильный ответ вы получите по одной букве из слова. ( Буквы каждой команде выдаются при правильном ответе по порядку, как они располагаются в загаданном слове). При ошибочном ответе буквы не будет. Побеждает та команда, которая быстрее назовет правильное название этого животного.
1.У нее нет того, что у планарии состоит из трех, а у сосальщиков - из двух ветвей кишечник
2.У сосальщиков их две, а у планарии – ни одной присоски
3.Их нет у сосальщиков и лентецов, а у планарии много, поэтому ее класс так и называется реснички
4.У бычьего цепня их нет, а у свиного есть, за что его по-другому называют именно так крючки
5.Это то, что повторяется много раз в теле ленточных членики
6.Ленточные поглощают питательные вещества всей поверхностью не от жадности, а от отсутствия …………… - пищеварительной системы
7.Эти организмы способны самопроизвольно распадаться на части планарии
8.У нас и планарии - такая, а у гидры – лучевая симметрия
Название организма - конволюта
Кроссворд "Что это за наука"
Кроссворд "Что это за наука"
DOCX / 13.45 Кб
1.Изо рта пища попадает в ………( глотка)
2.Тело ленточных червей состоит из ……( членики)
3.Это тоже входит состав тела лентецов, оно с нее начинается (головка)
4.Живет в печени и называется ……..(сосальщик)
5.Он может образовывать и женские, и мужские гаметы одновременно (гермафродит)
6.Образуется в мышцах свиней или коров (финка, или финна)
7.Они утрачены в связи с паразитизмом (реснички)
8.Ими происходит заражение печеночным сосальщиком (циста)
9.Это то, что удерживает паразита в теле хозяина (присоска)
10.Так раньше называли ленточных червей, живущих в хозяине поодиночке (солитёр)
11.Промежуточный хозяин печеночного сосальщика (моллюск)
12.Личинка этого паразита развивается в головном мозге овец и вызывает вертячку (мозговик)
13.Живет в теле промежуточного хозяина (личинка)
14.С него начинается развитие нового паразита (яйцо)
Название науки о червях-паразитах - гельминтология
5. Конкурс «Биоаукцион»
Вопрос о больших делах маленьких животных
Римляне и греки считали, что это цветки, которые окаменевают, лишь только их вынешь из воды. Они имеют хорошую защиту, которую мы можем видеть. Всегда растут вверх и держатся на уже отмершей части. Образуют колонии, строят рифы и острова. Кто же эти удивительные организмы?
(кораллы)
Вопрос о животном из древнегреческих мифов
Она была самая красивая из трех сестер, но богиня Минерва превратила ее прекрасные кудри в извивающихся змей и заявила, что любой человек, взглянувший в ее прекрасное лицо, тут же превратится в камень. Так как же звали одну из сестер Горгон?
(медуза)
Вопрос о том, кого победил Геракл
После победы над Немейским львом Геракл получил второе задание – убить чудовище из Лернейского болота, пожиравшего людей и скот. Во время сражения на месте отрубленной Гераклом головы вырастали семь новых. И только Иолай, вооруженный горящей головней, помог справиться с этим чудовищем. Что же это за мифическое животное?
(гидра)
Вопрос об организме, у которого есть то, чего нет у других животных
Соседи этого организма, принадлежащие к одному типу, имеют то, с помощью чего обеспечивают себя питательными веществами , а потом и энергией. А у этого класса организмов, живущих в кишечнике, этой системы нет, но они и без нее прекрасно обходятся. Кто же эти существа с удивительно простым и удобным для них питанием?
(ленточные черви)
Вопрос о животных, бессмертных под ножом экспериментатора
При неблагоприятных условиях это животное может даже уничтожить свои органы, может самопроизвольно распадаться на части. Один из видов – терриколя – сама разрывает себя на куски, а потом через несколько часов воссоздает себя заново за счет способности к регенерации. Кто этот организм, хорошо вам известный?
(планария)
5.Подведение итогов
После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.
Напоминаю, что методику игр можно посмотреть здесь https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/intellektualnie_igri_kak_sredstvo_formirovaniya_un_164655.html
/data/files/b1554355287.docx (Кроссворд "Что это за наука")
Панагушина Елена Аркадьевна
Евгений Алексеевич
Вышинская Нина Ивановна
Евгений Алексеевич
Панагушина Елена Аркадьевна
Вышинская Нина Ивановна
Вышинская Нина Ивановна
Евгений Алексеевич
Евгений Алексеевич