Интеллектуальная игра «Соседи по планете-4» по темам «Рыбы. Амфибии. Рептилии»

19
17
Материал опубликован 11 April 2019 в группе

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «СОСЕДИ ПО ПЛАНЕТЕ - 4» ПО ТЕМЕ «РЫБЫ.АМФИБИИ. РЕПТИЛИИ»

 

Цель деятельности учителя : организовать систематизацию, обобщение и расширение знаний по данной теме

Результаты изучения темы:

1. Предметные – применяют знания об особенностях строения, жизненных функциях, многообразии и значении рыб, амфибий и рептилий в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтеза, сравнения, сериации и классификации по заданным критериям, установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности природных объектов.

 

2. Личностные – развивают основы гражданской идентичности личности, вырабатывают «Я-концепцию» и самооценку личности ( формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самовосприятия).Формируют ценностные ориентиры и значение учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, мотивов достижения и социального признания, определяют границы собственного знания и незнания

3. Метапредметные.

Регулятивные- умеют принимать ,сохранять и реализовывать учебную задачу, планировать свои действия по реализации задачи, умеют правильно оценить и скорректировать результаты

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях рыб, амфибий, рептилий, их многообразии, значении в жизни человека и в природе и обсуждают полученные сведения ;структурируют имеющиеся знания, ориентируются на разнообразие способов решения задач

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».

 

                                                           Ход игры.

             Ребята! Сегодня мы с вами продолжаем цикл интеллектуальных игр по курсу «Животные». Эта игра не первая в этом году, вы уже знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.

 

1. Конкурс капитанов «Верите те ли вы, что…»

1.Рыба, вынутая из воды, погибает от избытка кислорода (нет, от недостатка)

2.Обыкновенный тритон для зимовки выходит на сушу

3.Веретеница – одна из видов змей (нет, это безногая ящерица)

4.Луна-рыба откладывает 300 млн. икринок

5. Ротоглоточная полость амфибий участвует в газообмене

6.Европейский угорь нерестится в Саргассовом море

7.Крокодилы не имеют слюнных желез

8.Есть кожистые черепахи, без роговых щитков на поверхности тела

9.У европейского протея есть наружные жабры и органы боковой линии

10.У безногих ящериц, как и у змей, веки неподвижны (нет, это отличает их от змей)

11.Личинки некоторых амфибий, не достигнув взрослого возраста, могут размножаться и это явление называется неотенией

12.Влажная кожа амфибий понижает температуру их тела

13.Среди амфибий встречаются и растительноядные виды (нет)

14.Число позвонков у червяг достигает 250, а у змей – до 450

15. Самая крупная змея Южной Америки анаконда

2. Конкурс «Подсказка"

1. Это бесхвостое позвоночное, по окраске похожее на жаб, но меньше размерами

2.В связи со способностью быстро зарываться в землю (2-3 минуты) имеют большой лопатообразный пяточный бугор

3.Кожа гладкая, временами издает сильный запах чеснока, отсюда и название

                                                           (чесночница обыкновенная)

1. Может быть травяной, остромордой, прудовой, озерной

2. Самая крупная из них – озерная

3. Это одно из лабораторных животных, которому за заслуги перед наукой

поставлены памятники

                                                            (лягушки)

1. Среди этих хвостатых амфибий могут быть организмы с очень яркой окраской

2. К ним и относится самая крупная амфибия

3. Под этим названием выпускается фирменная обувь

                                                            (саламандра)

1. Это амфибия совсем непохожа на амфибий

2. У нее даже ног нет

3. Обитает в почве и очень похожа по внешнему виду на дождевого червя

                                                            (червяга)

1. Это хвостатое земноводное известно всем.

2. Летом живет в воде, а зимует на суше

3. Обладает способностью к регенерации

                                                            (тритон)

 

3. Кроссворд "О ком эта наука"


Кроссворд "О ком эта наука"
DOCX / 14.2 Кб

1.Крокодил с длинными и узкими челюстями (гавиал)

2.Ядовитая змея с « детской игрушкой» (гремучая)

3.Ящерица, рождающая живых детенышей (живородящая)

4.Очень быстрая и ловкая ящерица, поймать которую очень трудно (прыткая)

5.Питомник для змей (серпентарий)

6.Единственный представитель отряда клювоголовые (гаттерия)

7.Самая крупная наземная черепаха (слоновая)

8.Обычная черепаха болот, озер и прудов (болотная)

9.Очковая змея, или ……. (кобра)

10.Может быть миссисипским, а может быть и китайским (аллигатор)

11.Крупные змеи, «насиживающие» свою кладку (питон)

12.При опасности отбрасывает хвост (ящерица)

                                          Герпетология – это наука, изучающая пресмыкающихся

 

4. Конкурс «Любитель-рыболов», или «Рыбная азбука»

В ходе этого конкурса надо записать по алфавиту названия известных вам рыб. Побеждает та команда, которая «наловит» больше рыб. Для проверки команды обмениваются листами и вычеркивают повторяющиеся хотя бы у двух команд названия рыб. После этого определяется команда-победитель, на чьем листе осталось больше названий

А – акула, анабас, амур, анчоус

Б - берш, бычок, белуга, бельдюга

В – вьюн, ворчун, верховка, вобла

Г – горчак, голомянка, голец, гуппи

Д – данио, дискусы, дракончик, длиннорыл

Е – еж, ерш, евдошка,елец

Ж – жерех, живородка, жаба, жемчужина

З – зубатка, зеленушка, звездочет, зубан

И – иваси, игла, иглобрюх, идол

К – кабан, камбала, калуга,килька

Л – ленок, лещ, лисица, лосось

М – мандаринка, маринка, минтай, меченосец

Н – навага, налим, неон,нерка

О – окунь, осетр, орляк, омуль

П – палтус, пескарь, петух, плотва

Р - ремень, русак, рогозуб, ромб

С – сырок, султанка, ставрида, сом

Т – тюлька, тунец, треска, толстолобик

У – угорь, удильщик, усач, уточка

Ф – форель, фаго, фугу, фонареглаз

Х – хек, хариус, хромис, хирург

Ц – цикласома, цезио, цеполо, центролоф

Ч- чавыча, чехонь, чоп, чешуйчатник

Ш – шип, шпроты, шубункин, шемая

Щ – щука, щиповка,щучка, щетинозуб

Э – эвиота, элопс, элагат, эрилепис

Ю – юлидохромис

Я – язык, язь, ящероголов

 

5. Конкурс «Биоаукцион»

Вопрос о неправильной легенде древних греков

             Согласно легенде древних греков во дворце Посейдона, бога морей, постоянно жили и прислуживали ему тритоны. Это были мифические чудища, которые поднимали в морях бури и топили корабли. И совершенно непонятно, почему этим именем назвали симпатичное и безобидное животное. Разве только потому, что мифологический тритон и тритон амфибия связаны с водой. Так в чем же все-таки отличие настоящего тритона от мифологического?

                        (настоящий проводит в воде 1-3 месяца, остальное время – на суше)

 

Вопрос о животном, которое помогло греческому врачу Асклепию стать врачом-богом, покровителем медицины

        Асклепий шел воскресить умершего сына критского царя Миноса. Увидев на своем посохе опасное животное, Асклепий убивает его. И видит, что появляется еще одно, с какой-то травой во рту. Эта трава воскресила убитое животное. Собрав такой травы, Асклепий, прибыв на Крит, воскрешает царского сына. Так какое же животное, ставшее символом медицины, всегда изображалось рядом с покровителем медицины?

                                                                      (змея)

Вопрос о животном, которое хотел взять с собой в суд знаменитый русский физиолог Сеченов

          В 1863 году в медицинском журнале была напечатана статья Ивана Михайловича Сеченова «Рефлексы головного мозга». После выхода «Рефлексов» отдельной книгой власти запретили ее, арестовав весь тираж. А над ученым нависла угроза судебной расправы. Друзья посоветовали Сеченову обратиться к опытному адвокату, но ученый ответил: «Зачем мне адвокат? Я возьму с собой в суд ………… (животное) и проделаю перед судьями все мои опыты; пускай тогда прокурор опровергнет меня». Суд не состоялся. Какому же животному не пришлось выступать в роли адвоката?

                                                                       (лягушка)

Вопрос о животном, единственном из своего семейства, живущем не на американском континенте, а в Китае

           Это животное – исключение в своем семействе, живет в Китае. Но он – близкий родственник того, кто живет в водах Миссисипи. В Китае с древних времен пользовался всеобщим почтением как живое воплощение дракона – символа императорской власти. Встретить его, по мнению китайцев, - к удаче. В мифах и преданиях ему приписывалась способность летать над водой, оставляя за собой облака пара. Какое же животное, живущее в Китае, знаменитый итальянский путешественник Марко Поло называл огромной змеей с маленькими ножками?

                                                                       (китайский аллигатор)

Вопрос, связанный с происхождением отметины на теле животного

             Однажды во время своих странствий, рассказывает одна из легенд, Будда так измучился, шагая по раскаленной пустыне, что свалился без сил. Неизвестно, чтобы с ним произошло, если бы не это животное, сообразившее прикрыть Будду частью своего тела, как зонтиком. Очнувшийся в тени Будда в знак благодарности прикоснулся к животному двумя пальцами и следы от пальцев у него остались навсегда. Какое же животное, до сих пор почитаемое в Индии, спасло Будду?

                                                                        (кобра)

 

6. Подведение итогов

После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Какой интересный материал! Снова сделала для себя открытия. Спасибо.

11 April 2019

Рад за Вас, Татьяна Петровна! Приятно, что интересуетесь материалом. Жду Вашего в новой группе про сельскую школу...

11 April 2019

Интересная игра! Спасибо!

11 April 2019

Спасибо, Елена Вениаминовна, за постоянный интерес к биологии!!!!

11 April 2019

спасибо!!!!!!!!!!!!!!!

12 April 2019

Поиграйте!!!

12 April 2019

Спасибо, отличная игра!

12 April 2019

И Вам спасибо!!!!

12 April 2019

Как всегда, четкий алгоритм игры, интересная тема!!! Евгений Алексеевич, спасибо, что делитесь материалом с коллегами!!!

12 April 2019

Спасибо, Светлана Анатольевна! Алгоритм единый, меняется только содержание. Поэтому дети сразу включаются в игру

12 April 2019

Евгений Алексеевич, спасибо за вложенный труд!! Отличная игровая разработка. Спасибо огромное, за доставленное удовольствие. На занятиях обязательно воспользуюсь вашей разработкой.

12 April 2019

Спасибо, Елена Аркадьевна! Я рад, что мои игры пошли в народ!!!

12 April 2019

Однозначно в избранное, поделюсь с нашим биологом. Спасибочки!!!

12 April 2019

Спасибо, Татьяна! Мне бы очень хотелось поделиться с ним своими наработками, это система игр по всему школьному курсу

12 April 2019

Спасибо, Евгений Алексеевич! Я и сама с удовольствием играю в Ваши игры и узнаю много нового.

12 April 2019

Спасибо, Светлана Николаевна! Играющий человек всегда молод душой!

12 April 2019

Интересный материал!

13 April 2019