ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «СОСЕДИ-7» ПО КУРСУ «ЖИВОТНЫЕ»
Цель деятельности учителя : организовать систематизацию, обобщение и расширение знаний по данной теме
Результаты изучения темы:
1. Предметные – применяют знания о систематических признаках, многообразии животных, их значении в жизни человека и в природе в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтеза, сравнения, сериации и классификации по заданным критериям, установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности природных объектов.
2. Личностные – развивают основы гражданской идентичности личности, вырабатывают «Я-концепцию» и самооценку личности ( формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самовосприятия).Формируют ценностные ориентиры и значение учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, мотивов достижения и социального признания, определяют границы собственного знания и незнания
3. Метапредметные.
Регулятивные- умеют принимать ,сохранять и реализовывать учебную задачу, планировать свои действия по реализации задачи, умеют правильно оценить и скорректировать результаты
Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях животных, их многообразии, значении в жизни человека и в природе и обсуждают полученные сведения ;структурируют имеющиеся знания, ориентируются на разнообразие способов решения задач
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».
Ход игры.
Ребята! Сегодня мы завершаем с вами цикл интеллектуальных игр по курсу «Животные». Эта игра последняя в этом году, поэтому вы знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.
1. Конкурс капитанов «Верите ли вы, что …..»
1.Среди простейших организмов встречаются миксотрофы
2.У кишечнополостных диффузный тип нервной системы
3.Органы и ткани в процессе эволюции появляются у круглых червей ( нет, у плоских червей)
4.Бычий цепень, планария и пиявка относятся к плоским червям (нет, пиявка к кольчатым )
5.Мокрицы из класса ракообразные живут на суше и дышат жабрами
6.Укус тарантула и скорпиона смертелен для человека ( нет)
7.У непарного шелкопряда самец и самка резко отличаются по размерам
8.Китовая акула выметывает при нересте большое количество икры ( нет, число яиц невелико, только у полярной до 500)
9.Испарение воды с поверхности кожи понижает температуру тела лягушки
10.Сердце крокодилов 4-камерное, поэтому к органам поступает артериальная кровь ( нет, хотя сердце 4-камерное, но артериальная и венозная кровь смешиваются)
11.Птицы при повышении температуры тела до 43 градусов погибают ( нет, эта их обычная температура из-за высокого уровня обмена веществ)
12.Температура тела некоторых млекопитающих может меняться по сезонам ( да, например, у летучих мышей)
13.Среда обитания влияет на размеры организмов (да, водные организмы самые крупные в своей систематической группировке)
14.Минимальные размеры птиц и млекопитающих связаны с величиной теплоотдачи (да, чем меньше организм, тем больше и теплоотдача , большая у него площадь поверхности тела относительно массы)
15.Самое высокое кровяное давление у жирафов
2. Конкурс «Подсказка» по теме «Самые, самые, самые….»
1. Это название носят три вида различных животных
2. Это и птица, и жук
3. А этот – источник «слоновой кости» - крупное непарнокопытное
(носорог)
1. Этот организм имеет « пятую» конечность
2. Ей, а точнее им, он может выполнять различные манипуляции
3. Он образовался из удлиненного носа и сросшейся с ним верхней губы
(слон)
1. У нее удивительная способность – замирать на ночь
2. Имеет длинный клюв и хвост, но очень малые размеры
3. Эта самая маленькая птица на Земле
(колибри)
1. Это самый крупный моллюск
2. Это и самый быстрый из моллюсков
3. Именно он освоил реактивный способ передвижения
(кальмар)
1. Это друг Маугли
2. Свою добычу душит
3. Название отображает его пеструю окраску
(сетчатый питон)
3. Конкурс « Меткий стрелок, или Акула» по теме «Охотничье-промысловые животные»
Напоминаю, что из 16 вопросов вам может попасть 4 акулы, которые съедят 4 умника из ваших накоплений
1.Пушной зверь с 4 линьками в год (крот)
2.Единственный зверь из семейства куньих, живущий в море (калан)
3.Мех этого зверя – эталон прочности (выдра)
4.Самый ценный мех у (шиншиллы)
5.Акула
6.Акклиматизированный у нас североамериканский грызун (ондатра)
7.Самый крупный олень (лось)
8.Акула
9.Дает самый ценный и теплый пух из птиц (гага)
10.Два зверя из одного рода с белой и серой окраской (зайцы беляк и русак)
11.Акула
12.Акула
13.Их разрешается добывать местному населению ради мяса, жира и бивней (моржи)
14.Зубатый кит, источник спермацета, жира и амбры (кашалот)
15.Они бывают полярными, рыжими, черно-бурыми, большеухими (лисицы)
16.А эти бывают черными, белыми, бурыми и даже солнечными и лунными (медведи)
4. Кроссворд "Что это за наука?"
Кроссворд "Что это за наука?"
DOCX / 12.03 Кб
1.Чаще всего она серая, но не лягушка, а ……………… (жаба)
2.Это то, что состоит из трех частей у амфибий (сердце)
3.Хвостатая амфибия и фирма, производящая качественную обувь (саламандра)
4.Самый многочисленный отряд амфибий (бесхвостые)
5.Она с чесночным запахом, потому так и называется (чесночница)
6.Основной орган дыхания земноводных (кожа)
7.Последний отдел пищеварительной системы (клоака)
8.Живет в воде, зимует на суше (тритон)
9.Еще одно национальное бедствие Австралии (жаба ага)
10.Жаба очень неприятного внешнего вида ( пипа суринамская)
11.Безногое земноводное, похожее на червя (червяга)
Ключевое слово - брахнология - наука об амфибиях
5. Конкурс «Биоаукцион по теме «На Земле и в космосе» »
Вопрос о том, кто движется в двух направлениях
Это животное известно всем. Оно буровато-зеленого цвета, правда, при высокой температуре оно краснеет. Медленно переползает по дну на своих 4 парах ног, а пятую пару держа на весу. При опасности подгибает хвостовой плавник и делает резкий толчок назад. Так какое же животное, родственник одноглазого циклопа, попало и на небо, дав название одному из созвездий?
(Рак)
Вопрос о том, кто для человека опасен, а для овец – нет
Это членистоногое тоже попало на небо, хотя у него всего 4 пары ног. Брюшко у него длинное, узкое, членистое. Укус болезненный, но в большинстве случаев не смертельный. А вот овцы невосприимчивы к его укусам, затаптывают его в землю. Так от какого незваного гостя в пустыне можно защититься, протянув перед входом в палатку нитку с нанизанной на нее овечьей шерстью? Угадав это животное, вы запомните, что есть и такое созвездие
(Скорпион)
Вопрос о животном, которое встретишь везде, даже на звездном небе
Поймать это животное довольно трудно, так как за счет своих больших глаз видит все вокруг себя. Кроме того, полет ее очень маневренный, хотя у нее всего одна пара крыльев. Интересны и ее личинки – они безногие и безголовые. Личинки выделяют ферменты, которые переваривают питательные вещества, а потом всасывают их всей поверхностью тела. Что же это за удивительное насекомое?
(Муха)
Вопрос о животном с именем мифического героя и о таком же созвездии
Это одно из самых больших созвездий. Древние греки увидели в нем гигантскую фигуру мифического героя с палицей в правой руке, а в левой руке держащего двух змей, которых он сам задушил еще ребенком. Греки и римляне называли его по-разному. Именно римским именем названо созвездие и крупный южноамериканский жук с двумя рогами. Так же в России называют и одну из видов круп. Так как же все-таки называют и жука, и созвездие?
(Геркулес)
Вопрос о бабочке и сразу двух созвездиях
Немного найдется бабочек, имеющих такую яркую окраску. Мало того, что их передние и задние крылья почти никогда не имеют одинаковой окраски, еще и каждое крыло имеет совершенно своеобразный рисунок из разноцветных пятен и полос. По желтому , черному, красному или коричневому фону крыльев причудливо разбросаны белые, черные и желтые пятна. Яркое и пестрое и брюшко этих бабочек. А название свое они получили из-за того, что их гусеницы покрыты длинными волосами и кажутся мохнатыми. Назовите эту бабочку, ведь вам всем известны эти два созвездия разной величины с таким же названием. Каким?
(Медведица)
6.Подведение итогов
После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.
Медведева Татьяна Петровна
Перминова Елена Федоровна
Панагушина Елена Аркадьевна