12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич12542
Учитель биологии и географии, а ныне пенсионер, не сидящий без дела и ищущий профессионального общения. Продолжаю разрабатывать игры для уроков биологии и природоведения в начальной школе
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Урок биологии»

 

ТАМ, ГДЕ МУДРОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ…..

Цель деятельности учителя : систематизация, обобщение и расширение знаний о строении и значении нервной системы и органов чувств

Результаты изучения темы:

1. Предметные – применяют знания о строении и значении нервной системы и органов чувств в новой ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности природных объектов.

2. Личностные – осознают себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение ее природы; в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

3. Метапредметные.

Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей природы.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интетнета) об особенностях физических и химических явлений в природе и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».

 

                                                           Ход игры.

         Сегодня мы продолжаем с вами цикл интеллектуальных игр по курсу «Человек». Эта игра не первая, поэтому вы знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.

 

1. Конкурс капитанов «Верите ли вы, что..."

1.Безусловные рефлексы проявляются всегда, даже если есть изменения в строении нервной системы (нет, при повреждении спинного мозга некоторые не проявляются)

2.Условные рефлексы у ребенка не вырабатываются, если у него не развита кора больших полушарий

3.В сетчатке человека 130 млн палочек и 7 млн колбочек

4.Железы внутренней секреции находятся под контролем промежуточного мозга

5.Нервная регуляция по сравнению с гуморальной эволюционно более молодая

6.Человек может потерять зрение при повреждении затылочной зоны коры больших полушарий

7.Для бобров характерны орудийная и трудовая деятельность (нет, только орудийная)

8.Вторая сигнальная система появляется только у человека

9.Зачатки коры больших полушарий появляются у пресмыкающихся

10.Ушная раковина появляется только у млекопитающих

11.Цвет глаз человека зависит от количества меланина в радужке

12.У кальмаров глаз по степени развития сходен с человеческим

13.У зверей из отряда насекомоядные условные рефлексы вырабатываются медленно и быстро затухают

14.Новорожденный ребенок плачет без слез (отделение слез начинается в течении второго месяца жизни)

15.Обонятельных клеток у хищников в 5 раз больше, чем у человека (у человека – 40 млн, у хищников до 200 млн)

 

 

2. Конкурс «Подсказка» по теме «Органы чувств»

1. Это основной источник информации об окружающем мире

2. Сначала он дает нам не совсем правильную информацию об окружении

3.Но благодаря обработке информации, поступающей и от других органов чувств, мы воспринимаем мир таким, каким он есть

                                                             (глаз)

1. В отличии от животных мы не можем настроить на раздражитель наружную часть этого органа

2. Мы просто поворачиваем голову

3. И тогда импульсы от этого органа поступают в височную долю коры больших полушарий

                                                            (ухо)

1. У нас их меньше, а у собаки – больше

2. Это и понятно, хищник находит добычу по следу

3. Этот орган выполняет и другие функции, являясь и органом чувств

                                                            (нос)

1. Это самый большой по площади поверхности орган человека

2. Функции у него разнообразные, в том числе, является важным органом чувств

3. Некоторые люди благодаря этой функции могут читать книги

                                                           (кожа)

1. Этот орган тоже выполняет не одну функцию

2. Именно его рецепторы могут сказать нам, надо ли это принимать

3. Именно про него каждый может сказать, что иногда он и враг мой

                                                           (язык)

 

3. Конкурс « Они попали в пословицы и поговорки»

         Вставьте пропущенные слова в пословицы и поговорки

Глаза – по ложке, а не видят ни крошки

В одно ухо вошло, в другое – вышло

Выше лба уши не растут

Губа – не дура, язык - не лопатка

Комар носа не подточит

За твоим языком не успеешь и босиком

Нос вытащит – хвост увязнет

И у стен есть уши

У страха глаза велики

Язык без костей

 

Вставьте пропущенные слова в пословицы и поговорки  ( для учеников)

1. …………… – по ложке, а не видят ни крошки

2. В одно ……………… вошло, в другое – вышло

3. Выше лба ………………. не растут

4. Губа – не дура, ………………….. - не лопатка

5. Комар ……………….. не подточит

6. За твоим …………………… не успеешь и босиком

7.……………….. вытащит – хвост увязнет

8. И у стен есть ……………………

9. У страха …………………. велики

10.………………….. без костей

 

4. Конкурс « Кроссворд» на тему «Одна из наук о человеке»

1.Часть рефлекторной дуги, обладает специфичностью   (рецептор)

2.Торможение, возникающее при наличии сильного раздражителя, не связанного с данным условным рефлексом    (безусловное)

3.Запечатление, или …………..     (импринтинг)

4.Один из видов темперамента     (холерик)

5.Наследственное заболевание, обуславливающее нарушения в восприятии цвета  (дальтонизм)

6.Образование, состоящее из трех составных частей и обладающее специфичностью   (анализатор)

7.Это многочисленные рефлексы человека        (условные)

8.Часть глаза, в норме не препятствующая прохождению света к зрачку и хрусталику  (роговица)

9.«Равнодушный» на первых порах раздражитель     (безразличный)

10.Имеет прямое отношение к двум системам органов и к органам чувств    (язык)

                                                        Ключевое слово – психология


Кроссворд "Одна из наук о человеке"
DOCX / 12.58 Кб

5. Конкурс «Биоаукцион»

         Вопрос о том, что помогает нам кое-что и предсказать

Это неповторимое сочетание психологических черт личности, именно этим люди отличаются друг от друга. Это является наследственным свойством и формируется в процессе воспитания и самовоспитания. Эту особенность важно учитывать при общении, чтобы избежать ненужных неприятностей. Зная это, можно предсказать поступки человека. Так что же все-таки это?

                                                            (Характер)

        Вопрос о том, что как и иммунитет, может быть естественным и искусственным

Действительно, это как и иммунитет по происхождению может быть естественным и искусственным. То, о чем идет речь в вопросе, лучше иметь естественный. Но при определенных заболеваниях это утрачивает свои важные свойства и человек становится инвалидом. Чтобы вернуть человеку здоровье, используют искусственное образование. По форме это напоминает предмет, с помощью которого можно получить огонь

                                                            (Хрусталик)

         Вопрос о нобелевском лауреате

За все время присуждения Нобелевских премий по физиологии и медицине только два русских ученых получили эту награду. Вторая премия была вручена И.И. Мечникову за работы по иммунитету. А вот первым такую награду получил другой ученый за изучение механизмов регуляции важного жизненного процесса. Известен он и своими работами по ВНД человека. Когда ему вручали премию, студенты с галерки опустили в руки ученого игрушку – собачку с многочисленными фистулами. Так кто же кроме Нобелевской премии получил такой ценный для ученого подарок, еще раз подтверждающий его заслуги перед наукой?

                                                              (И.П. Павлов)

         Вопрос об органе, в котором есть и воздух, и жидкость

Это образование , напоминающее человеческий орган, есть у медуз. Изучив его строение и принцип действия, ученые создали прибор, предсказывающий приближение шторма. Именно он подсказывает медузам, что на время шторма лучше уйти подальше от берега. Этот орган чувств хорошо развит у зверей и у сов, которые охотятся ночью и весьма успешно. Правда, у сов нет той части этого органа чувств, который есть у человека. Что же это за орган человека и название прибора для предсказания шторма?

                                                              (Ухо, прибор – ухо медузы)

          Вопрос об органе, по которому можно поставить диагноз

Есть много приборов, которые могут диагностировать состояние здоровья человека. Стетоскоп и кардиограф – о состоянии сердца, Эндоскоп – о состоянии внутренних органов с полостями. Но оказывается, что один из органов тоже может многое рассказать врачу о здоровье пациента. Надо только внимательно посмотреть на рисунок этого органа. Это направление нетрадиционной медицины называется иридодиагностикой. Так какая же часть глаза помогает увидеть изменения в организме?

                                                               (Радужка)

6.Подведение итогов

           После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.

Презентацию к обобщающему уроку по курсу смотрите здесь

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/prezentatciya_k_uroku_biologii_dlya_8_klassa_chto_mi_z_222015.html

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.