Статья на тему «Исследование эффективности кластерной технологии в процессе обучения старшеклассников»

4
0
Материал опубликован 20 October 2020

Исследование эффективности кластерной технологии

в процессе обучения старшеклассников

 

Антипова Марина Дмитриевна

учитель истории и обществознания,

I квалификационная категория

МАОУ «СОШ № 5 им. Е.А. Поромонова»

г. Череповца Вологодской области

 

Данная статья содержит некоторые материалы проведенного исследования среди старшеклассников (10-11 классов) по внедрению кластерной технологии в предмет «Обществознание (включая экономику и право)» в течение одной четверти. В исследовании путем педагогического наблюдения и статистики успеваемости и качества обучения шло оценивание эффективности этой технологии. Данный материал включает в себя субъективное мнение учителей обществознания школы по теме исследования.

 

Актуальность. Не секрет, что в настоящее время школьная система образования претерпевает значительные преобразования. Одним из таких новшеств является внедрение новых технологий в сам процесс обучения на уроках. Педагог подбирает понравившуюся технологию в зависимости от преподаваемого им предмета с учетом удобства и возможности реализации её на уроках.

Перед учителями гуманитарных предметов (в данном случае, истории и обществознания нашего образовательного учреждения) встает одна серьезная проблема: учащиеся не знают, как систематизировать всю информацию, имеющуюся в параграфе или самостоятельно найденную, которую необходимо выучить или представить на уроке. Многие способы уже уходят в прошлое: таблицы, пересказы, конспекты. Некоторые технологии, наоборот, «набирают силу»: синквейн, инсерт, фишбоун, критическое мышление и т.п. Поэтому для нас педагогической находкой стала технология кластерного обучения. Мы решили не только часто применять её на своих уроках, но и дополнить в целях удобства обучения.

Целью исследования стало изучение эффективности внедрения кластерной технологии в процесс обучения на уроках обществознания в старших классах (10-11 классы).

Задачами исследования стали: проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования, внедрить технологию кластерного обучения, обосновать эффективность (или неэффективность) применения этой технологии.

Предметом исследования стала методика применения кластерной технологии на уроках обществознания в старших классах (10-11 кассы) в течение одной четверти учебного года.

Методами исследования стали: педагогическое наблюдение, анализ статистики – оценок успешности и качества обучения учащихся в данных классах в течение четверти.

Всего в исследовании приняло участие 2 класса (10 класс – 30 человек, 11 класс – 19 человек).

В ходе анализа научно – методической литературы мы сначала подробно изучили технологию кластерного обучения. Слово кластер в переводе означает «пучок», «созвездие». Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (1). Кластер является отражением нелинейной формы мышления или критического мышления. Критическое мышление определяют как интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и/или оценки информации, полученной или порожденной наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения или действия (2). Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом» (3).

Суть исследования. Последовательность действий при работе с кластером проста. На первом этапе сверху или посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. На втором – вокруг «приписываются» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «звеньев», в свою очередь, тоже появляются свои «звенья», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле по данной теме (См. рисунок 1).

Рисунок 1.

t1603210531aa.jpg

 

На уроках с небольшим содержанием теории использовать эту технологию удобно и просто. Но как быть на уроках, где учебного материала гораздо больше, обширнее. И здесь нашелся выход. Взяв за основу эту технологию, мы решили расширить её диапазон. Учащимся было предложено увеличить количество «звеньев» по заданной теме, расписав их более подробно в виде тезисов. Таким образом, получился уже не сам кластер, а целая систематизированная схема – информация (См. рисунок 2 и 3).

Рисунок 2. Рисунок 3.

t1603210531ab.jpg t1603210531ac.jpg

 

Основные итоги исследования. Такая технология позволила кратко не только систематизировать учебный материал, но и наглядно запоминать его при подготовке к проверочным и контрольным работам. Слабые учащиеся имели возможность использовать эту запись при устном ответе у доски. Учащиеся с удовольствием учились составлять такие схемы, выделяли отдельные листы или развороты в тетради, ласково называя их «паутинка», «солнышко», «звездочка». Согласно оценочной статистике обучения, большинство обучающихся при выполнении этого вида задания получили положительные оценки «4» и «5» (90%). В письменных работах (проверочная и контрольная диагностики за четверть) качество их написания повысилось с 45% до 54%.

Заключение. Таким образом, используя кластерную технологию, можно не только активно внедрять её в преподавательскую деятельность, но и дополнять, расширять в интересах обучения. К достоинствам такой технологии можно отнести охват большого объема информации и удержание его в целостности, эффект состязательности между учащимися за демонстрацию лучшего выполнения вариантов задания, формирование умений синтеза, анализа информации, логических закономерностей. К недостаткам можно отнести, как мы выявили, существенную трудоемкость – то есть большой объем работы (в течение всей четверти) как для ученика, так и для учителя – контроль своевременного наполнения каждого элемента. Еще одна сложность заключалась в поддержании границ креативности – в таком кластере обозначается необходимый минимум и полный спектр инструментов для анализа, всегда есть соблазн выйти за эти рамки при наличии интересной тематической информации. Сейчас важно, чтобы молодые
люди умели самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая,
если окажется необходимым, новые знания, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь. Для этого необходимо создать условия для вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, процесс применения им на практике полученных теоретических знаний и четкого осознания того, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены (4).

 

Список литературы

1. Лебедев С.А. Философия науки // Словарь основных терминов. - М.: Академический Проект, 2004. — 320 с.
2. Халперн Д. Психология критического мышления // СПб.:Питер, 2000.— 512c.
3. Ивунина Е. Е. О различных подходах к понятию «критическое мышление» // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 170-174.

4.Решетникова Е.В. Кластерная технология как средство повышения эффективности образовательного процесса (https://sibsutis.ru).

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации