Интерактивная доска Smart Board как средство работы учителя начальных классов во внеурочной деятельности
Интерактивная доска Smart Board как средство работы учителя начальных классов во внеурочной деятельности
Современные информационные технологии занимают особое место в учебном процессе. Так, проведение уроков и внеурочных занятия с использованием ИКТ особенно актуальны на первой ступени обучения. Мультимедийное сопровождение в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному. Ученик становится активным субъектом учебной деятельности, а учитель выступает в роли помощника, консультанта. Уроки и занятия с применением ИКТ становятся более эмоционально насыщенными и наиболее наглядными, ускоряется процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, а это очень важно ввиду того, что особенностями современных детей являются клиповое мышление.
Принцип наглядности являлся предметом обсуждения многих великих педагогов. Первым о нем заговорил чешский педагог Я.А. Коменский. Он говорил о том, что необходимо изучать сами вещи, а не свидетельства о них. Наглядность в понимании Я.А. Коменского - решающий фактор усвоения учебного материала.
Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци видел в наглядности единственную основу всякого познания. Чувственное познание сводится к наглядности обучения.
К.Д. Ушинский дал глубокое психологическое обоснование наглядности начального обучения. Наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. Именно чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, является главным в обучении, а не само наглядное пособие.
Л.В. Занков рассматривал взаимодействие слова и наглядности в обучении.
Использование современных ИКТ технологий облегчает подготовку учителя к занятиям, позволяет сделать уроки и внеурочные занятия нацеленными на каждого ученика, разнообразными и насыщенными по формам деятельности, значимыми по результатам, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. С применением ИКТ на уроках и внеурочных занятиях, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности.
Интерактивная доска является удобным инструментом, как в организации учебного процесса, так и для проведения презентаций, семинаров. Она позволяет контролировать все приложения одним прикосновением, писать и рисовать на ней электронными чернилами и сохранять все сделанные записи. Особенность интерактивной доски SMART – тактильное управление, которое помогает реализовывать различные стили обучения, в том числе и работу с детьми с ограниченными возможностями.
Программное обеспечение SMART Notebook вооружает педагогов мощным средством создания интерактивных уроков (занятий) и позволяет управлять работой учеников в аудитории.
Педагог, работающий с интерактивной доской, может повысить уровень восприятия материала за счет комбинации различных форм передачи информации – визуальной, звуковой и тактильной. В процессе урока/занятия он может использовать яркие, многоцветные схемы и графики, анимацию в сопровождении звука, интерактивные элементы, которые откликаются на действия преподавателя или обучающегося. При необходимости, если в группе есть ученики со слабым зрением, преподаватель может одним движением руки просто увеличить тот или иной элемент, нарисованный на поверхности доски. Грамотная работа с интерактивной доской на уроке/занятии позволяет также добиться оптимизации учебного/внеучебного процесса. Использование педагогом качественных образовательных электронных ресурсов делает получение адекватного современным запросам образования реальным для обучающихся. Учебные материалы, выполненные в программном обеспечении SMART Notebook, позволяют организовать активное взаимодействие всех участников процесса: учитель – ученик; ученик – ученик; группа – группа; группа – учитель, и др.
Таким образом, интерактивная доска SMART Board позволяет учителям сделать обучение более эффективным, получить доступ к высококачественным образовательным ресурсам, а также вовлечь учащихся в интерактивный процесс обучения.