12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стефанова Лариса Михайловна11423
Россия, Коми респ., Сыктывкар
Материал размещён в группе «Внеклассные мероприятия»
6

Интерактивная викторина «Своя игра», посвящённая жизни и творчеству Н.М. Карамзина

Интерактивная викторина «Своя игра», посвящённая жизни и творчеству

Н.М. Карамзина

Цель: знакомство с творческим наследием Н. М. Карамзина, раскрытие его роли в развитии русской культуры.

Задачи:

- обобщить и расширить знания учащихся о биографии и творчестве Н. М. Карамзина;

- развить логическое мышление, речь, кругозор учащихся;

- воспитать уважение к труду писателя, чувство любви к русской литературе, интерес к эпохе сентиментализма.

Подготовительная работа: формирование команд (количество команд зависит от количества учащихся в классе). Можно провести данную игру в одной из параллелей классов.


Игра проводится в интерактивном режиме. Смена слайдов производится с помощью управляющих кнопок:

t1588494483aa.png- возврат на слайд «Категории»

t1588494483ab.png- кнопка перехода на слайд с ответом на вопрос

t1588494483ac.png- переход на слайд 2

t1588494483ad.png- переход на слайд «Поздравляем победителей викторины!»

t1588494483ae.png- переход к следующему слайду

t1588494483af.png- переход на слайд «Источники информации»

t1588494483ag.png- кнопка выхода из презентации



Ход викторины:

1. Вступительное слово учителя.

Викторина «Своя игра» посвящена жизни и деятельности Н.М. Карамзина, поэта, писателя, реформатора русского языка, журналиста, историографа. Велика роль Карамзина в истории русской культуры. В литературе он проявил себя как реформатор, явился родоначальником русского сентиментализма, создал жанр психологической и исторической повести. Как журналист и публицист заложил образцы периодических изданий. Как просветитель Н. М. Карамзин оказал огромное влияние на формирование грамотного читателя, ввёл книгу в домашнее образование детей.

Сегодня мы обобщим и расширим свои знания о Н. М. Карамзине, полученные на уроках литературы, ещё раз вспомним его литературные произведения.

2. Знакомство с правилами игры и категориями.

Правила игры:

1) Каждый вопрос имеет стоимость в баллах от 10 до 50 в зависимости от уровня сложности.

2) Команды по очереди выбирают вопросы. На обдумывание ответа даётся 30 секунд.

3) При правильном ответе стоимость вопроса засчитывается в копилку команды, при неверном ответе баллы снимаются.

4) Победитель определяется по наибольшему количеству набранных баллов.

Категории:

1. Факты биографии.

2. Деятельность Н. М. Карамзина.

3. Откуда эти строки?

4. Отзывы современников.

3. Основная часть игры.

Вопросы для заявленных категорий:

1. Факты биографии:

10 баллов

Вопрос: Назовите дату и место рождения Н. М. Карамзина.

Правильный ответ: Николай Михайлович Карамзин родился 12 декабря (1 декабря по ст. стилю) 1766 года в селе Михайловка Бузулукского уезда Симбирской губернии.

20 баллов

Вопрос: Какое образование получил Н. М. Карамзин?

Правильный ответ: Первоначально Н. М. Карамзин получил домашнее образование. В 1778 году был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена. Одновременно посещал лекции И. Г. Шварца в Московском университете.

30 баллов

Вопрос: Как Н. М. Карамзин начинает свою карьеру?

Правильный ответ: В 1783 году, по настоянию отца, Н. М. Карамзин поступил на службу в гвардейский Преображенский полк в Петербурге, но вскоре вышел в отставку. Ко времени военной службы относят первые литературные опыты Н. М. Карамзина. 

40 баллов

Вопрос: В каком году Н. М. Карамзин совершает путешествие по Европе? Какие страны он посетил?

Правильный ответ: В 1789 году Н. М. Карамзин отправляется в большое путешествие по Европе, посетил Германию, Швейцарию, Францию, Англию.

Комментарий учителя: Во время путешествия он встречался с Э. Кантом, был свидетелем падения Бастилии. Собранный материал лёг в основу «Писем русского путешественника».

50 баллов

Вопрос: На какую должность указом императора Александра I в 1803 году был назначен Н. М. Карамзин?

Правильный ответ: Н. М. Карамзин был назначен официальным историографом «для сочинения полной истории Отечества».

Комментарий учителя: Н. М. Карамзин получил неограниченный доступ к архивам государственных учреждений Российской империи.


2. Деятельность Н. М. Карамзина.

10 баллов

Вопрос: Какой журнал издавал Н. М. Карамзин в 1791-1792 годах?

Правильный ответ: «Московский журнал», в котором, главным образом, печатались его собственные сочинения – стихи, проза, статьи, переводы.

20 баллов

Вопрос: Кого Н. М. Карамзин считал «первым нашим русским поэтом»?

Правильный ответ: Г. Р. Державина.

Комментарий учителя: Н. М. Карамзин привлёк Г. Р. Державина к работе в «Московском журнале».

30 баллов

Вопрос: Назовите главный исторический труд всей жизни Н. М. Карамзина. Правильный ответ: «История государства Российского», состоящая из 12 томов, создавалась Н. М. Карамзиным в течение 22 лет (с 1803 по 1825 гг.). Комментарий учителя: А. С. Пушкин назвал «Историю государства Российского» не «только созданием великого писателя, но и подвигом честного человека». 

40 баллов

Вопрос: Какую букву ввёл Н. М. Карамзин в русский язык?

Правильный ответ: Букву Ё. Это седьмая буква русского алфавита была введена в 1797 году Н. М. Карамзиным.

Комментарий учителя: По рассказам современников, поэт решил заменить при подготовке к печати своего стихотворения две буквы в слове «слiозы» на одну Ё.

50 баллов

Вопрос: Родоначальником какого литературного направления в России является Н. М. Карамзин?

Правильный ответ: Н. М. Карамзин – глава русского сентиментализма. Комментарий учителя: Сентиментализм (от фр. Sentiment – чувство, чувствительность) – литературное направление второй половины XVIII в. - начала XIX в., признающее чувство основой человеческой природы. Цель сентиментализма – вызвать чувства, переживания у читателя.

3. Откуда эти строки?

10 баллов

«Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты. Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си...нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся!»

Правильный ответ: Н. М. Карамзин «Бедная Лиза».

20 баллов

«Вечевой колокол был снят с древней башни и отвезён в Москву: народ и некоторые знаменитые граждане далеко провожали его. Они шли за ним с безмолвною горестию и слезами, как нежные дети за гробом отца своего».

Правильный ответ: Н. М. Карамзин «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода».

30 баллов

Веют осенние ветры

В мрачной дубраве;

С шумом на землю валятся

Жёлтые листья.



Поле и сад опустели;

Сетуют холмы;

Пение в рощах умолкло –

Скрылися птички.

Правильный ответ: Н. М. Карамзин «Осень».

40 баллов

«В престольном граде славного Русского царства, в Москве белокаменной, жил боярин Матвей Андреев, человек богатый, умный, верный слуга царский и, по обычаю русских, великий хлебосол. Он владел многими поместьями и был не обидчиком, а покровителем и заступником своих бедных соседей, чему в наши просвещенные времена, может быть, не всякий поверит, но что в старину совсем не почиталось редкостию. Царь называл его правым глазом своим, и правый глаз никогда царя не обманывал.

Правильный ответ: Н. М. Карамзин «Наталья, боярская дочь».

50 баллов

«Сколько лет путешествие было приятнейшею мечтою моего воображения? Не в восторге ли сказал я самому себе: наконец ты поедешь? Не в радости ли просыпался всякое утро? Не с удовольствием ли засыпал, думая: ты поедешь? Сколько времени не мог ни о чем думать, ничем заниматься, кроме путешествия? Не считал ли дней и часов? Но - когда пришел желаемый день, я стал грустить, вообразив в первый раз живо, что мне надлежало расстаться с любезнейшими для меня людьми в свете и со всем, что, так сказать, входило в состав нравственного бытия моего».

Правильный ответ: Н. М. Карамзин «Письма русского путешественника».

4. Отзывы современников.

Кому из современников Н. М. Карамзина принадлежат эти слова?

10 баллов

«Карамзин есть первый наш историк и последний летописец».

Правильный ответ: А. С. Пушкину.

20 баллов

«К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести, роману, повести исторической, публицизму, изучению истории».

Правильный ответ: В. Г. Белинскому.

30 баллов

«Карамзин представляет, точно, явление необыкновенное. Вот о ком из наших писателей можно сказать, что он весь исполнил долг, ничего не зарыл в землю и на данные ему пять талантов истинно принес другие пять».

Правильный ответ: Н. В. Гоголю.

40 баллов

«Влияние Карамзина на литературу можно сравнить с влиянием Екатерины на общество: он сделал литературу гуманною».

Правильный ответ: А. И. Герцену.

50 баллов

Сперва попыткою искусства

На новый лад настроив речь,

Успел он мысль свою из чувства

Прозрачной прелестью облечь.



Россия речью сей пленилась,

И с новой грамотой в руке

Читать и мыслить приучилась

На карамзинском языке.

Правильный ответ: П. А. Вяземскому.

4. Подведение итогов игры. Награждение победителей.

5. Заключительное слово учителя.

По словам А. С. Пушкина, «Карамзин – великий писатель во всём смысле этого слова». В этом мы с вами сегодня ещё раз убедились. Действительно, его творчество оказало влияние на развитие русского литературного языка и русской литературы. Н. М. Карамзин «открыл» историю, сделал её понятной для широкого круга читателей. Неоценим вклад Н. М. Карамзина в становление и развитие русской журналистики.

Закончить игру мне хотелось бы стихотворением Ф. И. Тютчева «На юбилей Н. М. Карамзина», которое было написано в 1866 году:

Великий день Карамзина

Мы, поминая братской тризной,

Что скажем здесь перед отчизной,

На что б откликнулась она?



Какой хвалой благоговейной,

Каким сочувствием живым

Мы этот славный день почтим -

Народный праздник и семейный?



Какой пошлем тебе привет -

Тебе, наш добрый, чистый гений,

Средь колебаний и сомнений

Многотревожных этих лет?



При этой смеси безобразной

Бессильной правды, дерзкой лжи,

Так ненавистной для души,

Высокой и ко благу страстной,-



Души, какой твоя была,

Как здесь она еще боролась,

Но на призывный божий голос

Неудержимо к цели шла?



Мы скажем: будь нам путеводной,

Будь вдохновительной звездой -

Свети в наш сумрак роковой,

Дух целомудренно-свободный,



Умевший все совокупить

В ненарушимом, полном строе,

Все человечески-благое,

И русским чувством закрепить,-



Умевший, не сгибая выи

Пред обаянием венца,

Царю быть другом до конца

И верноподданным России...


Использованные источники:

Дойков Ю. В. Самые знаменитые историки России. – М.: ООО «Издательский дом «Вече», 2004.

Карамзин Н. М. Избранные сочинения в двух томах. М.: Художественная литература, 1964.

Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями. М., 1990.

http://www.rodovoederevo.ru/family23278/book_record4097 - стихотворение П. А. Вяземского о Н. М. Карамзине

http://rupoem.ru/tyutchev/velikij-den-karamzina.aspx - стихотворение Ф. И. Тютчева «На юбилей Н. М. Карамзина»

Три века русской поэзии. Сост. Н. Банников. М.: Просвещение, 1968.

Ссылки на использованные изображения указаны в презентации (слайды 45-47).

​​​​​​​


ПРЕЗЕНТАЦИЯ
PPT / 7.03 Мб


Опубликовано в группе «Внеклассные мероприятия»


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.