Интерактивные формы обучения как условие повышения мотивации к изучению английского языка.
Интерактивные формы обучения как условие повышения мотивации к изучению английского языка.
Для формирования мотивации учения необходимо решить вопросы развития и становления личности. Благодаря интерактивным методам обучения, которые стимулируют мыслительную активность обучающихся, значительно повышается мотивация обучающихся к обучению иностранным языкам. Школьная мотивация является одной из ключевых проблем педагогики, и она одинаково важна для всех его участников: студентов, преподавателей и учащихся. Мотивация более динамична, чем интеллектуальная сфера. Изменение в мотивации происходит быстро, а это может таить в себе множество рисков. Если её не контролировать, то она начинает снижаться, и мотив теряет свою силу.
«Согласно определению, мотивация представляет собой совокупность внешних и внутренних сил, побуждающих человека к действию, задающих границы и форму деятельности, а также придающих этой деятельности определенную направленность на достижение конкретных целей. Под влиянием мотивации поведение человека влияет на множество факторов, в том числе и индивидуально, и может меняться под воздействием обратных связей.
Высокая мотивация обуающихся возникает, когда обучение строится на учёте их личных интересов, потребностей и опыта, а также на способности к саморефлексии и самооценке. Применение интерактивных методов обучения в профессиональной деятельности позволяет достичь оптимальных результатов за минимальное время и с минимальными затратами. Практика показывает, что обучающиеся внимательно слушают, наблюдают, читают с размышлениями и активно участвуют в практических занятиях при использовании таких методов. Когда понимание приходит к обучающемуся само по себе, а не под давлением, оно усваивается более эффективно и прочно запоминается, что способствует его применению в будущей жизни. Для стимулирования интереса к обучению необходимо создавать подходящие условия, а использование интерактивных методов помогает сделать занятия увлекательными и результативными. При их применении обучающиеся развивают навыки анализа, применения знаний, работы в коллективе и формирования интереса к изучаемому предмету. Образовательный процесс, основанный на использовании интерактивных методов обучения, предполагает вовлечение всех участников в процесс познания без исключения.
Сегодня основные новшества в методике обучения связаны с применением интерактивных методов. Термин "интерактив" происходит от английского слова "interact", где "inter" означает "взаимный", а "act" - действовать. Интерактивность предполагает возможность взаимодействия и общения с кем-то или чем-то, будь то человек или компьютер. Следовательно, интерактивное обучение - это в первую очередь диалоговый процесс, в рамках которого происходит взаимодействие между преподавателем и учащимся.
Использование интерактивных методов при обучении английскому языку значительно более эффективно, чем традиционные занятия. На интерактивных уроках преподаватель и обучающиеся находятся на одном уровне, в равных условиях. Преподаватель не просто излагает материал, а становится активным участником обсуждения, направляя его в нужное русло. Такие занятия полезны, поскольку помогают учиться высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения.
Интерактивные методы обучения английскому языку помогают студентам не только обмениваться информацией, но и приобретать практические навыки общения на английском, учат выражать свои мысли, реагировать на высказывания собеседника. Преподаватель на таких уроках выступает не только как ведущий, но и как помощник, который может быстро подсказать нужное слово или исправить ошибку. Использование интерактивных методов значительно ускоряет процесс изучения иностранного языка.
Основная цель применения интерактивных методов обучения английскому языку заключается в формировании мотивации к изучению языка, развитии речевых навыков, способствующих взаимопониманию и совместному решению задач. Важно, чтобы каждое занятие было интересным, мотивирующим и способствовало активному участию обучающихся в учебном процессе.
Современные преподаватели иностранного языка получили большую свободу в выборе методов обучения, в творческом подходе к содержанию программы. Среди разнообразия методов выделяются те, которые основаны на личностно-ориентированном подходе, ставящие перед собой задачу создания комфортной обстановки для обучающихся, стимулирующие интерес, развивающие потребность использовать язык на практике и мотивирующие к обучению. Современные глобальные изменения в политике и экономике требуют нового подхода к изучению английского языка. Растущая потребность в специалистах, способных свободно общаться на иностранном языке, привела к пересмотру методов преподавания. Сегодня акцент делается на развитии коммуникативных навыков на иностранном языке. Этот процесс включает в себя живые ситуации, естественное общение и эмоциональное вовлечение. Новые цели требуют изменений в уровне владения языком, в подходах к содержанию и структуре учебного материала, а также в использовании разнообразных методов контроля.
Одну из ключевых ролей в этом процессе играют информационные и коммуникационные технологии, включая мультимедийные средства обучения. В современном мире успешно общаться с помощью иностранного языка может тот, кто умеет эффективно использовать информационные технологии. Компьютер рассматривается как инструмент, способствующий мотивации обучающихся, развитию языковых навыков и улучшению владения английским. Благодаря компьютеру обучающийся может использовать все три канала восприятия: слуховой, зрительный и двигательный, что способствует более глубокому усвоению материала, повышает активность обучающихся, поддерживает интерес к предмету и расширяет возможности для самостоятельной работы.
Мультимедийные программы по изучению английского языка включают различные методики, позволяющие проводить знакомство, тренировку и проверку знаний студентов. Использование мультимедийных средств не исключает традиционные методы обучения, а дополняет их на всех этапах обучения.
Применение компьютера не только повышает эффективность обучения, но и стимулирует обучающихся к самостоятельному изучению английского языка. Интерактивный мультимедийный компонент на уроках способствует более глубокому вовлечению обучающихся, увеличивает интерес к предмету и улучшает усвоение материала.
Интерактивный подход к обучению включает различные методики, такие как "Деловая игра", исследовательская работа обучающихся в группах, выступление студентов в роли преподавателя, а также просмотр фильмов и разбор текстов песен на иностранном языке. Целью интерактивного обучения является создание условий, при которых обучающиеся самостоятельно приобретают знания и развиваются.
Литература
1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 1999. - С. 528.
2. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активации обучения. - М.: Академия, 2008. - С.176.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компе-ентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - С. 40.