Интерактивные формы развития навыков письменной речи при обучении английскому языку в начальной школе
Интерактивные формы развития навыков письменной речи при обучении английскому языку в начальной школе
Актуальность обучения письму и письменной речи в последние годы несомненно возрастает и вызывает все больший интерес среди методистов, учителей – практиков, начинающих педагогов. Это обусловлено тем, что роль письма в обучении английскому языку, как любому иностранному, повышается. Считаю, что обучение письменной речи - большая ответственность, так как, многие учащиеся выбирают английский язык при сдаче ОГЭ и ЕГЭ после 9 и 11 классов. Без сомнения, значимость умений написания эссе и личного письма наиболее очевидна на старшем этапе обучения ИЯ, но формирование данных умений следует начинать с самого начального периода овладения ИЯ, когда закладываются основы коммуникативной компетенции, т.е. способностей и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Для реализации этого необходимо знать грамматику ИЯ, так как знание грамматики заметно влияет на качество письменной и устной речи учащихся, а также способствует усвоению всего языкового материала. Наша задача, как учителей английского языка, создать максимально подходящие условия для овладения навыками письменной речи.
Как и каждый учитель, преподающий английский язык, я столкнулась с проблемой объяснения грамматики АЯ в младших классах. Ученикам 2, 3 и 4 классов тяжело понять суть сложных правил, так как у них мало представлений о самом языке, скудный словарный запас, а кроме этого нужно учитывать, что не все грамматические понятия имеют идентичные универсалии в родном языке.
Для того что бы учащиеся легко поняли грамматические правила и не потеряли мотивации к изучению языка, необходимо преподносить материал интересно, учитывая психологические особенности учеников.
Так как ведущие виды памяти у детей – образная и эмоциональная, поэтому, ученики младших классов, в первую очередь, запомнят то, что кажется им ярким и неожиданным, вызовет у них эмоциональный отклик.
Для того что бы помочь ученику понять грамматические правила АЯ, каждый учитель использует в своей работе целый арсенал новых педагогических технологий и методик. Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений в современном профессиональном образовании. Поэтому я обратилась к интерактивным формам обучения. Моя практика показала, что использование активных методов является наиболее эффективным путем, способствующим обучению грамматики учеников начального звена.
Сравнение пассивных и активных подходов к обучению и восприятию информации показывает, что при преимущественно при пассивной подаче материала обучаемые сохраняют в памяти:
10 % того, что читают; 15 % того, что слышат; 25 % того, что видят; 50 % того, что слышат и видят.
В то же время при активном восприятии информации учащиеся удерживают в памяти:
40% того, что говорили сами; 60 % того, что делали сами.
Интерактивное обучение – это одна из разновидностей активного метода обучения. Интерактивные методы обучения – это всегда взаимодействие, сотрудничество, поиск, диалог, игра. Работа с интерактивными тетрадями - это передовая методика для обучения детей школьного возраста, такие тетради универсальны и позволяют изучать грамматический аспект английского языка весело и увлекательно.
Что такое интерактивная тетрадь?
Интерактивная тетрадь – это современная форма ведения ученической тетради, с правилами грамматики, которая также может включать лексику по разным темам, которая позволяет обучающимся активно участвовать, анализировать взаимодействовать с новой информацией на занятиях. Информация в интерактивной тетради не объединена одной темой, не имеет сюжета. В нее удобно включать все правила и конструкции, изучаемые на уроках. Она помогает оживить уроки, создать условия для практического использования теоретической информации, собрать все изученные темы и конструкции в одном месте, многократно повторять их.
Задачи, которые помогают решать интерактивные тетради:
- компактная организации информации по изучаемой теме;
- визуализация теоретического материала;
- структурирование сложной информации;
- детальное понимание и запоминание информации по изучаемой теме;
- многократное повторение и закрепление материала по пройденной теме, учитывая различные способы восприятия информации детьми (аудиалы, визуалы, кинестеты и дискреты (опираются на логику – суть и взаимосвязи)
- развитие познавательного интереса и творческого мышления.
Как выглядит интерактивная тетрадь?
Это обычная тетрадь в клеточку или на кольцах, внутри которой размещаются разнообразные вкладыши, интерактивные схемы, кармашки, шаблоны, конвертики, книжки с грамматическими правилами, которые складываются и раскладываются.
Таким образом, можно сказать, что интерактивная тетрадь - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Интерактивная тетрадь позволяет формировать у детей умение находить нужную информацию среди множества источников. Для учащихся эта тетрадь - возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный материал в занимательном виде.
Объясняя грамматическое правило, которое чаще всего преподношу в форме стихотворения или сказки, выдаю каждому ученику шаблон, который необходимо вырезать и оформить по моей рекомендации (инструкции). Ученик самостоятельно работает с шаблоном правила дома или на уроке, оформляет его и пользуется при выполнении заданий, таким образом, в игровой и познавательной форме он легко усваивает грамматический материал и учится применять его на практике.
Когда можно использовать эти тетради?
- для введения материала
- для отработки материала
- повторение темы
- демонстрационный материал
Виды шаблонов
- готовые шаблоны с картинками и текстами
- пустые шаблоны для заполнения
- шаблоны сделанные своими руками
Несомненно, использование интерактивных тетрадей имеет множество полезных свойств. Среди них наглядность, интерактивность, активизация творческого мышления, повышение интереса к предмету, развитие памяти, воображения, логики. Интерактивные шаблоны универсальны – их можно применить к любой теме и типу урока. Всё это отвечает требованием ФГОС и дает нам, как учителям простор для деятельности, где учитель не единственный источник знаний и ведущий урока, напротив – ученик сам собирает и организует информацию и в любой момент готов открыть тетрадь для повторения и даже для игры.
В результате работы с интерактивной тетрадью урок становится увлекательным и эффективным, сложные и скучные грамматические правила для учеников становятся понятными и интересными для изучения, все ученики принимают участие в работе с интерактивными шаблонами. В ходе работы учащиеся учатся систематизировать и представлять информацию кратко и наглядно, а также развивают мелкую моторику. Кроме того, развиваются творческие способности учащихся. По моим наблюдениям, используя активные и интерактивные методы обучения на уроках, объем усвоенного учениками материала повышается до 90%.
4