12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Александровна443
Россия, Томская обл., Томск

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ ПОО ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ

Сыренкова Юлия Александровна

ОГБПОУ «Колледж индустрии питания, торговли и сферы услуг», г. Томск, Россия


Ключевые слова: Профилактическая работа, обучающийся, ПАВ, здоровый образ жизни, духовность, нравственность, творчество, ресурсы, низкая успеваемость, адаптация, социальная зрелость.


В образе жизни многих людей наблюдается широкая распространенность поведенческих факторов, оказывающих отрицательное влияние на здоровье человека: курение, гиподинамия, злоупотребление лекарствами и др. В России растет уровень алкоголизации и наркотизации, что является неотъемлемой частью ши­роко распространенных социальных недугов. Тревогу вызывает распространение психоактивных веществ среди подрастающего по­коления.

Образ жизни современного человека в России формируется под бесконтрольным агрессивным влиянием рекламы (в т.ч. скрытой), теле-, видеопродукции, СМИ, которые навязывают моду на употребление алкоголя, табакокурение, беспорядочные половые отношения, здоровье через лекарства и другие поведенческие факторы, оказывающие отрицательное влияние на здоровье человека. Поразительно быстро сформировался у россиян, так называемый, «пивной образ жизни». Потребление табака в России приняло угрожающие размеры. В то же время научно обоснованная информация по вопросам сохранения и укрепления здоровья, о профилактике заболеваний и употребления психоактивных веществ для населения малодоступна.

Особая опасность употребления ПАВ в юношеском возрасте заключается в том, что указанный кон­тингент в силу незавершенности возрастного психического и физического развития быстрее, чем взрослые, попадает в болезненную зависимость.

В данной ситуации актуальность ведения профилактической работы по предупреждению употребления молодыми людьми ПАВ является бесспорной.

Профилактическая работа, направленная на ограничение употребления психоактивных веществ в молодёжной среде, является одним из приоритетных направлений в комплексе мероприятий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (Указ Президента Российской Федерации от 23.02.2018 г. № 85 «О внесении изменений в Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации»).

В соответствии с требованиями Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» профилактическая деятельность должна ориентироваться на реализацию задач первичной профилактики, основанной главным образом на развитии культуры здорового образа жизни и других социально значимых ценностях – созидании, творчестве, духовном и нравственном совершенствовании человека.

Система российского образования выступает активным участником реализации задач первичной профилактики ПАВ. Существенный вклад в формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения можно осуществить за счет комплексной системной профилактической работы с несовершеннолетними и молодёжью, используя профессиональный, организационный ресурсы системы образования.

В систему профессионального образования сегодня, приходят педагогически запущенные обучающиеся. Зачастую это подростки, приехавшие, в большой город из расположенных рядом деревень и сел, чаще всего – с ослабленным здоровьем и с «клубком» психологических проблем, главные из которых – затруднение в общении, неуверенность в своих силах, отсутствие навыков заниматься систематически и наличие вредных привычек, в том числе девиантного (отклоняющегося) поведения.

Сказанное дает основания отнести проблему психологической поддержки и профилактики, обучающихся в период адаптации к образовательному процессу, а так же к перемене места жительства – к числу актуальных проблем образования.

От того, как произойдет приобщение личности к новым условиям вхождения в учебную деятельность, насколько будут преодолены трудности с приобретением социально значимых навыков, зависит, как сформируется у обучающихся умение найти способы реализации себя как личности, так и профессионала. Поэтому большая часть профилактических мероприятий направлена на работу со студентами первого курса.

Проходит немало времени, прежде чем первокурсник приспособится к условиям обучения в колледже. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе и большой отсев по результатам первой сессии. Приспособление к новым условиям требует от обучающихся много сил, он должен сам ставить перед собой цели близкие к учебной или иной познавательной или общественной деятельности.

Цель профилактической работы:

Создание условий для успешной реализации профилактической работы с использованием интерактивных методов способствующих формированию социальной зрелости обучающихся.

Профилактическая работа в колледже реализуется через:

1. Социально-психологическое тестирование обучающихся. В профессиональных образовательных организациях Томской области разработан в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2014 г. № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в общеобразовательных организациях высшего образования», письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 29 августа 2019 № ТС-2035/07 «О направлении информации» и определяет правила проведения социально-психологического тестирования, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

2. Заинтересованная занятость обучающегося. Научно-исследовательская работа, спорт, хобби, общение по интересам в разнообразных кружках, секциях и т. п. Когда студенту интересно и без употребления ПАВ, если он самореализуется и достигает определенных результатов, он повышает самооценку и у него появляется уверенность в себе. Этот фактор делает не нужным прием ПАВ для избежания тревожности, неуверенности или ухода от проблем. К тому же, заинтересованный, движущийся к определенным целям человек не страдает скукой и не защищается от нее опьянением.

3. Внимание к окружению молодого человека. Знание условий жизни студентов, интересов, событий. Это довольно сложно осуществить, не нарушая естественного стремления молодого человека к самостоятельности, не прибегая к сверхконтролю. Знание обстоятельств его личной жизни возможно только при условии взаимного доверия. 4. Правдивая информация о губительных последствиях употребления ПАВ. Молодых людей плохо убеждают слова об ухудшении состояния здоровья и ранней смерти: это кажется им далеким и невероятным. Но угроза импотенции, невозможность иметь здоровых детей и семью, психозы, умственная деградация способны произвести на них впечатление.

5. Воспитание лидерских качеств. Это дает возможность противостоять влиянию, оказываемому извне, и отстаивать собственную позицию.

6. Психологическая грамотность и навыки, позволяющие конструктивно и своевременно разрешать проблемы и конфликты. Неблагополучное психологическое состояние может накапливаться подспудно, если проблемы и конфликты, которые вполне естественно возникают в жизни каждого человека, не будут вовремя разрешаться. В таком случае желание разрядки может привести к употреблению наркотических веществ.

7. Здоровые взаимоотношения в коллективе. Доверие, принятие, уважение, поддержка – это то, что дает каждому члену коллектива опору и возможность устоять в сложных жизненных ситуациях. Они не возникают сами собой, а являются результатом обучения.

8. Общие интересные занятия и увлечения членов семьи. Влияния сверстников все равно не избежать, но если в дружной семье есть интересное общение и общие цели, ее ценности перевесят деструктивные ценности уличного окружения. Более того: мнение семьи влияет на выбор друзей не по принуждению, а как авторитетный «внутренний судья».

Профилактическая работа в колледже строится в тесном взаимодействии различных специалистов, семьей:

Социальный педагог и куратор

установление контактов с семьей;

осуществление социально-психологической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

организация и проведение мероприятий в форме классных часов, групповых бесед, часов общения по формированию здорового жизненного стиля.

Педагог-психолог и куратор (педагог)

установление контактов с семьей;

обучение обучающихся безопасному поведению;

мероприятия по предотвращению стрессовых состояний и состояний нервно-психического напряжения;

проведение тренингов по позитивной профилактике наркомании, алкоголизма и других видов асоциального поведения;

индивидуальное консультирование обучающихся;

индивидуальное консультирование родителей или лиц их заменяющих;

консультирование педагогов по результатам диагностических процедур, профессиональным вопросам.

Медицинский работник и педагог

обучение педагогического состава простейшим приемам выявления различных видов опьянения;

просвещение педагогов и обучающихся о тяжких социальных и медицинских последствиях употребления ПАВ.

Куратор и семья

постоянный контакт с семьей;

совместное решение возникающих проблем.

Педагог-организатор и обучающийся

организация культурного досуга обучающихся;

создание условий для творческой самореализации студентов;

организация органов студенческого самоуправления.

Специалисты профилактических центров и обучающийся

проведение профилактических мероприятий по привлечению обучающихся к пропаганде здорового образа жизни, предупреждению асоциальных явлений (инфо-палатки, инфо-выставки, видео-лекции, беседы, тренинги профилактической направленности, экскурсии, тематические праздники, конкурсы).

Социальными партнеры колледжа: МАУ ЦПСА «Семья», ОГБУЗ Центр общественного здоровья, Фонд «Сибирь-СПИД-Помощь», Воскресная школа Свято-Троицкой церкви г. Томска, МБ «Северная».

Куратор и обучающийся

совместная организация внеаудиторных мероприятий.

Результатом реализации профилактической работы по формированию социальной зрелости обучающихся является снижение количества обучающихся, употребляющих ПАВ, изменение отношения к своему здоровью, увеличение количества обучающихся, ведущий здоровый образ жизни.

Отслеживание результатов профилактической работы в колледже проводится с помощью мониторинга.

В рамках нашего учебного заведения разработан комплекс профилактических мероприятий направленных на предупреждение формирования негативных ценностей и мотивов употребления ПАВ, пропаганду здорового образа жизни, которые включают в себя вовлечение студентов в общественно-полезную творческую и научно-исследовательскую деятельность, занятия спортом, искусством, организацию здорового досуга и т.д.. Только совокупное действие единой воспитательной системы, создание здоровьесберегающего образовательного пространства, влияние личности педагога и его деятельности, эффективная организация социальной ситуации развития, личностное и социально-ролевое общение, осуществление деятельностного сотрудничества в коллективе, активная, творческая деятельность обучающихся, может дать положительный воспитательный и профилактический эффект.

Обучающийся колледжа за время обучения должен получить необходимое количество знаний по вопросам сохранения и укрепления здоровья, которые помогут ему не только реализовать себя в профессии, но и прожить собственную жизнь с высоким качеством, придерживаясь здорового жизненного стиля. Тема профилактики употребления ПАВ актуальна и требует особого внимания.

Множество причин позволяют выделить СПО в качестве оптимального места для осуществления профилактической работы.

Во-пер­вых, в процессе обучения формируется мировоззрение и система ценностей будущих специалистов. Во-вторых, система профессионального образования охватывает такой воз­раст, когда ряд уже имеющихся проблем со здоровьем или вредными привычками может быть успешно преодолен или скомпенсирован. И, в-третьих, особенности пове­дения, вызывающие проблемы со здоровьем, затрудняют получение хоро­шего образования, приводят к отрицательным социальным последствиям и негативно влияют на формирование морально-нравственного облика.

Комплекс воспитательных воздействий, осуществляемых в нашем учебном заведении, способствует целенаправленному формированию положительных ценностных установок, моделей поведения, создает предпосылки для устойчивости и социальной зрелости, и направлен на то, чтобы студенты были подготовлены к выполнению своих социальных и профессиональных обязанностей в обществе.























































Приложение 1.

Мероприятие в общежитии:

«Посвящение в студенты»

t1643768817aa.jpg

Квест-игра

«Путеводитель по Октябрьскому району»

t1643768817ab.jpg









Онлайн-семинар от ОГБУЗ «ЦОЗ»

«Принципы здорового образа жизни» 

t1643768817ac.jpg

День матери!

t1643768817ad.jpg

Экскурсии

t1643768817ae.jpg

Мастер-классы

t1643768817af.jpg

t1643768817ag.jpg

Психологическое просвещение студентов

t1643768817ah.jpg

Информационные площадки по профилактике ПАВ

t1643768817ai.jpg

Инсталляции по профилактике ПАВ

t1643768817aj.jpg

Тренинг хорошего настроения для преподавателей

t1643768817ak.jpg



Профилактика ПАВ от соц партнеров

t1643768817al.jpg

Квест «Вечеринка»

t1643768817am.jpg

Духовно-нравственное развитие студентов

«Трезвение – основа духовного здоровья»

t1643768817an.jpg







Участие в праздновании Покрова (с. Петухово)

t1643768817ao.jpg

Экскурсия в МБ «Северная»

t1643768817ap.jpg

ЖЕНЩИНА В ТРАДИЦИОННОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

t1643768817aq.jpg









День учителя

t1643768817ar.jpg

Новый год для детей сотрудников

t1643768817as.jpg

Масленница

t1643768817at.jpg







Студенческая весна

t1643768817au.jpg

Патриотический клуб

t1643768817av.jpg

Профилактика ВИЧ-инфекции, флеш-моб, инфопалатки, квизы, настольная игра Лаборатория СВИПЕР

t1643768817aw.jpg

Акция «Думай до, а не после»

t1643768817ax.jpg

Просмотр профилактических фильмов

t1643768817ay.jpg

Выставка «Только так» t1643768817az.jpg

Единый день профилактики

t1643768817ba.jpg





























Приложение 2.

Анализ заинтересованных сторон:

Заинтересованная сторона

В чем интерес

На что направлено:

Целевая группа

Образовательное учреждение: администрация

Повышение информационной культуры:

- снижение уровня конфликтности

- уменьшение количества отчисленных

Гармонизация микроклимата студенческих групп.

Сохранность контингента

Обучающиеся,

Родители , педагоги

Образовательное учреждение: обучающиеся

Появление места проявления интереса и самопознания.

Возможность встречи со специалистами для получения профессиональной консультации

Организация досуга

Получение ответов на вопросы от компетентных людей

Обучающиеся, иногородние обучающиеся, «группы риска»,

дети-сироты,

обучающиеся ОВЗ и инвалиды

Родители

Включенность в образовательный процесс

Информированность родителей о реальности ситуации

Изменение детско-родительских отношений

Обучающиеся,

родители

Органы власти

Интеграция всех структур на решение подростковых проблем

Разработка и реализация совместных программ

Обучающиеся

Медицинские учреждения

Снижение количества абортов среди подростков

Повышение репродуктивного потенциала обучающихся

Медико-психологическое сопровождение подростка

Обучающиеся

Общественные организации

Увеличение числа благотворительных акций и их участников

Расширение социальных связей

Формирование жизненных ценностей обучающихся

Планы совместной работы

Обучающиеся, социальные учреждения







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.