Статья «Использование современных интерактивных технологий в образовательном процессе со студентами с легкой умственной отсталостью»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СО СТУДЕНТАМИ
С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Румянцева Елена Александровна,
преподаватель, ГБПОУ «Технологический колледж им.Н.Д. Кузнецова»,
методист, ГБОУ ДПО СО «Центр специального образования»
При организации учебного процесса для лиц с ОВЗ и инвалидностью, традиционные образовательные технологии, которые ориентируются на организацию образовательного процесса, как прямую трансляцию знаний от преподавателя к студенту (преимущественно на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения) не могут быть основными в работе педагога. Преподаватели ГБПОУ «Технологический колледж им.Н.Д.Кузнецова» используют широкий спектр форм и методов работы с данной категорией обучающихся.
Студенты, обучающиеся в колледже по программам профессиональной подготовки, по большей части имеют легкую умственную отсталость. Лица с данным диагнозом имеют следующие особенности:
трудности в концентрации внимания;
способность к абстрагированию почти отсутствует;
сложно воспринимают логические связи между предметами;
встречаются нарушения речи (искажение звуков, бедный словарный запас);
не могут перессказать прочитанное, услышанное;
действия импульсивны, часто развит негативизм;
могут формировать простейшие обобщения;
присутствует механическая память без осмысления повторяемого;
некоторым свойственна частичная одаренность;
запоминают правила и выражения, которые употребляются шаблонно.
При построении учебного процесса с данной категорией обучающихся используются следующие формы работы:
1. Лекция с использованием мультимедийных презентаций (лекция-визуализация) является одной из эффективных форм преподнесения теоретического материала.
Около 80% учебных занятий сопровождаются представлением материала на интерактивной доске в виде схем, таблиц, иллюстраций, образцов, фотографий и пр. Наглядность значительно повышает способность студента к запоминанию и воспроизведению полученной информации, а также повышается концентрация внимания в связи с повышением интереса к занятию.
Информация, полученная студентами при просмотре видеосюжетов и обучающих мультфильмов, откладывается в памяти гораздо лучше и на более длительные сроки.
2. Лекция-беседа, лекция-дискуссия на темы, которые понятны или близки студентам, показывают вовлеченность практически всей группы в обсуждение, что бывает иногда трудно сделать, особенно, если в группе есть студенты с аутизмом, которые с трудом принимают участие в коллективной работе.
3. Работа в малых группах (в парах, тройках) дает больше возможности активно участвовать в занятии, играть ведущие роли, учиться друг у друга. Сильные учащиеся помогают более слабым обучающимся, и процесс обучения проходит естественно.
4. Коллективные решения ситуационных задач раскрепощают, позволяют избавиться от стеснения. При такой форме работы более сильные студенты начинают озвучивать свои решения первыми, а более слабые подтягиваются к обсуждению, добавляют свои мысли, высказываются. Так, при решении ситуационной задачи, в работу включается максимальное количество студентов.
5. Творческие задания вызывают интерес у обучающихся, они обычно не имеют единственно правильного ответа, что позволяет студенту проявить себя и найти свое «правильное» решение.
6. Обучающие игры (деловые, ролевые игры) - моделирование различных ситуаций, связанных с выработкой и принятием совместных решений, обсуждением вопросов, имитация или реконструкция моделей ролевого поведения в предложенных сценарных условиях. Игра позволяет примерить на себя разные роли, отработать стандартные ситуации или попытаться применить нестандартный метод решения производственной задачи.
7. Мастер-классы как один из активных методов обучения. Мастер-класс позволяет наглядно продемонстрировать выполнение какой-либо работы. В качестве ведущего мастер-класса может выступать как эксперт в данной области, так и студент, владеющий данной компетенцией.
8. Интерактивная (виртуальная) экскурсия (выставка). Главное преимущество виртуальных экскурсий – не покидая аудитории ознакомиться с объектами, расположенными за пределами кабинета, города и даже страны. Это повышает информативность и производительность учебной деятельности. Например, виртуальные выставки архивных документов.
9. Экскурсия на рабочее место специалиста воспитывает интерес к профессии, позволяет закрепить ранее изученный материал и освоить новый в непринужденной обстановке.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков.
Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы занятий, что особенно важно при работе со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Список использованной литературы:
1. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – Спб.: Питер, 2010.
2. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. - №4.