Статья «Интерактивные методы работы со студентами ПОО по формированию социальной зрелости»
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ ПОО ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ
Сыренкова Юлия Александровна
ОГБПОУ «Колледж индустрии питания, торговли и сферы услуг», г. Томск, Россия
Ключевые слова: Профилактическая работа, обучающийся, ПАВ, здоровый образ жизни, духовность, нравственность, творчество, ресурсы, низкая успеваемость, адаптация, социальная зрелость.
В образе жизни многих людей наблюдается широкая распространенность поведенческих факторов, оказывающих отрицательное влияние на здоровье человека: курение, гиподинамия, злоупотребление лекарствами и др. В России растет уровень алкоголизации и наркотизации, что является неотъемлемой частью широко распространенных социальных недугов. Тревогу вызывает распространение психоактивных веществ среди подрастающего поколения.
Образ жизни современного человека в России формируется под бесконтрольным агрессивным влиянием рекламы (в т.ч. скрытой), теле-, видеопродукции, СМИ, которые навязывают моду на употребление алкоголя, табакокурение, беспорядочные половые отношения, здоровье через лекарства и другие поведенческие факторы, оказывающие отрицательное влияние на здоровье человека. Поразительно быстро сформировался у россиян, так называемый, «пивной образ жизни». Потребление табака в России приняло угрожающие размеры. В то же время научно обоснованная информация по вопросам сохранения и укрепления здоровья, о профилактике заболеваний и употребления психоактивных веществ для населения малодоступна.
Особая опасность употребления ПАВ в юношеском возрасте заключается в том, что указанный контингент в силу незавершенности возрастного психического и физического развития быстрее, чем взрослые, попадает в болезненную зависимость.
В данной ситуации актуальность ведения профилактической работы по предупреждению употребления молодыми людьми ПАВ является бесспорной.
Профилактическая работа, направленная на ограничение употребления психоактивных веществ в молодёжной среде, является одним из приоритетных направлений в комплексе мероприятий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (Указ Президента Российской Федерации от 23.02.2018 г. № 85 «О внесении изменений в Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации»).
В соответствии с требованиями Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» профилактическая деятельность должна ориентироваться на реализацию задач первичной профилактики, основанной главным образом на развитии культуры здорового образа жизни и других социально значимых ценностях – созидании, творчестве, духовном и нравственном совершенствовании человека.
Система российского образования выступает активным участником реализации задач первичной профилактики ПАВ. Существенный вклад в формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения можно осуществить за счет комплексной системной профилактической работы с несовершеннолетними и молодёжью, используя профессиональный, организационный ресурсы системы образования.
В систему профессионального образования сегодня, приходят педагогически запущенные обучающиеся. Зачастую это подростки, приехавшие, в большой город из расположенных рядом деревень и сел, чаще всего – с ослабленным здоровьем и с «клубком» психологических проблем, главные из которых – затруднение в общении, неуверенность в своих силах, отсутствие навыков заниматься систематически и наличие вредных привычек, в том числе девиантного (отклоняющегося) поведения.
Сказанное дает основания отнести проблему психологической поддержки и профилактики, обучающихся в период адаптации к образовательному процессу, а так же к перемене места жительства – к числу актуальных проблем образования.
От того, как произойдет приобщение личности к новым условиям вхождения в учебную деятельность, насколько будут преодолены трудности с приобретением социально значимых навыков, зависит, как сформируется у обучающихся умение найти способы реализации себя как личности, так и профессионала. Поэтому большая часть профилактических мероприятий направлена на работу со студентами первого курса.
Проходит немало времени, прежде чем первокурсник приспособится к условиям обучения в колледже. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе и большой отсев по результатам первой сессии. Приспособление к новым условиям требует от обучающихся много сил, он должен сам ставить перед собой цели близкие к учебной или иной познавательной или общественной деятельности.
Цель профилактической работы:
Создание условий для успешной реализации профилактической работы с использованием интерактивных методов способствующих формированию социальной зрелости обучающихся.
Профилактическая работа в колледже реализуется через:
1. Социально-психологическое тестирование обучающихся. В профессиональных образовательных организациях Томской области разработан в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2014 г. № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в общеобразовательных организациях высшего образования», письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 29 августа 2019 № ТС-2035/07 «О направлении информации» и определяет правила проведения социально-психологического тестирования, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.
2. Заинтересованная занятость обучающегося. Научно-исследовательская работа, спорт, хобби, общение по интересам в разнообразных кружках, секциях и т. п. Когда студенту интересно и без употребления ПАВ, если он самореализуется и достигает определенных результатов, он повышает самооценку и у него появляется уверенность в себе. Этот фактор делает не нужным прием ПАВ для избежания тревожности, неуверенности или ухода от проблем. К тому же, заинтересованный, движущийся к определенным целям человек не страдает скукой и не защищается от нее опьянением.
3. Внимание к окружению молодого человека. Знание условий жизни студентов, интересов, событий. Это довольно сложно осуществить, не нарушая естественного стремления молодого человека к самостоятельности, не прибегая к сверхконтролю. Знание обстоятельств его личной жизни возможно только при условии взаимного доверия. 4. Правдивая информация о губительных последствиях употребления ПАВ. Молодых людей плохо убеждают слова об ухудшении состояния здоровья и ранней смерти: это кажется им далеким и невероятным. Но угроза импотенции, невозможность иметь здоровых детей и семью, психозы, умственная деградация способны произвести на них впечатление.
5. Воспитание лидерских качеств. Это дает возможность противостоять влиянию, оказываемому извне, и отстаивать собственную позицию.
6. Психологическая грамотность и навыки, позволяющие конструктивно и своевременно разрешать проблемы и конфликты. Неблагополучное психологическое состояние может накапливаться подспудно, если проблемы и конфликты, которые вполне естественно возникают в жизни каждого человека, не будут вовремя разрешаться. В таком случае желание разрядки может привести к употреблению наркотических веществ.
7. Здоровые взаимоотношения в коллективе. Доверие, принятие, уважение, поддержка – это то, что дает каждому члену коллектива опору и возможность устоять в сложных жизненных ситуациях. Они не возникают сами собой, а являются результатом обучения.
8. Общие интересные занятия и увлечения членов семьи. Влияния сверстников все равно не избежать, но если в дружной семье есть интересное общение и общие цели, ее ценности перевесят деструктивные ценности уличного окружения. Более того: мнение семьи влияет на выбор друзей не по принуждению, а как авторитетный «внутренний судья».
Профилактическая работа в колледже строится в тесном взаимодействии различных специалистов, семьей:
Социальный педагог и куратор
установление контактов с семьей;
осуществление социально-психологической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
организация и проведение мероприятий в форме классных часов, групповых бесед, часов общения по формированию здорового жизненного стиля.
Педагог-психолог и куратор (педагог)
установление контактов с семьей;
обучение обучающихся безопасному поведению;
мероприятия по предотвращению стрессовых состояний и состояний нервно-психического напряжения;
проведение тренингов по позитивной профилактике наркомании, алкоголизма и других видов асоциального поведения;
индивидуальное консультирование обучающихся;
индивидуальное консультирование родителей или лиц их заменяющих;
консультирование педагогов по результатам диагностических процедур, профессиональным вопросам.
Медицинский работник и педагог
обучение педагогического состава простейшим приемам выявления различных видов опьянения;
просвещение педагогов и обучающихся о тяжких социальных и медицинских последствиях употребления ПАВ.
Куратор и семья
постоянный контакт с семьей;
совместное решение возникающих проблем.
Педагог-организатор и обучающийся
организация культурного досуга обучающихся;
создание условий для творческой самореализации студентов;
организация органов студенческого самоуправления.
Специалисты профилактических центров и обучающийся
проведение профилактических мероприятий по привлечению обучающихся к пропаганде здорового образа жизни, предупреждению асоциальных явлений (инфо-палатки, инфо-выставки, видео-лекции, беседы, тренинги профилактической направленности, экскурсии, тематические праздники, конкурсы).
Социальными партнеры колледжа: МАУ ЦПСА «Семья», ОГБУЗ Центр общественного здоровья, Фонд «Сибирь-СПИД-Помощь», Воскресная школа Свято-Троицкой церкви г. Томска, МБ «Северная».
Куратор и обучающийся
совместная организация внеаудиторных мероприятий.
Результатом реализации профилактической работы по формированию социальной зрелости обучающихся является снижение количества обучающихся, употребляющих ПАВ, изменение отношения к своему здоровью, увеличение количества обучающихся, ведущий здоровый образ жизни.
Отслеживание результатов профилактической работы в колледже проводится с помощью мониторинга.
В рамках нашего учебного заведения разработан комплекс профилактических мероприятий направленных на предупреждение формирования негативных ценностей и мотивов употребления ПАВ, пропаганду здорового образа жизни, которые включают в себя вовлечение студентов в общественно-полезную творческую и научно-исследовательскую деятельность, занятия спортом, искусством, организацию здорового досуга и т.д.. Только совокупное действие единой воспитательной системы, создание здоровьесберегающего образовательного пространства, влияние личности педагога и его деятельности, эффективная организация социальной ситуации развития, личностное и социально-ролевое общение, осуществление деятельностного сотрудничества в коллективе, активная, творческая деятельность обучающихся, может дать положительный воспитательный и профилактический эффект.
Обучающийся колледжа за время обучения должен получить необходимое количество знаний по вопросам сохранения и укрепления здоровья, которые помогут ему не только реализовать себя в профессии, но и прожить собственную жизнь с высоким качеством, придерживаясь здорового жизненного стиля. Тема профилактики употребления ПАВ актуальна и требует особого внимания.
Множество причин позволяют выделить СПО в качестве оптимального места для осуществления профилактической работы.
Во-первых, в процессе обучения формируется мировоззрение и система ценностей будущих специалистов. Во-вторых, система профессионального образования охватывает такой возраст, когда ряд уже имеющихся проблем со здоровьем или вредными привычками может быть успешно преодолен или скомпенсирован. И, в-третьих, особенности поведения, вызывающие проблемы со здоровьем, затрудняют получение хорошего образования, приводят к отрицательным социальным последствиям и негативно влияют на формирование морально-нравственного облика.
Комплекс воспитательных воздействий, осуществляемых в нашем учебном заведении, способствует целенаправленному формированию положительных ценностных установок, моделей поведения, создает предпосылки для устойчивости и социальной зрелости, и направлен на то, чтобы студенты были подготовлены к выполнению своих социальных и профессиональных обязанностей в обществе.
Приложение 1.
Мероприятие в общежитии:
«Посвящение в студенты»
Квест-игра
«Путеводитель по Октябрьскому району»
Онлайн-семинар от ОГБУЗ «ЦОЗ»
«Принципы здорового образа жизни»
День матери!
Экскурсии
Мастер-классы
Психологическое просвещение студентов
Информационные площадки по профилактике ПАВ
Инсталляции по профилактике ПАВ
Тренинг хорошего настроения для преподавателей
Профилактика ПАВ от соц партнеров
Квест «Вечеринка»
Духовно-нравственное развитие студентов
«Трезвение – основа духовного здоровья»
Участие в праздновании Покрова (с. Петухово)
Экскурсия в МБ «Северная»
ЖЕНЩИНА В ТРАДИЦИОННОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
День учителя
Новый год для детей сотрудников
Масленница
Студенческая весна
Патриотический клуб
Профилактика ВИЧ-инфекции, флеш-моб, инфопалатки, квизы, настольная игра Лаборатория СВИПЕР
Акция «Думай до, а не после»
Просмотр профилактических фильмов
Выставка «Только так»
Единый день профилактики
Приложение 2.
Анализ заинтересованных сторон:
Заинтересованная сторона | В чем интерес | На что направлено: | Целевая группа |
Образовательное учреждение: администрация | Повышение информационной культуры: - снижение уровня конфликтности - уменьшение количества отчисленных | Гармонизация микроклимата студенческих групп. Сохранность контингента | Обучающиеся, Родители , педагоги |
Образовательное учреждение: обучающиеся | Появление места проявления интереса и самопознания. Возможность встречи со специалистами для получения профессиональной консультации | Организация досуга Получение ответов на вопросы от компетентных людей | Обучающиеся, иногородние обучающиеся, «группы риска», дети-сироты, обучающиеся ОВЗ и инвалиды |
Родители | Включенность в образовательный процесс | Информированность родителей о реальности ситуации Изменение детско-родительских отношений | Обучающиеся, родители |
Органы власти | Интеграция всех структур на решение подростковых проблем | Разработка и реализация совместных программ | Обучающиеся |
Медицинские учреждения | Снижение количества абортов среди подростков Повышение репродуктивного потенциала обучающихся | Медико-психологическое сопровождение подростка | Обучающиеся |
Общественные организации | Увеличение числа благотворительных акций и их участников Расширение социальных связей | Формирование жизненных ценностей обучающихся Планы совместной работы | Обучающиеся, социальные учреждения |