Конспект занятия по развитию связной речи с использованием ИКТ
Конспект занятия по развитию связной речи с использованием ИКТ.
Тема: Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Цели:
1. коррекционно—образовательная: обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану;
2. коррекционно—развивающие:
- расширять и активизировать словарь по теме;
- развивать у детей умение грамматически правильно строить свое высказывание;
3. коррекционно—воспитательная: воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование: презентация с текстом рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка», предметные картинки с изображением ерша, морских, речных и аквариумных рыб (презентация).
Предварительная работа: чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», Н. Носова «Карасик», русской народной сказки «По щучьему велению». Игры: «Чей плавник, чьи жабры?», «Сосчитай рыбок».
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «Кто где живет?»
Логопед называет место обитания рыб, а ребенок должен выбрать и назвать из предметных картинок, которые расположены на столе, соответствующую рыбу.
Море — ... (акула).
Река — ... (карась).
Аквариум — ... (гурами) и т.д.
2. Объявление темы.
Как называется суп, который варят из рыбы? (Уха.) Сегодня мы узнаем, как ловил рыбу для ухи Юра в рассказе Е. Пермяка «Первая рыбка».
3. Показ презентации и чтение рассказа с последующим обсуждением.
Первая рыбка
Е. Л. Пермяк
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
О ком говорится в этом рассказе?
В какой семье жил Юра?
Куда отправилась Юрина семья?
Сколько рыбы поймал Юра?
Что сварили из рыбы?
Почему все стали хвалить уху?
Чему радовался Юра?
4. Физкультминутка.
Рыбка плавает в водице, |
Дети стоят в кругу. |
Рыбке весело играть. |
Волнообразные движения руками. |
Рыбка, рыбка, озорница, |
Бегут друг за другом. |
Рыбка спинку изогнула, М. Клюкова |
Далее по тексту. |
5. Повторное чтение рассказа.
После повторного чтения рассказа логопед говорит, что сейчас ребятам нужно будет его пересказать.
А пересказывать нужно так: сначала рассказать о том, куда отправилась Юрина семья, затем — сколько рыбы они поймали и закончить тем, чему радовался Юра (можно использовать вспомогательный материал в виде презентации).
Затем логопед обращается к детям: «Как вы будете рассказывать?» (Один—два ребенка повторяют план пересказа.)
6. Рассказы детей.
7. Итог занятия.