Интерактивные рабочие листы как цифровое средство органиации учителем учебной деятельности на уроках английского языка
Автор: Калинич Анастасия Анатольевна, учитель английского языка ГУО «Могилевская городская гимназия №1»
ИНТЕРАКТИВНЫЕ РАБОЧИЕ ЛИСТЫ КАК ЦИФРОВОЕ СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ УЧИТЕЛЕМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Работу учителя в современном мире невозможно представить без применения информационных технологий. Это не просто технические средства, а полноценные формы и методы обучения, количество которых растёт практически каждый день. Учителю всё сложнее ориентироваться в этом потоке информационных технологий и выбирать именно те средства, которые будут эффективны в учебном процессе.
Задача учителя иностранного языка состоит в создании условий практического овладения языком для каждого учащегося. Для этого необходим грамотный подход при выборе методов и форм обучения, которые дали бы возможность каждому раскрыть свой потенциал, проявить активность и творчество, активизировать познавательную деятельность при изучении иностранных языков. Сегодня образовательные Интернет-ресурсы прекрасно справляются с такими задачами и, кроме того, предлагают индивидуальный подход к каждому ученику и дифференциацию обучения с учётом способностей, интересов и уровня обученности детей.
Хочется обратить ваше внимание на использование информационных ресурсов сети Интернет на этапе реализации интерактивных методов, так как это самый доступный вид услуг, которым можно пользоваться во время занятия.
Существует огромное количество различных сайтов для обмена опытом и представления своих так называемых worksheets или рабочих листов, которые выполняются в текстовых редакторах и представляют собой несколько заданий, объединенных тематикой занятия. Они могут быть различными по форме и содержанию, могут быть направлены на развитие разных языковых навыков. Сегодня у нас есть удивительная возможность превратить рабочие листы из простых распечаток с заданиями в целые интерактивные уроки. Наверное, каждый учитель создавал свои рабочие листы с целью закрепления пройденного материала или контроля знаний, однако, теперь мы можем использовать их как метод представления новых знаний, подкрепляя рабочий лист видеороликом или ссылками на разнообразные сервисы, например, GoogleMaps или Quzzlet.
Такой формат работы подойдет практически каждому учителю на любом этапе учебного процесса. У вас есть возможность проявить своё творчество и воплотить свои идеи при создании своего собственного интерактивного рабочего листа или воспользоваться уже готовыми продуктами.
Интерактивный рабочий лист (ИРЛ) – пример средства организации учебной деятельности учащихся. Как правило, разрабатывается самим учителем с использованием облачных сервисов и веб-инструментов, например, Googledocs, Zoho creator и других.
Прототипом ИРЛ являются рабочие листы (worksheets), выполненные в обычном текстовом или табличном редакторе и широко использовавшиеся в обучении с использованием компьютера до массового появления сервисов WEB 2.0. Функция совместного редактирования и хранения документов, которую привнесли облачные сервисы в развитие этого вида дидактических средств, обеспечивает важную добавочную ценность материалов, созданных в «облаках», интерактивность [2, 63]. К достоинствам ИРЛ также можно отнести:
– возможность копирования шаблона рабочего листа;
– возможность совместной работы;
–возможность публикации и встраивания готовых документов в html – страницы – ученических электронных портфолио.
Интерактивные рабочие листы, в зависимости от их предназначения могут выполнять учащимися в парах, индивидуально на уроке или дома. Очень удобно и эффективно создавать такие рабочие листы для домашнего задания. Облачные технологии позволяют создавать целые классы, разрабатывать и автоматически проверять задания, выставлять отметки, закреплять объявления и вести беседу с одним или несколькими учениками онлайн, оставлять комментарии к работам.
Способов создания ИРЛ существует огромное множество, так как каждый учитель создаёт что-то уникальное. В целом можно выделить следующие самые распространенные способы [5]:
– использование элементов веб-квеста – проблемных заданий, объединенных общей темой или идеей с элементами ролевой игры и с пошаговым описанием этапов;
– включение элементов теста, сочетающего открытые и закрытые вопросы;
– разработку системы заданий на функциональную грамотность чтения при работе со сплошными и не сплошными текстами;
– конструирование заданий на поиск, отбор, преобразование интерпретацию информации из Интернета;
–использование системы упражнений, направленных на развитие умений структурирования и классификации информации, умения отбирать главное и второстепенное, схематизировать и т.д.
В зависимости от поставленной учебной задачи и способности учителя сконструировать ИРЛ, работа с интерактивными листами может включать в себя полный цикл учебных активностей - от погружения ученика в тему, и постановки проблемы до оценивания результатов ученической работы. Таким образом ИРЛ может быть инструментом, организующим самостоятельную работу. Это деятельность по конструированию новых знаний и овладению новыми способами универсальных учебных действий (УУД). Он подходит как для организации домашних заданий, так и для дистанционного обучения [1, 280].
Для создания интерактивных рабочих листов хорошо подходят инструменты, входящие в пакет Google Apps для образования: документы Google - Google Docs, таблицы Google - Google spreadsheet, рисунки Google - Google Drawings. А также сервис Wizer и всеми известные сервисы LearningApps и ProProfs.
Wizer (wizer.com) – онлайн сервис для создания интерактивных рабочих листов с возможностью вставки любого медиа материала: видеоролика, изображения, текста, аудиофайла и использования их в дистанционном обучении. Есть возможность графически оформить рабочий лист, самому подобрать оформление и шаблоны для заданий [3].
LearningApps (learningapps.org) – сервис для создания разнообразных образовательных приложений с заданиями на заполнение пропусков, соединение объектов (слова и изображения), мозаики, викторины, игра «Виселица» и др. Также можно включать в приложения ссылки, видеоролики, аудиозаписи и др [4].
Недостатком LearningApps можно назвать то, что нет возможности объединить несколько созданных приложений в один интерактивный рабочий лист. Все созданные продукты являются самостоятельными приложениями для которых предлагается огромный выбор шаблонов. Использовать сервис можно совершенно бесплатно, а также есть возможность использовать или редактировать уже созданные приложения по разным предметам и разным темам. Learning Apps предоставляет возможность объединять все приложения по тематике в личном кабинете; а также создавать классы и предоставлять доступ вашим ученикам к определенным заданиям [4].
В мире, который постепенно становится более быстрым и виртуальным, задача преподавателя идти в ногу со временем и совершенствовать свой арсенал методов и средств обучения. Интерактивные рабочие листы – это отличный вариант для тех, кто желает разнообразить работу своих учеников и выполнить все задачи образовательного процесса.
Список использованных источников:
Андреева Н.В. Шаг школы в смешанное обучение [Текст] / Н.В. Андреева, Л.В. Рождественская, Б.Б. Ярмахов. — М.: Буки Веди, 2016. — С. 280;
Ээльмаа Ю.В. Образовательные возможности Веб 2.0. Веб 2.0-сервисы Интернета — новые формы коллективного педагогического взаимодействия // Использование интернет-технологий в современном образовательном процессе. Ч. II. — СПб.: РЦОКОиИТ, 2008. – С. 63-80;
Интернет сервисы:
https://www.sites.google.com/site/ulejconf/teacher/vahendid/realizacia-mezpredmetnyh-svazej-i-sovmestnaa-rabota-ucitelej-predmetnikov/worksheets.